Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 19:21, курс лекций
Лекция 3. МИРОВОЙ РЫНОК И ДВИЖЕНИЕ ТОВАРОВ
Международная торговля товарами и услугами является исторически первой и древнейшей формой международных экономических отношений. Она оказывает значительное влияние на уровень производства, занятости, цен каждой страны, участвующей в ней. Международная торговля развивается стремительными темпами: по данным Всемирной торговой организации, на каждые 10% прироста мирового производства приходятся 16% роста объема мировой торговли.
Издержки производства лежат в основе определения цен на продукцию обрабатывающей промышленности. Цена сырьевых ресурсов на мировых рынках зависит не от размера издержек на их добычу, а от спроса и предложения, биржевых котировок и влияния отдельных государств или их групп на мировой рынок.
При определении конкретной цены на товар продавец в зависимости от ситуации на рынке может пойти на уступки, предоставив покупателю скидку. Ценовые скидки - метод регулирования цены с учетом состояния рынка и условий контракта. В мировой практике существует около 40 видов таких скидок. Чаще всего используются следующие.
Скидка продавца, которая дается относительно постоянному покупателю или за объем единовременной покупки в зависимости от ситуации на рынке (до 30% от первоначальной цены).
Скидка для эксклюзивного импортера - для фирмы-импортера, который является единственным поставщиком товара в страну или регион. В этом случае поставщик получает наилучшие условия, добивается продажи этого товара, что помогает ему закрепиться на рынке данной страны. Эта скидка достигает 10-15% первоначальной цены и практикуется в условиях рынка монополистической конкуренции.
Скидка «сконто» предоставляется в случае полной или частичной предоплаты товара.
Бонусная скидка предоставляется постоянному партнеру-покупателю, который правильно и своевременно выполняет все контрактные обязательства. Скидка предоставляется на годовой объем продаж. Как правило, эта скидка используется на рынках совершенной конкуренции.
Кроме того, может быть предоставлена скидка за покупку внесезонного товара (предоставляется на рынках сельхозпродукции, одежды, обуви и др.), а также дилерская скидка, т. е. скидка агентам и посредникам на покрытие расходов по продаже. Эта скидка должна покрывать расходы дилеров на продажу и сервис и обеспечивать им определенный размер прибыли.
Размеры скидок определяются отдельно для каждого конкретного случая. Как правило, они варьируются между 2 и 10% первоначально предлагаемой цены, но возможны и более существенные скидки.
При заключении контракта на поставку размер цены может варьироваться в зависимости от того, какие затраты включаются в цену товара, каковы условия поставки. Таких условий несколько.
Франко-пункт отправления. В этом случае цена уплачивается за товар, который находится у производителя в определенном исходном пункте (склад, завод). Все расходы и риски до принятия товара покупателем несет продавец, а покупатель оплачивает все экспортные налоги и другие расходы.
ФОБ (сокр. от англ. free on board - свободен на борту) - в цену включаются все расходы до момента доставки товара на транспортное средство. Возможны различные варианты продажи на условиях ФОБ.
Базовая форма - это франко-вагон - указанный пункт отправления. В этом случае продавец обеспечивает погрузку товара на транспорт и несет ответственность за товар до погрузки. Дальнейшую оплату транспортировки и все другие платежи и услуги обеспечивает покупатель.
Другой вариант - франко-вагон - указанный пункт отправления с предварительной оплатой перевозки до пункта назначения. В этом случае покупатель оплачивает перевозку, стоимость которой уже включена в цену товара.
Есть еще несколько вариантов, которые предполагают, что транспортировка оплачивается покупателем в пункте назначения, что она включена в цену предложения и др.
ФАС (свободно вдоль судна в порту погрузки). В цену товара включаются расходы на его доставку в пункт отправления и размещение около транспортного средства в пределах досягаемости его грузовых устройств, а при отсутствии транспорта - в месте, указанном покупателем. Все связанные с этим расходы, а также риск порчи и гибели товара до момента размещения и сдачи его у транспортного средства несет продавец.
СИФ (сокр. от англ. cost, insurance, freigh - стоимость, страхование, фрахт). В этом случае в цену включаются все расходы, связанные с транспортировкой и страхованием товара.
КАФ аналогичны СИФ, только страхование товара от риска случайной гибели или порчи в процессе перевозки производит покупатель.
Таким образом, в зависимости от условий продажи меняется конкретная цена, которая будет определена в контракте.
В условиях возрастания роли науки и техники в развитии экономики формирование рынка научно-технической продукции потребовало введения особенностей при формировании цен на эту продукцию.
К научно-технической продукции относятся законченные научные исследования, проектные, конструкторские, технологические работы и услуги, изготовленные опытные образцы и партии изделий (продукции).
Анализ отечественного и зарубежного опыта показывает, что при определении цены этой продукции разработчики используют в основном три концепции: затратную, результативную и компромиссную.
В основе затратной концепции лежит определение цены научно-технической продукции через текущие затраты на ее создание и оговоренную прибыль:
Ц = С + П,
где Ц - цена научно-технической продукции;
С - затраты на создание (издержки) научно-технической продукции; П - прибыль.
Результативная концепция предполагает определение цены научно-технического продукта как части экономического эффекта:
Ц = К * Э,
где К - коэффициент, определяющий долю экономического эффекта, включаемого в цену (приходящегося на разработчика); Э - экономический эффект.
Учет в цене экономического эффекта имеет место в общемировой практике. Принято, например, что цена лицензии является производной от эффекта и составляет 30-50% его величины.
Согласно компромиссной концепции цена научно-технической продукции формируется из суммы затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и прибыли, исчисленной в виде определенного процента от экономического эффекта, ожидаемого от новшества:
Ц = С + К * Э,
где С - себестоимость (издержки) научно-технической продукции; К - коэффициент, определяющий размер прибыли в цене; Э - экономический эффект.
Все рассмотренные концепции цен находят широкое применение в мировой практике. В то же время разные страны отдают предпочтение некоторым из них.
Особые трудности возникают при определении цены лицензий на научно-техническую продукцию. Вызвано это тем, что реальная стоимость лицензии может быть установлена только в процессе эксплуатации объекта лицензии.
Цена лицензии определяется с учетом ряда факторов, а именно:
- вероятной прибыли;
- затрат на создание технологии;
- альтернативных издержек;
- издержек передачи технологии
(они касаются «
- цен на аналогичные технологии
- потенциальных издержек
- издержек нарушения патентных прав.
Цена лицензии имеет два основных вида:
- роялти - периодические отчисления от дохода покупателя в течение периода действия соглашения.
В этом случае цена лицензии равна:
где Сr - цена лицензии;
V,- - объем планируемой продукции в i-м году;
Zi - цена единицы продукции в i-м году;
Ri - размер роялти в i-м году;
i = 1, 2, 3,... (Т - 1) - срок действия лицензионного соглашения.
Средний уровень роялти составляет 3-7%.
Данная форма вознаграждения присутствует в 90% случаев заключения лицензионного соглашения;
- паушальные (единовременные) платежи, которые устанавливаются на основе экспертных оценок. Они могут оплачиваться также передачей ценных бумаг лицензиата или встречной передачей технической документации. Как правило, лицензиар получает от 5 до 20% акций. Данные платежи используются в случае, когда лицензиар не имеет возможности контролировать лицензиата, его фактическую прибыль.
Также имеют место комбинированные платежи, при которых первоначальные (паушальные) платежи выплачиваются в начальный период действия лицензионного договора до начала коммерческого использования объекта лицензии. Остальная часть лицензионного вознаграждения выплачивается в виде роялти в процессе коммерческого использования объекта лицензии по окончании каждого отчетного периода.
Первоначальные платежи в большинстве случаев служат своего рода гарантией серьезности намерений лицензиата, что очень важно для отечественной практики торговли лицензиями. Они в то же время позволяют окупить затраты на заключение лицензионного соглашения, на изготовление технической документации, других материальных носителей информации о передаваемой технологии (образцы, специальное оборудование, приборы), а также на выполнение других условий соглашения, в определенных случаях могут восполнить затраты на исследование и разработку объекта лицензии.
Размер первоначальных платежей рекомендуется устанавливать в пределах до 25% от цены лицензии, определенной в виде роялти. Для перевода этой цены в комбинированные платежи рекомендуется установить размер первоначальных платежей, а затем соответственно уменьшить ставки роялти.
В целях стимулирования лицензиата к использованию изобретений в производстве целесообразно в лицензионных соглашениях при выплате лицензионного вознаграждения в виде роялти, в том числе и при наличии первоначальных платежей, предусматривать минимальные гарантированные платежи. Их рекомендуется выплачивать по окончании отчетного периода вне зависимости от результатов освоения объекта лицензии, объемов производства и реализации лицензионной продукции из расчета, чтобы сумма первоначальных и минимальных гарантированных платежей не превышала 75% суммарных платежей в виде роялти, дифференцируя этот размер в зависимости от видов лицензионных договоров (при полной и исключительной лицензии - до 75%, при неисключительной лицензии - до 50%). Ежегодные минимальные гарантированные платежи фиксируются в тексте лицензионного договора.
Распространенной формой конкурентной борьбы на мировом рынке является демпинг, который определяется как деятельность, при которой экспортер продает товар на зарубежном рынке по более низким ценам, чем внутри страны-импортера.
Причины осуществления экспортных поставок по демпинговым ценам бывают самые разные. Во-первых, являясь своего рода инструментом ценовой конкуренции, демпинговая практика может иметь целью завоевание новых иностранных рынков для расширения сбыта продукции и получения дополнительной прибыли. Во-вторых, ее причиной может стать необходимость решения валютных проблем. В этом случае государство, испытывающее острую потребность в иностранной валюте, пытается активизировать свой экспорт с помощью поставок по заниженным ценам, чтобы обеспечить приток валютных поступлений. В-третьих, демпинг может преследовать и политические цели. Для констатации демпинга используются два основных критерия: ценовой (стоимостной) и экономический ущерб.
Государство, куда направляются демпинговые поставки (пусть даже и случайные), конечно же, противостоит им, используя такие защитные инструменты, как антидемпинговые меры. Главной целью их применения является возмещение или компенсирование ущерба, нанесенного национальной промышленности вследствие недобросовестной конкуренции.
Наиболее распространенной разновидностью таких мер является антидемпинговая пошлина, вводимая государством-импортером по итогам проведенного расследования с целью нейтрализации или минимизации отрицательного воздействия демпинговой внешнеторговой операции на отрасль национальной промышленности.
Основные отличия антидемпинговой пошлины от таможенной заключаются в том, что:
- для применения первой
- в ходе расследования нужно
доказать факт демпинга и то,
что демпинговая маржа превышае
- антидемпинговая пошлина действует временно (не более пяти лет) и налагается сверх таможенного тарифа.
Размер антидемпинговой пошлины зависит от величины демпинговой маржи, которая обычно определяется как разность между нормальной стоимостью товара и его экспортной ценой. Если аналогичный товар отсутствует на внутреннем рынке страны-экспортера, а также в случае, когда на внутреннем рынке страны-экспортера возникла сложная ситуация, например в случае низких объемов продаж (менее 5%), то для сравнения выбирается цена аналогичного товара при обычном течении торговли на рынке третьей страны или его «сконструированная цена», под которой понимается стоимость производства товара в стране происхождения с добавлением в разумных пределах размера прибыли и расходов по продаже.
Несмотря на неоднократные попытки урегулирования проблем, связанных с использованием антидемпинговых процедур, во второй половине 90-х гг. XX в. этот вопрос постоянно является источником конфликтов в сфере международной торговли. Объясняется это тем, что из инструмента, призванного нивелировать негативные последствия торговой либерализации в виде нечестной конкуренции, антидемпинговые меры превратились в средство защиты национальных производителей от иностранной конкуренции. Столкнувшись с необходимостью защищать так называемые «чувствительные» отрасли промышленности от увеличения объемов импорта или резкого падения цен, многие страны стали использовать антидемпинговые процедуры вместо защитных мер, поскольку применение последних в соответствии с положениями ГАТТ-1994 сопряжено с определенными трудностями. Об этом свидетельствует тот факт, что в конце 90-х гг. 95% всех антидемпинговых процедур имели защитные аспекты и только 5% были связаны с антиконкурентной практикой.