Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:08, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение внешнеторговой политики государства, основных методов государственного регулирования внешней торговли и анализ внешнеторговой политики России на современном этапе её развития. Вопрос о внешнеторговой политике России стал особенно актуальным в преддверии вступления России во Всемирную торговую организацию. Корректировка внешнеторговой политики приведет к изменению состояния экономики России в целом, так как внешняя торговля несет огромное значение для экономики страны.
Введение……………………………………………………………………… 3
Внешнеторговая политика и её виды ………………….. 5
Либерализация во внешнеторговой политике…….…………..6
Политика протекционизма……………………………………..9
Методы регулирования внешней торговли…………….14
Тарифные методы регулирования……………………………..15
Нетарифные методы регулирования…………………………..16
Современная внешнеторговая политика России……….22
Заключение…………………………………………………………….…….27
Список использованной литературы………………………………………29
Меры автоматического лицензирования. Суть этой меры заключается в том, что для ввоза или вывоза определенных товаров в стране требуется получение соответствующего документа – лицензии. С введением лицензирования осуществляется мониторинг за торговлей данными товарами. Так как лицензирование автоматическое, такого рода мониторинг не является ограничительной мерой, однако он облегчает введение таких мер в случае необходимости.
Самой жесткой формой ограничения импорта товаров является неавтоматическое лицензирование, или, так называемая, выдача разовых лицензий. Государственные органы выдают разрешение на совершение конкретных импортных (или экспортных) операций. В самой лицензии может устанавливаться порядок ввоза или вывоза определенного объема товаров. Лицензирование может выступать как составной частью квотирования, так и быть самостоятельным государственным инструментом регулирования импорта – экспорта. Государство имеет право по своей воле отказывать в выдаче лицензий неугодным ему фирмам, то есть ограничивать круг участников во внешней торговле данными товарами. Кроме того государство требует плату за выдачу лицензии, тем самым получает дополнительный доход и еще один способ ограничения ввоза или вывоза товаров.7
Монополистические меры, то есть государственная монополия внешней торговли в целом или отдельными товарами. Во многих случаях введение государственной монополии внешней торговли отдельными товарами в тех или иных странах мотивируется их руководством соображениями поддержания общественной морали, здоровья и нравственности, обеспечения стабильного снабжения населения лекарством, продовольственной безопасности, санитарно – ветеринарными соображениями.
Технические барьеры, то есть контроль за соответствием импортируемых товаров национальным стандартам, в том числе качества безопасности. Технические барьеры обязательны при пропуске отдельных категорий товаров через таможенную границу.
Внешнеторговая политика государства включает в себя государственную экспортную политику, направленную на увеличение количества продукции отечественного производителя экспортируемого за границу. Для стимулирования экспорта отечественной продукции государство использует субсидирование экспорта.
Под экспортными субсидиями понимаются пособия, преимущественно в денежной форме, предоставляемые государством предприятиям для стимулирования экспорта и повышения конкурентоспособности их продукции на зарубежных рынках путем предоставления им возможности снижать экспортные цены без сокращения прибыли. Различают несколько видов субсидий:
1) прямые субсидии, непосредственно выплачиваемые государством экспортеру в трех формах:
2) косвенные субсидии, предоставляемые
в виде различных льгот с
целью снижения затрат
Прямые субсидии имеют слишком явный характер, что существенно повышает вероятность принятия странами-импортерами ответных мер. Поэтому обычно экспортерам предоставляются косвенные субсидии.8
Глава 3. Современная внешнеторговая политика России
Современный этап развития внешнеторговой политики России можно рассматривать, начиная с мирового финансового кризиса 2008 года. Важнейшими направлениями внешнеторговой политики России до кризиса 2008 года было создание условий для устойчивого роста национального хозяйства в условиях повышения уровня открытости экономики и на этой базе содействие решению социально-экономических задач. Реализация национальной политики в этой сфере основывалась на использовании законодательно закрепленных мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, в том числе поддержки российских производителей и экспортеров путем создания условий для недискриминационного доступа товаров на внешние рынки, защиты внутреннего рынка и отечественных товаропроизводителей с применением общепризнанных в мировой практике правил. Однако мировой финансовый кризис заставил пересмотреть политику либерализации и принять меры по защите внутреннего рынка.
Во время кризиса 2008 года Россия являлась лидером по количеству принятых протекционистских мер. В течение 2009 года правительством России было принято более 60 постановлений, корректирующих импортный тариф РФ. Ставки таможенных пошлин не только повышались, но по значительному количеству товаров и понижались – прежде всего, ставки ввозных таможенных пошлин на высокотехнологичное оборудование. Из 600 товарных позиций, по которым были изменены ставки ввозных пошлин в 2009 г., на 350 позиций ставки пошлин были повышены. Пошлины повышались с целью защиты чувствительных для российской экономики отраслей и товаров, где имело место большое давление импорта, часто и импорта с применением демпинга и субсидий. Среди важнейших отраслей, в отношении которых были приняты меры таможенно-тарифной защиты в целях повышения конкурентоспособности, – автомобильная промышленность, сельхозмашиностроение, черная металлургия, станкостроение. В условиях кризиса во многих странах скопились огромные запасы готовой продукции, и многие производители были готовы сбывать их в других странах даже по заниженным ценам. Поэтому меры российского правительства были вынужденными и защитными. Но, тем не менее, в целом в 2009 г. по сравнению с предыдущим годом средневзвешенная ставка импортной пошлины даже сократилась: в 2008 г. она была 11,45%, а в 2009 г. – 10,7%.
В отношении российских товаров
в 2009 году торговые партнеры инициировали
4 антидемпинговых расследования, 5
пересмотров введенных ранее
антидемпинговых мер, а также 10 специальных
защитных расследований. По данным Минэкономразвития,
на 31 декабря 2009 года было зафиксировано
95 ограничительных мер, применяемых
иностранными государствами в отношении
российских товаров, в том числе
41 антидемпинговая мера, 7 специальных
защитных мер и 47 мер нетарифного
регулирования торговли, включая
меры административного
Активность политики протекционизма во время мирового финансового кризиса легко объясняется: угрожая социальными последствиями кризиса, можно было добиться увеличения ввозных пошлин, а также резкого роста внутренних цен и доходов неконкурентоспособных предприятий. В список торговых барьеров можно включить, например, решение правительства о ценовых преференциях – от 5 до 25% – для поставщиков российских товаров при размещении госзаказа. Это решение позволило российским поставщикам просто поднять цены на свою продукцию, не заботясь о ее качестве.
Очевидным примером протекционизма стало повышение с 12 января 2009 года импортных пошлин на легковые автомобили со сроком эксплуатации от 1 до 5 лет. Они увеличились в среднем до 30%, с одновременным увеличением налога пропорционально объему двигателя. Однако, как уже говорилось выше, с вступлением в ВТО России придется понизить ставку пошлины на ввоз легковых автомобилей. В целом, в 2012 году Россия пересмотрела практически всю внешнеторговую политику. Это связано с тем, что при вступлении в ВТО Россия будет вынуждена подкорректировать все таможенные тарифы под нормы принятые Всемирной торговой организацией.
В последнее время, особенно в связи со вступлением в ВТО, Россия всё больше стремится к либерализации внешнеторговой политики. Так на протяжении последних лет Россия провела большую работу по приспособлению своего механизма внешнеторгового регулирования к требованиям ГАТТ/ВТО. К сегодняшнему дню осуществлены следующие основные меры в этом направлении:
1. Россией признаны основные принципы свободы торговли, права каждого физического и юридического лица заключать экспортно-импортные сделки;
2. Основным регулятором внешней торговли таможенного тарифа признано сведение к минимуму других средств регулирования внешней торговли;
3.Россией признан принцип
наибольшего благоприятствования во внешней
торговле (в настоящее время соответствующий
режим предоставлен более чем 120 государствам,
включая всех участников международной
торговли);
4. Признан принцип национального режима
в отношении импортных товаров (сертификация
этих товаров осуществляется на основе
российских стандартов, а также применение
равного подхода к товарам импортного
и отечественного производства в отношении
налогов).
5. Признан принцип национального
режима в отношении прав интеллектуальной
собственности (российское законодательство
на равных основаниях охраняет права резидентов
и нерезидентов);
6. Россия практически полностью отказалась
от субсидированного экспорта;
7.Утверждена общепринятая номенклатура
таможенного тарифа, основанная на Гармонизированной
системе описания и кодирования товаров;
8. Утверждена система таможенного контроля,
базирующееся в основном на принципах
ГАТТ, включая порядок декларирования,
проверки, таможенного оформления товаров,
определения их таможенной стоимости
на основе реальной стоимости контракта.
9. Разрешение торговых споров проходит путем проведения консультаций и переговоров.
Одним из последних проектов России в области либерализации внешней торговли является создание таможенного союза ЕврАзЭС в 2010 году. Участниками таможенного союза являются Российская Федерация, Республика Беларусь и Республика Казахстан. Таможенный союз ЕврАзЭС предусматривает единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны-участники таможенного союза применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.
Создание таможенного союза позволит стимулировать экономическое развитие и может дать дополнительно до 15 % роста ВВП стран-участниц к 2015 году. Уже после создания таможенного союза наметилась тенденция роста международной торговли между странами – участницами.
Источник: www.gks.ru
После создания таможенного союза товарооборот России с Беларусью и Казахстаном превысил показатель товарооборота до кризиса 2008 года. Так товарооборот России с Республикой Беларусь возрос с 34059 млн. долларов в 2008 году до 39160 млн. долларов в 2011 году, а с Республикой Казахстан с 19678 млн. долларов в 2008 году до 22396 млн. долларов в 2011 году.9 Таким образом, таможенный союз между государствами привел к увеличению товарооборота и дальнейшему стимулированию международной торговли, что очередной раз подтверждает пользу либерализации внешней торговли. Также с 2012 года действует зона свободной торговли, объединяющая Россию, Казахстан, Белоруссию, Киргизию, Таджикистан, Армению, Молдавию и Украину. Зона свободной торговли предполагает отмену экспортных и импортных пошлин, а также отмену количественных ограничений.
Заключение
В заключении подведем итоги по вопросам, освещенным в рамках данной курсовой работы.
Важнейшая новая черта современной мировой экономики то, что мир стал более интегрированным, единым и взаимозависимым. Отдельные страны и регионы в мировой экономике специализируются на выпуске своей, особой продукции, востребованной в других странах и регионах. И тот, кто не встраивается в этот процесс, неизбежно проигрывает, отстает в своем развитии. Международная торговля позволяет странам удовлетворять спрос населения почти на все существующие товары и, в то же время, получать прибыль с экспортных операций.
Для удачного участия в международной торговле каждой стране – участнице этого процесса необходимо разработать и проводить целесообразную внешнеторговую политику, варьируя различными методами государственного регулирования внешней торговли. Итак, мы пришли к выводу, что некое сочетание политики свободной торговли и политики протекционизма для отдельной страны является наиболее рентабельным вариантом ведения внешнеторговой политики. Использование какого-то одного направления является крайностью, к которой можно прибегнуть при определенных условиях. Для нахождения точки равновесия между либерализацией и протекционизмом необходимо рассмотреть все характеристики экономики страны и провести анализ всех её возможностей.
Основным инструментом внешнеторговой политики является таможенно-тарифное регулирование, и прежде всего таможенные тарифы. Однако с каждым годом все больше во внешнеторговой политике государств мы встречаем нетарифные методы регулирования. Это связано с тем, что разнообразие нетарифных инструментов позволяет получить наибольший эффект от государственного регулирования внешней торговли. Некоторые нетарифные инструменты позволяют непосредственно влиять на импорт и ограничивать его до нужных размеров. К таковым относятся лицензирование и контингентирование импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, так называемые добровольные ограничения экспорта, компенсационные сборы, системы минимальных импортных цен и т.д. Остальные нетарифные методы относятся больше к административным формальностям, и не направлены на прямое ограничение внешней торговли, например, технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке и маркировке и т.п.