Лекции по мировой экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 19:21, курс лекций

Краткое описание

Лекция 3. МИРОВОЙ РЫНОК И ДВИЖЕНИЕ ТОВАРОВ
Международная торговля товарами и услугами является исторически первой и древнейшей формой международных экономических отношений. Она оказывает значительное влияние на уровень производства, занятости, цен каждой страны, участвующей в ней. Международная торговля развивается стремительными темпами: по данным Всемирной торговой организации, на каждые 10% прироста мирового производства приходятся 16% роста объема мировой торговли.

Вложенные файлы: 1 файл

лекции.doc

— 878.50 Кб (Скачать файл)

- система санкций, действующих  в отношении нелегальных мигрантов, работодателей, незаконно использующих иностранную рабочую силу (депортация, т. е. возращение на родину, лишение свободы, штрафы);

- программы по стимулированию  реэмиграции, т. е. по возращению  иностранных рабочих на родину (программы материальной компенсации, профессиональной подготовки, экономической  помощи регионам массовой эмиграции). Например, в западноевропейских странах (Германии, Франции, Нидерландах) принимались программы, предусматривающие выплаты материальной компенсации при добровольном отъезде иммигрантов на родину. Причем получение материальной компенсации лишало иммигранта права повторно въехать в принимающую страну. Выплаты пособий осуществлялись за счет средств, накопленных в фонде социального страхования или пенсионном фонде в результате отчислений предприятием, нанявшим иммигранта на работу.

В некоторых странах (Франции, Германии, Швейцарии) реализуются программы по профессиональной подготовке иностранных рабочих. Суть этих программ состоит в том, что, получив образование в развитой стране, иммигранты по возращении на родину могут рассчитывать на более высокооплачиваемую работу. Однако интерес самих иммигрантов к таким программам довольно низкий, поскольку приобретение специальности еще не гарантирует получения работы по этой специальности на родине. Поэтому большинство иммигрантов предпочитают сохранить свои низкооплачиваемые рабочие места в развитых странах, чем пытаться найти лучшую работу на родине.

Некоторые развитые страны оказывают финансовую помощь странам - экспортерам рабочей силы с целью создания в них новых рабочих мест для реэмигрантов. Наибольшее развитие такая форма стимулирования реэмиграции получила в двусторонних отношениях Германии и Турции. В ряде случаев новые турецкие компании, созданные в основном за немецкие деньги, не только стали пунктом притяжения для реэмигрантов, но и приостановили новые потоки эмиграции из Турции в Германию.

Выход России на внешние рынки труда также предполагает формирование миграционной политики, регулирующей процессы международной трудовой миграции. В России уже сложилась правовая база регулирования миграционных процессов, основанная на Конституции Российской Федерации и иных нормативных правовых актах, определяющих порядок выезда и въезда в страну, трудоустройство российских граждан за рубежом, меры по миграционному контролю и т. д.

Наиболее важными аспектами российской миграционной политики являются:

- реализация гражданами Российской  Федерации прав на свободу  перемещения;

- гарантия защиты и поддержки  трудящихся-мигрантов за рубежом;

- обеспечение беспрепятственного  возвращения на родину и помощь  в адаптации мигрантов.

Россия в международной трудовой миграции выступает одновременно и страной - импортером, и страной - экспортером рабочей силы. В связи с этим при разработке российской миграционной политики следует решать разнонаправленные задачи.

Россия как страна - импортер рабочей силы проводит миграционную политику, направленную на обеспечение защиты национальной экономики от избыточного притока трудящихся-мигрантов из других стран; разработку мер по регулированию количественных и качественных параметров потока иммиграции; обеспечение рационального использования прибывающих трудящихся-мигрантов в экономических и политических интересах России.

Россия как страна - экспортер рабочей силы реализует миграционную политику, направленную на улучшение ситуации на рынке труда за счет сокращения безработицы; привлечение валютных поступлений в страну за счет денежных переводов трудящихся-мигрантов из-за границы; защиту прав и обеспечение поддержки российских граждан, работающих за рубежом.

Для регулирования миграционных процессов на международном уровне создано несколько организаций:

- Международная организация труда (МОТ) устанавливает международные  стандарты в таких областях, как заработная плата, продолжительность рабочего дня, условия труда, социальное страхование и обеспечение, оплачиваемый отпуск, охрана труда;

- Международная организация по  миграции (MOM) занимается вопросами организации межстрановой миграции, регулирует количественную и качественную стороны миграции, рассматривает проблемы беженцев;

- Комиссия ООН по народонаселению располагает определенным фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения;

- Форум мигрантов, созданный при  Комиссии ЕС, осуществляет контроль  за обустройством жизни иммигрантов в принимающих странах.

 

Лекция 8. МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ КАПИТАЛА

Формирование мирового хозяйства на рубеже XIX-XX вв. создало возможность расширения международных экономических отношений, что поставило вопрос о международной мобильности факторов производства. Наиболее подвижным является капитал, хотя, как правило, его движение подвергается более жесткому регламентированию со стороны государства. Данный процесс в современных условиях служит фактором усиления интернационализации производства, превращает финансовые рынки в важнейший стимул развития мирового хозяйства.

8.1. Теории международной  миграции капитала

Причины международного движения капитала трактуются различными экономическими школами по-разному и эволюционируют по мере развития как самой мировой экономики, так и экономической науки.

Вопросу, почему вывозится и ввозится капитал, посвящены прежде всего традиционные теории. Под ними обычно подразумевают неоклассическую и неокейнсианскую, а иногда и марксистскую теории международного движения капитала.

Впервые вопросы движения капитала между странами были поставлены представителями английской классической школы в конце XVIII - первой половине XIX в. Адамом Смитом и Давидом Рикардо. Они показали, что в условиях ограничений на вывоз денежного капитала курс национальной валюты снижается, цены повышаются, ибо количество денег (золота и серебра) превышает действительный спрос в стране. В этом случае, как утверждал А. Смит, ничто не может помешать вывозу денег из страны. Таким образом, он установил связь между количеством денег в стране, их ценой (процентом), товарными ценами и «бегством» капитала в страны с высокой покупательной способностью денег. Д. Рикардо, рассматривая сравнительные затраты, показал возможность перемещения предпринимательского капитала и труда в страны с относительными преимуществами. Ученик и последователь Д. Рикардо Дж. С. Милль утверждал, что вывоз капитала всегда способствует расширению торговли и наиболее рациональной производственной специализации стран. Для этого обязательно нужен дополнительный мотив: существенная разница в нормах прибыли между странами, так как капитал мигрирует только при перспективе получения очень высокой сверхприбыли.

В XX в. неоклассики (шведы Э. Хекшер и Б. Олин, американец Р. Нурксе и датчанин К. Иверсен) продолжили разработку этих концепций. Они также исходили из того, что основным стимулом международного движения капитала служит норма процента или предельная производительность капитала: капитал перемещается из мест, где его предельная производительность низка, в места, где она высока. Б. Олин первым из экономистов указал на вывоз капитала в целях ухода от высокого налогообложения и при резком снижении безопасности инвестиций на родине. Он также провел границу между экспортом долгосрочного капитала и краткосрочного (последний, по его мнению, носит обычно спекулятивный характер), между которыми расположен вывоз экспортных кредитов.

Р. Нурксе рассматривал в качестве основы международного движения капитала различия в процентных ставках, динамика которых определяется условиями, влияющими на спрос и предложение капитала. К. Иверсен выдвинул концепцию предельной международной мобильности капитала: различные виды капитала имеют неодинаковую мобильность, что объясняет тот факт, что одна и та же страна выступает экспортером и импортером капитала по отношению к разным странам.

Однако дальнейшее развитие неоклассической теории показало, что она малопригодна для изучения прямых инвестиций, так как одна из ее главных предпосылок - наличие совершенной конкуренции - не позволяет ее сторонникам анализировать те фирменные преимущества (трактуемые в экономической теории как монополистические), на которых обычно и базируются прямые инвестиции.

В XX в. большой популярностью пользовались взгляды английского экономиста Дж. М. Кейнса и его последователей. Дж. М. Кейнс считал, что страна только тогда может превратиться в действительного экспортера капитала, когда ее экспорт товаров превысит импорт (чтобы дать возможность странам - покупателям товаров профинансировать их ввоз), а рост зарубежных инвестиций должен поддерживаться положительным сальдо торгового баланса страны-экспортера; при нарушении этого правила необходимо вмешательство государства. Экспорт капитала должен регулироваться таким образом, чтобы отток капитала из страны соответствовал приросту товарного экспорта.

Эти взгляды получили отражение в концепции неокейнсианцев (американца Ф. Махлупа, англичанина Р. Харрода и др.). Ф. Махлуп полагал, что наиболее благотворным для страны-импортера является приток прямых инвестиций, которые не образуют долгов. По Р. Харроду, экспорт капитала и движение торгового баланса стимулируют экономический рост, который зависит от величины инвестиций. Если сбережения больше инвестиций, то рост замедляется, что стимулирует вывоз капитала.

В русле неокейнсианской теории лежат и модели вывоза капитала, базирующиеся на предпочтении ликвидности, под которой понимается склонность инвестора к хранению одной части своих ресурсов в высоколиквидной (поэтому низкоприбыльной) форме, а другой части - в низколиквидной (но прибыльной) форме. Так, американский экономист Джеймс Тобин выдвинул концепцию портфельной ликвидности, согласно которой поведение инвестора определяется желанием диверсифицировать свой портфель ценных бумаг (в том числе за счет иностранных ценных бумаг), взвешивая при этом доходность, ликвидность и риски.

Его соотечественник Чарльз Киндлебергер доказал, что в разных странах для рынков капитала характерно разное предпочтение ликвидности и поэтому возможен активный обмен портфельными инвестициями между странами, что объясняет миграцию капиталов между развитыми странами.

Свой вклад в развитие теорий движения капитала внесла и марксистская теория. Карл Маркс обосновывал вывоз капитала его относительным избытком в странах - экспортерах капитала. Под избытком капитала он понимал такой капитал, применение которого в стране его наличия вело бы к понижению в ней нормы прибыли. Активный рост монополий с конца XIX в. стимулировал вывоз капитала, и поэтому В. И. Ленин назвал его одной из самых существенных экономических основ империализма. Стремление монополий умножить свои монопольные доходы реализуется путем вывоза «избытка капитала» за границу, особенно в регионы, где обеспечена высокая прибыль. Вывоз капитала при этом оказывается основой финансового угнетения более слабых народов.

Среди так называемых «нетрадиционных» теорий международной миграции капитала следует выделить два направления: теории международного финансирования развития развивающихся стран и теории ТНК.

Международное финансирование развития основано на предоставлении средств развивающимся странам. Часть этих средств предоставляется иностранными государствами и международными организациями на льготных условиях по линии официальной помощи развитию. В первые послевоенные десятилетия приток официального капитала в развивающиеся страны рассматривался в качестве фактора, который позволит обеспечить самоподдерживающее или самостоятельное развитие их экономики («поддерживающая помощь», «помощь развитию»). Значительная часть средств, поступавших в эти страны, выступала в качестве двусторонней или многосторонней помощи со значительной долей даров (грантов).

Исходным моментом для обоснования необходимости притока финансовых ресурсов в развивающиеся страны послужили выводы об особенностях накопления капитала в слаборазвитой экономике, сделанные американскими экономистами С. Кузнецом и К. Курихарой. По мнению С. Кузнеца, экономически слаборазвитая страна в процессе накопления капитала вынуждена привлекать иностранный капитал, что дает ей иностранную валюту для оплаты импорта и восполняет нехватку сбережений для инвестиций. В связи с этим были разработаны два типа моделей помощи развитию - это модели заполнения разрыва в сбережениях и инвестициях и модели восполнения иностранной валюты.

С критикой использования помощи развитию выступили многие западные экономисты. Они отмечали, что правительства развивающихся стран используют средства помощи не в целях расширения инвестиционных программ, а для увеличения потребительских правительственных программ, не имеющих отношения к экономическому развитию страны.

В связи с кризисом теории помощи развитию западные экономисты (например, Л. Пирсон) разработали различные теории партнерства, что нашло воплощение в создании смешанных компаний как формы иностранного инвестирования с участием местного капитала. Такая компания обеспечивает согласие между иностранным частным капиталом, правительством и местными предпринимателями.

90-е гг. XX в. были отмечены масштабным притоком частных капиталов в развивающиеся страны. На первый план выдвинулось прямое иностранное инвестирование, осуществляемое главным образом через транснациональные корпорации. В основе концепции вывоза капитала транснациональными корпорациями лежат идеи о необходимости иметь дополнительные преимущества перед местными конкурентами, которые позволяют получить более высокую прибыль. Эта идея послужила основой разработки ряда моделей миграции капитала.

Информация о работе Лекции по мировой экономика