Лекции по мировой экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 19:21, курс лекций

Краткое описание

Лекция 3. МИРОВОЙ РЫНОК И ДВИЖЕНИЕ ТОВАРОВ
Международная торговля товарами и услугами является исторически первой и древнейшей формой международных экономических отношений. Она оказывает значительное влияние на уровень производства, занятости, цен каждой страны, участвующей в ней. Международная торговля развивается стремительными темпами: по данным Всемирной торговой организации, на каждые 10% прироста мирового производства приходятся 16% роста объема мировой торговли.

Вложенные файлы: 1 файл

лекции.doc

— 878.50 Кб (Скачать файл)

Какая из стран выигрывает больше? Если в стране-экспортере цены на товар были 120 долл., а в стране-импортере за этот же товар 200 долл., то после установления торговых отношений цена стала 150 долл. Выигрыш страны-импортера зависит от того, насколько понизилась цена. В нашем случае это составит: (200 : 150) • 100% - 100% = 33,3%. Выигрыш страны-экспортера зависит от того, насколько повысилась цена. Рост цены зерна для страны-экспортера составил:

(150 : 120) • 100% - 100% = 25%.

Объем внешней торговли у стран одинаков (экспорт равен импорту). Тогда распределение выигрыша можно оценить, сопоставляя изменение цен на зерно в обеих странах: цены больше изменились у импортера, т. е.

(33,3% : 25%) • 100% - 100% = 33,2%.

Следовательно, выигрыш страны-импортера больше, чем экспортера, на 33,2%.

Насколько выгодна стране внешняя торговля, демонстрирует показатель «условий торговли», рассчитываемый как отношение средневзвешенной по группам товаров цены экспортируемой продукции к средневзвешенной по группам товаров цене импортируемой продукции.

где Т - условия торговли;

Рх - индекс экспортных цен;

Рт -индекс импортных цен.

Рост этого показателя говорит о том, что, продав единицу экспорта, можно приобрести больше импортной продукции; его снижение указывает на обратный процесс.

Однако показатель условий торговли далеко не однозначен. Так, если в результате снижения цен на экспортируемую продукцию ее конкурентоспособность на мировом рынке растет и соответственно возрастает физический объем экспорта, страна может получить больший выигрыш, хотя показатель условий торговли и ухудшится. Вместе с тем чрезмерный рост физического объема экспорта некоторых товаров (прежде всего сырья), спрос на которые слабо эластичен по цене, может привести к снижению мировой цены на них и к сокращению выручки от экспорта наряду с дальнейшим ухудшением показателя условий торговли. Такая ситуация получила в экономической науке определение «проблема разоряющего роста».

3.4. Влияние НТП на  международную торговлю

Взаимосвязь и взаимообусловленность возросших в результате технического прогресса темпов роста объемов производства и потребления отражаются в их аналогичном совокупном воздействии на международную торговлю.

При разнонаправленном влиянии технического прогресса на международную торговлю через производство и потребление результат будет зависеть от более действенного параметра.

Нейтральный технический прогресс по отношению к международной торговле существует, если темпы роста объемов производства в стране увеличиваются такими же темпами, как и торговли. Он создает возможности для снижения издержек производства и роста его объемов. Сокращение издержек в классическом варианте рынка ведет к снижению цен. Последствия такого снижения по-разному отражаются на отраслях национальной экономики и условиях международной торговли. Когда меняются техника, технология и организация производства в отраслях, товары которых конкурируют с импортными, улучшаются условия международной торговли. Если подобные изменения происходят в отраслях, производящих экспортируемые товары, то условия торговли ухудшаются.

Трудосберегающий технический прогресс создает условия для сохранения издержек роста его объемов в трудоемких отраслях, а следовательно, и для снижения цен. В результате внедрения технического прогресса в трудоемкие отрасли, производящие товары, конкурирующие с импортными, улучшаются условия международной торговли. Этот же процесс в трудоемких отраслях, выпускающих экспортируемые товары, ухудшает условия международной торговли.

Капиталосберегающий технический прогресс формирует условия снижения издержек производства в капиталоемких отраслях, что, в свою очередь, является основой снижения цен на их продукцию.

В капиталоемких отраслях, выпускающих продукцию, конкурирующую с импортируемой, технический прогресс улучшает условия международной торговли, а в капиталоемких отраслях, работающих на экспорт, - ухудшает условия.

В странах с рыночной экономикой новая технология является объектом собственности, и на нее распространяются права по защите и спецификации собственности. Различают несколько форм защиты и спецификации прав собственности на новую технологию: патенты, лицензии, товарные знаки, копирайт. Международное движение новой технологии осуществляется как передача прав от одного субъекта отношений другому в различных формах:

- владелец патента может продавать свои права пользования изобретением покупателю в другой стране на основе патентных соглашений. Например, венчурные фирмы продают свои права пользования изобретениями крупным корпорациям, которые реализуют их, получая огромные прибыли от эффекта массового производства;

- собственник изобретения на основе лицензионных соглашений может предоставлять определенные права пользования своим изобретением заинтересованной стороне.

В настоящее время торговля лицензиями получает широкое распространение. При передаче другой стране «ноу-хау» предметом купли-продажи обычно бывают новшества, имеющие коммерческую ценность, но еще не запатентованные.

С развитием международных научно-технических связей все чаще используется инжиниринг, т.е. передача технологических знаний, услуг, необходимых при использовании купленного или взятого в аренду импортного оборудования.

Широкое распространение получают и некоммерческие операции по передаче технологических новшеств от одной страны к другой. Это происходит, как правило, на различных выставках, научных конференциях, симпозиумах, в результате обмена публикациями и т. п.

Для оценки динамики передачи технологий, которая происходит через торговлю высокотехнологическими товарами, применяется показатель технологической емкости торговли. Это отраслевой показатель, отражающий долю затрат на исследование и разработки в общем объеме производства и торговли отдельными товарами. Если он высокий - 5-20%, то продукция считается высокотехнологичной, а если менее 1% - низкотехнологичной. Однако этот и другие имеющиеся показатели могут дать лишь приблизительную оценку международного движения технологий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция 4. МИРОВОЙ РЫНОК УСЛУГ

Происходящая НТР, воздействуя, прежде всего, на производственную сферу, одновременно стимулировала ускоренное развитие сферы услуг, которая объединяет широкий круг видов хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение личных потребностей населения и нужд производства, а также потребностей общества в целом. Соответственно мировой рынок отреагировал на это, создав в конце XX в. особый сектор - рынок услуг.

4.1. Сфера услуг в постиндустриальной экономике

Сфера услуг представляет собой сферу товарно-денежных отношений по поводу обмена как производственными, так и непроизводственными услугами.

Торговля услугами, независимо от того, где она происходит, имеет свою специфику:

- неосязаемость;

- невидимость;

- неразрывность производства и  потребления;

- неоднородность и изменчивость  качества;

- неспособность услуг к хранению.

Именно в силу неосязаемости и невидимости большинства услуг торговлю ими иногда называют невидимым экспортом или импортом.

В отличие от товаров процесс производства и потребления услуги происходит в основном одновременно, причем, как правило, услуги не подлежат хранению. В связи с этим требуется присутствие за рубежом непосредственных производителей услуг или, наоборот, иностранных потребителей в стране производства услуг. В отличие от операций с товарами услуги не подлежат таможенному контролю.

На долю услуг приходится более 22% мировой торговли. Развитие торговых отношений в новом секторе мирового рынка потребовало упорядочения связей и отношений по обмену услугами. Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) является первым многосторонним и имеющим силу закона соглашением, охватывающим торговлю и инвестиции в этом секторе. Оно вступило в силу с 1 января 1995 г. Данное соглашение направлено на сокращение и устранение государственных мер, являющихся препятствием для свободного предоставления услуг через государственные границы или представляющих собой дискриминацию в отношении компаний по оказанию услуг, образованных с участием иностранного капитала. Соглашение обеспечивает правовую базу для решения вопросов об устранении препятствий для торговли и инвестиций в сфере услуг, включая конкретные обязательства стран - участниц Всемирной торговой организации по ограничению использования таких барьеров и согласования вопросов по открытию рынков услуг во всем мире.

Поставка услуги - это ее производство, распределение, маркетинг, продажа и доставка. ГАТС определяет торговлю услугами как поставку услуг четырьмя основными способами:

1) с территории одной страны  на территорию другой страны - так называемая «трансграничная поставка», которая предполагает нахождение потребителя и поставщика услуг по разные стороны границы в момент оказания услуги. Например, предоставление по факсу информации или консультаций, грузовые перевозки, осуществление международных расчетов в режиме реального времени;

2) передвижение потребителя в страну, где предоставляется услуга («потребление за рубежом»). Например, услуги, оказываемые иностранному туристу в стране его временного пребывания: он пользуется услугами предприятий общественного питания, ему оказывают услуги местные экскурсоводы, предприятия по организации досуга и прочие. При этом понимается, что перемещение непосредственно самого потребителя услуги не всегда обязательно: достаточно перемещения собственности потребителя (например, услуга по ремонту судна за рубежом может предполагать только перемещение судна); в этом случае услуга потребляется в месте нахождения собственности, а не в месте нахождения потребителя;

3) учреждение поставщиком услуги  одной страны коммерческого присутствия  на территории другой страны, где должна оказываться услуга («коммерческое присутствие»). Под «коммерческим присутствием» в данном случае понимается любая форма делового или профессионального учреждения, включая создание, приобретение или сохранение юридического лица, филиала или представительства;

4) оказание услуги поставщиком  услуги одной страны через  присутствие физических лиц этой  страны на территории другой  страны («перемещение физических лиц»).

Все страны гарантируют обеспечение режима наибольшего благоприятствования. Это означает, что страна будет обеспечивать для поставщика услуг, представляющего другую страну-участницу, такой режим, который не является менее благоприятным в сравнении с режимом, обеспечиваемым для поставщиков услуг из любой другой страны - участницы ГАТС.

К началу XXI в. сфера услуг в ведущих зарубежных странах выросла в крупнейший сектор хозяйства: их суммарная доля достигла 62-74% в ВВП, 63-75% - в общей численности занятых и превысила 50% общего объема капиталовложений (без жилищного строительства).

Динамику услуг определяет ряд долговременных факторов экономического развития. В ходе общественного разделения труда активное выделение звеньев, специализирующихся на производстве услуг, вызвано действием закона возвышения потребностей, усиливающейся интеграцией материальных и нематериальных элементов производства, изменениями в характере экономического роста - выдвижением на первый план в комплексе его источников научного знания, нематериального накопления, человеческого фактора. Потребности в развитии услуг выходят за рамки сугубо экономических: процесс гуманизации экономического роста сопровождается расширением комплекса услуг, направленных на совершенствование самого человека, его интеллектуальных и физических возможностей, удовлетворение его культурных, духовных и социальных запросов.

В последние два десятилетия эти долговременные стимулы развития сферы услуг существенно дополнились рядом весьма весомых новых. Многоплановое воздействие на услуги оказывает современная научно-техническая революция. На основе компьютеризации, информационных технологий, новых средств коммуникаций возник и стремительно утвердился на рынках целый спектр новых услуг, радикально обновляются их традиционные виды, повышаются качественные показатели обслуживания.

Критическая зависимость конкурентоспособности стран в глобальной экономике от человеческого фактора, а также социальные обязательства государства обусловили увеличение его расходов на развитие целого ряда услуг, в первую очередь социальных. Внутренний спрос на услуги в каждой из стран существенно дополняется внешним.

Разные виды услуг характеризуются разной степенью вовлечения в международный оборот. Менее пригодны для этого услуги, поступающие преимущественно в личное потребление. Хотя такие виды потребительских услуг, как здравоохранение и образование, все больше вовлекаются на мировые рынки развитыми странами.

К началу XXI в. торговля услугами возросла в 3 раза, достигнув 2605 млрд. долл. В целом за последние два десятилетия темпы роста экспорта товаров и услуг опережали рост мирового валового продукта. Одновременно с объемами менялась и структура этого рынка. Если в конце 1970-х - начале 1980-х гг. в отраслевой структуре экспорта преобладали транспортные услуги, то в последующие годы более высокие темпы роста были характерны для туризма и прочих услуг.

Зависимость экономики страны от торговли услугами показывает удельный вес торговли услугами в ВВП страны. Например, его величина в середине 90-х гг. колебалась в пределах 10-15% для Великобритании, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции и в пределах 5-10% для США, Канады, Германии, ЮАР, Австралии, Японии.

Внешнеторговая квота (отношение торговли услугами к доле сферы услуг в ВВП), а также показатель торговли услугами страны в расчете на душу населения показывают степень открытости экономики во внешнеторговых связях страны в сфере услуг.

Специализация страны на тех или иных видах услуг зависит от уровня экономического развития. Преобладающими в промышленно развитых странах являются финансовые, телекоммуникационные, информационные и большинство отраслей деловых услуг. США, Великобритания, Франция, Швейцария, Германия являются экспортерами услуг образования и здравоохранения. Наиболее высокого уровня по размеру выставочных площадей и по количеству проводимых выставок достигли США и Западная Европа (особенно Германия).

Информация о работе Лекции по мировой экономика