Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 03:22, курсовая работа
Цель курсовой работы – узнать наиболее значимые интеграционные объединения АТР.
Задачи:
• Определить понятия АТЭС и АСЕАН;
• Изучить истории создания и развития АСЕАН и АТЭС;
• Проанализировать сотрудничество России с интеграционными объединениями.
Введение..................................................................................................................3
ГЛАВА 1. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В АТР И ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ АТЭС И АСЕАН…………………………………………………..5
1.1. Развитие интеграционных механизмов в АТР……………………………..5
1.2. История создания и развития АТЭС и АСЕАН…………………………...12
ГЛАВА 2. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ГРУППИРОВКИ АТР И РОССИИ………21
2.1. Диалоговое партнерство Россия–АСЕАН…………………………………21
2.2. Перспективы сотрудничества России со странами АТЭС……………….25
2.3. Россия - АСЕАН – АТЭС……………………………………………….…..31
Заключение……………………………………………………………………….42
Список литературы……………
…………………………………………………44
Отличие АТЭС от АСЕАН
• АТЭС является не типичной региональной группировкой; она объединяет страны, существенно отличающиеся традициями, уровнем развития, структурой экономики;
• Каждое государство – член АСЕАН располагает собственным секретариатом во главе с генеральным директором для координации текущей работы и подготовки решений ассоциации;
• Развитые и развивающиеся страны АТЭС выступают равноправными партнерами;
• Декларация о создании зоны свободной торговли способствует углублению всесторонней экономической интеграции стран АСЕАН.
Особенности
В отличии от европейского региона, АСЕАН и АТЭС только формируют основные правила диалога в региональном интеграционном процессе. Среди возможных направлений сотрудничества и торговых обменов со странами АТР можно назвать космическую, авиационную и судостроительную промышленность, освоение ресурсов океана и экологию, сотрудничество в создании транспортных средств нового типа, электроэнергетику, военно-техническое сотрудничество.13
В настоящее время ТЭС может усилить свое интеграционное формирование, опираясь на такие уже существующие организации, как АСЕАН, СТЭС (Совет по тихоокеаническому сотрудничеству – неправительственная организация, привлекающая к работе научных деятелей, бизнесменов и т.д.)
С другой стороны,
интеграционные процессы в
ГЛАВА 2. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ГРУППИРОВКИ АТР И РОССИЯ
2.1. Диалоговое партнерство Россия–АСЕАН
С июля 1996 г. Россия является полномасштабным партнером по диалогу с АСЕАН. За этот период сформирована нормативно-правовая база взаимодействия, которая включает:
• Совместную декларацию о партнерстве в деле мира и безопасности, а также процветания и развития в АТР (подписана 19 июня 2003 г. в Пномпене, Камбоджа);
• Совместную декларацию Россия–АСЕАН о сотрудничестве в борьбе с международным терроризмом (2 июля 2004 г., Джакарта, Индонезия);
• Совместную декларацию лидеров России и АСЕАН о развитом и всеобъемлющем партнерстве (13 декабря 2005 г., Куала-Лумпур, Малайзия);
• Межправительственное Соглашение о сотрудничестве России и АСЕАН в области экономики и развития (10 декабря 2005 г., Куала-Лумпур; вступило в силу 11 августа 2006 г.).
• Комплексную программу действий по развитию сотрудничества России и АСЕАН на 2005-2015 гг. (13 декабря 2005 г., Куала-Лумпур).
29 ноября 2004 г. Россия присоединилась
к Договору о дружбе и
13 декабря 2005 г. в Куала-Лумпуре
состоялся первый саммит
Министр иностранных дел России ежегодно участвовал в министерских совещаниях (конференциях) Ассоциации с диалоговыми партнерами в форматах «АСЕАН+10» и «АСЕАН+1». 23 июля 2008 г. в Сингапуре состоялось очередное совещание Россия-АСЕАН, в ходе которого были обсуждены вопросы развития диалогового партнерства. Одобрена «дорожная карта», включающая конкретные меры по активизации взаимодействия в приоритетных секторах. Министры высказались в пользу проведения в перспективе второго саммита Россия-АСЕАН.
В рамках партнерства Россия-АСЕАН
функционируют следующие
• Совместный комитет сотрудничества (СКС) – 8-е заседание состоялось 25-26 ноября 2009 г. в Мьянме (г. Янгон).
• Совместный планово-распорядительный комитет (СПРК) – 7-е заседание состоялось 25-26 ноября 2009 г. в Мьянме (г. Янгон).
• Финансовый фонд диалогового партнерства. Взносы Российской Федерации в 2007-2008 гг. составили в общей сложности 1 млн. долл. США.
• Рабочая группа по торгово-экономическому сотрудничеству (РГТЭС) – учредительное заседание состоялось в сентябре 2002 г. в Москве.
• Рабочая группа по научно-технологическому сотрудничеству (РГНТС). 4-я встреча РГНТС прошла 4 июля 2008 г. в Маниле.
• Московский комитет АСЕАН (МКА) в составе послов АСЕАН в России.
На регулярной основе проводятся:
• Совещания старших должностных лиц по политическим вопросам (на уровне заместителя министра иностранных дел) – как правило, раз в полтора года.
• Совещания старших должностных лиц по транснациональной преступности – в привязке к соответствующим мероприятиям АСЕАН. 4-е ССДЛ-ТНП состоялось в июне 2008 г. в Куала-Лумпуре.
19 июля 2006 г. в Сингапуре
прошли первые консультации
Важной составляющей отношений Россия-АСЕАН являются межпарламентские контакты. Делегации российских парламентариев регулярно участвуют в качестве наблюдателей в заседаниях Межпарламентской ассамблеи АСЕАН (АИПА). Развиваются связи между представителями деловых кругов. В 1998 г. в Куала-Лумпуре подписано соглашение о сотрудничестве между ТПП России и Конфедерацией ТПП АСЕАН, создан Деловой совет Россия–АСЕАН. Под его эгидой организовано два Деловых форума Россия–АСЕАН (в апреле 2000 г. и в декабре 2005 г.). В апреле 2008 г. в ТПП России состоялось очередное заседание российской части Делового совета Россия–АСЕАН. Положительную роль в развитии диалогового партнерства призвано сыграть созданное в России в марте 2006 г. общественное движение «Восточное измерение». В марте 2007 г. делегация движения провела в Маниле встречи с политической и деловой элитой Филиппин, в т.ч. с Президентом Г.Арройо. В сентябре 2007 г. по инициативе "Восточного измерения" состоялся Российско-малазийский бизнес-форум в Куала-Лумпуре. Координатором диалогового партнерства Россия-АСЕАН с июля 2009 г. на трехлетний период является Мьянма.16
Вывод:
Россия исторически неразрывно связана с Азиатско-Тихоокеанским регионом, важную часть которого составляют страны АСЕАН и Восточной Азии. Она имеет здесь законные и жизненно важные политические и экономические интересы. Они сосредоточены на создании благоприятных условий для обеспечения безопасности страны, её важнейших коммуникаций и модернизации всего региона Восточной Сибири и Дальнего Востока на базе инновационного развития.
Условия для развития сотрудничества России со странами АСЕАН в целом благоприятны. С ними не было и нет никаких противоречий и столкновений интересов. Зато есть важные морально-политические преимущества по сравнению с другими партнерами этой организации. Россия – постоянный член Совета Безопасности ООН, между нею и странами АСЕАН никогда не было ни войн, ни конфликтов. После окончания «холодной войны» Россия никогда не вмешивалась в их внутренние дела и не осложняла ситуацию в ЮВА, в том числе по таким чувствительным для них вопросам, как права человека, территориальные и межконфессиональные конфликты. Россия и АСЕАН органично подходят друг другу как партнеры. России нужны мир и стабильность в АТР. Россия не претендует на военное превосходство, не ставит перед собой задачи обеспечения безопасности своих восточных рубежей за счет ослабления безопасности других государств. У РФ нет планов создания в АТР военных баз, не формируется со странами региона закрытых оборонных альянсов. Не намерены конкурировать с кем бы то ни было в борьбе за сферы влияния. Стремление к укреплению сотрудничества с АСЕАН, в том числе в области безопасности, не направлено против третьих стран.17 Все эти преимущества дают России то, что называется «мягкой силой».
Взаимодействие со странами ЮВА в политическом плане идет наиболее успешно и на многих направлениях. Россия не раз демонстрировала свое отношение к АСЕАН как к одному из влиятельных центров современного мира и свою заинтересованность в сильной и устойчиво развивающейся Ассоциации государств ЮВА. Нас объединяет общность позиций по большинству актуальных и международных проблем. И это убедительно подтверждает уже более чем 15-летний опыт активного участия России в деятельности АРФ.
2.2. Перспективы сотрудничества России со странами АТЭС
Россия вступила в Форум
«Азиатско-Тихоокеанское
В 2008 г. в российском товарообороте
экономики форума занимали 20,4%. По данным
Центра внешнеэкономических
Экономики АТЭС характеризуются устойчивой торговой взаимозависимостью. По результатам расчетов на базе объемов экспорта и импорта (данные за 1997-2008 гг.), эпицентр торговли группировки находится в Японии, тогда как сила притяжения США для большинства экономик (кроме Канады и Мексики) была не столь значимой.19 Торговые связи строились на двусторонней основе или на субрегиональном уровне. В то же время, вокруг отдельных центров, например, вокруг Сингапура, Малайзии, Таиланда, Республики Корея, а также Австралии, формировались дополнительные кластеры прединтеграционных связей. Особое место занимает Китай, имеющий достаточно высокий коэффициент интенсивности двусторонних товаропотоков с Гонконгом, Японией, Индонезией, Вьетнамом, Республикой Корея, Малайзией, Сингапуром и Филиппинами.
Процесс интеграции в АТЭС постепенно ускоряется, а НАФТА, Япония, КНР, азиатские новые индустриальные страны и Австралия участвуют в нем в большей степени. Перу, Чили и Россия пока еще находятся на начальной стадии интеграционного процесса, хотя постепенно и увеличивают товаропотоки с остальными экономиками АТЭС. В дальнейшем отчетливо выделится группа экономик, заинтересованных в формировании эффективных многосторонних товарных потоков. Исходя из заявленных целей Богорской декларации, можно прогнозировать, что ближе к 2020 г. экономическое пространство АТЭС начнет структурироваться быстрее.20
Соглашения о свободной
торговле (ССТ) стали заметной составляющей
многосторонней торговой системы. Увеличение
количества ССТ между экономиками
АТЭС шло медленно и начало быстро
увеличиваться в последнее
Сейчас Россия и без
ССТ имеет беспошлинный режим
для экспорта в США, Японию и Китай.
Главная причина – топливно-
Новая концепция участия
России в АТЭС должна быть направлена
на расширение экономически выгодного
взаимодействия с экономиками форума.
В первую очередь – на заключение
двусторонних ССТ с азиатскими экономиками
АТЭС, а в перспективе и
Начиная с 1992 г. Россия на постоянной основе участвует в министерских конференциях АСЕАН, является одним из диалоговых партнеров Ассоциации. С середины 1997 г. начал действовать Совместный комитет сотрудничества Россия–АСЕАН.
Действует предусмотренный
диалоговыми отношениями Фонд Россия–АСЕАН,
занимающийся проблемами двустороннего
экономического, торгового и научно-
В 2005 г. разработана Совместная декларация и Комплексная программа действий по развитию сотрудничества России и АСЕАН на 2005–2015 гг. Осуществление «точечных» шагов в рамках сотрудничества может стать одним из элементов решения задачи наращивания внешнеторговой и инвестиционной составляющих в экономическом сотрудничестве Россия–АСЕАН.
Информация о работе Интеграционные группировки АТР (АСЕАН, АТЭС)