Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 21:24, дипломная работа
В работе поставлена цель - проанализировать механизм ЕВС и эффективность его антикризисных действий в отношении Ирландии и Греции в 2008-2011 гг. При написании квалификационной работы были поставлены следующие задачи:
изучить процесс создания ЕВС, основные проблемы и риски валютной интеграции;
выявить причины финансовых кризисов в Ирландии и Греции;
исследовать динамику развития отношений ЕВС с правительствами Ирландии и Греции в связи с антикризисными мероприятиями;
оценить эффективность антикризисных мер ЕВС.
Summary 3
Введение 4
Глава 1. Создание и механизм Европейского Валютного Союза 13
1.1. ЕВС как этап европейской валютной интеграции 13
1.2. Проблемы и риски ЕВС 24
Глава 2. Деятельность ЕВС по преодолению кризисов в Ирландии и Греции 31
2.1. Меры ЕВС в связи с банковским кризисом в Ирландии 31
2.2. ЕВС и долговой кризис в Греции 42
Заключение 49
Список использованных источников и литературы 52
Помощь при написании работы также оказало исследование Дэвид Ширрефф «Европейский Валютный Союз: взгляд из Европы, Америки, Азии». Автор рассматривает европейскую интеграцию, с её положительными и отрицательными сторонами13.
Помощь при написании работы также оказало исследование А.И. Безрукова «Европейское Сообщество на пути к единому рынку: роль транснационального капитала» 14. Автор обращает внимание на экономическое положение ЕС после ее создания и дальнейшее расширение своей интеграции на восток, тем самым проявляя стремление к единому рынку в Европе.
Значительный вклад в
Основной интерес также
Он также рассматривает
Несмотря на приведенный выше список, наиболее крупных работ и наличию ряда исследований по отдельным аспектам кризис в Ирландии и Греции, в основном, проблемных сфер, полномасштабный анализ проблем решения кризиса слабо представлен в литературе. Степень изученности проблемы возникновения кризиса также не велика.
Пожалуй, наибольшим своим успехом, за последнее время, Брюссель по праву считает создание общеевропейской валюты. И хотя введение евро действительно стало возможным лишь благодаря существенному прогрессу в деле единения европейских стран, сама идея создания валютного союза не так уж нова16. Попытки создания валютных союзов между различными европейскими государствами впервые были предприняты еще в XIX – начале XX вв.
Первым валютным союзом в Европе стал Австро-германский Валютный Союз (1857–1866 гг.). В 1857 г. Австрия заключила договор с членами Германского таможенного союза, по которому три различные валюты были связаны вместе условленным постоянным обменным курсом и общей единицей учета. Этот союз, однако, был скорее политическим жестом, нежели реальным союзом двух экономик. Просуществовав на бумаге 9 лет он распался в 1866 г. с началом войны между Австрией и Пруссией17.
В 1865 г. по инициативе Франции был создан Латинский Валютный Союз (1865–1878 гг.), в который вошли Франция, Бельгия, Италия и Швейцария18. Франция играла в нем доминирующую роль. Целью договора было достижение единообразия чеканки монет, которые должны были взаимно приниматься национальными казначействами как законное платежное средство. Союз неудачно был основан на биметаллическом (золото-серебряном) стандарте, тогда как XIX век был веком повсеместного введения единого золотого стандарта. В 1878 г. союз, приостановив выпуск серебряных монет, фактически перестал существовать.
Скандинавский Валютный Союз (1875–1917 гг.) образовался в результате заключения соглашения между Данией, Норвегией и Швецией о выпуске одинаковых монет. Этот союз был успешнее двух предыдущих, ему удалось просуществовать вплоть до Первой мировой войны19.
Как известно, точкой отсчета в истории развития Европейского Союза стал 1957 г. Тогда, в результате подписания Римского Договора, было образовано Европейское Экономическое Сообщество, которому в будущем суждено, будет стать ядром объединенной Европы. Однако, по иронии судьбы, зарождение валютного союза европейских государств не связано с очередным этапом развития ЕЭС20.
Старт общей для стран Европы валютной политики дал разразившийся в США валютный кризис начала 1970-х гг. На протяжении 1944–1971 гг. Европа была частью системы Бреттон-Вудса. Курсы были фиксированными, следовательно, стабильными. Все валюты привязывались к доллару, доллар привязывался к золоту. Пока экономика Соединенных Штатов процветала, система казалась незыблемой. Однако, к концу 60-х, в экономике США наметился кризис.
Правительство самой могучей экономики мира вынуждено было объявить, что приостанавливает конвертацию доллара в золото. Фактически это означало, что доллар перестал быть точкой опоры для всех остальных валютных курсов. При установившихся тесных экономических связях между странами Европы, свободное ничем не ограниченное плавание валютного курса каждой из стран, было одинаково всем невыгодно и опасно. Нужно было срочно придумать механизм, который бы обеспечил временную замену Бреттон-Вудской системы. Так появилась «Европейская валютная змея», которая начала функционировать 24 апреля 1972 г. Суть «змеи» заключалась в том, что устанавливались центральные курсы всех валют Сообщества между собой. Оговаривалось, что колебания курсов валют стран-участниц не должны превышать 2,25% по отношению друг к другу. При достижении змеей границ установленных пределов, ЦБ должны были проводить интервенции на валютных рынках (купля-продажа иностранной валюты, в основном, американской), а также ряд других действий, призванных изменить сложившуюся ситуацию и не допустить дальнейшее движение валют от центральных курсов. В случае невозможности сдержать такое движение, требовались изменения центральных курсов, которые осуществлялись после обсуждения их размеров всеми входящими в группировку странами.
Вскоре, однако, выяснилось, что «змея» может успешно существовать лишь в странах со сравнительно однородным характером экономического развития и не очень значительными различиями в состоянии платежного баланса. Среди стран-участников подобной однородности не наблюдалось, что обуславливало временный выход тех или иных стран из системы обмена курсов. К тому же среди национальных правительств отсутствовал консенсус относительно передачи валютному сообществу прямых властных полномочий, что также не способствовало устойчивости валютной «змеи».
В Договоре о Европейском Союзе, дополненном актами вторичного права, были определены необходимые финансово-экономические критерии, соответствие которым объявлялось непременным условием членства в валютном союзе и институциональная структура ЭВС. Договором было предусмотрено создание Европейского валютного института (ЕВИ), статус которого был определен как учредительным договором, так и специальным протоколом, содержавшим устав ЕВИ. Европейский валютный институт, созданный в 1994 г., с одной стороны перенимал все основные функции ранее существовавших валютных органов, таких как Комитет, управляющих национальными центральными банками и Европейский фонд валютного сотрудничества, выполнявших в основном совещательные и контрольные функции. С другой стороны, ЕВИ должен был подготовить в материальном, организационном и правовом плане создание Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ) и Европейского центрального банка (ЕЦБ), коим он и должен был передать свои полномочия с наступлением третьей фазы. Одной из важнейших функций ЕВИ было наблюдение и контроль за деятельностью государств-членов, необходимой для подготовки к третьей фазе и участию в валютном союзе в соответствии с жесткими критериями, определенными в нормативно-правовых актах ЕС (к числу этих показателей относились, в частности, такие, как инфляция не свыше 1,5% в год, бюджетный дефицит не более 3% и государственный долг не свыше 60% от ВНП)21. По этим вопросам ЕВИ подготавливал ежегодные доклады, равно как вносил необходимые предложения и рекомендации.
Согласно Уставу руководящим органом ЕВИ являлся Совет. Он состоял из председателя и управляющих национальными центральными банками, один из которых занимал пост председателя ЕВИ. Председатель ЕВИ назначался с общего согласия государств-членов по рекомендации либо Комитета управляющих, либо Совета ЕВИ после консультации с Европейским парламентом и Советом Европейского Союза, главами государств или правительств стран-членов. Устав ЕВИ особо подчеркивает, что председатель является должностным лицом самого института, и одновременно формулирует требование независимости применительно ко всем другим членам Совета ЕВИ. В частности, в ст. 8 Протокола оговорено, что при осуществлении своих полномочий и выполнении задач и обязанностей Совет ЕВИ не может спрашивать или получать указания от институтов Сообщества или правительственных органов государств-членов. В свою очередь институты Сообщества и национальные правительства обязались не использовать какие-либо средства воздействия на Совет ЕВИ при исполнении им своих задач и обязанностей.
Формула, приведенная выше, вполне очевидна и понятна. Сообщества стремились в лице Европейского валютного института создать достаточно независимый и полноценный орган для решения как текущих проблем проведения единой валютной политики, так и предтечу тех институтов, которые надлежало учредить на третьем этапе. Конечно, достижение действительной независимости в условиях, когда членство в Совете ЕВИ одновременно совмещалось с занятием поста руководителя национального центрального банка, оказывалось в значительной мере эфемерным.
Впрочем, в условиях довольно жесткой правовой регламентации деятельности ЕВИ и определения строгих критериев участия национальных центральных банков во вновь создаваемой структуре свобода деятельности национальных государственных банков, безусловно, была в определенной степени ограничена. ЕВИ был наделен некоторыми распорядительными полномочиями. Статья 15 Устава предусматривала, что он дает заключения и рекомендации, устанавливает ориентиры и принимает решения, которые адресуются национальным центральным банкам. Заключения и рекомендации, как это соответствует ст. 189 (н.н. ст. 229) Договора о ЕС, не имели обязательной силы22. Однако решения представляли собой нормативно-правовые акты, подлежавшие обязательному исполнению.
В соответствии с Маастрихтским договором и специальными Протоколами, к нему приложенными, с 1 января 1999 г. началось осуществление третьей фазы создания валютного союза. Соответственно ЕВИ прекратил свое существование и уступил место новым структурным институтам. Таковыми стали Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) и Европейский центральный банк (ЕЦБ). Одновременно вступил в силу приложенный к Маастрихтскому договору Протокол об Уставе ЕСЦБ и ЕЦБ. Этот Протокол определял цели и задачи ЕСЦБ, внутреннюю структуру и организацию, порядок функционирования и контроль, систему органов ЕСЦБ, статус ЕЦБ и их юрисдикцию.
Основной целью ЕСЦБ провозглашается поддержание стабильности цен и оказание поддержки общей экономической политики. ЕСЦБ функционирует в соответствии с принципом открытой рыночной экономики со свободной конкуренцией, способствуя эффективному распределению ресурсов и выполнению задач определенных в учредительном договоре. Специфика ЕСЦБ состоит в том, что она не является органом Сообществ или Союза в традиционном смысле этого слова. Это своеобразное структурное образование, цель и назначение которого состоит в интеграции национальных центральных банков в единую валютную систему Сообществ. Соответственно и задача, стоящая перед ЕСЦБ, заключается, прежде всего, в том, чтобы определять и проводить в жизнь валютную политику Сообществ.
Национальные центральные
Специфика и особенность правового статуса ЕЦБ, который практически приравнен к институтам Сообществ и Союза, состоит в том, что на практике он является не административным органом, а банковским учреждением, обладающим собственным капиталом (он определен в 5 млрд. евро) и собственными ресурсами. Таким образом, ЕЦБ — это, прежде всего Центральный банк, осуществляющий все свойственные банковскому учреждению функции, и одновременно это институт, наделенный распорядительной властью и правом издания правовых предписаний. ЕЦБ обладает статусом юридического лица, на него распространяются положения Протокола о привилегиях и иммунитетах.
Банк, в частности, освобождается от уплаты налогов государству, на территории которого находится (в данном случае в ФРГ, в городе Франкфурте), на операции им осуществляемые, и освобождается от уплаты сборов, устанавливаемых обычно с суммы деловых операций. Как и применительно к ЕВИ, на ЕЦБ распространяется принцип независимости. Ни он, ни национальные центральные банки, ни члены руководящих органов ЕЦБ не должны спрашивать или получать указания ни от институтов ЕС, ни от национальных властей государств-членов. Соответственно институты Союза и национальные власти обязаны воздерживаться от любых действий, направленных на то, чтобы повлиять на руководителей ЕЦБ или национальных центральных банков при выполнении ими задач, связанных с осуществлением учредительных договоров и предписаний вторичного права, относящихся к созданию и функционированию валютного союза. Основными органами ЕЦБ, согласно Договору о Европейском Союзе и Уставу, являются Совет управляющих и дирекция. Совет управляющих является руководящим органом ЕЦБ. Он включает членов дирекции ЕЦБ и управляющих национальными центральными банками государств-членов, вошедших в единую европейскую систему центральных банков. Каждый член Совета управляющих при вынесении решений имеет один голос24.
Решения в Совете принимаются по общему правилу простым большинством голосов. При равенстве голосов мнение председателя имеет превалирующее значение. Кворум, необходимый для вынесения решений, составляет две трети членов Совета управляющих. В случае срочности решения вопроса председатель может собрать чрезвычайное заседание для принятия решения, на котором кворум не обязателен. Однако в тех случаях, когда решения затрагивают вопрос об уставном капитале банка, о переводе резервных авуаров национальных центральных банков в ЕЦБ, распределении доходов и убытков, решения Совета ЕЦБ принимаются квалифицированным большинством голосов в две трети, исчисляемых долями участия в подписном капитале и при условии, что это большинство представляет, по меньшей мере, половину всех акционеров. Таким образом, каждый из управляющих национальными банками обладает в этом случае определенным количеством взвешенных голосов, которые соответствуют сумме подписного капитала данного государства-члена. Органом управления ЕЦБ является дирекция. Она состоит из председателя, заместителя председателя и четырех членов дирекции.