Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2012 в 20:10, курсовая работа
Когда речь идет о взаимоотношениях России с большим массивом государств, по инерции объединяемых расплывчатым названием "развивающиеся страны", последним обычно отводится роль объекта приложения российских усилий. Учитывая односторонность подобного подхода я хочу на примере африканского континента рассказать о новых тенденциях развития отношений между Россией и Африкой.
Введение
Глава 1 Теоретические основы сотрудничества России и Африки
1.1 Характеристика экономики России
1.2 Характеристика экономики Африки
1.3 Предпосылки и цели международного сотрудничества России со странами Африки
2 глава Стратегия взаимодействия России и Африки
2.1 Стратегия выстраивания отношений России и Африки: на примере Южно-Африканской республики
2.2 Стратегия выстраивания отношений России и Африки: на примере Марроко
2.3 Механизмы реализации стратегии
3 глава Итоги развития международного сотрудничества между Россией и странами Африки
Заключение
Список используемой литературы
Становление государственности крайне осложнялось абсолютной искусственностью государственных границ. Африка получила их в наследство от колониального прошлого. Они устанавливались при разделе континента на сферы влияния и имеют мало общего с границами этническими. Созданная в 1963 г. Организация африканского единства, сознавая, что любая попытка исправить ту или иную границу может привести к непредсказуемым последствиям, призвала считать эти границы незыблемыми, сколь бы несправедливы они ни были. Но эти границы все же превратились в источник этнических конфликтов и перемещений миллионов беженцев.
Основной отраслью экономики большинства стран Тропической Африки является сельское хозяйство, призванное обеспечить продуктами питания население и служить сырьевой базой развития обрабатывающей промышленности. В нём занята преобладающая часть самодеятельного населения региона, создается основная часть совокупного национального дохода. Во многих государствах Тропической Африки сельское хозяйство занимает ведущее место в экспорте, обеспечивая поступление значительной части валютных доходов.
Характерной чертой интеграционных процессов в Африке является высокая степень их институализации. В настоящее время на континенте около 200 экономических объединений различного уровня, масштабов и направленности. Но с точки зрения исследования проблемы становления субрегиональной идентичности и её соотношения с идентичностью национальной и этнической интерес представляют функционирование таких крупных организаций как Западноафриканское экономическое сообщество(ЭКОВАС), Сообщество развития Южной Африки (САДК), Экономическое сообщество Центральноафриканских государств (ЭККАС) и т. п. Крайне низкая результативность их деятельности в предыдущие десятилетия и наступление эпохи глобализации потребовало резкого ускорения интеграционных процессов на качественно ином уровне. Экономическая кооперация развивается в новых — по сравнению с 70-ми годами — условиях противоречивого взаимодействия глобализации мировой экономики и усиливающейся маргинализации позиций африканских государств её рамках и, естественно, в другой системе координат. Интеграция уже не рассматривается как инструмент и основа для формирования самодостаточной и саморазвивающейся экономики при опоре на собственные силы и в противовес империалистическому Западу. Подход иной, который, как уже упоминалось выше, представляет интеграцию в качестве пути и способа включения африканских стран в глобализирующееся мировое хозяйство, а также как импульс и показатель экономического роста и развития в целом.
1.3 Предпосылки и цели международного сотрудничества России и Африки
Африка является одним из важных направлений российской внешней политики и в последние годы наше разноплановое партнерство со странами региона постепенно набирает обороты.
Демонстрацией возросшего уровня взаимодействия с Африкой в политической сфере стал прошедший в конце июня первый в истории двусторонних отношений визит Президента Российской Федерации Д.А.Медведева в Нигерию, Намибию и Анголу, придавший сильный импульс развитию всего комплекса связей с регионом.
На данном этапе необходимо предпринять дополнительные усилия с тем, чтобы конвертировать сложившийся солидный политический фундамент и обоюдную заинтересованность в реальные шаги по наращиванию торгово-экономического, научно-технического, гуманитарного и культурного сотрудничества – их «подтягивание» до высокого уровня политических контактов.
В целях активизации экономического партнерства с континентом ведется дальнейшее совершенствование договорно-правовой базы торгово-экономических отношений со странами Африки, придание более эффективного характера деятельности двусторонних межправительственных комиссий по экономическому, научно-техническому и торговому сотрудничеству, стимулирование связей по линии ТПП, предпринимательских объединений, регионов. В общем, делается немало и есть зримый позитив.
В результате целенаправленных усилий ежегодно на 20-30% растет объем торговли с африканскими государствами, по итогам 2010 г. он составил порядка 2 млрд. долл. США. И это далеко не предел. Думаю, все согласятся, потенциал сотрудничества - куда более значительный. К сожалению, продолжающийся глобальный финансово-экономический кризис, вероятнее всего, может негативно сказаться и на данных показателях, но это только подтверждает необходимость дальнейшей настойчивой работы по повышению эффективности российско-африканского сотрудничества. Со своей стороны стараемся работать именно в этом ключе. Осуществляемый при участии российских структур в Африке ряд инвестиционных проектов является одной из форм такой работы. Будем и далее стремиться задействовать как традиционные, так и перспективные новые формы взаимодействия. Важно, что, объединяя наши усилия, мы способствуем формированию на континенте необходимых предпосылок для успешного решения стоящих перед ним социально-экономических проблем.
В этом контексте все более острое звучание приобретает тема международного содействия усилиям африканцев по выводу региона на путь устойчивого развития. Россия твердо привержена целям и принципам нового партнерства с Африкой, активно участвует в оказании комплексного содействия континенту как на двусторонней основе, так и в рамках существующих международных форумов, в том числе по линии ООН, «Группы восьми» и «двадцатки».
В соответствии со своим статусом в СБ ООН наша страна вносит весомый вклад в миротворчество на континенте, в т.ч. в выработку в рамках Совета Безопасности стратегии урегулирования конкретных вооруженных конфликтов и определение мандатов соответствующих миротворческих операций. Российские военнослужащие и сотрудники органов внутренних дел – в настоящее время около 370 человек - задействованы во всех операциях ООН по поддержанию мира в Африке – в Демократической Республике Конго, Западной Сахаре, Сьерра Леоне, Кот-д’Ивуаре, Либерии, Судане.
Россия занимает лидирующие позиции по объемам списания задолженности государств континента. Наша страна аннулировала африканские долги на сумму 20 млрд. долл. США. В текущем году имеем в виду дополнительно списать задолженность стран Африки на сумму более полумиллиарда долларов. Это только два наиболее внушительных примера нашего содействия.
Одновременно увеличиваем объемы российских взносов в международные программы предоставления адресной помощи Африке, готовим кадры для стран Африки (речь идет о порядка пяти тысячах студентов), предоставляем адресную гуманитарную помощь. Так в текущем году оказали содействия Зимбабве (2 млн. долл. США), Эфиопии (2 млн. долл. США), Намибии (более полумиллиона долларов) и ДР Конго (2 млн. долл. США). В начале декабря партия медикаментов (1 млн. долл. США) направлена Переходному Правительству Сомали.
Важной предпосылкой для укрепления разнопланового взаимодействия с африканскими государствами, наращивания российского присутствия в Африке является развитие межгосударственного диалога и как одного из его элементов – межпарламентских связей. Уверен, что расширение контактов по линии законодательных ветвей власти является приоритетной и перспективной задачей продвижения нашего партнерства с континентом.
В этой связи предложил бы совместно подумать о существенном оживлении российско-африканского межпарламентского сотрудничества. Речь могла бы идти как об активизации связей по линии законодательных органов на двусторонней основе, включая расширение контактов между различными комитетами и депутатскими комиссиями, так и установлении партнерских отношений Государственной Думы с Панафриканским парламентом со штаб-квартирой в Южно-Африканской Республике. Министерство иностранных дел России готово оказывать всяческое содействие практической реализации возможных шагов на этом, безусловно, приоритетном для нас направлении.
На сегодняшний день Южно-Африканская Республика представляет собой один из наиболее многообещающих рынков среди всех стран третьего мира. Экономика Южно-Африканской Республики содержит в себе уникальное сочетание социально-экономических факторов, присущих как развитым странам, так и странам третьего мира. Наличие развитой экономической инфраструктуры, широкой технологической базы, высококвалифицированного управленческого и инженерно-технического персонала, а также обширного рынка довольно дешевой квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы сделали ЮАР крайне привлекательной и выгодной для свободной предпринимательской деятельности и инвестиций иностранного капитала. Крупнейшие международные инвестиционные компании выделяют Южную Африку, как развивающийся рынок с наиболее благоприятными условиями для иностранных инвестиций. Такие международные рейтинговые агентства, как Standard & Poor's, Moody`s и Duff & Pheebs, в последние несколько лет только повышали рейтинг Южной Африки.
Богатейшая сырьевая база. По запасам целого ряда минералов, таких, как золото, металлы платиновой группы, марганец, алюминоглюкаты, Южная Африка занимает первое место в мире. Наличие широчайшего спектра добываемых полезных ископаемых.
Развитый финансовый рынок, отличающийся четкостью и надежностью банковского обслуживания и страхового обслуживания.
Фондовая Биржа в Йоханнесбурге (JSE) является одной из 15 крупнейших во всем мире
Рынок мобильных услуг и IP-технологий Южной Африки демонстрирует один из самых высоких темпов развития в мире. ЮАР известна своими инновационными горными технологиями и разработками шахтного оборудования. Южная Африка также является пионером и мировым лидером исследований по поиску новых источников энергии, в том числе в получении нефти из угля (компания Sasol) и нефти из газа (компания PetroSA).
В целях активизации партнерства с континентом ведется совершенствование договорно-правовой базы торгово-экономических отношений со странами Африки, придание более эффективного характера деятельности двусторонних межправительственных комиссий по экономическому, научно-техническому и торговому сотрудничеству.
Анализируя сотрудничество России и ЮАР за последние годы, можно выделить наиболее перспективными направлениями российско-южноафриканского сотрудничества: геологоразведка, добыча и переработка полезных ископаемых, строительство энергетических объектов, включая ГЭС, сооружение нефте- и газопроводов, развитие транспортной инфрастуктуры (как в ЮАР, так и на Юге Африки в рамках программы НЕПАД), машиностроение, сельское хозяйство, военно-техническая сфера. Приоритетные направления — наука и технологии, ядерная энергетика, исследование космического пространства, а также сотрудничество регионов России и провинций ЮАР. Есть позитивные предпосылки для дальнейшего укрепления и наращивания взаимодействия с бизнес — структурами ЮАР.
Наличие крупных коммерческих портов, гарантирующих Южной Африке выход на все морские направления: в Азию, Европу, Америку и к другим странам Африканского континента, дает широкие возможности для сотрудничества как в экономической (транспортировка грузов) так и в военной сфере (создание баз для поддержания контингента ВМФ РФ в зоне Аденского залива)
2.2 Стратегия выстраивания отношений России и Африки на примере Марроко
Марокко является давним стратегическим, а в настоящий момент и крупнейшим торговым партнером России в Северной Африке.
Последние годы свидетельствуют о поступательном развитии российско-марокканских торговых отношений. Королевство занимает ведущее место по объему торговли России с государствами Африки. Россия входит в тройку основных стран, обеспечивающих энергетическую безопасность Марокко. Поставки российской нефти и угля за 2005-09гг. составили соответственно 8 и 3,3 млн.т.
Марокко также представляет интерес как стабильный, емкий рынок сбыта сравнительно широкой номенклатуры российских товаров и услуг и является для России перспективным источником получения цитрусовых, свежих овощей, фосфорсодержащей продукции, рыбы и морепродуктов, готовой одежды и других потребительских товаров.
По данным национальной статистики внешнеторговый оборот России с Марокко в 1 квартале 2010 г. составил 299,5 млн. долл., (297,3 – 1 кв. 2009 г.) в т.ч. российский экспорт - 252,8 млн. долл., импорт - 46,7 млн. долл.
В Марокко самым активным образом идет осуществление ряда стратегических, в том числе и инфраструктурных проектов. Сферы реализации проектов: строительство, дорожная инфраструктура, энергетика, агропромышленный комплекс, торговля.
В Марокко также развернута национальная программа развития солнечной энергетики. До 2030 года предусматривается создание пяти генерирующих площадок общей мощностью 2 тыс. МВт. Ввод в эксплуатацию первых электростанций намечен на 2015 год. Инвестиции составят более 9 млрд. долл. Для осуществления проекта создано Марокканское агентство по солнечной энергии.
Информация о работе Международное сотрудничество между странами России и Африки