Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 03:22, курсовая работа
Цель курсовой работы – узнать наиболее значимые интеграционные объединения АТР.
Задачи:
• Определить понятия АТЭС и АСЕАН;
• Изучить истории создания и развития АСЕАН и АТЭС;
• Проанализировать сотрудничество России с интеграционными объединениями.
Введение..................................................................................................................3
ГЛАВА 1. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В АТР И ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ АТЭС И АСЕАН…………………………………………………..5
1.1. Развитие интеграционных механизмов в АТР……………………………..5
1.2. История создания и развития АТЭС и АСЕАН…………………………...12
ГЛАВА 2. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ГРУППИРОВКИ АТР И РОССИИ………21
2.1. Диалоговое партнерство Россия–АСЕАН…………………………………21
2.2. Перспективы сотрудничества России со странами АТЭС……………….25
2.3. Россия - АСЕАН – АТЭС……………………………………………….…..31
Заключение……………………………………………………………………….42
Список литературы……………
…………………………………………………44
Важнейшей составляющей сотрудничества в области транспорта является использование морских портов. Основной рынок сбыта российских товаров, следующих через порты Дальнего Востока, – это страны АТР. Перспективы развития портов и морских грузоперевозок в этой части России связаны главным образом с проектами по добыче углеводородов на шельфе Сахалина и строительством нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан».
Ключевым направлением взаимодействия в рамках АТЭС является популяризация и последующая коммерциализация российских технологий. Имея передовые разработки в информационных технологиях, медицине, метеорологии, геофизике и в ряде других областей, представители российских профильных министерств и ведомств должны продвигать их на секторальных заседаниях экспертных групп форума. Для реализации российских идей сотрудничества со странами АСЕАН следует активно задействовать проектный сегмент АТЭС, организовывать на российской территории семинары, конференции, торговые и технологические выставки, совместные исследования, учебные курсы и другие мероприятия. Все это потребует значительных усилий и целенаправленной работы, поскольку Россия встречает здесь сильную конкуренцию со стороны других участников рынка. Среди других направлений следует упомянуть машиностроение, ВПК, туризм, освоение космического пространства и образовательные программы.
Преимуществом участия России
в АТЭС является открытость Форума.
Следование политике предоставления ежегодных
индивидуальных планов действий позволяет
участникам Форума, в том числе
и России, знакомиться с документами,
в которых содержится информация
о политике и административных шагах
стран членов Форума. Это несомненно
оказывает позитивное воздействие
на развитие российской торговли и
размещения инвестиций на ее территории.
Еще одним преимуществом
При всей очевидности преимуществ участия России в АТЭС в реальности не все столь безоблачно. В ходе интеграции России в различные формы работы АТЭС многие вопросы еще не получили своего окончательного решения. На данном этапе Россия еще довольно слабо влияет на принятие решений Форума и на развитие атэсовского процесса интеграции в целом. Это обусловливается недостатком специалистов со знанием специфики региональной политической и экономической ситуации, экспертов, имеющих полномочия принимать решения в ходе переговорного процесса, отсутствием практики и опыта взаимодействия с партнерами по форуму на уровне профильных министерств. Эти причины объясняют недостаточную инициативу России при обсуждении вопросов торгово-экономического регулирования.
Кроме этого, Россия не часто направляет своих представителей на секторальные министерские встречи, заседания рабочих групп, в работе таких важных мероприятий редко принимают участие российские ученые. Причиной, на которую ссылаются многие российские государственные структуры, является отсутствие должного уровня финансирования. При этом следует понимать, что АТЭС является межправительственным консультационным органом и его основной задачей не является проведение торговых переговоров. Структура АТЭС предназначена для разработки рекомендаций по обеспечению устойчивого развития государств региона при одновременном укреплении региональной безопасности и сохранении интересов развития национальных экономик. Практической отдачей от участия в экспертных группах может стать коррекция российского курса на секторальных и страновых направлениях взаимодействия, укрепление контактов со специалистами других стран, расширение коммерческих контактов, внедрение передовых методов управления и появление дополнительных рычагов влияния на процессы регионального развития. Крайне важна для нас и поддержка со стороны участников форума. Опыт и практика работы АТЭС показывают, что, без поддержки ведущих игроков форума, которыми являются США, Китай и страны АСЕАН, новые идеи не получают достойного развития.
Для этого уже сегодня
следует продумать и начать реализацию
таких инициатив, в которых отражались
бы российские региональные интересы.
Как считает министр
Говоря о совпадении национальных
интересов России и стран АСЕАН,
следует заметить, что развитие партнерских
отношений с АСЕАН полностью
отвечает концепции внешней политики
нашего государства в АТР. Эти
отношения позволят создать благоприятные
условия для модернизации России,
укрепят дружественные
В настоящее время одной
из приоритетных задач России является
развитие Дальневосточного региона, который
в силу своего уникального географического
положения и высокой
С другой стороны, асеановская интеграция в АТЭС является более глубокой по сравнению с российской в силу исторического развития и геополитического положения. США, Австралия и Япония приложили немалые усилия для того, чтобы привлечь АСЕАН к деятельности АТЭС. Интересы АСЕАН ориентированы скорее не на внешнее расширение связей, а на внутренние проблемы, такие например, как выравнивание уровня «новых» членов АСЕАН по отношению к его «старым» членам, углубление региональной экономической интеграции и создание более выгодных торговых условий между самими странами АСЕАН. АСЕАН также заинтересован и в подъеме общего уровня развития своей экономики, максимально приближая его к передовым странам АТЭС, а для этого российские энергетические ресурсы и научные разработки в ряде отраслей могут иметь крайне важное значение. В области достижения более сбалансированных уровней регионального развития российские интересы совпадают с асеановскими. Это является основанием для нашего дальнейшего сотрудничества с АСЕАН, используя возможности, предоставляемые АТЭС.29
Выводы:
Интересы России непосредственно
связаны с глобализацией
Следует заметить, что развитие
партнерских отношений с АСЕАН
полностью отвечает концепции внешней
политики нашего государства в АТР.
Эти отношения позволят создать
благоприятные условия для
Помимо этого, общими направлениями
пересечения интересов и России
и АСЕАН в АТЭС представляются
новые вызовы в области безопасности,
терроризм, трансграничная преступность,
морское пиратство, наркоторговля,
и совместные усилия по преодолению
последствий стихийных
Заключение
Глобализация хозяйственных
процессов и расширение мирохозяйственных
связей в целом, а также увеличение
объемов общественного
Укрепление сотрудничества с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии относится к числу приоритетов азиатской политики России. Эта организация является центром региональных интеграционных процессов в АТР, одним из влиятельных центров мировой политики, способствующим формированию многополярной конфигурации современного мироустройства. Развитие взаимодействия с АСЕАН имеет для нас важное значение в плане формирования в регионе новой системы политических и экономических отношений, упрочения российских позиций и продвижения наших инициатив, в первую очередь, в сфере безопасности.
В последние годы партнерство
Россия-АСЕАН получило значительное
развитие. Сформирована структура диалога.
Министр иностранных дел
Судьба России неотделима от Азии, и она видит себя деятельным участником всех этих процессов. В изоляции от них нам трудно было бы рассчитывать на создание благоприятных условий для экономического развития страны, в первую очередь регионов Сибири и Дальнего Востока. Способствовать решению этой задачи, как представляется, можно, только сочетая решительные меры в проведении социальной и миграционной политики на востоке страны с комплексной внешнеполитической и дипломатической деятельностью в Азии.
Подводя итог нужно подчеркнуть,
что именно страны АСЕАН являются
в настоящее время одними из немногих
перспективных рынков для российской
высокотехнологичной и
Возрастает роль и число
участников другой группировки Азиатско-
Интеграция России в систему экономических отношений АТР требует решения многих политических и экономических проблем, внедрение в практику внешнеэкономической деятельности с другими государствами норм и правил, принятых в мировом сообществе, адаптации внутреннего законодательства, регулирующего внешнеэкономическую деятельность.
Список литературы
1. Авдокушин, Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. - М.: Юристъ,2001. - 368 с.
2. Анжаковская, Н.П. АСЕАН: пути к эффективной интеграции // МЭ и МО, № 4, 2011
3. Булатов, А.С. Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С.Булатова. - М.: Юристъ, 2007. - 860 с.
4. Васильев, Л.Е. АСЕАН в начале 21 века. Актуальные проблемы и перспективы / Л.Е. Васильев [и др.]. – М.: ИД «ФОРУМ», 2009. – 368с.
5. Раджакова, З.К. Мировая Экономика: учебник. - М.: Инфра-М, 2012. -336с.
6. Фомичев, В.И. Международная торговля: Учебник; 2-е изд., перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2011. - 446 с.
7. Щербанин Ю.А., Рожков К.Л., Рыбалкин В.Е., Фишер Г. «Международные экономические отношения. Интеграция»: Учебник. Пособие для вузов, изд. «Банки и Биржи», «ЮНИТИ». – М.: 2007г. – 352с.
8. Министерство экономического
развития РФ. Диалоговое партнерство Россия–АСЕАН
http://www.economy.gov.ru/
Информация о работе Интеграционные группировки АТР (АСЕАН, АТЭС)