Иранская ядерная программа, как проблема международных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 23:16, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Исламская Республика Иран, о создании которой было провозглашено в 1979 году после иранской революции, возглавляемой имамом Хомейни, - одно из крупнейших государств Средней Азии и Ближнего Востока, обладающее значительными запасами энергоресурсов, лежащее на мировых торговых нефтяных путях, владеющее в масштабах региона значительным военным потенциалом. Несмотря на переживающие трудности, Иран представляется весьма перспективным объектом для инвестиций и экономическим партнером, стратегически важным с точки зрения геополитического потенциала. Государство, которое претендует на роль лидера, причем не только в регионе, но и в мире.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Основные этапы развития иранской ядерной программы.
§1. История развития программы атомных технологий Ирана………..7
§2.Ядерная программа Ирана …………………………………………...13
Глава II.Позиция России, США и EC по проблеме иранской ядерной программы.
§1.Российско-иранское сотрудничество в сфере атомных технологий………………………………………………………………………..21
§2.Политика западных государств в отношении ядерной программы………………………………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………...31
Список использованной литературы и источников………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа, иранская ядерная программа.docx

— 79.11 Кб (Скачать файл)

Также Иран стал задействовать сеть для нелегального приобретения ядерных технологий и оборудования. Так, в Европе были закуплены оборудование и материалы для центрифужного обогащения. Впоследствии (2005 г.) по данному поводу руководитель ведущего научно-исследовательского института МИД Ирана заявлял, что «…Иран всегда приобретал законным путем то, что можно было купить законно. Но в ситуации, когда само существование Ирана было поставлено под угрозу, Иран приобретал что-то и на черном рынке». В 1989 г. начались тайные поставки компонентов центрифуг и связанной с ними технической документации в Иран, которые продолжались, по данным МАГАТЭ, до 1996 г.В начале 1990-х гг. Иран также активно пытался работать на постсоветском пространстве с целью получения технологий, материалов и экспертизы в области ядерного топливного цикла, в том числе по обогащению ypaна, производству тяжелой воды и строительству тяжеловодных реакторов, а также реакторостроения.

Итак, до революции 1979 г., при шахском режиме, Иран планировал осуществить самую грандиозную ядерную пpoгpaмму на Ближнем и Среднем Востоке, предусматривавшую сооружение при поддержке западных государств свыше 20 энергетических реакторов. Имело место масштабное содействие США и других стран Запада ядерной пpoгpaмме Ирана (включая критические технологии). Однако после революции 1979 г. о пpoгpaмме развития атомной энергетики Ирану пришлось забыть до конца 1980-х гг., пока не закончилась восьмилетняя кровопролитная и дорогостоящая война с Ираком. Работы над ядерной пpoгpaммой возобновились только в начале 1990-х гг. С этого времени Иран непрерывно совершенствует национальную инфраструктуру ядерных технологий.

 

 

§2. Ядерная программа Ирана.

С начала 2000-х гг. официальные ирaнские представители стали вести речь о создании замкнутого ядерного топливного цикла. Но 21 октября 2003 г. «европейской тройке» (Великобритания, Германия и Франция) удалось достичь соглашения с Ираном о подписании Дополнительного протокола МАГАТЭ и его временном применении до ратификации Меджлисом, а также о добровольной приостановке всей деятельности, связанной с обогащением и химической переработкой ОЯТ (отработавшее ядерное топливо). Осенью 2004 г. 18Иран достиг в Париже нового соглашения с «европейской тройкой», которое устраняло возможные разночтения в отношении понимания термина «деятельность, связанная с обогащением». Но и новые договоренности содержали положения, неоднозначно расцениваемые сторонами. Одним из таких положений стало понимание «объективных гарантий» использования Ираном ядерных технологий исключительно в мирных целях. Представители «европейской тройки» исходили из того, что единственно возможной убедительной гарантией может быть отказ Ирана от обогащения ypaна, химической переработки ОЯТ и тяжеловодных реакторов, которые в потенциале позволяют получать ядерные материалы оружейного качества. Дальнейшие переговоры не привели к результатам, устраивающим все стороны, после чего весной 2005 г. Иран объявил о готовности возобновить ряд работ, связанных с пpoгpaммой по обогащению.19

В июне 2005 г. на президентских выборах в Иране победил консерватор Махмуд Ахмадинежад. С его приходом и ядерная пpoгpaмма, и сама внешняя политика изменили характер. Уже в феврале 2006 г. президент Ахмадинежад приостановил соблюдение Ираном Дополнительного протокола МАГАТЭ от 1997 г., а также пригрозил выходом из ДНЯО и прекращением взаимоотношений с МАГАТЭ в случае введения каких-либо санкций против Ирана. Иран возобновил работу ядерного центра в Исфахане и, настаивая на том, что как участник Договора о нераспространении ядерного оружия имеет право на использование ядерных технологий в мирных целях, сообщил о намерении продолжать свою ядерную пpoгpaмму, в том числе обогащение ypaна.20

Сегодня известные объекты ядерной пpoгpaммы Ирана расположены в Араке, Ардакане (ведётся строительство ГОК (горно-обогатительный комбинат)), Бандар-Аббасе (ГОК), Бушере, Дарховейне, Исфахане, Куме, Натанзе, Саганде (ypaновый рудник), Тегеране. Некоторые эксперты полагают, что часть объектов неизвестна наблюдателям, так как спрятана под землёй, в том числе в горных пещерах и тоннелях.

Под Араком действует завод по производству тяжёлой воды. Рядом строится тяжеловодный исследовательский реактор. Инспекторы МАГАТЭ, в соответствии с подписанными соглашениями, имеют доступ только к реактору.

В апреле 2006 г. вице-президент Ирана, руководитель ядерной пpoгpaммы страны Голямреза Агазаде, выступая в прямом эфире государственного телевидения, подтвердил, что Ирану удалось произвести низкообогащенный ypaн. Чуть позже президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад объявил о вхождении его страны «в клуб ядерных держав».21

О начале самостоятельных работ по строительству второй ирaнской АЭС на площадке «Ахваз» в Дарховейне (Дархуине) Иран объявил в июне 2007 г. Больше года Иран не предоставлял МАГАТЭ проектную документацию по этой АЭС.

В Исфахане построен конверсионный завод, с августа 2009 г. остановленный для ремонта и обслуживания. Инспекторы МАГАТЭ в октябре 2009 г.22 обнаружили на заводе ёмкости с тяжёлой водой, хотя резолюциями Совбеза ООН Иран обязан был приостановить тяжеловодные проекты. Также в районе Исфахана действуют топливный завод и циркониевый завод.

С 2007 г. ведётся работа по строительству разделительного завода близ города Кум. МАГАТЭ считает, что работа началась в 2006 г. Если МАГАТЭ докажет свою правоту, это будет означать, что Иран мог без предупреждения начать строительство и других ядерных объектов, сообщив о них международному сообществу лишь при завершении строительства. МАГАТЭ высказала претензии в сокрытии информации в 2009 г., но Иран заметил, что вся информация предоставлена.

В Натанзе разделительный завод FEP без перерывов обогащает реакторный (менее 5%) ypaн, а на заводе PFEP c современным оборудованием в феврале 2010 г. была впервые в Иране получена возможность 20-процентного обогащения. В Тегеране расположен устаревший, но используемый научно-исследовательский реактор, построенный США в 1960-х гг. для исследований и производства лекарств.23

Научно-техническая база Ирана в ядерной области на сегодняшний день является самой мощной среди всех стран региона (не считая Израиля), и составляет 3 ядерных центра: Тегеранский ядерный научно-исследовательский центр при Тегеранском университете; Исфаханский ядерный исследовательский центр; Ядepный исследовательский центр сельского хозяйства и медицины в Карадже.

            Также исследовательская деятельность осуществляется и на объектах ядерной энергетики - АЭС в Бушере.

В 2009 г. было объявлено, что в ближайшем будущем Иран планирует построить 20 новых АЭС и 10 новых заводов по обогащению ypaна. Планируется, что к 2020 г. доля атомной энергетики в Иране вырастет до 10%. К 2025 г. также планируется строительство семи реакторов мощностью 1000 МВт.24

В мае 2010 г. Иран согласился вывозить низкообогащенный ypaн на дообогащение в Бразилию и Турцию. Однако при этом ирaнские власти потребовали, чтобы зарубежные специалисты обрабатывали ypaн быстрее, чем это возможно. Летом 2010 г. Иран объявил о самостоятельном производстве 17 килограммов высокообогащенного ypaна, а в январе 2011 г. - о налаживании полного цикла производства ядерного топлива. Ранее сообщалось, что в стране научились выделять собственный ypaновый концентрат.

Разумеется, на пути реализации своей ядерной пpoгpaммы Иран сталкивается со многими трудностями. Так, ядерная пpoгpaмма Ирана потерпела урон после кибератаки в 2010 г., когда компьютерный вирус под названием Stuxnet привел к серьезному выходу из строя оборудования. Эксперты отмечают, что создатель Stuxnet намеревался атаковать тысячи центрифуг первого поколения в Натанзе и вывести их из строя. Многие эксперты подозревают, что за созданием вируса стоял Израиль, возможно, не без помощи США, но ни одна страна не призналась в том, что играла какую-то роль в этом деле.

Имеет место и плохо работающее оборудование, нехватка деталей. Были нападения на ирaнских ядерных ученых со смертельные исходом. Четверо ирaнских ученых были убиты неустановленными лицами с 2007 г., а пятый едва избежал гибели в результате взрыва бомбы. Сталкивается страна и со всё возрастающим международным давлением. Но все эти проблемы не слишком влияют на ирaнские ядерные амбиции. Ирaнские ученые заменили более тысячи поврежденных машин. Завод в Натанзе достаточно быстро восстановился, и объемы производства выросли, превзойдя тот уровень, который имел место до кибератаки.25

Итак, современная ядерная пpoгpaмма Ирана во многом основана на планах развития атомной энергетики, принятых при шахе в 1974 г., и включает развитие ядерно-топливного цикла параллельно с развитием атомной энергетики. Иран и сейчас, и во времена шаха, рассматривает развитие атомных технологий не только как средство сдерживания, но и как элемент национального престижа и атрибут регионального гегемонизма на Ближнем Востоке, а в перспективе, возможно, лидерства во всем исламском мире.

Проблема ядерного оружия постоянно сопровождала ирaнскую пpoгpaмму развития атомной энергетики. Шахский режим придерживался официальной позиции, что у государства нет интереса к владению ядерным оружием. В то же время шах заявлял о стремлении приобрести к 1985 г. военную мощь, сравнимую с мощью Франции и Великобритании, не уточняя, по каким именно составляющим вооруженных сил. В целом шахский Иран имел положительный имидж в области нераспространения ядерного оружия, в 1958 г. став членом Международного агентства по атомной энергии, а с 1970 г. - членом ДНЯО.

Решение об осуществлении военной ядерной пpoгpaммы было, очевидно, принято ирaнским руководством в начале 90-х гг. прошлого века. Сотрудники ЦРУ уже к 1996 г. обнаружили признаки военной ядерной пpoгpaммы Ирана. Существенно ускорились работы по ирaнской военной ядерной пpoгpaмме в 2000-х гг. Так, в феврале 2003 г. Иран признал факт установки 100 центрифуг для обогащения ypaна на экспериментальном производстве в Натанзе. Там же расположены подземные помещения общей площадью 60 тыс. кв. м., которых достаточно для размещения до 50 тыс. центрифуг. В мае 2003 г. Франция предоставила группе ядерных поставщиков материалы, обвиняющие Иран в осуществлении военной ядерной пpoгpaммы. В августе 2003 г. появилась информация об обнаружении инспекторами МАГАТЭ следов высокообогащенного ypaна на предприятии в Натанзе. Отметим, что создать ядерную бомбу на основе высокообогащенного ypaна существенно легче, а процесс его обогащения в Иране уже налажен.

В сентябре 2004 г. Институт науки и международной безопасности (США) публикует спутниковые фотоснимки, на которых, по мнению экспертов, запечатлён секретный ирaнский полигон для разработки ядерного оружия в 30 км. к юго-востоку от Тегерана, в местечке Парчин. Буквально через два дня МАГАТЭ принимает резолюцию, в которой от Ирана требуется в срок до 25 ноября 2004 г. приостановить все работы, связанные с обогащением ypaна, и открыть свои объекты международным инспекторам. Столь жёсткую резолюцию ирaнские власти считают оскорбительной и заявляют, что Иран не примет никаких ультимативных требований, связанных с прекращением обогащения ypaна. 21 сентября 2004 г. Иран сообщает о начале широкомасштабной переработки ypaновой руды - первого этапа обогащения ypaна. Одновременно президент Ирана Мохаммад Хатами заявляет, что Тегеран не стремится создавать ядерное оружие, «так как это будет противоречить нашей религии и культуре». Однако уже вскоре на военном параде в Тегеране демонстрируются новые ирaнские ракеты «Шехаб-3» с радиусом действия от 1300 до 1700 км, созданные на основе северокорейских ракет «Нодон-1».

На протяжении всех последующих лет было принято несколько резолюций МАГАТЭ и Совета Безопасности ООН (СБ ООН) в отношении Ирана, в которых страну призывали к полной и длительной приостановке всей деятельности, связанной с обогащением ypaна, включая научно-исследовательские работы. Ирану предъявлялись ноты, вводились санкции. В качестве ответных действий Тегеран отказывался от выполнения резолюций, требующих прекращения всех работ в области обогащения ypaна. Однако стоит отметить, что Иран, как правило, беспрепятственно пускал на свою территорию представителей МАГАТЭ для проведения соответствующих инспекций своих ядерных объектах.

В ноябре 2011 г. МАГАТЭ опубликовало отчёт по поводу ядерной пpoгpaммы Ирана. Отчет стал настоящей дипломатической бомбой, четко указывающей на стремление Тегерана заполучить в свои руки ядерную бомбу. Документ не оставляет сомнений - Исламская республика приближается к элитарному клубу государств-обладателей ядерного оружия. Этот же отчет полностью опровергает тезис о мирном характере ирaнской атомной пpoгpaммы.26 Анализируя отчёт МАГАТЭ, Institute for Science and International Security отмечает, что на 1 ноября 2011 г. в распоряжении Ирана имелось 4922 кг. низкообогащенного гексафторида ypaна, в том числе 379 кг., произведённых с 14 августа 2011 г. Этого количества при обогащении до оружейного ypaна может хватить для создания четырёх единиц ядерных зарядов.

В конце февраля 2012 г. в Иран были отправлены эксперты МАГАТЭ по проверке на наличие разработки ядерного оружия, однако через три дня эксперты МАГАТЭ были выдворены из страны.

В марте 2012 г. состоялась всемирная конференция по ядерной безопасности, инициатором которой стала Южная Корея. Конференция по ядерной безопасности в Сеуле начиналась с темы по ядерной пpoгpaмме Ирана и КНДР. Конференция не принесла большого результата. Иран в Сеуле подтвердил, что и дальше будет обогащать ypaн.

Ситуация вокруг ирaнской ядерной пpoгpaммы к настоящему времени так и не получила своего полного разрешения. Иран продолжает настаивать на мирном характере своей пpoгpaммы, не отказываясь от своих обязанностей члена ДНЯО, ссылаясь на то, что Израиль, обладающий ядерным оружием, не подписал этот договор и не несет никаких обязанностей. С точки же зрения Совета Безопасности ООН Иран, как член ДНЯО, должен предоставить более убедительные доказательства мирного характера своей ядерной пpoгpaммы, сделать её прозрачной.

Итак, наибольшую опасность для мирового сообщества сейчас представляет ypaновая военная пpoгpaмма Ирана. Сам Иран не признаёт, что занимается разработкой ядерного оружия, но имеются признаки, что такая разработка ведется. Мировое сообщество возражает против того, чтобы Иран обогащал ypaн на своей территории, опасаясь, что в этом случае Тегеран непременно приступит к созданию ядерного оружия. Иран же отказывается идти на какие-либо компромиссы и подчёркивает свое право на развитие ядерной пpoгpaммы.

Информация о работе Иранская ядерная программа, как проблема международных отношений