Конкурентоспособность национальной экономики РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 21:06, реферат

Краткое описание

В настоящее время все больше и больше стран пытается выйти на мировой рынок со своей собственной национальной продукцией и старается успешно конкурировать на нем. С каждым годом количество стран, торгующих на мировом рынке, увеличивается, а следовательно растет международная конкуренция. Проблема международной конкуренции стала очень актуальна в наши дни. Сегодня проблемой конкурентоспособности озабочены правительства и промышленные круги любой страны.
Конкурентоспособность страны (национальная конкурентоспособность) – одно из сложнейших экономических понятий. Под конкурентоспособностью страны понимается способность ее фирм и отраслей опережать соперника в завоевании и укреплении позиций на зарубежных рынках. Естественно, что национальная конкурентоспособность обусловлена экономическими, социальными, политическими и другими факторами.

Содержание

Введение……………………………………………………………………
Глава 1. Особенности конкурентоспособности Республики Беларусь…
1.1 Проблемные факторы, снижающие конкурентоспособность Республики Беларусь………………………………………………………………
Глава 2. Конкурентоспособность как фактор обеспечения экономической безопасности.……………………………………………………
Глава 3. Пути повышения конкурентоспособности национальной экономики Республики Беларусь…………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

нац.docx

— 88.45 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………

Глава 1. Особенности конкурентоспособности Республики Беларусь…

1.1 Проблемные факторы,  снижающие конкурентоспособность Республики Беларусь………………………………………………………………

Глава 2. Конкурентоспособность  как фактор обеспечения экономической  безопасности.……………………………………………………

Глава 3. Пути повышения конкурентоспособности  национальной экономики Республики Беларусь…………………………………………………

Заключение…………………………………………………………………

Список использованной литературы………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время все  больше и больше стран пытается выйти  на мировой рынок  со своей собственной  национальной продукцией и старается  успешно конкурировать на нем. С  каждым годом количество стран, торгующих  на мировом рынке, увеличивается, а следовательно растет международная конкуренция. Проблема международной конкуренции стала очень актуальна в наши дни. Сегодня проблемой конкурентоспособности озабочены правительства и промышленные круги любой страны.

Конкурентоспособность страны (национальная конкурентоспособность) – одно из сложнейших экономических понятий. Под конкурентоспособностью страны понимается способность ее фирм и отраслей опережать соперника в завоевании и укреплении позиций на зарубежных рынках. Естественно, что национальная конкурентоспособность обусловлена экономическими, социальными, политическими и другими факторами.

 Процессы глобализации  современного мирового хозяйства  во все большей степени предопределяют  развитие национальной экономики.  В соответствии с ними равноправная  интеграция страны в мировую  экономику возможна лишь при  условии ее конкурентоспособности.  В современных условиях конкурентоспособность  страны является показателем  состояния и перспектив развития  хозяйственной системы, определяет  характер ее участия в международном  разделении труда, выступает гарантом  экономической безопасности и  в общем виде представляет  собой способность страны в  условиях свободной конкуренции  производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового  рынка, реализация которых увеличивает  благосостояние населения.

Конкурентоспособность является объектом масштабных научных и экономических  исследований, темой продолжительных  дискуссий, официальных обсуждений в правительственных и законодательных  органах, как это имело место, например, в США в 80-е гг., в результате был принят (в 1988 г.). Комплексный  закон о конкурентоспособности и торговле.

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 Как и  в любом  противоборстве, в процессе конкуренции  на любом уровне обнаруживаются  и свои лидеры, и свои аутсайдеры. В этом случае понятие «конкурентоспособность» говорит о потенциале экономического субъекта, создающем предпосылки для выигрыша в этой конкурентной борьбе. Если говорить применительно к предприятию, то его конкурентоспособность определяется его возможностью безубыточно реализовать свой товар на рынке, получать на нем существенную долю прибыли, длительное время оставаться прибыльными.

На макроуровне конкурентоспособность  отражает благоприятные позиции  национальной экономики в системе  международных отношений, в сфере  внешней торговли, внешнеэкономических  связей, складывающиеся в результате конкурентоспособной деятельности хозяйствующих субъектов. Конкурентоспособность  национальной экономики является наиболее общим показателем эффективности  функционирования национального хозяйства  и его субъектов. Именно повышение  национальной конкурентоспособности  является современной парадигмой экономической  политики большинства развитых стран.

Сегодня к конкурентоспособным  странам  относят те, которые не только удовлетворяют  вышеупомянутым критериям, но и имеют возможность  постепенно наращивать темпы экономического роста, увеличивать занятость населения, увеличивать реальные доходы своих  граждан.

Конкурентоспособность национальной экономики – это концентрированное выражение экономического,                                         научно-технического, производственного, управленческого и другого потенциала, которым обладает та или иная страна и который реализуется в товарах, услугах, успешно противостоящих конкурирующим с ними иностранным товарам, услугам на внутреннем и внешнем рынках  [1, c. 104].

Для оценки конкурентоспособности  экономики могут быть использованы такие обобщающие социально-экономические  показатели, как индекс развития человеческого  потенциала и производство ВВП на душу населения. Что касается Республики Беларусь, то она обладает целым  рядом потенциальных  конкурентных преимуществ, которые базируются, главным  образом, на факторных условиях и  наличие специализированных, смежных  и обслуживающих отраслей. Это прежде всего:

• выгодное экономико-географическое и геополитическое положение (в центре Европы);

• развитая система транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры в целом;

• значительные земельные, водные и лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых (калийные и каменные соли, сырье для производства строительных материалов и др.);

• достаточно мощная строительная база;

• значительный научно-технический потенциал;

• многоотраслевой промышленный комплекс;

• высокий общеобразовательный уровень населения при низкой цене рабочей силы;

• комплексность развития территорий;

• многовекторность внешнеэкономических связей, способствующая расширению внешних рынков [8].

Начиная с 2000 г. экономика  Беларуси росла с ускоряющимся темпом. В последнее время стали весьма активно проявляться признаки, указывающие  на возможные опасности в устойчивом развитии и на замедление экономического роста из-за исчерпания прежних его  источников. Возникает озабоченность  тем, как удержать достигнутое и как развиваться дальше.

Из-за ограниченности внутреннего  рынка для Беларуси как малого государства с открытой экономикой важным источником экономического роста  является успех продаж на мировом  рынке.

Вопросы развития экономики  необходимо рассматривать сквозь призму конкурентоспособности. С позиции  практического воздействия на конкурентоспособность  государства или отрасли экономики  важно подчеркнуть, что конкуренция  осуществляется на двух уровнях:

  • на микроуровне предприниматели конкурируют между собой на рынках продажи, предлагая свои изделия и услуги.
  • на макроуровне государства (правительства) соревнуются из-за мобильных факторов производства (рабочая сила, капитал).

Инструментами конкуренции  на макроуровне в первую очередь  выступают немобильные, или местные  факторы производства: правовая и  административно-управленческая система, инфраструктура (в том числе системы  науки, образования, здравоохранения) и предлагаемые общественным сектором услуги, способствующие развитию конкурентоспособности. Конкурентоспособность отрасли  экономики формируется под общим  влиянием субъектов двух уровней  – правительства и предпринимателей. Если правительство не в состоянии  создать в государстве среду, которая привлекла бы в каждую конкурентную отрасль экономики  мобильные факторы производства, то у этого государства в целом формируется невыгодное конкурентное положение. В то же время расходы правительства на создание благоприятной среды для предпринимательства не окупаются, если производители упускают возможность использовать их для освоения лучшей конкурентной позиции на мировом рынке.

Конкурентоспособность зависит  также от факторов, на которые трудно повлиять в конкретный момент: от истории, культурного фона, географического  положения и т.д. Данные аспекты  определяют зависимость государства  от траектории предшествующего развития, что следует учитывать при  прогнозировании развития, а также  в текущей политике и предпринимательстве. Зависимость от траектории предшествующего  развития проявляется в виде инерции  в ценностных оценках, позициях общества, а также, исходя из этого, в используемых политиках [9 с. 4]. Зависимость Беларуси от предшествующего развития, с одной стороны, предопределена десятилетиями функционирования экономики в условиях тоталитарного планового хозяйства, а с другой – сильным административно-командным подходом, преобладавшим в экономике в течение последних лет.

Беларусь стремиться занять высокие позиции в международных  рейтингах, что неоднократно подчеркивалась в программных документах развития страны (табл. 1).

Таблица 1- Международная  конкурентная позиция РБ

Из представленного перечня  наиболее известными являются:

  • индекс развития человеческого потенциала, который измеряется по методике ООН;
  • экономическая конкурентоспособность, которая находит выражение в соответствующих индексах мирового экономического форума (WEF) и международного института управления (IMD).

Индекс развития человеческого  потенциала отражает, в первую очередь, достигнутый уровень социально-экономического развития в самом широком смысле, объединяя способность получения  заработков (база – ВВП на душу населения) с показателями образования и  здоровья. К настоящему времени количественные аспекты развития человеческого  потенциала в Беларуси реализованы  достаточно полно, но его более качественное интеллектуальное наполнение – существенный источник дальнейшего развития.

В очередном , двадцать первым по счету Докладе ООН о развитии человека Беларусь переместилась с 61-го среди 169 стран на 65-е место среди 187 стран по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП). Рейтинг республики – самый высокий среди стран СНГ. По всем трем измерениям человеческого развития – здравоохранение, образование, ВВП на душу населения – доклад определяет Беларусь как страну с одним из лучших достижений в группе стран с высоким уровнем человеческого развития. Представитель ООН/ПРООН в Беларуси Антониус Брук заявил, что положение Беларуси в рейтинге ПРООН за последние пять лет оценивается как стабильное – страна находится примерно на одном и том же уровне. Положение Беларуси в последнем рейтинге названо «достаточно хорошим достижением», так как на этот раз по сравнению с уровнем 2010 г. число участников рейтинга увеличилось на 18 стран [10].

 Следует отметить, что  кризисные явления текущего года  в отечественной экономике в  докладе отражения не нашли,  поскольку для Беларуси использовались  данные за 2009 г. В связи с  этим в будущем положение Беларуси  в рейтинге в связи с экономической  ситуацией 2011 г. может существенно  осложниться. Сводные показатели  конкурентоспособности, которые  синтезируют достигнутый уровень  и все предпосылки развития, для  Беларуси до сих пор не определяются. Вместе с тем в проводимых  с участием Беларуси международных  рейтингах отражается созданная  в стране относительно благоприятная  социальная основа для дальнейшего  развития. За счет высокого уровня  образования населения, хорошей  экологии и социальной стабильности  республика может конкурировать  с государствами, находящимися  на той стадии развития, которая  основана на ресурсах и эффективности,  однако этого недостаточно для  вхождения в число успешных  государств мира на этапе развития, основанном на инновациях.

Сравнение позиций Беларуси и пяти наиболее успешных государств-членов Европейского союза по показателям, описывающим различные аспекты  создания и реализации конкурентоспособности (рис. 1), позволяет отметить следующее.

Если относительное отставание республики по числу рабочих часов  на работника и удельному весу рабочей силы в численности населения  относительно небольшое, то по показателям  эффективности различия критические. Так, ВВП на душу населения составляет только 12,2% от соответствующего показателя рассматриваемых государств ЕС (с  учетом ценового уровня – 37,4%). Это означает, что для достижения уровня ведущих государств ЕС производительность экономики должна увеличиться при изготовлении конечной продукции более чем в 8 раз.

Рисунок 1 - Сравнение позиций РБ по выбранным параметрам конкурентоспособности.

Одной из существенных причин отставания производительности в Беларуси является низкая активность в проведении на научно-прикладные работы и финансировании инновационной деятельности: расходы  на научно-прикладные работы на душу населения  составили только 2,3% от ВВП, доля расходов на научно-прикладные в ВВП – 24% и  доля организаций, осуществляющих затраты  на инновации, - 31,3% от сравниваемого  среднего уровня пяти стран. Несмотря на отставание, более благоприятна ситуация с расходами общественного сектора на образование – 87% и показателем охвата высшим образованием – 89,3%. В результате – потенциал конкурентоспособности не реализуется в той степени, на которую ориентированы документы государственного масштаба [3].

Информация о работе Конкурентоспособность национальной экономики РБ