Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 19:21, курс лекций
Лекция 3. МИРОВОЙ РЫНОК И ДВИЖЕНИЕ ТОВАРОВ
Международная торговля товарами и услугами является исторически первой и древнейшей формой международных экономических отношений. Она оказывает значительное влияние на уровень производства, занятости, цен каждой страны, участвующей в ней. Международная торговля развивается стремительными темпами: по данным Всемирной торговой организации, на каждые 10% прироста мирового производства приходятся 16% роста объема мировой торговли.
Для развивающихся стран характерна специализация на транспортных, туристических и финансовых (оффшорных) услугах. Так, многие страны предпочитают осуществлять перевозки под панамским и либерийским флагами. Около половины доходов от экспорта услуг получает Панама за предоставление иностранным судам транзита через Панамский канал. Примерно четверть доходов в структуре торговли услугами поступает в Египет благодаря Суэцкому каналу. «Финансовыми гаванями» называют Багамские и Антильские острова, Гонконг, Сингапур и др.
Определенное влияние оказывает экономико-географическое положение страны. Например, существенные доходы получают страны, чьи портовые гавани находятся на перекрестке торговых путей, как, например, Роттердам в Нидерландах.
Некоторые страны могут получать высокие доходы от предоставления посреднических услуг при транзите товаров через свою территорию. Развитие торговли услугами способствует и оказанию так называемых сопутствующих услуг. Как правило, страны, предоставляющие портовые услуги, специализируются и на судоремонте. США как крупнейшие производители компьютеров широко поставляют на мировой рынок компьютерные услуги. В странах - экспортерах нефти преобладает фрахт с обслуживанием нефтеперевозок.
Международный обмен услугами осуществляется в основном между развитыми странами и характеризуется высокой степенью концентрации. В середине 80-х гг. на них приходилось более 80% экспорта и импорта услуг, но уже в начале 90-х гг. вследствие выдвижения группы новых индустриальных стран - около 70%. Лидерами среди развитых стран являются США, Франция, Германия, Япония, Великобритания, Италия и Нидерланды, на которые приходится более половины объема торговли услугами в мире.
Крупнейшим экспортером коммерческих услуг с 1998 г. являются США (их доля в мировом экспорте составляла 17,5%), причем с каждым годом их отрыв от других стран все более увеличивается. Особую роль в этом случае сыграло развитие транснациональных корпораций. Так, объем трансграничной торговли услугами США в 1998 г. в валовом объеме торговли услугами составлял 55%, в то время как на объемы межфилиальной торговли приходилось 45%.
Среди развивающихся стран в международной торговле услугами выделяются три группы стран. К первой относятся новые индустриальные страны, особенно азиатского региона. Республика Корея, Гонконг, Сингапур, о. Тайвань, Китай, Таиланд активно выступают на мировом рынке услуг, увеличив на протяжении двух последних десятилетий его объемы более чем в 6 раз.
Вторую группу составляют страны, для которых производство услуг является главным направлением развития экономики. Как правило, это островные или малые государства. Для них характерна ярко выраженная специализация на туристических, финансовых либо транспортных услугах. В целом последние два десятилетия эти страны развивались по пути углубления своей специализации.
Третья группа объединяет наименее развитые страны, являющиеся экспортерами на мировой рынок преимущественно сырья (Ангола, Гана, Ливия, Иран и т. д.). Для них доля торговли услугами во внешней торговле составляет менее 10%.
Для государств Центральной и Восточной Европы, Балтии и СНГ, несмотря на некоторое наращивание торговли услугами, характерно превышение ввоза услуг над вывозом. В этом регионе наибольший удельный вес в торговле услугами принадлежит России, а наиболее конкурентоспособны на мировом рынке услуг Чехия, Польша и Венгрия.
За период 1980-1998 гг. снижение объемов внешней торговли услугами наблюдалось лишь у некоторых африканских стран (Алжир, Бенин, Замбия, Габон, Конго, Камерун, Ливия, Нигерия) и стран Ближнего Востока (Иран и Саудовская Аравия).
Многообразие услуг, продаваемых на мировом рынке, позволяет выделить его отраслевые сегменты.
Мировой рынок финансовых услуг включает банковские, страховые сделки и операции с ценными бумагами. Объем этого рынка оценивается в 1 трлн. долл.
Финансовая деятельность - сравнительно молодая, но развивающаяся отрасль международных экономических отношений. Наиболее важным ее сектором являются международные перемещения капиталов, которые растут быстрее, чем торговля товарами.
В настоящее время в мире насчитывается несколько главных центров, которые соперничают между собой в международном перемещении капиталов.
Раньше для возникновения международного финансового центра необходимы были развитая национальная банковская система, крупная фондовая биржа и стабильная денежная единица. В последние десятилетия чаще всего достаточно наличия гибкого финансового законодательства, права открывать иностранные банковские отделения и филиалы, отсутствия налога на доходы или его льготного характера, упрощения процедуры для проведения биржевых и банковских операций и т. п. Теперь наряду с такими традиционными экстерриториальными центрами, как Нью-Йорк, Лондон, Токио, Париж, Цюрих, на международных финансовых рынках важную роль играют Сингапур, Гонконг, Бахрейн, Кипр, Панама и др.
Несмотря на появление новых центров международного финансирования, ведущее место удерживают традиционные - Нью-Йорк, Лондон, Токио. Они возвышаются над всеми, имеют тесные связи с другими рынками через филиалы и дочерние компании кредитных учреждений. При этом, США по сути являются мировым центром финансовой активности и в значительной степени определяют динамику и структуру операций.
Международные перевозки - перевозки грузов и пассажиров между двумя и более странами. В отличие от перевозок в пределах одной страны (внутренних перевозок), их выполнение регулируется условиями, установленными международными соглашениями.
На основе научно-технического прогресса в последние десятилетия существенно улучшилась международная транспортная инфраструктура сети, перевозки грузов и пассажиров значительно ускорились и стали дешевле. Средняя стоимость человеко-мили воздушных авиаперевозок, например, в 1930 г. составляла 68 центов (по курсу доллара 1990 г.), в 1950 г. - 30, а в 1990 г. - 11 центов. За шесть десятилетий авиаперевозки подешевели более чем в 6 раз. Подобное же снижение тарифов происходит и в других конкурирующих между собой отраслях транспортных услуг. Даже давно знакомые морские перевозки, где, казалось бы, уже изобретено и модернизировано все, что только можно, за вторую половину столетия шагнули далеко вперед. С 1920 по 1980 г. реальная стоимость морских грузоперевозок упала (главным образом благодаря контейнеризации) почти на 3/4. Общий тоннаж мирового торгового флота с 1950 по 1999 г. возрос в 6,4 раза, а объем перевезенных грузов - в 10 раз. В результате сокращается так называемое экономическое расстояние между странами, которые стали как бы в несколько раз ближе друг к другу.
Международные перевозки автомобилями особенно распространены внутри Европы, где небольшие расстояния между странами и высокоразвитая сеть дорог делают этот вид транспорта легкодоступным и быстрым. К тому же иммиграционная и таможенная процедуры между странами ЕС смягчены в последние годы.
Спрос на авиатранспорт значительно увеличился с внедрением реактивных двигателей. Начиная с 1950 г. пассажиропотоки коммерческой авиации возросли в 60 раз, и это самый большой рост по сравнению с другими видами транспорта. На увеличение спроса повлияло также развитие международного туризма.
Международные авиаперевозки совершаются в основном между Северной Америкой, Европой, Японией и новыми индустриальными странами Азии и составляют 75% мировых пассажирских перевозок. Из них 30% обеспечивают компании США и 10% - компании Великобритании. США обладают самым крупным внутренним рынком запланированных авиаперевозок, которые составляют 56% мировых внутренних перевозок. На страны ЕС приходится 22% мировых внутренних перевозок.
Международный туризм. Развитие международного туризма основывается на эффективной коммерциализации туристических продуктов. Туризм представляет совокупность услуг, которые реально могут быть опробованы только в момент их потребления и которые в отличие от промышленных продуктов не могут воспроизводиться систематически. Успешная продажа туристических продуктов требует доверительных взаимоотношений между клиентами и продавцом.
В настоящее время туризм является рекордно большой индустрией современного мира, занимая в то же время первое место по темпам роста. Доходы от международного туризма уже превысили поступления от экспорта нефти и нефтепродуктов, электронного оборудования, автоэкспорта, почти в три раза превысили доход от экспорта теле- и радиоаппаратуры.
Наиболее развитыми в отношении международного туризма являются Европа, Северная и Южная Америка, Восточная Азия - Тихий океан. В 1999 г, на три указанных региона приходилось 92,4% туристских посещений и 94,9% доходов. Внутри этой триады главная роль принадлежит Европе - 59,3% поездок и 52,7% денежных поступлений, затем Америке - 18,5% и 26,8% соответственно. Восточная Азия - Тихий океан (АТР) принимает 14,6% международных туристских прибытий и получает 15,4% мировых доходов от туристского бизнеса. На три остальных региона - Африку, Ближний Восток и Южную Азию, - где сосредоточена треть населения планеты, приходится всего 7,6% потоков и 5,1% доходов мирового туризма2.
Африка - пример крайне неравномерного развития туристской индустрии. Так, на три субрегиона - Северную, Южную и Восточную Африку - приходится 91% всех прибылей и 90% валютных поступлений от туризма в регионе. Лишь несколько стран делают упор на расширение рекреационной отрасли и обладают комплексом туристских услуг такого качества, которое соответствует международным стандартам.
Ближний Восток не играет существенной роли в международном туризме. Развитие данной отрасли в регионе носит неустойчивый характер по причине сложной политической ситуации, отсутствия государственной поддержки турбизнеса и низкой степени безопасности пребывания иностранных туристов во многих ближневосточных странах.
Гостиничное хозяйство занимает основное место в международном туризме. Туристские потоки непосредственно зависят от размера этого сектора индустрии туризма и качества предлагаемых помещений.
Качество мест проживания и обслуживания клиентов обеспечивается персоналом, а его эффективная деятельность является определяющей для успехов международного туризма.
Гостиничный бизнес, являясь одним из видов экономической деятельности, прямо или косвенно создает рабочие места и является важным средством пополнения казны иностранной валютой. В мире постоянно происходит процесс освоения новых концепций гостиничного бизнеса и модернизации старых.
На европейском рынке также широко представлены крупнейшие в США лидеры гостиничного бизнеса, такие известные гостиничные цепи, как «Хилтон Отел Корп.», «Шератон Корп.», «Мариотт Корп.», «Рамада Инт.», «Хаятт Отеле». Последний впервые использовал стиль «фойе - атриум». В Европе Франция является самым большим владельцем гостиничных консорциумов. Двадцать консорциумов разного объема составляют четверть всех отелей страны.
Ресторанные цепи. В последнее десятилетие произошло значительное увеличение количества и размеров ресторанных цепей в мире. Несомненным лидером здесь являются США, чьи ресторанные цепи проводят активную экспансионистскую политику за пределами своей страны. Их успех связан с большим количеством американских туристов и американцев, проживающих за рубежом, а также огромным количеством иностранцев, в различное время работающих или обучающихся в США. Особенно быстро растут цепи ресторанов, основной продукцией которых являются гамбургеры и пицца. Из ресторанных цепей самый высокий оборот имеет «Макдональдс» - свыше 20 млрд. долл., однако по числу предприятий он занимал второе место. Самое большое число предприятий входит в ресторанную цепь «7-Элевен», которая значительно отстает по обороту.
В современный международный туризм вовлекаются все более широкие слои населения, что вызывает изменение как его видовой структуры, так и структуры доходов туристских предприятий. Указанное изменение оказывает разноплановое воздействие на международный туристический бизнес.
Быстрыми темпами развиваются производственные услуги. Одна из важнейших таких услуг - консалтинг, который сейчас является индустрией, находящейся в процессе становления. В качестве одного из основных признаков превращения консалтинга из индивидуально-профессиональной деятельности в индустрию служит тот факт, что большая часть консалтинговых услуг предоставляется не индивидуальными консультантами, а корпорациями (консалтинговыми фирмами). Наиболее развитой эта отрасль услуг является в Северной Америке (США и Канаде), Западной Европе, Японии, Австралии, Новой Зеландии и Сингапуре. Однако консалтинговые фирмы есть практически во всех регионах мира.
Характерная особенность развития международных консалтинговых услуг - активное внедрение в нее крупнейших аудиторских фирм, элитная верхушка которых по мере гигантских слияний в их собственных рядах последовательно сужалась до «большой восьмерки» в начале 80-х гг., «шестерки» в начале 90-х и «пятерки» в наши дни. К нынешним участникам «большой пятерки» относятся «ПрайсУотерхауКуперз», «Эрнст энд Янг», «КПМГ», «Делойт энд Туш», «Артур Андерсен».
Начиная развивать консультирование как естественное продолжение бухгалтерских услуг, эти фирмы стремительно расширили спектр своих интересов и захватили лидерство в операционном консалтинге, т. е. в области решения проблем оперативного управления, включая налаживание управленческого учета и управленческой отчетности, различных аспектов внутреннего финансового менеджмента и организации основных бизнес-функций. Более того, очень быстро оценив повышенную доходность консультационных услуг по сравнению с традиционным аудитом, они стали агрессивно конкурировать и на поле стратегического консалтинга.
Наблюдается высокая динамика развития современной мировой индустрии управленческого консалтинга, в рамках которой доля десятки крупнейших лидеров постоянно растет, причем наблюдаются ускоренные процессы увеличения размеров лидеров отрасли и их транснационализации.
В системе мирового рынка консалтинговых услуг немаловажное место занимают инженерно-консалтинговые услуги - инжиниринг и реинжиниринг.
Инжиниринг (англ. engineering - изобретательность, знание) - представляет собой инженерно-консультационные услуги по созданию предприятий и объектов. Инжиниринг является важным методом повышения эффективности вложенного в объект капитала. Он рассматривается как определенная форма экспорта услуг (передачи знаний, технологии и опыта) из страны производителя в страну заказчика. Инжиниринг охватывает комплекс работ по проведению предварительных исследований, подготовке технико-экономического обоснования, комплекта проектных документов, а также разработке рекомендаций по организации производства и управления, эксплуатации оборудования и реализации готовой продукции. Задачей инжиниринга является получение заказчиками наилучшего результата от вложения капитала.