Интеграционные группировки АТР (АСЕАН, АТЭС)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 03:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – узнать наиболее значимые интеграционные объединения АТР.
Задачи:
• Определить понятия АТЭС и АСЕАН;
• Изучить истории создания и развития АСЕАН и АТЭС;
• Проанализировать сотрудничество России с интеграционными объединениями.

Содержание

Введение..................................................................................................................3
ГЛАВА 1. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В АТР И ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ АТЭС И АСЕАН…………………………………………………..5
1.1. Развитие интеграционных механизмов в АТР……………………………..5
1.2. История создания и развития АТЭС и АСЕАН…………………………...12
ГЛАВА 2. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ГРУППИРОВКИ АТР И РОССИИ………21
2.1. Диалоговое партнерство Россия–АСЕАН…………………………………21
2.2. Перспективы сотрудничества России со странами АТЭС……………….25
2.3. Россия - АСЕАН – АТЭС……………………………………………….…..31
Заключение……………………………………………………………………….42
Список литературы……………
…………………………………………………44

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 66.07 Кб (Скачать файл)

 

 

Отличие АТЭС от АСЕАН

• АТЭС является не типичной региональной группировкой; она объединяет страны, существенно отличающиеся традициями, уровнем развития, структурой экономики;

• Каждое государство – член АСЕАН располагает собственным секретариатом во главе с генеральным директором для координации текущей работы и подготовки решений ассоциации;

• Развитые и развивающиеся страны АТЭС выступают равноправными партнерами;

• Декларация о создании зоны свободной торговли способствует углублению всесторонней экономической интеграции стран АСЕАН.

Особенности

В отличии от европейского региона, АСЕАН и АТЭС только формируют  основные правила диалога в региональном интеграционном процессе. Среди возможных направлений сотрудничества и торговых обменов со странами АТР можно назвать космическую, авиационную и судостроительную промышленность, освоение ресурсов океана и экологию, сотрудничество в создании транспортных средств нового типа, электроэнергетику, военно-техническое сотрудничество.13

В настоящее время ТЭС может усилить свое интеграционное формирование, опираясь на такие уже существующие организации, как АСЕАН, СТЭС (Совет по тихоокеаническому сотрудничеству – неправительственная организация, привлекающая к работе научных деятелей, бизнесменов и т.д.)

 С другой стороны,  интеграционные процессы в регионе  могут быть инициированы за  счет иностранных инвестиций. Как  показывает мировой опыт, страны  со слаборазвитой экономикой, обладающей  значительным сырьевым и трудовым  потенциалом, при активной поддержке  извне финансовыми и материально-техническими ресурсами способны достичь высоких темпов экономического развития. Все это, безусловно, должно привести к усилению внутренних механизмов экономического развития и интеграционных процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ГРУППИРОВКИ АТР И РОССИЯ

 

2.1. Диалоговое партнерство Россия–АСЕАН

 

С июля 1996 г. Россия является полномасштабным партнером по диалогу  с АСЕАН. За этот период сформирована нормативно-правовая база взаимодействия, которая включает:

• Совместную декларацию о партнерстве в деле мира и безопасности, а также процветания и развития в АТР (подписана 19 июня 2003 г. в Пномпене, Камбоджа);

• Совместную декларацию Россия–АСЕАН о сотрудничестве в борьбе с международным терроризмом (2 июля 2004 г., Джакарта, Индонезия);

• Совместную декларацию лидеров России и АСЕАН о развитом и всеобъемлющем партнерстве (13 декабря 2005 г., Куала-Лумпур, Малайзия);

• Межправительственное Соглашение о сотрудничестве России и АСЕАН в области экономики и развития (10 декабря 2005 г., Куала-Лумпур; вступило в силу 11 августа 2006 г.).

• Комплексную программу действий по развитию сотрудничества России и АСЕАН на 2005-2015 гг. (13 декабря 2005 г., Куала-Лумпур).

29 ноября 2004 г. Россия присоединилась  к Договору о дружбе и сотрудничестве  в Юго-Восточной Азии 1976 г. (Балийский договор), что создало предпосылки для углубления российско-асеановского диалога и участия России в других интеграционных группировках, ядром которых является АСЕАН.14

13 декабря 2005 г. в Куала-Лумпуре  состоялся первый саммит Россия–АСЕАН  с участием Президента Российской  Федерации В.В. Путина. Принято решение о регулярном проведении таких встреч.

Министр иностранных дел России ежегодно участвовал в министерских совещаниях (конференциях) Ассоциации с диалоговыми партнерами в форматах «АСЕАН+10» и «АСЕАН+1». 23 июля 2008 г. в Сингапуре состоялось очередное совещание Россия-АСЕАН, в ходе которого были обсуждены вопросы развития диалогового партнерства. Одобрена «дорожная карта», включающая конкретные меры по активизации взаимодействия в приоритетных секторах. Министры высказались в пользу проведения в перспективе второго саммита Россия-АСЕАН.

В рамках партнерства Россия-АСЕАН  функционируют следующие механизмы  взаимодействия:

• Совместный комитет сотрудничества (СКС) – 8-е заседание состоялось 25-26 ноября 2009 г. в Мьянме (г. Янгон).

• Совместный планово-распорядительный комитет (СПРК) – 7-е заседание состоялось 25-26 ноября 2009 г. в Мьянме (г. Янгон).

• Финансовый фонд диалогового партнерства. Взносы Российской Федерации в 2007-2008 гг. составили в общей сложности 1 млн. долл. США.

• Рабочая группа по торгово-экономическому сотрудничеству (РГТЭС) – учредительное заседание состоялось в сентябре 2002 г. в Москве.

• Рабочая группа по научно-технологическому сотрудничеству (РГНТС). 4-я встреча РГНТС прошла 4 июля 2008 г. в Маниле.

• Московский комитет АСЕАН (МКА) в составе послов АСЕАН в России.

На регулярной основе проводятся:

• Совещания старших должностных лиц по политическим вопросам (на уровне заместителя министра иностранных дел) – как правило, раз в полтора года.

• Совещания старших должностных лиц по транснациональной преступности – в привязке к соответствующим мероприятиям АСЕАН. 4-е ССДЛ-ТНП состоялось в июне 2008 г. в Куала-Лумпуре.

19 июля 2006 г. в Сингапуре  прошли первые консультации старших  должностных лиц Россия–АСЕАН  по экономическим вопросам (СЭДЛ). Расширяется взаимодействие на  профильных направлениях. 6-8 декабря  2005 г. в Чианграе (Таиланд) прошла первая российско-асеановская экспертная встреча по вопросам культуры. В настоящее время в процессе согласования находится проект межправительственного Соглашения о сотрудничестве в области культуры. В 2006 г. согласована и утверждена Концепция научно-технологического сотрудничества между Россией и странами Ассоциации. 28 января 2007 г. в Сингапуре проведены консультации по туризму. В ходе Туристского форума АСЕАН в Ханое в январе 2009 г. принято Положение о консультациях Россия-АСЕАН в сфере туризма.15

Важной составляющей отношений Россия-АСЕАН являются межпарламентские контакты. Делегации российских парламентариев регулярно участвуют в качестве наблюдателей в заседаниях Межпарламентской ассамблеи АСЕАН (АИПА). Развиваются связи между представителями деловых кругов. В 1998 г. в Куала-Лумпуре подписано соглашение о сотрудничестве между ТПП России и Конфедерацией ТПП АСЕАН, создан Деловой совет Россия–АСЕАН. Под его эгидой организовано два Деловых форума Россия–АСЕАН (в апреле 2000 г. и в декабре 2005 г.). В апреле 2008 г. в ТПП России состоялось очередное заседание российской части Делового совета Россия–АСЕАН. Положительную роль в развитии диалогового партнерства призвано сыграть созданное в России в марте 2006 г. общественное движение «Восточное измерение». В марте 2007 г. делегация движения провела в Маниле встречи с политической и деловой элитой Филиппин, в т.ч. с Президентом Г.Арройо. В сентябре 2007 г. по инициативе "Восточного измерения" состоялся Российско-малазийский бизнес-форум в Куала-Лумпуре. Координатором диалогового партнерства Россия-АСЕАН с июля 2009 г. на трехлетний период является Мьянма.16

Вывод:

Россия    исторически неразрывно связана с Азиатско-Тихоокеанским регионом, важную часть которого составляют страны АСЕАН и Восточной Азии.  Она   имеет здесь законные и жизненно важные политические и экономические интересы. Они сосредоточены на создании благоприятных   условий для обеспечения безопасности страны, её важнейших коммуникаций и   модернизации всего региона Восточной Сибири и Дальнего Востока на базе инновационного развития.

Условия для развития сотрудничества России со странами АСЕАН в целом благоприятны. С ними не было и нет никаких противоречий и столкновений интересов. Зато есть важные морально-политические преимущества по сравнению с другими партнерами этой организации. Россия – постоянный член Совета Безопасности ООН, между нею и странами АСЕАН никогда не было ни войн, ни конфликтов. После окончания «холодной войны» Россия никогда не вмешивалась в их внутренние дела и не осложняла ситуацию в ЮВА, в том числе по таким чувствительным для них вопросам, как права человека, территориальные и межконфессиональные конфликты. Россия и АСЕАН органично подходят друг другу как партнеры. России нужны мир и стабильность в АТР. Россия не претендует на военное превосходство, не ставит перед собой задачи обеспечения безопасности своих восточных рубежей за счет ослабления безопасности других государств. У РФ нет планов создания в АТР военных баз, не формируется со странами региона закрытых оборонных альянсов. Не намерены конкурировать с кем бы то ни было в борьбе за сферы влияния. Стремление к укреплению сотрудничества с АСЕАН, в том числе в области безопасности, не направлено против третьих стран.17 Все эти преимущества дают России то, что называется «мягкой силой».

Взаимодействие со странами ЮВА в политическом плане идет наиболее успешно и на многих направлениях. Россия не раз демонстрировала свое отношение к АСЕАН как к одному из влиятельных центров современного мира и свою заинтересованность в сильной и устойчиво развивающейся Ассоциации государств ЮВА. Нас объединяет общность позиций по большинству актуальных и международных проблем. И это убедительно подтверждает уже более чем 15-летний опыт активного участия России в деятельности АРФ.

 

2.2. Перспективы сотрудничества России со странами АТЭС

 

Россия вступила в Форум  «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 1998-м г. Причина отсутствия соглашений со странами АТЭС — в топливно-сырьевом характере российского экспорта, который в мировой практике практически не облагается ввозными пошлинами. Однако при малейшем совершенствовании его структуры в торговле на восточном направлении возникнут проблемы.

В 2008 г. в российском товарообороте  экономики форума занимали 20,4%. По данным Центра внешнеэкономических исследований РАН, к 2025 г. произойдут заметные изменения  в географической структуре внешнеэкономических связей России. Товарооборот с ЕС сократится до 36%, а доля экономик АТЭС возрастет до 35% в связи с ожидаемым увеличением поставок сырья и энергоресурсов в Китай, Республику Корея и Японию, а также машинно-технической продукции двойного назначения в страны ЮВА.18

Экономики АТЭС характеризуются  устойчивой торговой взаимозависимостью. По результатам расчетов на базе объемов  экспорта и импорта (данные за 1997-2008 гг.), эпицентр торговли группировки  находится в Японии, тогда как сила притяжения США для большинства экономик (кроме Канады и Мексики) была не столь значимой.19 Торговые связи строились на двусторонней основе или на субрегиональном уровне. В то же время, вокруг отдельных центров, например, вокруг Сингапура, Малайзии, Таиланда, Республики Корея, а также Австралии, формировались дополнительные кластеры прединтеграционных связей. Особое место занимает Китай, имеющий достаточно высокий коэффициент интенсивности двусторонних товаропотоков с Гонконгом, Японией, Индонезией, Вьетнамом, Республикой Корея, Малайзией, Сингапуром и Филиппинами.

Процесс интеграции в АТЭС постепенно ускоряется, а НАФТА, Япония, КНР, азиатские новые индустриальные страны и Австралия участвуют  в нем в большей степени. Перу, Чили и Россия пока еще находятся  на начальной стадии интеграционного  процесса, хотя постепенно и увеличивают  товаропотоки с остальными экономиками  АТЭС. В дальнейшем отчетливо выделится  группа экономик, заинтересованных в  формировании эффективных многосторонних товарных потоков. Исходя из заявленных целей Богорской декларации, можно прогнозировать, что ближе к 2020 г. экономическое пространство АТЭС начнет структурироваться быстрее.20

Соглашения о свободной  торговле (ССТ) стали заметной составляющей многосторонней торговой системы. Увеличение количества ССТ между экономиками  АТЭС шло медленно и начало быстро увеличиваться в последнее десятилетие. Степень вовлечения России в процессы заключения соглашений на пространстве АТЭС недостаточна. Только Россия и  Тайвань не имеют ССТ с партнерами по форуму.

Сейчас Россия и без  ССТ имеет беспошлинный режим  для экспорта в США, Японию и Китай. Главная причина – топливно-сырьевой, ресурсоемкий характер отечественного экспорта, в мировой практике почти  не облагаемого ввозными пошлинами. При сохранении сложившейся экспортной специализации России задача получения дополнительных льгот и преференций теряет свою важность и актуальность. Однако если в перспективе Россия повысит в национальном экспорте долю продукции высокой степени обработки, то ее относительная пассивность в плане налаживания привилегированных торговых отношений с ведущими партнерами по АТЭС становится критическим фактором: даже при незначительном совершенствовании структуры российского экспорта появятся проблемы доступа на рынки экономик Форума.

Новая концепция участия  России в АТЭС должна быть направлена на расширение экономически выгодного  взаимодействия с экономиками форума. В первую очередь – на заключение двусторонних ССТ с азиатскими экономиками  АТЭС, а в перспективе и многостороннего  ССТ Россия – АСЕАН. Представляется, что такая инициатива со стороны  России назрела.

Начиная с 1992 г. Россия на постоянной основе участвует в министерских конференциях АСЕАН, является одним  из диалоговых партнеров Ассоциации. С середины 1997 г. начал действовать  Совместный комитет сотрудничества Россия–АСЕАН.

Действует предусмотренный  диалоговыми отношениями Фонд Россия–АСЕАН, занимающийся проблемами двустороннего  экономического, торгового и научно-технического взаимодействия. Основная задача Фонда  — продвижение национальных интересов  России в АТР, консолидация и координация  усилий российских предпринимателей и  организаций, отбор, экспертиза и финансирование совместных проектов и программ в  области торгово-экономического, научно-технологического, инвестиционного, культурного и  иного сотрудничества. Фонд способствует созданию благоприятных условий  для работы на российском рынке частных  компаний стран АТР, и российских компаний в Азиатско-Тихоокеанском  регионе, формированию надежных механизмов продвижения и лоббирования интересов участников сотрудничества.21

В 2005 г. разработана Совместная декларация и Комплексная программа  действий по развитию сотрудничества России и АСЕАН на 2005–2015 гг. Осуществление  «точечных» шагов в рамках сотрудничества может стать одним из элементов  решения задачи наращивания внешнеторговой и инвестиционной составляющих в  экономическом сотрудничестве Россия–АСЕАН.

Информация о работе Интеграционные группировки АТР (АСЕАН, АТЭС)