Международная экономическая интеграция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 22:01, контрольная работа

Краткое описание

Цель моей работы – рассмотреть, что такое международная экономическая интеграция, какие существуют типы интеграционных группировок, развитие интеграционных группировок в Южной Америке.

Содержание

едение. ………………………………………………………………..2
1.Сущность международной экономической интеграции…………..4
2.Типы интеграционных группировок……….…….………………….5
3.Интеграционные группировки в Южной Америке……………..….7
3.1.Процесс развития латиноамериканских группировок…………7
3.2.Общий рынок стран южного конуса (МЕРКОСУР)..... …..…….11
3.3.Андское сообщество………………………….. ……...………….15
3.4.Карибское сообщество (КАРИКОМ)…………………………….19
Заключение…….………………………………………………………25
Библиографический список…………………………………..……....27

Вложенные файлы: 1 файл

мировая экономика.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

  В настоящее время  Андское сообщество функционирует  как таможенный союз на основе введения общего таможенного тарифа и проведения общей торговой политики в отношении третьих стран. Ставки общего таможенного тарифа равны 5% на сырье и промышленное оборудование; 10-15% на полуфабрикаты и капиталоемкие товары; 20% на готовую продукцию, а в среднем – 13,6%. ОТТ действует в 4 странах за исключением Перу. 

     Исключения  из ОТТ составляют: специальный режим для Эквадора, что позволяет правительству временно повышать ставки пошлин на 5%; общий режим для Боливии, где пошлины имеют только две ставки (а не четыре) – в 5% и 10%;

Специальный режим может  быть применен в отношении товаров, не производимых в стране-импортере. В этом случае страна вправе снизить пошлины до 0% на сырье и капиталоемкую продукцию после информирования других партнеров по группировке.

    В 2005 г. вступил  в силу новый ОТТ (вторая  версия согласно подписанному  соглашению в 2002 г.) с более  низкими ставками пошлин и сохранением специального режима в отношении экономически менее развитых стран – Эквадора и Боливии. Его ставки – 0%, 5%, 10%, 20%.

    Параллельно  таможенной либерализации проводится устранение и гармонизация нетарифных барьеров. Так, создана Андская система стандартизации, тестирования, сертификации, технических правил и метрологии. Разработана номенклатура общего таможенного тарифа (НАНДИНА); Андская методология определения таможенной стоимости; правила транзита; проводится координация деятельности таможенных служб стран-членов. [1,с.26]

    Сначала ЗСТ,  а затем и таможенный союз  оказали огромный эффект на динамику взаимной торговли, объем которой рос более быстрыми темпами (в 5 раз) по сравнению с товарооборотом с третьими странами.  Так, за 1990-2001 гг. среднегодовые темпы прироста взаимного экспорта стран Андского Сообщества оценивались в 15% в среднем ежегодно, тогда как среднегодовые темпы прироста совокупного экспорта – 5% и экспорта в третьи страны – 4%. Доля взаимного экспорта в совокупном экспорте возросла с 4,3% до 11,2% в 1990-2001 гг., в стоимостном выражении объем взаимного экспорта – с 1325 млн.долл. в 1990г. до 5826 млн.долл. в 2001 г.

    Общая сельскохозяйственная  политика осуществляется в рамках  Андской системы цен, Андской  системы защиты растений и  животных.

    Андская система  цен призвана стабилизировать импортные цены на отдельные аграрные товары, отличающиеся резкими колебаниями мировых цен. Стабильность достигается за счет увеличения адвалорных пошлин при падении мировых цен выше установленного уровня, и, напротив, снижения ставок пошлин до 0% при росте мировых цен ниже установленного уровня. Таким образом, механизм стабилизации призван противостоять колебаниям мировых цен. На практике он применяется в основном в Колумбии, Эквадоре и Венесуэле. [1,с.27]

 В целом, подобная  практика стабилизации цен на аграрную продукцию противоречит нормам и правилам ВТО, так как служит протекционистским барьером защиты национальной экономики, негативно сказывается на эффективности производства обработанной сельскохозяйственной продукции. На Президентском Совете в Санта-Круз (2000 г.)  было решено сократить список товаров, подпадающих под механизм ценовой стабилизации и повысить уровень прозрачности его применения.

    В целом,  Андское Сообщество прошло нелегкий путь интеграционного сближения от зоны свободной торговли к таможенному союзу и общему рынку и является одной из наиболее динамичных интеграционных группировок мира. [1,с.29]

 

    1. Карибское Сообщество (КАРИКОМ)

 

    Карибское  Сообщество (Caribbean Community – CARICOM) было  создано по Договору Чагуарамас  в 1973 г. в составе 12 стран и территорий Карибского бассейна – Антигуа и Барбуда, Багамских островов, Барбадоса, Белиза, Доминики, Гайаны, Гренады, Сент-Киттс и Невиса, Ямайки, Сент Люсии и Гренадин, Три-нидад и Тобаго, Монтсеррат (британская колония). С 1995 г. в состав вошли Суринам, в 1997 г. – Гаити. Сейчас КАРИКОМ объединяет 14 стран и территорий.

    Основные цели  Карибского Сообщества: формирование  общего рынка на основе свободного  перемещения товаров, услуг, капиталов  и лиц;  укрепление авторитета стран-членов в регионе за счет координации внешней политики; объединение ресурсов в сферах образования, здравоохранения, экологии, связи, науки и технологий, метеорологии, противостояния природным стихиям.

Вместе с тем в  Договоре определены лишь пути торговой либерализации в рамках зоны свободной торговли и постепенного перехода к таможенному союзу.

    В 1989 г. подписана  Декларация Гранд Ансе, впервые поставившая цель формирования единого экономического пространства. В соответствии с концепцией стран-членов единое экономическое пространство предполагает свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и лиц; координацию и гармонизацию макроэкономической политики.

    Во второй  половине 1990-х гг. странами-членами  подписаны Протоколы, дополнившие концепцию единого рынка в рамках КАРИКОМ за счет реорганизации институциональной структуры группировки (положения вступили в силу в 1997 г.), о либерализации взаимной торговли услугами и перемещении капиталов (в силе с 1998 г.); также о промышленной и аграрной политике; о торговой политике; о транспортной политике. В переговорной стадии находятся документы о конкурентной политике; о создании механизма разрешения споров. 

    Реальное интеграционное  сближение стран Карибского Сообщества  началось с 1990-х гг. чему способствовали такие факторы, как углубление и расширение мировых интеграционных процессов, глобализация мировой экономики, быстрая торговая либерализация в Западном полушарии, невысокие темпы экономического развития стран Карибского бассейна. [1,с.30]

    Одним из  основных дезинтегрирующих факторов служит узость внутренних рынков, что ограничивает экспортную базу и ведет к интенсификации внеэкономических форм сотрудничества – в сферах внешней политики и функционального сотрудничества, в которых достигнут больший успех по сравнению с торговой сферой. Это отличает КАРИКОМ от других латиноамериканских группировок. Среди других дезинтегрирующих факторов можно выделить:

•  узость экспортной базы. Большинство стран зависят  от динамики экспорта ограниченного  числа природных ресурсов или от доходов от туризма. Товарная структура экспорта представлена сырьевыми ресурсами – аграрного (сахар, бананы) или минерального происхождения

•  Узость внутренних ресурсов, что ведет к большой  зависимости от импорта для поддержки  внутреннего производства и удовлетворения потребительских запросов. Страны остро зависят от объема экспортных доходов, необходимых для финансирования экономического развития.

•  Большая зависимость  от предоставления торговых преференций на рынках Европейского Союза и Северной Америки, которые  были отменены

или существенно снижены  в последние годы.

Институциональная структура  КАРИКОМ создана в 1973 г. и реформирована в 1997 г. 

Высшим органом является Конференция глав государств и правительств, определяющая общую политику группировки. В деятельности Конференции оказывает содействие Бюро конференции (т.н. «тройка») в составе действующего на данный момент и предшествующего Председателей Конференции и Генерального секретаря. Бюро несет ответственность за разработку проектов предложений, достижение консенсуса между странами и содействует реализации принимаемых решений.

Другой орган –  Совет министров отвечает за разработку стратегии планирования и координации в рамках экономической интеграции, функционального сотрудничества и внешних связей. Функционируют 4 Совета министров: по торговле и экономическому развитию; по иностранным делам и делам Сообщества; по развитию людских ресурсов и социальной сферы; по финансам и планированию. [1,с.32]

Интеграционные процессы в Карибском бассейне начались фактически в 1990-е гг. после подписания нового соглашения о зоне свободной торговли и приема новых членов. Главные успехи достигнуты в торговой либерализации на основе ликвидации большинства таможенных пошлин и многих нетарифных барьеров во взаимной торговле, введения субрегиональных стандартов на отдельные виды товаров. Дальнейшему углублению интеграционных тенденций в рамках КАРИКОМ мешают такие барьеры, как односторонняя практика нетарифных ограничений в отношении импорта; не включение сельскохозяйственной продукции в схему общего таможенного тарифа; право наименее развитых стран-членов отступать от норм общего таможенного тарифа в отношении ввоза товаров из более экономически развитых государств в целях развития новых отраслей или защиты экономики. Многие нетарифные ограничения применяются автономно, но подписано общерегиональное соглашение по торговле подсолнечным маслом, копрой и ее заменителями, по которому страны-члены обязаны покупать эти товары по рыночным ценам у региональных производителей.  Применяемые во взаимной торговле защитные меры нарушают принцип свободного перемещения товаров на субрегиональном рынке, что сказывается на уровне цен, ограничивает возможности производителей по достижению эффекта масштаба. В качестве примеров можно назвать импортные пошлины на сигареты и машины, дискриминационные налоги на воду в бутылках, дискриминационные экологические требования на одноразовую посуду для пива; импортное лицензирование на туалетную бумагу, чемоданы.

КАРИКОМ является таможенным союзом.

Страны намерены сформировать общий рынок. По трем направлениям  (не считая торговлю товарами) достигнут минимальный прогресс.

Сохраняются огромные препятствия  в отношении взаимных капиталопотоков, главным образом, в банковской сфере, где требуется лицензия  на капиталовложения, есть запрет на деятельность в принимающих странах для зарубежных банков. Достигнуто соглашение о полной конвертируемости национальных валют (что есть лишь в отдельных странах), об обязательстве ликвидировать ограничения по капитальным счетам, по всем видам платежей по товарам и услугам и прочим текущим услугам.

Проблема оттока квалифицированной  рабочей силы в Великобританию и  Северную Америку негативно сказывается  на возможности практической реализации еще одного направления – достижении свободного перемещения лиц. Сохраняются ограничения на объем выпускников университетов по отдельным специальностям, не проведена гармонизация требований к уровню подготовки специалистов. Вместе с тем, страны достигли соглашения о социальном страховании в КАРИКОМ, которое пока подписано не всеми странами-партнерами.

Достижение полной мобильности  рабочей силы позволит фирмам обеспечить сезонный спрос на рабочую силу в небольших странах-членах КАРИКОМ, испытывающих ее нехватку.

Подводя итоги, следует  заметить, что, несмотря на поставленную стратегическую цель создания единого рынка, сохраняются многочисленные препятствия в отношении свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и лиц, негативно сказываются различия в уровне развития инфраструктуры и услуг, что мешает интенсификации взаимных потоков.

Эксперты стран-членов видят будущее КАРИКОМ в расширении членского состава группировки и укреплении связей с другими интеграционными группировками Латинской Америки. Страны входят в состав Ассоциации Карибских государств (1994 г.), объединяющей Карифорум, КАРИКОМ, Группу трех (Колумбия, Венесуэла, Мексика), Панаму и Кубу.

Группировка имеет специальные  торговые соглашения с отдельными латиноамериканскими странами – с Венесуэлой (1992 г.) и Колумбией (1994 г.), соглашение о зоне свободной торговли с Доминиканской  республикой (1998 г.). Инициировано соглашение о зоне свободной торговли с Центральноамериканским общим рынком. [1,с.34]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Для достижения поставленной цели в моей работе я рассмотрела:

1. Международная экономическая интеграция – процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их воспроизводственных структур на различных уровнях и в различных формах.

2. В современной теории международной экономической интеграции различают несколько последовательных этапов развития интеграционных процессов: зона свободной торговли, таможенный союз, единый (общий) рынок, экономический союз.

3. Основные интеграционные  группировки Южной Америки и их развитие:

- Латиноамериканская зона свободной торговли – ЛАСТ, созданная на основе Договора Монтевидео. Спустя два десятилетия (1980 г.) ЛАСТ была переименована в Латиноамериканскую Ассоциацию интеграции (ЛАИ)                                                                                                     

- Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР), образованный в 1960г.

- В 1968 г. создана Организация Восточнокарибских государств – ОВКГ и в 1973 г. – Карибское сообщество (КАРИКОМ).

- Андское сообщество (1969г.)

- Общий рынок стран Южного конуса (МЕРКОСУР) – 1991г.

Вывод:

1. В условиях экономического развития латиноамериканских государств можно выделить ряд предпосылок (причин) ускорения интеграционных процессов.

Первая  причина - растущая конкуренция в торговле и рост доходов от инвестиций и новых технологий, с одной стороны, а с другой - создание более крупных и открытых рынков.

Вторая  причина - либерализация внешней торговли, т. е. введение единых тарифов, снятие нетарифных ограничений создает условия для подписания двух- и многосторонних соглашений о либерализации торговли, что было невозможно осуществить в условиях закрытых экономик.

Третья  причина - договор от 1960 г. "Монтевидео" (столица Уругвая) о создании зоны свободной торговли, включающей страны - члены ЛАИ. Согласно этому договору была создана жесткая тарифная система, зачастую не оправдывающая себя и неэффективная, с точки зрения создания режима наибольшего благоприятствования для всех стран ассоциации, а не только своим партнерам.

Договор "Монтевидео" через 20 лет был пересмотрен, согласно новым условиям он допускал заключение торговых соглашений с несколькими странами или отдельно с одной и постепенное снижение тарифов по региону.

Четвертая причина - улучшение политической жизни региона и отдельных стран. Процесс демократизации нацелен на смягчение конфликтных ситуаций на континенте.

2. Общий рынок стран Южного конуса (МЕРКОСУР) является самой динамично интегрирующейся группировкой развивающихся стран и Латинской Америки, где за несколько лет страны сформировали таможенный союз и намерены реализовать стратегическую цель общий рынок.

Информация о работе Международная экономическая интеграция