Международная миграция рабочей силы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 08:28, курсовая работа

Краткое описание

Мировой рынок рабочей силы охватывает разнонаправ­ленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих национальные гра­ницы. Международный рынок труда объединяет национальные и ре­гиональные рынки рабочей силы. Международный рынок рабочей силы существует в форме трудовой миграции. В середине 90-х гг. в мире насчитывалось более 35 млн. трудящих­ся-мигрантов против 3,2 млн в 1960 г. Если считать, что на каждого мигранта-трудящегося приходится три иждивенца, то численность мигрирующего населения в середине 90-х гг. превысила 100 млн. че­ловек, и в настоящее время масштабы миграции только еще больше увеличились..

Содержание

Введение 2
Международная миграция рабочей силы: ее сущность, основные факторы, формы и направления 3
Экономические последствия международной миграции рабочей силы 8
Международное и национальное регулирование миграции рабочей силы 10
Заключение 14

Список использованной литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

Международная миграция рабочей силы.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

Мировой рынок рабочей силы охватывает разнонаправ­ленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих национальные гра­ницы. Международный рынок труда объединяет национальные и ре­гиональные рынки рабочей силы. Международный рынок рабочей силы существует в форме трудовой миграции. В середине 90-х гг. в мире насчитывалось более 35 млн. трудящих­ся-мигрантов против 3,2 млн в 1960 г. Если считать, что на каждого мигранта-трудящегося приходится три иждивенца, то численность мигрирующего населения в середине 90-х гг. превысила 100 млн. че­ловек, и в настоящее время масштабы миграции только еще больше увеличились..

Международный рынок рабочей силы существует наряду с други­ми мировыми рынками: например, товаров и услуг, капитала и ин­формации. Рабочая сила, перемещаясь из одной страны в другую, предлагает себя в качестве товара, осуществляет международную тру­довую миграцию. Международная трудовая миграция — один из наиболее слож­ных элементов в международных экономических отношениях. Это объясняется прежде всего тем, что, в отличие от товарообмена или международного движения капитала, этот процесс вовлекает живых людей. Причинами миграции рабочей силы являются факторы как эко­номического, так и неэкономического характера. К последним отно­сятся политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и др.

Международная миграция рабочей силы во второй половине XX в. стала важной частью процесса интернационализации междуна­родной хозяйственной жизни. Трудовой потенциал, будучи важней­шим фактором производства, ищет свое наиболее эффективное ис­пользование не только в рамках национального хозяйства, но и в масштабах международной экономики. 

Международная миграция рабочей силы: ее сущность, основные факторы, формы и направления

Трудовые ресурсы — часть  населения, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности в общественном производстве. К трудовым ресурсам относят население в трудоспособном возрасте; работающих лиц пенсионного возраста; работающих подростков моложе трудоспособного возраста. Количественный и качественный анализ трудовых ресурсов осуществляется по ряду направлений:

• демографические показатели (общая  численность населения, социальная структура, половозрастная структура, естественное движение, семейное состояние);

• самодеятельное и экономически активное население;

• социально-отраслевая структура;

• занятость и безработица;

• заработная плата, продолжительность  рабочей недели;

• индекс потребительских цен.

Миграция  рабочей силы — перемещение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера (табл. 1).

Эмиграция — выезд трудоспособного населения  из данной страны за ее пределы.

Иммиграция  — въезд трудоспособного населения  в данную страну из-за ее пределов.

Реэмиграция — возврат на родину ранее эмигрировавшего населения.

Миграционное  сальдо — разность миграции из страны и эмиграции в страну. Согласно классификации ООН постоянными трудящимися-мигрантами считаются лица, прибывающие в страну для того, чтобы найти оплачиваемую работу на срок, превышающий один год.

Согласно  разработанной Международной организацией труда (МОТ) классификации современная международная трудовая миграция подразделяется на 5 основных типов:

1) работающие  по контракту, в котором четко  оговорен срок пребывания в принимающей стране. В основном, это сезонные рабочие, приезжающие на уборку урожая, а также неквалифицированные или малоквалифицированные работники;

2) профессионалы,  которых отличает высокий уровень подготовки, наличие соответствующего образования и практического опыта работы;

3) нелегальные  иммигранты, в число которых входят  иностранцы с просроченной или туристической визой, занимающиеся трудовой деятельностью;

4) беженцы  — лица, вынужденные эмигрировать  из своих стран по каким-либо причинам экономического и/или неэкономического характера;

5) переселенцы,  т. е. лица, переезжающие на  постоянное место жительства.

Рассмотрим  подробнее некоторые формы трудовой миграции:

— безвозвратная  или постоянная, при которой мигранты выезжают на постоянное место жительства в принимающей стране;

— временно-постоянная, когда миграция ограничена сроком пребывания в стране въезда от одного года до шести лет;

— сезонная миграция, которая связана  с кратковременным (в пределах до одного года) въездом для работы в тех отраслях хозяйства, которые имеют сезонный характер;

— маятниковая (челночная, приграничная) — ежедневный переезд из одной страны в другую и обратно;

— «утечка  умов» — международная миграция высококвалифицированных кадров. С точки зрения соблюдения норм действующего в стране законодательства миграция населения может быть законной (без нарушения законодательных норм) и незаконной (с нарушением законодательства).

Рабочая сила является объектом купли-продажи, но как  товар отличается от остальных товаров. Она всегда продается во временное пользование, и продавец никогда не отказывается от права собственности на нее. Ее нельзя накапливать и легко увеличивать или уменьшать как другие товары.

Международный рынок рабочей силы зависит от социально-политической среды, традиций и законодательства, отношения работника к социальной ситуации в стране, эффективности деятельности местных профсоюзов и др. (табл. 2).

Как следствие экономических и  неэкономических причин констатируется существование двух типов миграции: добро- вольной и вынужденной. Добровольная миграция населения — это осознанное самими перемещающимися лицами решение, которое, в свою очередь, может быть обусловлено демографическими мотивами (вступление в брак, связанный с переездом; съезд с родителями или детьми и др.); экономическими  соображениями; причинами политического, этнического, медицинского и другого характера. Вынужденная миграция населения обусловлена, как правило, независящими от мигрантов причинами. Среди этих причин можно назвать: государственное отселение или переселение; военные действия; экологические и иные катастрофы и чрезвычайные происшествия; политические и этнические конфликты. Среди вынужденных мигрантов особое место занимают беженцы и вынужденные переселенцы. Значимость данных видов миграции обусловлена ее масштабами и связанными с этим

социально-экономическими проблемами. Для оценки масштабов трудовой миграции используются следующие показатели:

• масштабы выбытий — число  эмигрантов, выбывших из страны за рубеж за определенный период времени с целью устройства на работу;

• масштабы прибытий — число иммигрантов, прибывших за определенный период времени в страну в поисках работы; • сальдо миграции или чистая миграция — разница между числом прибытий и числом выбытий в стране за определенный период времени. Сальдо может быть положительным либо отрицательным;

• валовая миграция — сумма  числа прибытий и выбытий в стране, регионе за рассматриваемый период времени.

Наиболее приемлемыми показателями количественной оценки международного перемещения рабочей силы являются показатели, фиксируемые в платежном балансе:

— численность въехавших в страну и выехавших из страны, оцениваемая в денежном эквиваленте имущества мигрантов, привезенного в страну, а эмигрантов — вывоз имущества как денежная оценка экспорта товаров;

— трудовой доход, выплаты занятым;

— денежные переводы работников;

— частные  неоплаченные переводы.

Количественные  показатели, связанные с миграцией  рабочей силы, являются частью баланса текущих операций и классифицируются по статьям трудовых доходов и частных неоплаченных переводов, которые представляют собой оценочный денежный эквивалент имущества, перемещаемого мигрантами в момент их отъезда за границу и последующих посылок товаров и денег на родину. Миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах. В результате миграции совокупный объем мирового производства возрастает вследствие более эффективного использования трудовых ресурсов за счет их межстранового перераспределения. Бурный рост интернационализации производства и капитала сопровождается интернационализацией рынка труда. Основной поток международной миграции в последние десятилетия устремился в США. Другим крупнейшим центром притяжения мигрантов является Западная Европа. Лидерство по масштабам иммиграции в Европе удерживают Германия, Франция и Великобритания. В качестве примера более локального регионального центра притяжения мигрантов можно назвать Австралию. В мировой экономике выделяются отдельные страны, специализирующиеся на экспорте рабочей силы. В их числе: республики бывшей союзной Югославии, Египет, Пакистан, Португалия, Индия, Турция, Италия, Испания, Йемен.

Специфика современной международной миграции рабочей силы:

— значительное и постоянное увеличение ее масштабов, вовлечение в этот процесс народов практически всех континентов;

— увеличение продолжительности пребывания мигрантов в стране занятости;

— появление  миграции из более развитых стран  в менее развитые страны;

— значительное увеличение нелегальной миграции, связанной с тенденцией увеличения доли теневой экономики в мире.

 

Экономические последствия международной миграции рабочей силы

Общие глобальные последствия миграции рабочей силы носят двойственный характер. С одной стороны, она обеспечивает перераспределение трудовых ресурсов в соответствии с потребностями стран, предоставляет возможности освоения новых регионов, концентрирует огромные массы наиболее активного и энергичного населения в экономических центрах, обусловливает изменения экономического, социального и культурного положения людей. С другой стороны, миграция населения становится причиной роста городов и обезлюдения села, усиливает маргинальность общества, обостряет социальные, межнациональные, культурные и иные противоречия. Экономические последствия миграции рабочей силы для стран-импортеров в целом положительные: это фактор развития и расширения производства; занятость на тяжелых, низкооплачиваемых, вредных работах, малопривлекательных для местного населения; рабочие-иммигранты в большинстве принимающих стран рассматриваются как определенный амортизатор в периоды ухудшения экономической конъюнктуры — иностранцы теряют работу первыми; иммиграция высококвалифицированных кадров позволяет странам-реципиентам экономить значительные средства на подготовке специалистов. К негативным последствиям иммиграции относят усиление конкуренции на рынке неквалифицированной рабочей силы, ведущее к снижению реальной заработной платы соответствующей категории местных работников.

Для стран — экспортеров рабочей  силы экономические последствия выражаются в получении дополнительных доходов в форме денежных переводов от эмигрантов. Помимо денежных переводов трудовые мигранты при возвращении на родину привозят с собой ценности, сбережения и средства производства на сумму, примерно равную предыдущим переводам (табл. 3).

 

Международное и национальное регулирование миграции рабочей силы

Межстрановая миграция населения  и трудовых ресурсов возникает при наличии значительного контраста в уровнях экономического и социального развития и темпах естественного демографического прироста стран, принимающих и отдающих рабочую силу. Учитывая, что правительство каждой страны суверенно в своем праве определять направления и цели миграционной политики, при разработке комплекса мер, регулирующих процессы внешней трудовой миграции, признано целесообразным и необходимым условием придерживаться определенных норм и стандартов, закрепленных в документах международных организаций. Международные конвенции, в том числе Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН 10 декабря 1948 г., объявляют свободный выбор места жительства и работы в качестве основополагающих прав человека. Международные правовые акты, регулирующие процессы миграции между странами — участницами соглашений, а также с третьими странами, как правило, устанавливают либеральные нормы перемещения населения и рабочей силы внутри интеграционных группировок и ограничительные — по отношению к третьим странам. На международном уровне создано несколько организаций, призванных регулировать миграционные процессы.

Международная организация труда (МОТ) была создана в 1919 г., в 1946 г. МОТ стала специализированным подразделением ООН. Основными задачами функционирования МОТ являются:

— содействие обеспечению социальной справедливости:

— разработка международной политики и программ, направленных на улучшение условий труда и жизни мигрантов;

— выработка международных трудовых стандартов;

— борьба с безработицей;

— разрешение проблем социального  страхования.

Международная организация по миграции (MOM) образована в 1949 г. как международная организация по делам беженцев. В данную организацию входят более 80 стран. В рамках MOM осуществляется разработка долгосрочных программ в области регулирования миграционных потоков, технического сотрудничества, предотвращения «утечки умов», предоставления экспертных услуг. В рамках ОЭСР создана система постоянного наблюдения за миграцией (СОПЕМИ), которая координирует деятельность национальных иммиграционных управлений. Регулирование миграции рабочей силы осуществляется посредством двусторонних и многосторонних межправительственных соглашений, международно-правовыми актами, законодательствами государств. В национальном законодательстве находят отражение две тенденции (табл. 4):

1) к открытой экономике и соответственно  свободному перемещению трудовых ресурсов;

2) к протекционизму и ограничениям  в области международной миграции.

Большинство стран вводят в миграционную политику протекционистские меры, призванные защитить интересы собственного населения и национальную экономику. Международная организация труда определила ряд целей эмиграционной политики стран-экспортеров. К ним относятся:

— эмиграция трудовых ресурсов должна способствовать сокращению безработицы, поступлению валютных средств от трудящихся-эмигрантов, которые используются для сбалансированности экспортно-импортных операций;

— эмигрантам за рубежом должен быть обеспечен соответствующий уровень жизни;

— требование возвращения эмигрантов на родину сочетается с приобретением ими в зарубежных странах профессии и образования.

Основой эмиграционной политики является регулирование трех фаз эмиграционного цикла: выезд рабочей силы из страны, пребывание за границей, возвращение на родину. Страны-реципиенты применяют ограничения на въезд трудовых мигрантов:

• профессиональная квалификация;

• возрастной ценз;

• состояние здоровья; • финансовые ограничительные нормативы;

• количественное квотирование;

• отраслевые ограничения;

• социальные ограничения;

• политические ограничения.

Экономическое регулирование трудовой миграции включает:

Информация о работе Международная миграция рабочей силы