Вхождение России в Болонский процесс: перспективы развития профессионального образования
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 14:08, реферат
Краткое описание
1. Цели Болонского процесса и причины вступления России в европейское образовательное пространство. 2. Перспективы России от участия в Болонском процессе. 3. Законодательные меры по реализации Болонского процесса в России.
§ "Болонский процесс: европейский
и российский опыт управления университетами";
§ "Болонья глазами студентов";
§ "Болонский процесс: качество
образовательных программ в современном
вузе";
§ "Формирование инновационного
потенциала вузов в условиях Болонского
процесса".
Проведены обучающие семинары
в семи федеральных округах на базе региональных
вузов-координаторов.
Таким образом, законодательно
Болонский процесс в России продвигается
достаточно активно: на всех уровнях принимаются
меры для реализации положений Болонской
Декларации. На государственном уровне
это законы и приказы, на уровне университетов
— положения об организации учебного
процесса и т.д. Проводятся многочисленные
конференции и семинары. Некоторые мероприятия
в направлении Болонского процесса в нашей
стране начали реализовываться еще до
официального подписания Болонской Декларации,
в частности двухуровневая система образования
существовала в России с 1996 года.
Развитие Болонского процесса
в России не определяется только законодательными
мерами — некоторые вузы, стремящиеся
давать своим студентам самые современные
знания, внедряют принципы Болонской Декларации
без принуждения со стороны закона.
Однако необходимо констатировать,
что не все декларируемые меры реализуются
в полном объеме, например, несмотря на
закон о введении двухуровневой системы
образования, абсолютное большинство
студентов обучаются по программе специалиста;
многие мероприятия, запланированные
правительством по реализации принципов
Болонского процесса, до сих пор не осуществлены.
Заключение
Мы рассмотрели перспективы
и этапы присоединения России к Болонскому
процессу. В ходе исследования была обоснована
целесообразность вхождения нашей
страны в европейское образовательное
пространство — цели Болонской декларации
должны стать целями российской образовательной
системы. Выгоды, которые получит наша
страна, вузы, а также студенты и преподаватели
неоспоримы. Также была показана давно
назревшая необходимость модернизации
российской системы образования. Советское
образование считалось одним из лучших
в мире, однако уже давно изменились требования,
которым должно удовлетворять образование
сегодня, устарела материально-техническая
база подготовки профессионалов. Все вышеперечисленные
факторы в совокупности составляют тот
комплекс причин, который не позволяет
нашей стране оставаться в стороне от
происходящих изменений и заставляет
интегрироваться в мировое образовательное
пространство.
Законодательные меры по реализации
Болонского процесса в России показали,
что правительство восприняло предстоящие
изменения с энтузиазмом. Начиная с 2003
года, был реализован ряд мероприятий,
способствующих внедрению трехуровневой
системы образования, были назначены головные
вузы и вузы-координаторы по Болонскому
процессу.
Анализ уровня реализации отдельных
положений Болонской Декларации позволяет
заключить, что принципы Болонского процесса
в России реализованы ровно наполовину.
Однако сравнение с Европой показывает
несущественное отставание России.
Важно следующее — теперь, спустя
6 лет с момента подписания Россией Болонской
Декларации, будет ли процесс продолжаться
теми же темпами, не остановится ли после
того, как российская образовательная
система столкнулась с трудностями на
пути его реализации? Для преодоления
этих трудностей, на наш взгляд, потребуется
немало сил и времени, ведь некоторые из
проблем — неготовность вузов к переходу
на новые стандарты и инертность восприятия
рынком труда степени бакалавра — потребуют,
возможно, несколько лет для их преодоления.
В будущем, надеемся, что этот
шаг — подписание Болонской Декларации
— положит начало комплексным реформам
всей образовательной системы (а не только
высшего образования), которые также коснутся
и других сфер жизни российского общества.
Ведь именно образование должно помочь
нашей стране выйти на новый уровень в
отношениях с Европой и миром.
Список использованной
литературы
1. Актуальные вопросы
интернациональной гармонизации
образовательных систем: монография
/ Д. Бадарч, Б. Сазонов. — М.: Бюро ЮНЕСКО
в Москве; ТЕИС, 2007. —190 с.
2. Анализ современного
этапа реализации Болонского
процесса в России(portal.ntf.ru/portal/pls/portal/docs/1/52308.DOC).
3. Анализ социально-экономических
и институциональных условий
адаптации образовательных программ
высшего профессионального образования
России к задачам Болонского
процесса (www.bologna.spbu.ru/application21.doc).
4. Афанасьев Ю. Роль инновационных
образовательных программ в реализации
принципов Болонского процесса /
Ю. Афанасьев // Материалы семинара
по Болонскому процессу.