Деловая культуры Беларуси и пути ее совершенствования в контексте мирового опыта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 14:21, курсовая работа

Краткое описание

Общей целью данной работы является изучение понятия и сущности деловой культуры и деловых отношений, а также особенностей деловой культуры Российской Федерации.
Основными задачами, которые реализуются в настоящей работе, выступают следующие:
1) изучить теоретический аспект деловой культуры: её сущность, значимость при ведении международного бизнеса;
2) дать характеристику российской и белорусской деловой культуре;
3) изучить основные пути совершенствования деловой культуры российского и белорусского обществ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1 Сущность деловой культуры и стили делового общения……………..5
1.1 Понятие деловой культуры и делового общения………………………….5
1.2 Значимость деловой культуры при ведении международного бизнеса…...8
1.3 Культурные особенности межнациональных бизнес-контактов…………10
Глава 2 Особенности деловой культуры России………………………………16
2.1 Возникновение и развитие деловой культуры в России…………………..16
2.2 Этические нормы деловых связей и деловых отношений в России……...21
2.3 Пути совершенствования деловой культуры в России …………………...23
Глава 3 Деловая культуры Беларуси и пути ее совершенствования в контексте мирового опыта………..…………………………………………….29
Заключение………………………………………………………………………32
Список использованных источников..................................................................33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая! доработанная.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

Класс предпринимателей очищается от случайных людей, а  многие вчерашние «новые русские» сняли  малиновые пиджаки и массивные  золотые цепи, осознали необходимость, как в образовании и повышении  квалификации, так и соответствии нормам поведения, отвечающим их статусу «делового человека». С конца 90-х в России поступательно идет процесс формирования зрелых форм культуры рыночного общества. Что касается ситуации развития этики российского бизнеса, то отличительной особенностью современного этапа предпринимательства является возрастание роли социально-культурного фактора. Основной подход к формированию деловой культуры базируется на следующих положениях:

деловая этика  является одной из основ глобализации экономических процессов. Освоение этических норм бизнеса снимает «культурные» барьеры установления технологических цепочек между компаниями разных стран. Кросс-культурный аспект отношений обеспечивает эффективную кооперационную интеграцию в рамках международного разделения труда только при отсутствии организационных барьеров (например, в виде политических мотивов решений, завышенных таможенных преград) или дискриминационных правил взаимодействия фирм разных стран по отношению к России, которые пытается установить ВТО.

Механизм формирования национальной деловой культуры необходимо рассматривать как подстраивание реальной существующей модели и норм на национальном уровне к нормативной деловой культуре. При этом последняя рассматривается как свод абстрактных правил, интегрирующих мировой опыт менеджмента, а не его национальные модели.

Современное применение этики бизнеса отличается гибкостью, недогматичностью и разнообразием. Реальная российская деловая культура — это постоянное совершенствование  национальной модели в направлении  творческого осмысления российской практики применения свода обобщенных правил менеджмента в хозяйственной деятельности. С одной стороны, это рационализация внутрифирменных процессов в условиях России, с другой, — практика взаимодействия с российскими партнерами и партнерами из стран СНГ, с третьей, — опыт хозяйственных связей с зарубежными партнерами из стран с развитыми рыночными отношениями, с четвертой, — практический опыт хозяйствования, представляющий эволюцию практики управления, начиная с советского периода, и изменение подходов и методов управления, произошедших за последние десятилетия.

Бакалинский И.А. в своей статье «Отличительные особенности российской деловой культуры»  утверждает, что «Каждое общество, каждая деловая культура, каждый деловой человек проходит (или может пройти) несколько основных этапов своего развития». Иссдедователь предлагает 4 таких этапа: догматик, исследователь, последователь и творец. Если спроецировать эту модель на бизнес, на деловую культуру, то “есть экономические сообщества, живущие догмами. Есть сомневающиеся в правильности такого существования, ищущие при этом новые пути развития. Достаточно много сообществ высокотехнологичных, прибыльных, но скучных. И совсем мало в экономических системах творцов, большинство из них на виду (и в списках самых богатых людей)”. Бакалинский пишет: “Российская деловая культура в настоящий момент находится на второй стадии развития. Мы исследуем жизнь, рынок, экономические законы, экспериментируем, ошибаемся, учимся находить свой путь вхождения в цивилизованный рынок. В это же время более развитые, в экономическом отношении, страны живут, как минимум, в технологичных обществах третьей ступени”. Исследователь делает вывод:     ”... мы не плохие и не хорошие, мы просто разные, нас нельзя сравнивать по одинаковым параметрам. И основные наши отличия заложены именно здесь. Нам пока все интересно, мы свободны от лишних условностей предрассудков. Мы играем в бизнес, не особо огорчаясь, если что-то не получается. Нас подталкивает азарт, а не расчетливость. Недостаток знаний мы восполняем энтузиазмом, качество - количеством, делая при этом головокружительные скачки не вверх, а из стороны в сторону. Мы с удивлением открываем для себя законы рыночной экономики, по которым уже давно существует мировая рыночная система. Мы воспринимаем жизнь, как игру в КВН, где за 30 секунд нужно найти ответ, правильный не с точки эффективности конечного результа¬та, а несущий в себе сиюминутную выгоду от аплодисментов окружающих. Мы, как дети, стараемся познакомиться со всеми, но становимся агрессивны по отношению к тем, кто не хочет по каким - либо причинам с нами играть.

А наши деловые  партнеры наблюдают за нами со снисходительностью старших товарищей, ожидающих, когда  мы подрастем, чтобы можно было с  нами говорить на одном языке, но ревниво контролирующих, как бы мы не стали лучше них.”  И в заключении своей статьи Бакалинский делает следующий прогноз относительно совершенствования российской деловой культуры: “ За первой волной свободного бизнеса в России уже видна вторая - представители новой деловой культуры.

Растут специалисты  практичные, расчетливые, холодно нацеленные не на творческий процесс изменения  окружающего мира, а на прагматичный результат, выраженный в сухом шелесте  денежных купюр. С ними легче найти  общий язык иностранным бизнесменам.

Пройдет время, и в этих технологически выдержанных  деловых людях проснется изобретательная  натура «загадочной» русской души, и начнут они творить, выводя «русский бизнес» из кавычек в образец  построения деловой модели эффективной экономики”. [1]

 

        2.2 Этические нормы деловых связей и деловых отношений в России

 

Этические нормы  установления деловых связей, деловых  отношений, этические требования в  России были известны и распространены в сфере деятельности купцов уже  в середине ХVIII в. Так, в книге «Средневековый купец» А.Я.Гуревич рассказывает о купце А.Фомине из Архангельска: «При всех сих сведениях следует ему ( купцу) быть трудолюбиву, ласкову, обходительну, учтиву, честну, скромну … умеющу говорить красно и порядочно … Надо, чтобы бодрость и предприимчивость были его удел; осторожность и быстрота мыслей – его щастие, а довольная опытность и осмотрительность – его подпора. Противоестественно купцу быть лениву или тратить время в излишних забавах… Но при том всем купец за самое главное правило почитать должен честность и непоколебимое держание своего слова».

Русский купец  был религиозен и благочестив. Его  религиозное поведение сочеталось с коммерческим подходом к добрым делам, за которые купец ожидал помощи и покровительства Бога. Результатом деятельности его должно быть не только личное обогащение, но и общественная польза, богатство государства: любое действие, поступок, поведение рассматривалось и оценивалось с позиции пользы – критерия оценки деятельности владельца собственного дела.

Российские  мыслители и философы размышляли над этой проблемой и вырабатывали взгляды и подходы к проблемам  труда и трудовой этики, которые  утверждали, что достоинство человека определяется его трудом. Для купечества и промышленников труд был средством накопления и обогащения. Однако в середине ХIХ века появляются и другие мотивы труда, не только обогащение: само дело, деятельность, направленная на созидание, становится для российских предпринимателей важным мотивом их труда.

Характеризуя  купеческую этику как профессиональную в конце ХVIII и ХIХ вв., современники говорили о ней достаточно противоречиво: с одной стороны, честность, верность слову, добросовестность, стремление сохранить доброе имя; с другой – склонность к обману, стремление к наживе любой ценой, нарушение взятых на себя обязательств. Исследователи отмечают благотворное влияние и воздействие православия на деловую этику. Это воздействие имело, прежде всего, общий позитивный морально-этический характер. Конкретные проявления этого воздействия были различными. Православная церковь поощряла благотворительную деятельность, но осуждала ростовщичество. Это вело к торможению разворачивания банковского дела, следовательно, задерживало экономическое развитие страны в целом. [5, c.25-26]

В истории появления и развития основных идей деловой этики и этики управления в России важная роль принадлежит старообрядческой ветви религии. Выходцами из старообрядцев были купцы и промышленники Рябушинские, предприниматели и купцы Строгановы, Прохоровы, Абрикосовы и другие. Процесс появления деловых людей из числа старообрядцев и упрочения их положения проходил в середине ХVII века когда патриарх Никон провел реформы. Исправление книг и обрядов по греческим образцам, принятым в южнославянских странах, служило укреплению церковно-политических связей России с этими странами, находившимися под турецким игом. Унификация культа подчиняла церковь общегосударственной системе централизации. Значительная часть духовенства выступила против нововведений. В церкви возник раскол. Царь, правительство поддерживали Никона и его реформы, однако значительная часть населения, разные его слои активно сопротивлялись, что выражалось в нежелании жить в тех местах, где действовали сторонники патриарха Никона. Те, кто поддерживался старых религиозных устоев - старообрядцы, переселялись в Сибирь, на Урал, на Север, туда, где их не могли преследовать. Они оседали в новых местах, становились владельцами новых предприятий – промышленных, торговых, занимались поиском и добычей полезных ископаемых. На новых местах поселения, в новых суровых условиях жизни у старообрядцев сложились и новые этические нормы – правила жизни и общения, которые впоследствии выделили их из общей массы народа и сделали возможным достижение успехов в предпринимательстве. Все это привело к сосредоточению в руках старообрядцев огромных богатств.

Россия XIX –  начала XX вв. характеризуется уже  набором традиций, позволяющих ей встать на один уровень с ведущими нациями мира. В это время в  России существовал механизм, позволяющий «отсекать» от предпринимательства тех, кто не стремился соблюдать принятые во всем мире морально-этические нормы. В каждом городе действовало купеческое общество, имевшее право рекомендовать или не рекомендовать предпринимателя в купеческую гильдию. Это право надо было заслужить добросовестностью и личной честностью. Каждый вступавший в гильдию объявлял свой капитал, что значительно упрощало работу налоговой государственной службы. Существовал Совестный суд, который навсегда мог лишить купца фактического права заниматься предпринимательской деятельностью.

Предпринимательский слой в начале XIX века был неоднороден. Деловая культура России представляла собой сложное переплетение новых  образцов делового поведения и старых стереотипов, обусловленных не только особенностями становления и развития великорусской нации, религии, но и влиянием государства на деловую жизнь. [5, c. 27-29]

Ощущалась потребность  в самоорганизации предпринимателей, что стало реализовываться через  создание ассоциаций, союзов и клубов деловых людей, в частности, с целью наведения порядка в своей среде. Делались шаги и по неформальной регламентации деловых отношений. Среди них - принятие в 1912 году российским деловым сообществом «Семи принципов ведения дел в России», которые можно считать отправной точкой формирования современного этического кодекса российской деловой культуры. Эти семь принципов следующие: уважай власть; будь честен и правдив; уважай право частной собственности; люби и уважай человека; будь верен своему слову; живи по средствам; будь целеустремлен.

Первая мировая  война, октябрьский переворот и  гражданская война прервали поступательное развитие России, привели к разрухе  и ломке общества. Была проведена  экспроприация собственности, разгромлен класс предпринимателей, введена командно-бюрократическая система хозяйствования. Вместе с тем в советский период произошла существенная деформация ряда нравственных категорий и норм морали. Осуществлялись массовые беззакония в отношении личности, ее интересы были почти полностью подчинены интересам тогдашнего общества. [5, c. 29-30]

В России социалистического  периода, строго говоря, об этике бизнеса  речь вообще не могла идти, поскольку  бизнес – это предпринимательская  деятельность, т.е. «дело, занятие, являющееся «источником наживы».

Занятие бизнесом преследовалось и влекло за собой наказание, вплоть до смертной казни. Если деловая этика в дореволюционной России опиралась на этические нормы православного христианства, то основой деловой этики социализма, безусловно, служила марксистская этика. Обосновывая относительную самостоятельность морали как формы общественного сознания, она утверждала классовый характер нравственных требований и норм. Отсюда в трудовых отношениях общественное всегда превалировало над личным, дисциплина – над инициативой и т.д.

Следует отметить, что в среде руководителей  в период сталинского тоталитарного  режима господствовала очень жесткая  этика, главным стержнем которой  была лояльность к системе. В постсталинский период произошло постепенное замещение  целей: бюрократический, технократический аппарат стал ориентироваться на собственные узкие цели личного характера. В итоге декларированная социализмом деловая этика размывалась «двойной моралью». А этика предпринимательства, основанная на православных устоях и духовности воспитания, будучи поставлена вне закона, оказалась утраченной.

 

 

2.3 Пути  совершенствования деловой культуры  в России

 

Совершенствование деловой культуры и соблюдение ее международных стандартов наряду с  укреплением репутации российских фирм является важным резервом расширения внешнеэкономических связей бизнеса России. Руководствуясь этим, некоторые группы предпринимателей занялись разработкой профессиональных кодексов поведения. Так, были приняты «Кодекс чести банкира»(1992 г.), «Правила добросовестной деятельности членов профессиональной ассоциации участников фондового рынка»(1994 г.), «Кодекс чести членов Российской гильдии риэлторов» (1994 г.) и др. В конце 1995 г. Второй Конгресс российских предпринимателей принял «Хартию бизнеса России», призывающую к отказу от применения или угрозы применения силы в деловых отношениях.

Торгово-промышленная палата РФ, развивая эти начинания, инициировала в 1996 г. создание Национальной программы «Российская деловая  культура», которая в дальнейшем была подкреплена созданием одноименного фонда. Программа предусматривает комплекс мероприятий по изучению реального состояния дел в области деловой этики, выпуск специальной литературы, разработку рейтинговых проектов, создание сети региональных центров деловой культуры и принятие Кодекса предпринимательской этики. Проект этого Кодекса содержит 12 положений, сгруппированных на основании четырех принципов бизнесмена.

1. Принципы личности:

•      прибыль важнее всего, но честь дороже прибыли;

•      уважай участников общего дела - это основа отношений с ними и самоуважения. Она обеспечивается выполнением принятых деловых обязательств;

•      воздерживайся от насилия или  угрозы применения насилия как способов достижения деловых целей.

2.         Принципы профессионала:

•      всегда веди дело сообразно своим средствам;

•      оправдывай доверие - в нем основа предпринимательства и ключ к  успеху. Стремись завоевать репутацию  честного, компетентного и порядочного  партнера. Будь таким, каким ты сам  хочешь видеть своего лучшего партнера;

•      конкурируй достойно, не доводи деловые  разногласия до суда. Самый надежный партнер - тот, который тоже выигрывает от сделки.

3.         Принципы гражданина России:

•      соблюдай действующие законы и подчиняйся законной власти;

•      для законного влияния на власть и законотворчество объединяйся с единомышленниками на основе данных принципов;

•      твори добро для людей, а не ради корысти и тщеславия. Не требуй за это обязательного общественного  признания.

Информация о работе Деловая культуры Беларуси и пути ее совершенствования в контексте мирового опыта