Конституционный контроль во Франции и Польше

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 17:57, реферат

Краткое описание

Под конституционным контролем понимают систему отношений между органами публичной власти, при которой уполномоченные органы государства выявляют и пресекают законы и иные нормативные правовые акты, которые не согласуются с Конституцией.
Само по себе обоснование конституционного контроля возможно с помощью использования трёх теорий: органической, институциональной, естественно правовой.
В основу органической теории положено верховенство Конституции, а это значит, что нижестоящие по отношению к Конституции акты не должны противоречить ей.

Содержание

1. Конституционный контроль: понятие, виды, основные модели...2
2. Состав, порядок формирования и структура органов конституционного контроля……………………………………………………...4
3. Полномочия Конституционного Совета и Государственного Совета и Конституционного Трибунала……………...…………………………6
4. Основные принципы и стадии конституционного судопроизводства…………………………………………………………………8
5. Список использованной литературы……………………………...10

Вложенные файлы: 1 файл

КПЗС 1.docx

— 30.59 Кб (Скачать файл)

План:

1. Конституционный контроль: понятие, виды, основные модели...2

2. Состав, порядок формирования и структура органов конституционного контроля……………………………………………………...4

3. Полномочия Конституционного Совета и Государственного Совета и Конституционного Трибунала……………...…………………………6

4. Основные принципы и стадии конституционного судопроизводства…………………………………………………………………8

5.  Список использованной литературы……………………………...10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Конституционный контроль: понятие, виды, основные модели.

Под конституционным контролем  понимают систему отношений между  органами публичной власти, при которой  уполномоченные органы государства  выявляют и пресекают законы и  иные нормативные правовые акты, которые  не согласуются с Конституцией.

Само по себе обоснование  конституционного контроля возможно с  помощью использования трёх теорий: органической, институциональной, естественно  правовой.

В основу органической теории положено верховенство Конституции, а  это значит, что нижестоящие по отношению к Конституции акты не должны противоречить ей.

Институциональная теория говорит  о том, что одно из свойств Конституции  в том, что она регламентирует так называемые “правила игры”  для орагнов власти. Ни один из органов  власти не в праве посягать по полномочия другого органа.

 

Естественно-правовую теорию также иногда называют теорией общественного  договора. Эта теория говорит о наличии некоторых прав человека и гражданина, за которыми призван следить конституционный контроль.

Также конституционный контроль может быть различных видов, а именно:

В основу классификации положено время существования – предварительный  конституционный контроль (проверка акта осуществляется до вступления в  силу) и последующий. (распространяет свое действие на уже опубликованные акты)

Основа для классификации  – место основания: внутренние и  внешние.

Внутренний контроль проводится самим органом, который издает акт, внешний – иным органом.

Внешний контроль в большинстве  случаев последующий. Во всяком  случае не принятые еще проекты актов, как правило внешнему контролю не подвергаются.

Также основой для классификации  может быть обязательность проведения конституционного контроля: обязательность (акт в обязательном порядке подвергается конституционному контролю, как правило  предварительному) и факультативность. (проводится только в случае волеизъявления правомочного субъекта)

по форме конституционный  контроль может быть абстрактным  и конкретным.

Также конституционный контроль бывает: по форме - абстрактный и  конкретный, по объему – полный и  частичный, по содержанию – формальный и материальный, 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Состав, порядок формирования  и структура органов конституционного  контроля.

Конституционный контроль Франции  представляется двумя органами: Конституционным  советом и Государственным советом.

Президент, председатель сената (верхняя палата парламента) и председатель Национального собрания назначают  основную часть Конституционного совета, а именно одну треть Совета каждый сроком на 9 лет. Повторно быть членом Конституционного совета нельзя, т.е. действует принцип  невозобновляемости. Также действует  так называемое обновление Совета –  раз в три года треть Совета переназначается.

Говоря о другой части  Совета – ее составляют все бывшие президенты Республики.  Нельзя одновременно занимать должность в Совете и  быть членом парламента, должностным  лицом в гос. аппарате, должность  руководителя политической партии, руководствующую  должность в любом из сектором экономики.

Президент назначает государственный  совет, который, в свою очередь, дает заключение правительству о соответствии актов правительства закону, дает оценку с точки зрения Конституции  регламентационной деятельности (т.е. право правительства на регулирование  общественных отношений с помощью  актом с юридической силой, которая  ниже юридической силы закона.)

Непосредственно конституционный контроль Франции по времени существования – предварительный. Последующий контроль также возможен, но может быть осуществлен только при наличии жалобы от граждан в Конституционный совет на нарушение законом их конституционных прав, однако такие жалобы должны рассматриваться Гос. Советом или судом, лишь после этого они подлежат последующему контролю.

 

Касательно Республики Польша – Польше характерно последовательное принятие мер, нацеленных на формирование гражданского общества. Важнейшим признаком этого выступают действия властей в точном соответствии с законодательством, а также наличие учреждений, которые гарантирует соблюдение прав человек и гражданских прав. Доказательством того, что Польский парламент весьма чутко реагирует на вопросы, которые связанны с правами человека, выступают меры, предпринимаемые парламентом.

Представитель правительства (конституционный орган, который стоит на страже прав и свобод, которые гарантируются Конституцией и другими нормативными правовыми актами) по гражданским правам назначается Сеймом с согласия Сената. Полномочия Представителя правительства веьсма широки, дабы давать ему возможность эффективной защиты интересов каждого гражданина, права которого были нарушены.

Конституционный суд, обеспечивающий контроль над создающимися в Польше правовыми актами, также следит за соответствием законов и предписаний  международным договорам, ратифицированными  польским государством. Кроме того, Конституционный суд является органом, в который каждый, (как гласит статья 79 Конституции РП) «чьи гарантированные  Конституцией свободы или права  были нарушены», имеет право подать так называемую «конституционную жалобу». Гарантами уважения прав человека и  гражданина являются также независимые  суды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Полномочия Конституционного  Совета и Государственного Совета и Конституционного Трибунала.

Как правило, конституции  регулируют основные принципы организация  Конституционных Советов, а законы лишь конкретизируют.

В различных странах способы  формирования данных органов различаются.

Тем не менее, в большинстве  стран высшие гос. органы формируют  Конституционные Советы.

Как правило, многие страны устанавливают ряд ограничений  судьям Конституционного Совета, а  именно: единые сроки полномочий, которые  сопровождаются, как правило, невозможностью переизбрания.

В большинстве стран европейской  системы принято создание специальных  органов, осуществляющий конституционный  контроль. такие органы наделены правом конституционного судопроизводства, а  главной функцией, и, по сути, единственной, для них является конституционный  надзор (надзорная деятельность)

К таким органам можно  отнести Конституционный Совет  и Государственный Совет (частично) во Франции, а также в других странах, которые переняли французскую конституционную  модель.

Отличие между Конституционными Советами и Конституционными Трибуналами  лежит в форме производства –  для Советов эта процедура  носит характер закрытой, основывается в большинстве своем на письменной производстве.

Это означает, что Конституционный  Совет не рассматривает жалоб  индивидуального порядка.

Можно отметить большое своеобразие  Французского конституционного контроля, который выходит за рамки двух вышеуказанных моделей.

Конституционность актов, которые исходят от гос. органов, рассматривается различными органами:

Парламент представляет Конституционный  Совет, органы исполнительной власти –  Государственный Совет.

Основной функцией Конституционного совета является в первую очередь  рассмотрение соответствий ряда актов  Конституции. Обязательно контролируются органические законы до их промульгации, а также регламенты палат парламента.

Также в обязанности Конституционного Совета входит проверка органических законов и регламентов палат  Парламента до их вступления в силу.

Государственный Совет рассматривает  все законопроекты французского Правительства, которые вносятся на рассмотрение Парламента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Основные принципы и стадии конституционного судопроизводства.

Во Франции можно выделить четыре различные ветви осуществления  правосудия. Это:

  1. общественные суды, когда рассмотрение мелких споров осуществляется непрофессиональными судьями – медиаторами (посредниками); в основном это отставные судьи, чиновники, знакомые с юриспруденцией. Они назначаются местными советами – муниципалитетами, в стране их около тысячи человек;
  2. иерархическая система общих судов, рассматривающих уголовные и гражданские дела;
  3. различные специальные суды (для несовершеннолетних, военнослужащих и др.);
  4. иерархическая система административных судов.

 

Основная роль в системе  правосудия отводится общим судам. Низшее звено – трибунал низшей инстанции.

Также создаются трибуналы  высшей инстанции (как правило заседают в составе 3 судей, но есть и ряд  дел, рассматриваемых единолично).

Высшим звеном считаются  апелляционные суды (всего их насчитывается 34)

Суд присяжных, в свою очередь, создается в каждой департаменте и рассматривает только уголовные  дела.

Вся судебная система возглавляется  Кассационным судом.

Систему судов административной юстиции возглавляет Государственный  совет. Существуют административные суды первой инстанции и апелляционные суды.

В Польше Конституция является главным источником всех правовых актов. Никакое распоряжение не может содержать  в себе положений, которые противоречат Конституции либо же законам, которые  из нее вытекают.

Общая процедура включает порядок подачи обращений в Конституционный  Суд управомоченными субъектами, предварительного рассмотрения обращений  для решения вопроса об их принятии или отклонении, процессуальное представительство, права судьи-докладчика, порядок  истребования необходимой информации, приглашения свидетелей и экспертов, проведения судебного разбирательства, совещания и голосования по постановлению  решения, его оглашения, возобновления  производства в необходимых случаях, вопрос о судебных издержках и некоторые другие положения.

Конституционный суд, занимаясь  разрешением дела, толкует Конституцию, а затем находит непосредственное выражение в решениях по конкретным делами, которые являются обязательными  для всех ,к кому они были обращены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Жакке, Ж.-П. Конституционное право и политические институты: учебное пособие/Ж.-П. Жакке.-М.: Юристь,2002;
  2. Институты Конституционного права иностранных государств.-М.: городец- издат.,2002.
  3. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие. / Составитель проф. В.В. Маклаков - 3-е изд., перер. и доп. - М.: Изд. БЕК, 2002.
  4. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. В 4х т. Т. 1-2. / Отв. ред. Страшун Б. А.- М., 2000
  5. Клишас А.А. Конституционная юстиция в зарубежных странах - М.: Международные отношения, 2004.
  6. Клеандров М.И. Судебные системы государств-участников СНГ: законодательное обеспечение. - М.: Юристъ, 2002.

7. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие. /   

    Составитель проф. В.В. Маклаков - 3-е изд., перер. и доп. - М.: Изд.    

    БЕК, 2002.

8. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. / Под ред.   

     Баглая М.В. - М., 1999.

  1. Медушевский,А.Н. Сравнительное конституционное право и политические институты: курс лекций/А.Н.Медушевский.-М.:МГУ,2002-572с.Клеандров М.И. Судебные системы государств-участников СНГ: законодательное обеспечение. - М.: Юристъ, 2002.
  2. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. - М., 2002.

 

 

 

 

 

 

Задача:

Канцлер ФРГ поставил вопрос о доверии к правительству  в Бундестаге и выступил с заявлением, в котором разъяснил причины, побудившие его предпринять такой  шаг. Из присутствовавших 599 депутатов  за отказ в доверии проголосовали 435 депутатов, за доверие – 115, оставшиеся воздержались.

Какова судьба канцлера ФРГ  и возглавляемого им правительства  при таком соотношении голосов?

Достаточно ли депутатам  Бундестага проголосовать за отказ  в доверии к канцлеру и правительству  для разрешения политического конфликта?

Возможен ли самороспуск  Парламента ФРГ?

Какими средствами воздействия  на канцлера и правительство, а также  на Бундестаг обладает Федеральный  Президент в сложившейся ситуации?

Информация о работе Конституционный контроль во Франции и Польше