Вступление Республики Беларусь в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 11:05, реферат

Краткое описание

Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.).

Содержание

1. Всемирная торговая организация ВТО.
2. Как стать членом Всемирной торговой организации?
3. Плюсы и минусы от вступления в ВТО для Беларуси.
4. Позиция Европейского Союза и США.
5. Требования, предъявляемые к РБ по вступлению в ВТО.
6. Выводы.

Вложенные файлы: 1 файл

«Вступление Республики Беларусь в вто».doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)

– ускорить системные преобразования в белорусской экономике;

– добиться существенной либерализации внешнеторгового режима Беларуси;

– обеспечить соответствие функционирования механизмов торговых отношений Беларуси с Россией и другими странами СНГ нормам и принципам ГАТТ/ВТО;

– уменьшить риск конкурентной борьбы со стороны белорусских экспортеров на наиболее "чувствительных" рынках ЕС;

– обеспечить приемлемые с точки зрения ЕС условия доступа к белорусскому рынку товаров и услуг;

– гарантировать благоприятные условия транзита товаров ЕС через территорию Беларуси.

Анализ переговоров, состоявшихся в ходе первых заседаний Рабочей группы ВТО по Беларуси, позволяет сделать вывод о том, что позиция США:

  • во-первых, учитывает свои как политические, так и экономические интересы;
  • во-вторых, корректируется в зависимости от развития внутриполитических процессов страны-кандидата;
  • в-третьих, ярко демонстрирует преобладание политики над экономикой.

США, с одной стороны, формально поддерживают переговоры по присоединению Республики Беларусь к ВТО и будут дальше активно участвовать в переговорном процессе (навязывая при этом достаточно жесткие условия присоединения), с другой – по-прежнему не готовы в полном объеме распространить на Беларусь режим наибольшего благоприятствования.

Несмотря на успешное проведение первых раундов переговоров о присоединении Республики Беларусь к ВТО, по-прежнему остается несколько принципиальных вопросов, касающихся количественной оценки последствий полноправного участия в многосторонней торговой системе для экономики страны, учета интересов белорусских субъектов хозяйствования, оценки экономического эффекта в целом и возможностей для развития отдельных отраслей экономики в рамках свободного рынка. А это не только меры эффективной внутренней защиты, но и меры по стимулированию и помощи экспортерам, государственная поддержка конкурентоспособных производств. [2]

Для достижения поставленной цели необходимо привести законодательство Беларуси в соответствие с правилами ВТО, а также предоставить поставщикам из стран-членов этой организации возможность выхода на белорусский рынок по конкретным товарным группам и секторам услуг. Это не только ускорит процесс вхождения, но и устранит неблагоприятные тенденции в экономике республики.

Стране нужна экономическая подготовка к работе в условиях ВТО. Переговоры с данной организацией отныне привязаны к процессам, происходящим в этой области, а значит пришло время разработать программу по адаптации механизмов регулирования к  условиям ВТО, а именно – по совершенствованию и либерализации соответствующих отношения, прежде всего в области внешней торговли.

В связи с этим можно выделить несколько важнейших задач развития внешней торговли. Среди них расширение экономической самостоятельности предприятий за счет наделения всех субъектов хозяйствования возможностями наращивать внешнеэкономическую деятельность, установление связи между внутренними ценами. В качестве приоритетных целей можно назвать также включение отечественных производителей в конкурентную борьбу на внешнем и внутреннем рынках и повышение конкурентоспособности национального производства.

Какие главные проблемы необходимо решить в первую очередь? Прежде всего, изменить подходы к государственному регулированию (и отделить его от государственного управления) во внешнеторговой сфере, особенно в такой важной отрасли, как защита внутреннего рынка и поддержка отечественных производств.

Следует уходить от администрирования во внешней торговле. Практика, когда при выборе защитных мер для поддержки конкретных предприятий предпочтение нередко отдается директивным запретам, не только нарушает требования ВТО, но и зачастую идет вразрез с нашими договоренностями в рамках Союзного государства с Россией, которая уже действует по ее правилам.

Основной проблемой, сдерживающей процесс присоединения к ВТО, является нерешенность ряда внутренних вопросов. Без синхронизации с реформами в стране вступление не окажет позитивного эффекта на экономику. Было бы большой ошибкой рассматривать присоединение к этой организации как разовую акцию, направленную на повышение нашего международного престижа, что, конечно, тоже важно. Опыт Киргизии, Грузии, Молдовы, уже совершивших этот шаг, показывает, что без привязки к процессам внутреннего реформирования экономики он сам по себе не способен дать ощутимых преимуществ.

Для решения этих проблем МИД претворяет в действие комплекс инициатив, направленных на активизацию работы экономического блока правительства по выработке наших позиционных предложений, которые мы должны представить ВТО и отстаивать на переговорах с ее странами-членами. Подготовлена и утверждена переговорная директива, работает правительственная комиссия, координирующая усилия министерств, причем ее статус повышен указом Президента до вице-премьерского уровня, принято совместное постановление правительства и Нацбанка о приведении республиканского законодательства в соответствие с требованиями ВТО. [1]

Имеются и внешние проблемы, требующие своего разрешения. Это, прежде всего, необходимость привести в соответствие обязательства страны в рамках Таможенного союза между Беларусью, Россией, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и в рамках многосторонней системы регулирования торгово-экономических отношений ГАТТ/ВТО. [2]

В своих переговорах мы, безусловно, ориентируемся на Россию и наших партнеров в рамках Единого экономического пространства. Нельзя не учитывать, что Беларусь и Россия строят союзное государство и наши экономики «завязаны» друг на друге. Для нас очень важно, чтобы белорусско-российские тесные экономические связи сохранились и чтобы вступление наших стран в ВТО ни в коем случае не отразилось на уровне взаимной торговли.

На сегодняшний день Российская Федерация и Украина находятся на более продвинутой стадии, так как они уже подписали двусторонние соглашения по условиям присоединения с Европейским союзом – важным торговым партнером этих стран. Но это не говорит о том, что мы значительно отстаем от них на пути вступления в ВТО. Мы сможем добиться синхронного присоединения наших государств к этой организации, при котором разница в сроках не будет превышать один год. Но для нас критически важным является вопрос качества присоединения, то есть условий, на которых Беларусь вступит в ВТО, в том числе с учетом интересов, связанных с участием в региональной экономической интеграции.

Вопрос координации и взаимного учета интересов при присоединении к ВТО довольно остро обсуждался в процессе наработки базовых принципов функционирования ЕЭП. Было принято решение, что создание законодательства в области торгово-экономического сотрудничества в рамках ЕЭП будет осуществляться на основе правил и норм многосторонних торговых соглашений ВТО. Но вопрос выработки единых подходов по обязательствам стран ЕЭП перед ВТО оказался более сложным: не все члены «четверки» оказались готовы идти на компромисс и учитывать экономические интересы своих партнеров. Здесь сторонам придется пройти более долгий путь к созданию полноценного единого экономического пространства, свободного для передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Сегодня политические решения все еще преобладают над экономическим прагматизмом. Но время, развитие делового сотрудничества и экономический рост в наших странах докажут эффективность создания торговых блоков на территории Содружества Независимых Государств и неизбежно подтолкнут правительства к успешному взаимодействию в этой области. [5]

Несмотря на более чем 10-летний период взаимоотношений Беларуси с системой ГАТТ/ВТО, по-прежнему часто звучит вопрос о том, нужно ли стране быть полноправным участником ВТО. [2]

По мере продвижения переговоров с ВТО в России, да и у нас, все чаще поднимается вопрос о том, готова ли наша экономика к участию в ВТО, выдержим ли конкуренцию по международным правилам? [1]

Для правительства важно не только объяснять свои подходы по поводу вхождения РБ в ВТО, но и иметь обратную связь с обществом, выяснять его точку зрения по всем элементам переговорного процесса. Такие контакты необходимы, поскольку данная организация создана для обслуживания интересов бизнеса. Поэтому перспектива вступления в нее Беларуси, его стратегия и тактика, правовые нормы отечественного законодательства не могут волновать лишь группу республиканских органов управления. Промышленные предприятия, директорский корпус, а также банки, страховые учреждения, транспортные и телекоммуникационные компании должны более активно отслеживать осуществляемые контакты, влиять на формирующиеся в их ходе условия вхождения в мировое торговое сообщество, участвовать в определении конечных целей переговоров. [1]

Следует отметить, что в планы правительства не входит открытие белорусского рынка с даты вступления в ВТО. Что касается случаев, когда наши производители могут оказаться в тяжелом положении и если оно будет вызвано причинами, связанными с внешней торговлей, то ВТО разрешает использовать целый арсенал инструментов, позволяющих точечно защитить ту или иную отрасль или отдельное предприятие. Среди них и таможенный тариф, и ряд специальных защитных мер, причем они могут применяться как против недобросовестной конкуренции со стороны экспортеров, так и в случаях добросовестного импорта. Чтобы задействовать имеющиеся рычаги, необходимо принять соответствующее законодательство. Вот почему так важно активизировать работу в необходимом направлении. Наконец, последний аргумент. ВТО предоставляет любой стране возможность выхода из организации в течение: месяцев с момента уведомления. Но ни одна из 146 ее стран-членов еще не сделала этого.

Присоединение к ВТО – важный фактор реформирования экономических отношений. Принятие нашей республикой международных обязательств в этой области – гарантия равных, прозрачных правил игры, прежде всего, для наших субъектов хозяйствования, которые должны работать в условиях реальной зарубежной конкуренции. Это должно привести к формированию в стране эффективного экономического механизма, опирающегося на проверенную временем международную правовую систему. Предстоящий процесс может помочь в решении многих экономических проблем, а значит, затрагивает каждого белоруса.

 

 

 

Каковы сроки вступления Беларуси в ВТО? Если все пойдет так, как запланировано, то примерно через 2,5 года. Если же возникнут сложности, сроки, естественно, отодвинутся. Хоть ВТО и деполитизированная организация, тем не менее, политические процессы в мире влияют на решение некоторых экономических вопросов.

Но у Беларуси принципиальная позиция по вступлению в ВТО имеется. Торопиться не будем и на не выгодные для страны условия соглашаться не станем. [4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. А.Михневич. Присоединение к ВТО: условия и этапы.//Беларуская думка.-№2.-2003г.
  2. «Бюллетень нормативно-правовой информации».-№7.-2002г.
  3. М.Шиманский. Республика Беларусь и ВТО.//Республика.№168, №169.-2003г.
  4. Обозреватель.-2.07.2004г.
  5. http://www.mfa.gov.by

Информация о работе Вступление Республики Беларусь в ВТО