Культурное присутствие Германии в Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 18:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – раскрыть содержание основных направлений деятельности Института Гёте в Республике Беларусь в области образования и культуры.
Для ее реализации необходимо было решить следующие задачи:
- рассмотреть историю создания Института им. Гёте;
- исследовать направления деятельности Института Гёте во внешней культурной политике Германии;
- рассмотреть направления и формы культурного взаимодействия Беларуси и Германии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………...……………………………………………………………...3
ГЛАВА 1 Институт им. Гёте как фактор внешней культурной политики ФРГ………………………………………………………………………………...6
Становление и развитие культурного учреждения…………………………6
1.2 Структура и цели Института им. Гёте на современном этапе……………11
ГЛАВА 2 Культурное присутствие Германии в Беларуси………………….18
2.1 Сотрудничество в сфере культуры и образования ……………….……….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...………………………………………………………………..26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………...…..28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая, 3 курс.doc

— 178.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………...……………………………………………………………...3

ГЛАВА 1 Институт им. Гёте как фактор внешней культурной политики ФРГ………………………………………………………………………………...6

    1. Становление и развитие культурного учреждения…………………………6

1.2 Структура и цели Института им. Гёте на современном этапе……………11

ГЛАВА 2 Культурное присутствие Германии  в Беларуси………………….18

2.1 Сотрудничество в сфере культуры и образования ……………….……….18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...………………………………………………………………..26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ  ……………………...…..28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных  условиях заметно возрастает роль гибких факторов, усиливается влияние «мягких» инструментов воздействия на систему  международных отношений. Сегодня  фактор культуры как составляющая «мягкой  силы» в мировой политике приобретает  новое звучание, серьёзно возрастает его влияние на общемировые социально-экономические процессы и межгосударственные отношения. В связи с этим государства начинают уделять больше внимания своей политике в сфере культуры и всё чаще используют термин «внешняя культурная политика». Внешняя культурная политика при успешной реализации способна стать эффективным средством сопровождения общей внешнеполитической стратегии государства, создавая прочный фундамент, позволяющий не только отстаивать и продвигать свои национальные интересы на мировой арене, но и оказывать непосредственное влияние на различные политические, экономические, социальные процессы в мире.

Международная культурная политика является  одним  из трех основополагающих столпов, на которые опирается внешняя политика страны (наряду с политикой безопасности и экономической политикой). Внешняя культурная политика требует внимания и поддержки со стороны государства. Правительство Германии очень заинтересовано в том, чтобы на международном уровне Германия была представлена как «современное и многогранное государство», основные ценности которого - свобода и толерантность. Поэтому Институт им. Гёте является символом Германии за рубежом. Институт Гёте  является учреждением культуры Федеративной Республики Германия, деятельность которого направлена на популяризацию немецкого языка за рубежом и расширение международного сотрудничества в области культуры  в том числе и с Республикой Беларусь.

В 90-е гг. произошла заметная активизация общественно-культурных отношений Республики Беларусь и Федеративной Республики Германии. Сейчас общественно-культурные контакты Беларуси и Германии охватывают все сферы общественной жизни, культуры, науки, образования, включая гуманитарное сотрудничество в сфере преодоления последствий чернобыльской катастрофы. Поэтому идеи, принципы, заложенные в развитии общественных, культурных связей двух стран в 90-е гг., стали важной предпосылкой дальнейшего расширения сотрудничества между двумя странами.

Объектом исследования моей курсовой работы являются Институт им. Гёте как главное учреждение культуры Федеративной Республики Германии и его представительство в Республике Беларусь.

Цель работы – раскрыть содержание основных направлений деятельности Института Гёте в Республике Беларусь в области образования и культуры.

Для ее реализации необходимо было решить следующие задачи:

- рассмотреть историю создания Института им. Гёте;

- исследовать направления деятельности Института Гёте во внешней культурной политике Германии;

-  рассмотреть  направления и формы культурного взаимодействия Беларуси и Германии.

В процессе написания курсовой работы были использованы различные источники. Основополагающим документом является Устав Института им. Гёте. Были использованы труды таких немецких авторов как Eckard Michels и Steffen R. Kathe. Работы этих авторов посвящены историческому аспекту становления и развития Института им. Гёте. Кроме того, в процессе работы были использованы официальные сайты Института им. Гёте и его представительства в Республике Беларусь, официальный сайт посольства Федеративной Республики Германии в Республике Беларусь, в материалах которых содержится характеристика направлений деятельности Института, специфика работы в разных странах, информация о деятельности Института в Беларуси и его участии в образовательной и культурной сферах. 

В нашей стране данная тематика нашла свое освещение  в работах таких авторов как А.В. Русакович, В.В. Фрольцов, В.Г. Шадурский. Их работы размещены в журналах «Белорусский журнал международного права и международных отношений» и в «Белаусь в современном мире»  В работах этих авторов освещаются этапы, направления и формы культурных связей Республики Беларусь и Федеративной Республики Германия.

В связи с  недостаточной освещенностью деятельности Института им. Гёте в 2000-е гг. курсовая работа представляет и практическую теоретическую значимость.

 

Глава 1 Институт им. Гёте как фактор внешней культурной политики ФРГ

  1.1 Становление и развитие культурного учреждения

 

Внешняя культурная и образовательная политика наряду с классической дипломатией и внешнеэкономической политикой является третьим столпом германской внешней политики. Ее цель – демонстрировать образ современной Германии, содействовать процессу европейской интеграции и взаимопониманию между народами. Федеральное министерство иностранных дел лишь частично осуществляет свою культурную политику собственными силами.

Специализированными органами, которые реализуют программы  внешней культурной политики являются культурные центры. Культурные центры – организации различного статуса, главной целью которых является продвижение национальной культуры и языка за рубежом посредствам проведения культурно – образовательных программ.

Главным культурным центром Германии является Институт им. Гёте. Это германская неправительственная организация, задачей которой является популяризация немецкого языка за рубежом и содействие международному культурному сотрудничеству.

К началу 1950-х гг. у немногих немецких культурных политиков еще не было представления о том, как новое начало во внешней культурной политике могло бы концептуально оформляться. Только реабилитация немецкого уважения в мире  должна быть на переднем плане наряду с традиционной немецкой самобытностью за границей.  После проигранной войны и всемирно получивших  известность гнусных и жестоких преступлений немцев - это было высшим требованием, которое могло бы оставить после себя возможно более положительную картину [4, c.33].

 

Идея создания  Института Гёте была не новой в 1951г. Он является преемником Немецкой академии. Так называемая Немецкая академия являлась одним из самых больших учреждений  внешней культурной политики в 1925-1945 гг. Академия начала свою изменчивую историю в 1925 г. Теперь у академии было «богоданное моральное обязательство» открыть доступ немецкого языка всему человечеству, а также применить свои особенные культурные таланты. Академия претерпела за годы своего существования  сложную историю: от культурных и политических невзгод Веймарской республики и добровольной координации в нацистском режиме политически ориентированной культурной политики в оккупированных нацистами странах до создания в Мюнхене посреднической организации Института имени Гёте, который сегодня так лаконично определяет германскую внешнюю культурную политику [6, c. 67].

На сотый день смерти выдающегося немецкого поэта Иоганна Вольфганга фон Гёте в 1932 г.  Институт был  создан как часть ее практического отделения в пределах старой немецкой  академии. Он должен был осуществлять заданные задачи правления академии в преподавании языка. Первый курс нового Института открылся 24 июля 1932 г. Через год существовало уже 2 курса с четырехнедельным сроком обучения. Организатором был Франц Тирфельдер. Курсы с количеством больше 100 человек уже насчитывались в 1934 г. и в 1935 г. появлялась первая периодика Института с именем „Обучение немецкому языку за границей" в издании в 12 тысяч штук. Вскоре Гёте Институт с помощью Немецкого художественного общества уже мог организовать  курсы в Англии, Америке, Швеции, Италии, Югославии и Финляндии так, что в 1939 г. свыше 8 тысяч слушателей обучались на 40 курсах. С 1934 г. и еще в 1939 г. Институт Гёте вместе с национал-социалистическим союзом организовал выставку „Педагогический обзор", прототипом которой должны были быть  более поздние мероприятия этого вида федеративного Института Гёте [6, c. 72-77].

Вопреки всем этим успехам институт находился в  финансовых затруднениях. Министерство иностранных дел хотело обеспечить, чтобы только политически безупречные иностранцы учили немецкий язык в Институте Гёте. Конец войны привел к полному роспуску всех существенных  областей института.

После конца  Второй мировой войны не было  немецкого суверенитета  и вместе с тем никакой немецкой внешней  культурной политики. Вездесущее крушение простиралось на все общество до всей внешней культурной политики. Среди многих других и, наверное, более важных трудностей в повседневной жизни, с недостающей организацией снабжения и управления, эксперименты в национал - социалистически направленной культурной политике оказали столь негативное влияние. Так как почти все организованные формы культурной политики совершились нацистскими идеями и поэтому они изначально не казались  подходящими для представления едва существующего немецкого культурного самосознания в мире.

В 1950 г. было Министерство иностранных дел в ведомстве федерального канцлера,  и только в апреле 1951 г. снова появилось Министерство иностранных дел. С  лета 1950 г. появился  отдел культуры, который возглавил как первый руководитель Фридрих Залат. Учредительное собрание «Институт Гёте германской внешней подготовки учителей» состоялось 9 августа 1951г. в Мюнхене. Карл Фердинанд Ройс, Эрнест и Ева Редерер, Ричард Фен и Франц Тирфельд образовали  первое общее собрание и подписали первый устав института [5, c.83].

Как указывалось в уставе, единственной и непосредственной целью является продвижение немецкого языка за рубежом через: содействия преподаванию немецкого языка среди ненемецких народов, создание пособий для преподавания немецкого языка, улучшение методов обучения, курсы повышения квалификации для будущих учителей немецкого языка за границей, а также совещания специалистов иностранных германистов в Мюнхене. Новый Институт Гёте не имел ничего общего со старой или новой немецкой академией, и даже организационная структура была пересмотрена. Буквально через несколько дней после создания первого меморандума была впервые создана программа. Программа состояла из восьми пунктов:

1. Учет всех учебных учреждений за рубежом, которые служат немецкому языку

2. Создание специальной библиотеки, собирание учебников, организация постоянных педагогической выставок 

3. Поддержка за границей действующих преподавателей языка и лекторов 

4. Отправка новых преподавателей и лекторов, выдача информации, сведений, поставка книг и журналов, индивидуальная  консультация во всех практических вопросах преподавания

5. Издание журнала  «Немецкий для иностранцев»

6. Подготовка летних учебных курсов для иностранных германистов в 1952 г.

7. Переработка и создание учебников и других пособий для преподавания немецкого языка за границей  

8. Тестирование и разработка новых методов преподавания иностранного языка в стране и за рубежом [6, c. 92].

Эти восемь пунктов были инвентаризацией. Сначала нужно было выяснить, какие организации еще фактически продолжают работать после войны в сфере преподавания немецкого языка для иностранцев. Эта программа служила в качестве первичной основы, чтобы заполнить еще неточные представления о смысле и цели организации из первого устава. Прошло еще несколько месяцев, прежде чем Институт Гёте действительно приступил к своей работе. Но письменная регистрация Института Гёте в суде в Мюнхена замедлялась без очевидной причины до 21.3.1952, примерно через 7 месяцев после настоящего учредительного собрания. И наконец в конце 1952 г., стало возможным реализовать первую программу работы института. Из-за границы прибывали первые положительные ответы об основании Гёте Института [6, c.95].

В течение следующих  лет после 1954 г. Гёте Институт значительно развил свою  структуру. С помощью отечественных курсов он смог сильно улучшиться в финансовом отношении и построить фундамент для дальнейшего создания зарубежных филиалов, которые до сих пор едва существовали. Организационное развитие Института прогрессировало все больше. Центральное управление в Мюнхене было разделено на так называемые «поля компетенции»: доцентура, учебные заведения, курсы повышения квалификации, подготовительные курсы и учебные материалы. Это первая специализация была введена в структурах, чтобы облегчить работу, ведь Институту не хватало персонала. Осенью 1956 г.  штат сотрудников насчитывал свыше 100 человек и бюджет составлял около 1,5 млн. немецких марок [5, c.105].

 В 1959 –  1960 гг. в ходе реформ из культурного отдела Министерства иностранных дел Федеративной Республики Германии Институт осуществил  постепенное присоединение  всех государственных федеральных учреждений культуры за границей и они стали частью Института им. Гёте. Это положило  начало развитию всеохватывающей сети Института за рубежом, что символизировало усиливающую внешнюю культурную  политику Федеративной Республики Германии.

 Символично, что в 1961 г. был  переименован в «Институт Гёте для развития языка и культуры за рубежом». Экономически благополучные 1960 – 1970 гг. были для института Гёте также знаком увеличения числа учреждений, сотрудников и находящегося в распоряжении для культурной работы бюджета. В 1968 г. Институт начал свою культурную программную деятельность. Под влиянием студенческих волнений культурная  программа была ориентирована на общественно-политические темы и темы авангардного искусства. Кроме того, в начале 1970-х гг. точка зрения о целях и задачах внешней культурной политики изменялась в Федеративной республике. В 1970 г. по поручению Министерства иностранных дел парламентский государственный секретарь Ральф Дарендорф разработал «тезисы для внешней культурной политики». Диалоговая и партнерская культурная работа провозглашалась третьим столпом внешней политики. Мюнхенское учреждение стало называться соответствующим образом с 1976 г. «Институт Гёте для развития немецкого языка за границей и для содействия международного культурного сотрудничества». В 1976 г.  Министерство иностранных дел и Институт им. Гёте подписали рамочное соглашение. С этого момента институт стал независимым учреждением культуры. С падением железного занавеса в 1989 г. началась новая глава в истории Института Гёте. Институт усиленно расширил свою деятельность в Восточной Европе, что привело к открытию большого числа филиалов института. После слияния с организацией Inter Nationes  21 сентября 2000 г. в период с января 2001 г. по июль 2003 г. Институт назывался Goethe-Institut Inter Nationes [21].

Информация о работе Культурное присутствие Германии в Беларуси