Вхождение России в Болонский процесс: перспективы развития профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 14:08, реферат

Краткое описание

1. Цели Болонского процесса и причины вступления России в европейское образовательное пространство.
2. Перспективы России от участия в Болонском процессе.
3. Законодательные меры по реализации Болонского процесса в России.

Вложенные файлы: 1 файл

болонский процесс.docx

— 32.37 Кб (Скачать файл)

§ "Болонский процесс: европейский и российский опыт управления университетами";

§ "Болонья глазами студентов";

§ "Болонский процесс: качество образовательных программ в современном вузе";

§ "Формирование инновационного потенциала вузов в условиях Болонского процесса".

Проведены обучающие семинары в семи федеральных округах на базе региональных вузов-координаторов.

Таким образом, законодательно Болонский процесс в России продвигается достаточно активно: на всех уровнях принимаются меры для реализации положений Болонской Декларации. На государственном уровне это законы и приказы, на уровне университетов — положения об организации учебного процесса и т.д. Проводятся многочисленные конференции и семинары. Некоторые мероприятия в направлении Болонского процесса в нашей стране начали реализовываться еще до официального подписания Болонской Декларации, в частности двухуровневая система образования существовала в России с 1996 года.

Развитие Болонского процесса в России не определяется только законодательными мерами — некоторые вузы, стремящиеся давать своим студентам самые современные знания, внедряют принципы Болонской Декларации без принуждения со стороны закона.

Однако необходимо констатировать, что не все декларируемые меры реализуются в полном объеме, например, несмотря на закон о введении двухуровневой системы образования, абсолютное большинство студентов обучаются по программе специалиста; многие мероприятия, запланированные правительством по реализации принципов Болонского процесса, до сих пор не осуществлены.

 

 

Заключение

Мы рассмотрели перспективы и этапы присоединения России к Болонскому процессу. В ходе исследования была обоснована целесообразность вхождения нашей страны в европейское образовательное пространство — цели Болонской декларации должны стать целями российской образовательной системы. Выгоды, которые получит наша страна, вузы, а также студенты и преподаватели неоспоримы. Также была показана давно назревшая необходимость модернизации российской системы образования. Советское образование считалось одним из лучших в мире, однако уже давно изменились требования, которым должно удовлетворять образование сегодня, устарела материально-техническая база подготовки профессионалов. Все вышеперечисленные факторы в совокупности составляют тот комплекс причин, который не позволяет нашей стране оставаться в стороне от происходящих изменений и заставляет интегрироваться в мировое образовательное пространство.

Законодательные меры по реализации Болонского процесса в России показали, что правительство восприняло предстоящие изменения с энтузиазмом. Начиная с 2003 года, был реализован ряд мероприятий, способствующих внедрению трехуровневой системы образования, были назначены головные вузы и вузы-координаторы по Болонскому процессу.

Анализ уровня реализации отдельных положений Болонской Декларации позволяет заключить, что принципы Болонского процесса в России реализованы ровно наполовину. Однако сравнение с Европой показывает несущественное отставание России.

Важно следующее — теперь, спустя 6 лет с момента подписания Россией Болонской Декларации, будет ли процесс продолжаться теми же темпами, не остановится ли после того, как российская образовательная система столкнулась с трудностями на пути его реализации? Для преодоления этих трудностей, на наш взгляд, потребуется немало сил и времени, ведь некоторые из проблем — неготовность вузов к переходу на новые стандарты и инертность восприятия рынком труда степени бакалавра — потребуют, возможно, несколько лет для их преодоления.

В будущем, надеемся, что этот шаг — подписание Болонской Декларации — положит начало комплексным реформам всей образовательной системы (а не только высшего образования), которые также коснутся и других сфер жизни российского общества. Ведь именно образование должно помочь нашей стране выйти на новый уровень в отношениях с Европой и миром.

 

 

Список использованной литературы

1. Актуальные вопросы  интернациональной гармонизации  образовательных систем: монография / Д. Бадарч, Б. Сазонов. — М.: Бюро ЮНЕСКО в Москве; ТЕИС, 2007. —190 с.

2. Анализ современного  этапа реализации Болонского  процесса в России(portal.ntf.ru/portal/pls/portal/docs/1/52308.DOC).

3. Анализ социально-экономических  и институциональных условий  адаптации образовательных программ  высшего профессионального образования  России к задачам Болонского  процесса (www.bologna.spbu.ru/application21.doc).

4. Афанасьев Ю. Роль инновационных  образовательных программ в реализации  принципов Болонского процесса / Ю. Афанасьев // Материалы семинара  по Болонскому процессу.

 


Информация о работе Вхождение России в Болонский процесс: перспективы развития профессионального образования