Интеграционные группировки АТР (АСЕАН, АТЭС)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 03:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – узнать наиболее значимые интеграционные объединения АТР.
Задачи:
• Определить понятия АТЭС и АСЕАН;
• Изучить истории создания и развития АСЕАН и АТЭС;
• Проанализировать сотрудничество России с интеграционными объединениями.

Содержание

Введение..................................................................................................................3
ГЛАВА 1. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В АТР И ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ АТЭС И АСЕАН…………………………………………………..5
1.1. Развитие интеграционных механизмов в АТР……………………………..5
1.2. История создания и развития АТЭС и АСЕАН…………………………...12
ГЛАВА 2. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ГРУППИРОВКИ АТР И РОССИИ………21
2.1. Диалоговое партнерство Россия–АСЕАН…………………………………21
2.2. Перспективы сотрудничества России со странами АТЭС……………….25
2.3. Россия - АСЕАН – АТЭС……………………………………………….…..31
Заключение……………………………………………………………………….42
Список литературы……………
…………………………………………………44

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 66.07 Кб (Скачать файл)

Важнейшей составляющей сотрудничества в области транспорта является использование  морских портов. Основной рынок сбыта  российских товаров, следующих через  порты Дальнего Востока, – это  страны АТР. Перспективы развития портов и морских грузоперевозок в этой части России связаны главным  образом с проектами по добыче углеводородов на шельфе Сахалина и  строительством нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан».

Ключевым направлением взаимодействия в рамках АТЭС является популяризация  и последующая коммерциализация российских технологий. Имея передовые  разработки в информационных технологиях, медицине, метеорологии, геофизике  и в ряде других областей, представители  российских профильных министерств  и ведомств должны продвигать их на секторальных заседаниях экспертных групп  форума. Для реализации российских идей сотрудничества со странами АСЕАН  следует активно задействовать  проектный сегмент АТЭС, организовывать на российской территории семинары, конференции, торговые и технологические выставки, совместные исследования, учебные курсы  и другие мероприятия. Все это  потребует значительных усилий и  целенаправленной работы, поскольку  Россия встречает здесь сильную  конкуренцию со стороны других участников рынка. Среди других направлений следует упомянуть машиностроение, ВПК, туризм, освоение космического пространства и образовательные программы.

Преимуществом участия России в АТЭС является открытость Форума. Следование политике предоставления ежегодных  индивидуальных планов действий позволяет  участникам Форума, в том числе  и России, знакомиться с документами, в которых содержится информация о политике и административных шагах  стран членов Форума. Это несомненно оказывает позитивное воздействие  на развитие российской торговли и  размещения инвестиций на ее территории. Еще одним преимуществом участия  в АТЭС является возможность обсуждения на уровне глав государств политических и экономических проблем. Встречи  в верхах содействуют лучшему  пониманию региональных и национальных проблем.27

При всей очевидности преимуществ  участия России в АТЭС в реальности не все столь безоблачно. В ходе интеграции России в различные формы  работы АТЭС многие вопросы еще не получили своего окончательного решения. На данном этапе Россия еще довольно слабо влияет на принятие решений  Форума и на развитие атэсовского процесса интеграции в целом. Это обусловливается недостатком специалистов со знанием специфики региональной политической и экономической ситуации, экспертов, имеющих полномочия принимать решения в ходе переговорного процесса, отсутствием практики и опыта взаимодействия с партнерами по форуму на уровне профильных министерств. Эти причины объясняют недостаточную инициативу России при обсуждении вопросов торгово-экономического регулирования.

Кроме этого, Россия не часто  направляет своих представителей на секторальные министерские встречи, заседания  рабочих групп, в работе таких  важных мероприятий редко принимают  участие российские ученые. Причиной, на которую ссылаются многие российские государственные структуры, является отсутствие должного уровня финансирования. При этом следует понимать, что АТЭС является межправительственным консультационным органом и его основной задачей не является проведение торговых переговоров. Структура АТЭС предназначена для разработки рекомендаций по обеспечению устойчивого развития государств региона при одновременном укреплении региональной безопасности и сохранении интересов развития национальных экономик. Практической отдачей от участия в экспертных группах может стать коррекция российского курса на секторальных и страновых направлениях взаимодействия, укрепление контактов со специалистами других стран, расширение коммерческих контактов, внедрение передовых методов управления и появление дополнительных рычагов влияния на процессы регионального развития. Крайне важна для нас и поддержка со стороны участников форума. Опыт и практика работы АТЭС показывают, что, без поддержки ведущих игроков форума, которыми являются США, Китай и страны АСЕАН, новые идеи не получают достойного развития.

Для этого уже сегодня  следует продумать и начать реализацию таких инициатив, в которых отражались бы российские региональные интересы. Как считает министр иностранных  дел РФ С.В. Лавров, «наши азиатские  партнеры понимают, что не только России нужна экономически мобильная и  политически стабильная Азия, - сама Азия заинтересована в процветающей России. Становится все более очевидным  соображение чисто прагматического  порядка: без российского энергетического, научно-технического и интеллектуального  потенциала Азии будет, как минимум, трудно достичь целей всеобщего  экономического процветания, которая  является фундаментальной идеей  азиатской интеграции».28

Говоря о совпадении национальных интересов России и стран АСЕАН, следует заметить, что развитие партнерских  отношений с АСЕАН полностью  отвечает концепции внешней политики нашего государства в АТР. Эти  отношения позволят создать благоприятные  условия для модернизации России, укрепят дружественные отношения  со странами региона и обеспечат  активное участие России в делах  региона и его интеграционных процессах. Перспективным направлением взаимодействия с АСЕАН может  быть подключение России к реализации программ, целью которых является сокращение разрыва в уровнях  развития между «старыми» и «новыми» членами АСЕАН, в том числе  и к проектам по освоению субрегиона Большого Меконга. Развитие таких экономических  связей и их конкретные результаты позволят в перспективе поставить вопрос о заключении с АСЕАН соглашения о свободной торговле. В этом направлении достигнута договорённость о создании совместной российско-вьетнамской исследовательской группы. Ликвидация последствий природных катаклизмов и стихийных бедствий также является совместной ключевой задачей. Российские технологии предупреждения и преодоления последствий катастроф будут полезны для АСЕАН, а разработка рамочного документа в этой сфере заложит правовую основу для реализации совместных проектов. Важной совместной задачей является борьба с терроризмом. В 2004 году по инициативе России был создан механизм Совещаний старших должностных лиц России и АСЕАН по транснациональной преступности, в 2009 году - создана российско-асеановская Рабочая группа по противодействию терроризму и транснациональной преступности и одобрен соответствующий Рабочий план. Сейчас поставлена задача по налаживанию прямых контактов российских спецслужб с асеановскими контртеррористическими центрами. Последнее, но не менее важное – это развитие гуманитарных связей России со странами Ассоциации. Интерес России к странам ЮВА всегда был высок, об этом свидетельствует увеличение потока российских туристов в регион. Асеановские партнеры взаимно стремятся ближе познакомится с нашей страной. Для этого также существуют широкие возможности. Диалоговое партнерство России и АСЕАН динамично набирает обороты.

В настоящее время одной  из приоритетных задач России является развитие Дальневосточного региона, который  в силу своего уникального географического  положения и высокой ресурсообеспеченности обладает значительным потенциалом для привлечения капиталов и крупнейших товарных потоков. Перед Россией стоит задача укрепления своих позиций в АТЭС, в расширении экономических контактов, в привлечении новых технологий. Россия является более молодым и географически удаленным по сравнению со странами, входящими в состав АСЕАН членом АТЭС. В этой связи представляется интересным опыт АСЕАН в экономической интеграции с другими странами-членами АТЭС, в привлечении долгосрочных инвестиционных проектов, расширении экономических связей.

С другой стороны, асеановская интеграция в АТЭС является более глубокой по сравнению с российской в силу исторического развития и геополитического положения. США, Австралия и Япония приложили немалые усилия для того, чтобы привлечь АСЕАН к деятельности АТЭС. Интересы АСЕАН ориентированы скорее не на внешнее расширение связей, а на внутренние проблемы, такие например, как выравнивание уровня «новых» членов АСЕАН по отношению к его «старым» членам, углубление региональной экономической интеграции и создание более выгодных торговых условий между самими странами АСЕАН. АСЕАН также заинтересован и в подъеме общего уровня развития своей экономики, максимально приближая его к передовым странам АТЭС, а для этого российские энергетические ресурсы и научные разработки в ряде отраслей могут иметь крайне важное значение. В области достижения более сбалансированных уровней регионального развития российские интересы совпадают с асеановскими. Это является основанием для нашего дальнейшего сотрудничества с АСЕАН, используя возможности, предоставляемые АТЭС.29

Выводы:

Интересы России непосредственно  связаны с глобализацией мировой  экономики, развитием региональной и субрегиональной интеграции. Интеграционные объединения приобретают все  большее значение в мировой экономике, становясь все более значимым фактором безопасности. Участие в  таких структурах способствует вовлечению России в разработку основных принципов  функционирования мировой финансово-экономической  системы.

Следует заметить, что развитие партнерских отношений с АСЕАН  полностью отвечает концепции внешней  политики нашего государства в АТР. Эти отношения позволят создать  благоприятные условия для модернизации России, укрепят дружественные отношения  со странами региона и обеспечат  активное участие России в делах  региона и его интеграционных процессах.

Помимо этого, общими направлениями  пересечения интересов и России и АСЕАН в АТЭС представляются новые вызовы в области безопасности, терроризм, трансграничная преступность, морское пиратство, наркоторговля, и совместные усилия по преодолению  последствий стихийных бедствий. Наличие столь серьёзных общих  проблем позволяет сделать вывод  не только о возможности и желательности  сотрудничества РФ и АСЕАН, но и о  его необходимости для всех участвующих  сторон, какими бы ни были характер и  динамика их внутреннего развития.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Глобализация хозяйственных  процессов и расширение мирохозяйственных  связей в целом, а также увеличение объемов общественного производства и перестройка отраслевой структуры, наблюдавшиеся в большинстве  стран Юго-Восточной Азии на протяжении последних десятилетий XX - начале XXI века, сопровождались ускоренным ростом их внешнеэкономических связей и повышением роли последних в их хозяйстве, а вместе с тем и упрочением места этих стран во всей системе международных экономических отношений. Новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии сделали потрясающий рывок в своем развитии. Этот рывок нашел наиболее яркое выражение в достижении едва ли не самых высоких в мире темпов прироста ВВП.

Укрепление сотрудничества с Ассоциацией государств Юго-Восточной  Азии относится к числу приоритетов азиатской политики России. Эта организация является центром региональных интеграционных процессов в АТР, одним из влиятельных центров мировой политики, способствующим формированию многополярной конфигурации современного мироустройства. Развитие взаимодействия с АСЕАН имеет для нас важное значение в плане формирования в регионе новой системы политических и экономических отношений, упрочения российских позиций и продвижения наших инициатив, в первую очередь, в сфере безопасности.

В последние годы партнерство  Россия-АСЕАН получило значительное развитие. Сформирована структура диалога. Министр иностранных дел Российской Федерации ежегодно принимает участие  в Постминистерских конференциях Ассоциации с диалоговыми партнерами в форматах "10+10" и "10+1". Действует институт регулярных Совещаний старших должностных лиц по политическим вопросам на уровне заместителей министров иностранных дел, а также Совместный комитет сотрудничества Россия-АСЕАН, который является основным рабочим органом диалога. Имеются две рабочие группы - по научно-технологическому и по торгово-экономическому сотрудничеству. Оперативным рассмотрением текущих вопросов занимается Совместный планово-распорядительный комитет. Функционирует Московский комитет АСЕАН в составе послов стран Ассоциации в России.

Судьба России неотделима от Азии, и она видит себя деятельным участником всех этих процессов. В изоляции от них нам трудно было бы рассчитывать на создание благоприятных условий  для экономического развития страны, в первую очередь регионов Сибири и Дальнего Востока. Способствовать решению этой задачи, как представляется, можно, только сочетая решительные  меры в проведении социальной и миграционной политики на востоке страны с комплексной  внешнеполитической и дипломатической деятельностью в Азии.

Подводя итог нужно подчеркнуть, что именно страны АСЕАН являются в настоящее время одними из немногих перспективных рынков для российской высокотехнологичной и наукоемкой продукции, автомобильной и авиационной  техники, станков и оборудования. Быстрый экономический рост в  АСЕАН порождает растущий спрос  на отдельные виды российской продукции.

Возрастает роль и число  участников другой группировки Азиатско-Тихоокеанского региона — АТЭС. Однозначно сформулировать пути ее развития сложно, хотя на встречах в верхах оговаривались конкретные даты торгово-экономического сотрудничества стран-участниц, например, создания зоны свободной торговли и снятия барьеров в 15 секторах торгово-экономических  отношений.

Интеграция России в систему экономических отношений АТР требует решения многих политических и экономических проблем, внедрение в практику внешнеэкономической деятельности с другими государствами норм и правил, принятых в мировом сообществе, адаптации внутреннего законодательства, регулирующего внешнеэкономическую деятельность.

 

Список литературы

 

1. Авдокушин, Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. - М.: Юристъ,2001. - 368 с.

2. Анжаковская, Н.П. АСЕАН: пути к эффективной интеграции // МЭ и МО, № 4, 2011

3. Булатов, А.С. Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С.Булатова. - М.: Юристъ, 2007. - 860 с.

4. Васильев, Л.Е. АСЕАН в начале 21 века. Актуальные проблемы и перспективы / Л.Е. Васильев [и др.]. – М.: ИД «ФОРУМ», 2009. – 368с.

5. Раджакова, З.К. Мировая Экономика: учебник. - М.: Инфра-М, 2012. -336с.

6. Фомичев, В.И. Международная торговля: Учебник; 2-е изд., перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2011. - 446 с.

7. Щербанин Ю.А., Рожков К.Л., Рыбалкин В.Е., Фишер Г. «Международные экономические отношения. Интеграция»: Учебник. Пособие для вузов, изд. «Банки и Биржи», «ЮНИТИ». – М.: 2007г. – 352с.

8. Министерство экономического развития РФ. Диалоговое партнерство Россия–АСЕАН http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreigneconomicactivity/economic_organization/dialogrusasean

Информация о работе Интеграционные группировки АТР (АСЕАН, АТЭС)