Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 19:21, курс лекций
Лекция 3. МИРОВОЙ РЫНОК И ДВИЖЕНИЕ ТОВАРОВ
Международная торговля товарами и услугами является исторически первой и древнейшей формой международных экономических отношений. Она оказывает значительное влияние на уровень производства, занятости, цен каждой страны, участвующей в ней. Международная торговля развивается стремительными темпами: по данным Всемирной торговой организации, на каждые 10% прироста мирового производства приходятся 16% роста объема мировой торговли.
Международная торговля товарами и услугами является исторически первой и древнейшей формой международных экономических отношений. Она оказывает значительное влияние на уровень производства, занятости, цен каждой страны, участвующей в ней. Международная торговля развивается стремительными темпами: по данным Всемирной торговой организации, на каждые 10% прироста мирового производства приходятся 16% роста объема мировой торговли.
И исторически, и логически интернационализация хозяйственной жизни началась со сферы товарного обращения. И, несмотря на то, что в современных условиях ведущей формой международных экономических отношений является не вывоз товаров, а зарубежное инвестирование, по своим масштабам и функциям международная торговля сохраняет важную роль. Она опосредует практически все виды международного сотрудничества, включая совместную экономическую деятельность субъектов мирового хозяйства.
Необходимость возникновения и развития системы отношений по международному обмену товаров и услуг обусловлена множеством причин. Одной из них является то, что практически ни одна страна не располагает количеством и набором ресурсов, необходимых для полного удовлетворения всей системы потребностей.
Каждая страна обладает ограниченным количеством труда и капитала, позволяющим ей производить различные товары, входящие в состав ВВП. Если для производства отдельных товаров в стране имеются наилучшие условия и связанные с ним издержки минимальны, то это позволяет ей, увеличивая производство данного товара и, продавая его другим странам, покупать товары, которые невозможно произвести внутри страны или производство которых обходится слишком дорого. Поэтому всегда причинами существования внешнеторговых отношений, а следовательно, и современного мирового рынка остаются международное разделение труда и взаимовыгодность обмена.
С развитием рыночной экономики необходимость внешнего рынка возрастает, реализация товаров за границей позволяет частично разрешать присущие рыночной экономике противоречия между производством и потреблением. Участие национальных хозяйств в международной торговле ведет к интенсификации воспроизводственного процесса по ряду направлений: усиливается специализация, создается возможность организации массового производства, повышается степень загрузки оборудования, возрастает эффективность внедрения новой техники и технологий, растет занятость (согласно некоторым оценкам, увеличение экспорта промышленных товаров, эквивалентное 1% ВВП, вызывает рост доли промышленного сектора в общей занятости на 0,62-0,78%).
Активное участие в международной торговле создает условия для ускорения развития и структурных изменений в национальных хозяйствах. Для многих развивающихся стран рост экспорта стал важной составляющей процесса индустриализации и увеличения темпов экономического роста. Это позволяет мобилизовать и более эффективно использовать природные ресурсы и рабочую силу, тем самым способствуя росту производительности труда и доходов. Одновременно растут технический уровень и качество выпускаемых в стране товаров. Увеличение внешнеторгового обмена между национальными хозяйствами усиливает синхронизацию экономических процессов в мировом хозяйстве настолько, что нарушения в функционировании экономики какого-либо крупного участника мирового рынка неизбежно влекут за собой международные последствия вплоть до распространения кризисных явлений на другие страны.
Таким образом, значение международной торговли для развития национальной экономики заключается в том, что благодаря ей:
- преодолеваются ограниченность национальной базы ресурсов и узость внутреннего рынка;
- интенсифицируется
- увеличиваются возможности
- на базе увеличения экспорта
в стране создаются новые
- повышается уровень международн
Современный мировой рынок представляет собой сферу устойчивых товарно-денежных отношений по обмену произведенными национальными продуктами. Субъектами этих отношений могут выступать государства, отдельные организации и предприятия, частные лица. Так же как внутри страны, в структуре мирового рынка можно выделить рынки товаров и услуг, рынки труда, капитала и, кроме того, рынки достижений науки и техники. В составе последних все большее значение приобретают информационные рынки. Можно выделить и отдельные рынки по региональному признаку - европейский, азиатский, южноамериканский, дальневосточный и др.
Мировой рынок товаров оказывает обратное влияние на производство, показывая ему, что, сколько и для кого нужно производить. Движущей силой мирового рынка выступают постоянные нарушения его равновесия, порождаемые появлением все новых товаров, а вместе с ними - новых потребностей мирового сообщества, новых технологических связей в сфере производства, новых методов конкуренции, организационных и правовых форм ее упорядочения.
В первое время в международном обороте преобладали продукты сельского хозяйства, добывающей промышленности и текстильные изделия. В этих условиях конкурентные позиции отдельных стран и их возможности в международном разделении труда определялись природными ресурсами: землей, климатическими условиями, запасами полезных ископаемых. Позднее, с переходом стран к машинному производству, ведущую роль в мировом товарообороте стали играть готовые изделия. Это придало мировому рынку и конкуренции невиданный динамизм, так как готовые изделия способны иметь множество вариаций, число которых определяется изобретательностью производителей и их технологическими возможностями.
Современный рынок разделен на рынок базовых товаров и рынок готовых изделий - два качественно различных уровня со своими, во многом несхожими «правилами игры». В условиях бурного развития автоматизации, электроники, телекоммуникаций, биотехнологии верхний «этаж» мирового рынка, в свою очередь, расслоился на три яруса: низко-, средне- и высокотехнологичные изделия.
Хотя большинство высокоразвитых стран присутствуют на всех ярусах мирового рынка, каждая из них имеет свою основную нишу. Быстро развивающийся верхний ярус представляет сферу ожесточенной конкуренции между постиндустриальными странами, вовлеченными в гонку бесконечных научно-технических инноваций и не заинтересованными в появлении на этом поле новых претендентов на какую-либо долю этого рынка. Средний ярус - рынок средне- и низкотехнологичных, но, как правило, трудоемких готовых изделий и полуфабрикатов, на котором ведут борьбу большинство индустриальных стран. Число участников этой борьбы постоянно пополняется за счет развивающихся и бывших социалистических стран, а сама она становится все более жесткой.
Нижний «этаж» - это в основном сфера соперничества менее развитых стран, специализирующихся на экспорте ресурсов и трудоемких товаров. Здесь тоже немало соперников, борющихся за свою долю на рынке, который к тому же непрерывно относительно сужается. Именно здесь сбывают более половины своей продукции наряду с африканскими и латиноамериканскими странами постсоветские государства.
Различные ярусы мирового рынка отличаются друг от друга характером конкуренции. Конкурентоспособность базовых товаров (агропродукты, лесоматериалы, топливо, минеральное сырье) определяется двумя составляющими: природными качествами и издержками их производства, хранения и транспортировки. Природные свойства ресурсов примерно одинаковы во всех регионах мира, поэтому главным фактором их конкурентоспособности является цена, а точнее лежащие в ее основе издержки. Они, в свою очередь, определяются стоимостью рабочей силы и уровнем производительности труда, который во многом зависит от технической оснащенности производства.
Основа конкуренции на рынке готовых изделий - не столько цена, сколько потребительские свойства товара. Все творения человеческого разума и рук непрерывно совершенствуются: предметы производственного потребления становятся более производительными, товары личного потребления - более удобными и надежными. Тенденции к постоянному улучшению качества готовых изделий порождают у покупателей ожидание дальнейшего совершенствования потребительских свойств каждого такого изделия.
Анализируя особенности современного мирового рынка, можно выделить следующие:
- более быстрые темпы роста мировой торговли по сравнению с темпами ВВП;
- изменение структуры
- ежегодное обновление на 1/3 номенклатуры продукции обрабатывающих отраслей, особенно электроники;
- увеличение доли взаимной
- увеличение доли услуг в
стоимости поставляемой
- высокие темпы торговли
- расширение рынка научной
- множественность цен.
Для того чтобы страна могла торговать на мировом рынке, ей необходимо иметь экспортные ресурсы, т. е. запасы конкурентоспособных товаров и услуг, пользующихся спросом на мировом рынке, валютные средства или иные средства оплаты импорта, а также развитую внешнеторговую инфраструктуру: транспортные средства, складские помещения, средства связи и прочее. Расчеты по внешнеторговым операциям производятся банками, а страховой бизнес страны осуществляет страхование перевозок и грузов. Конечно, при необходимости можно воспользоваться услугами инфраструктуры других стран, но, как правило, это очень дорогие услуги, и каждая страна, задействованная на мировом рынке, стремится создать собственную инфраструктуру.
Два встречных потока товаров и услуг образуют экспорт и импорт каждой страны. Экспорт - это продажа и вывоз товаров за границу, импорт - покупка и ввоз товаров из-за рубежа. Разность стоимостных оценок экспорта и импорта образует торговое сальдо, а сумма этих оценок - внешнеторговый оборот.
На мировом рынке, как и на любом рынке, формируются спрос и предложение, и поддерживается стремление к рыночному равновесию. Для того чтобы понять, как это происходит, рассмотрим условный пример. Предположим, две страны выпускают и потребляют один и тот же товар, но ресурсы для его производства и потребности в нем различны. Соответственно на внутреннем рынке будут складываться разные рыночные цены и разные условия равновесия (рис. 3.1).
Рис. 3.1. Спрос и предложение на мировом рынке
По горизонтальной оси располагаем объемы производства товаров, а по вертикальной - цены. Для страны X спрос будет показан кривой D1D1 а предложение - кривой S2S2. В этом случае внутреннее рыночное равновесие будут отражать соответственно точки Еx и Еy, а равновесные цены - Рх, Ру. Поскольку Ру больше Рх, данный товар дешевле в стране X. Его выгоднее производить больше, чем требует внутренний спрос на него, и по более высоким ценам продавать в страну Y. Стране У выгодно его покупать у страны X по любым ценам ниже Ру, и страны договариваются о торговле данным товаром.
Равновесная цена, существующая на рынке страны X, говорит о том, что спрос равен предложению и избытка предложения, который можно предложить для экспорта, не существует. Увеличить объем предложения можно только при возрастании цены. Поэтому цена Рх служит нижней границей, при которой экспорт невозможен. В стране Y равновесная цена Рy также говорит о равенстве спроса и предложения и о том, что в данных условиях импорт не нужен. Но если цена снизится, то возникает избыточный спрос, который по данным ценам можно удовлетворить лишь за счет импорта. Таким образом, цена Рy служит верхней границей, определяющей объем импорта в страну Y.
В этих границах устанавливается точка равновесия, при которой избыточное предложение страны X равно избыточному спросу в стране Y.
Мировой спрос и мировое предложение соответственно показаны на рис. 3.1 кривыми DD и SS. Таким образом, на мировом рынке всегда балансируются спрос и предложение на экспортируемые и импортируемые товары, а мировая цена находится между минимальной и максимальной внутренними равновесными ценами.
Мировой рынок всегда представляет собой арену жесточайшей конкурентной борьбы, поэтому удержаться на нем значительно сложнее, чем на внутреннем рынке. Помимо конкуренции, на положение отдельных субъектов мирового рынка оказывает влияние и изменение структуры международного товарооборота под воздействием различных факторов.
Долговременные структурные сдвиги возникают, как правило, под воздействием изменений в условиях производства, прежде всего под влиянием научно-технического прогресса. В современных условиях значительно уменьшился удельный вес сырьевых товаров и возросла доля продукции обрабатывающей промышленности. Современная технология, технические знания и другая информация превратились в специфический товар, спрос на который постоянно растет, так же как и на продукцию электротехнической промышленности. В то же время существует ряд стран, традиционно торгующих сырьевыми и энергетическими ресурсами.