Международное сотрудничество между странами России и Африки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2012 в 20:10, курсовая работа

Краткое описание

Когда речь идет о взаимоотношениях России с большим массивом государств, по инерции объединяемых расплывчатым названием "развивающиеся страны", последним обычно отводится роль объекта приложения российских усилий. Учитывая односторонность подобного подхода я хочу на примере африканского континента рассказать о новых тенденциях развития отношений между Россией и Африкой.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические основы сотрудничества России и Африки
1.1 Характеристика экономики России
1.2 Характеристика экономики Африки
1.3 Предпосылки и цели международного сотрудничества России со странами Африки
2 глава Стратегия взаимодействия России и Африки
2.1 Стратегия выстраивания отношений России и Африки: на примере Южно-Африканской республики
2.2 Стратегия выстраивания отношений России и Африки: на примере Марроко
2.3 Механизмы реализации стратегии
3 глава Итоги развития международного сотрудничества между Россией и странами Африки
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

полностью курсовая.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

16 июня с.г. состоялась торжественная церемония подписания конвенции о начале строительства скоростной автодороги между г. Таза и г. Аль-Хосейма. Проект, реализация которого намечена на период с 2011 по 2015 гг., оценивается в 2,5 млрд. марокканских дирхамов (280 млн. долларов США) и направлен на модернизацию транспортной инфраструктуры страны, а также социально-экономическое развитие удаленных регионов. Предполагается, что в указанный период будет проложено около 420 км. высокоскоростных автомагистралей и проведена реконструкция 36 мостов.

Динамика и перспективы российско-марокканского торгово-экономического сотрудничества в значительной мере зависят от развития связей субъектов Российской Федерации с Королевством Марокко. Наибольшую активность в продвижении своей продукции в Марокко в 2009г. проявили российские участники внешнеэкономической деятельности Центрального, Северо-западного, Приволжского, Уральского, Сибирского и Южного федеральных округов РФ.

Повышение активности в сфере двустороннего торгово-экономического сотрудничества сопровождается постоянным конструктивным диалогом на политическом уровне. Так, в период 15-16 июня 2010 г. в Москве состоялось 4-е заседание Межправительственной смешанной российско-марокканской комиссии (МПК) по экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Марокканскую часть Комиссии возглавлял Министр иностранных дел и сотрудничества Королевства Марокко Т. Фасси Фихри, российскую - Министр юстиции Российской Федерации А.В. Коновалов. В ходе встречи, прошедшей в деловой и конструктивной атмосфере стороны обсудили основные вопросы российско-марокканского экономического сотрудничества. Было рассмотрено положение дел в таких приоритетных областях двустороннего сотрудничества, как торговля, промышленность, энергетика, финансы, сельское хозяйство, горнодобывающая промышленность, а также сотрудничество в области космоса, транспорта, образования, профессиональной подготовки кадров, культуры, здравоохранения и туризма.

 

 

2.3 Механизмы реализации стратегии

 

1.                  Необходима государственная стратегия России по отношению к Африке. На сегодняшний день есть заявления, а государственной стратегии нет. Она была при Советском Союзе.

2.                  Необходимо делать ставку на двусторонние отношения и применительно к каждой стране выстраивать политику взаимной выгоды, взаимных преференций. Для этого у нас еще сохраняется ресурс задолженности африканских стран перед Россией. Здесь уже говорили о том, что Россия списала порядка 20 миллиардов долларов, но потенциал еще велик и ресурс растрачивается пока неэффективно.

3.                  Необходима система внешнеполитической защиты российского бизнеса. Кроме создания механизмов финансовой поддержки, я бы рекомендовал работать над созданием механизм страховой поддержки. Потому что определенная проблема, из-за которой российский бизнес не хочет идти в Африку, в том, что в Африке не существует национальных крупных страховых компаний и не представлен российский страховой бизнес, что также осложняет развитие.

4.                  Все международные связи, международные институты должны быть задействованы на защиту наших интересов в Африке.

5.                  необходимо расширять сферу экономических интересов. Потому что на сегодняшний день сфера очень узка, и не нужно замыкаться только на природные ресурсы. Есть интересные направления. Это и инфраструктура, в т.ч. транспортная, медицина, телекоммуникационные, спутниковые, интеллектуальные услуги, образование и многое другое.

6.                  Интересы. Что хочет Россия от Африки сейчас — Восстановление двусторонних отношений. — Создание плацдарма для будущего экономического, технического, научного сотрудничества. — Реализация программ сотрудничества в космической отрасли. — Увеличение доли российских компаний на рынках Южной Африки.

7.                  Механизмы реализации интересов — Подписание различного рода соглашений о сотрудничестве с российскими финансовыми и промышленными корпорациями. — Налаживание двусторонних отношений на высшем уровне. — Совместное участие в переговорах и форумах. — Создание координационных комитетов по развитию сотрудничества в различных областях экономики, науки, инновационных технологий.

8.                  Угрозы — Одним из препятствий для реализации наших интересов в Африке, является политическая нестабильность во многих странах континента и те многочисленные конфликты, которые там происходят, связанные с религиозными, этническими и иными мотивами. — Участившиеся случаи пиратства (захват грузов) на морских маршрутах. — Высокая конкуренция с КНР на рынке экспорта вооружений.

9.                  Конфликтный потенциал. — ЮАР, как страна достаточно удаленная от России, не владеющая ядерным потенциалом, может угрожать отношениям между нашими странами исключительно экономическими методами.  — Закрытие портов или своих территориальных вод для прохода судов торгового флота РФ — Ужесточение условий для ведения сотрудничества в сфере экономики, науки.

10.             Исторические разногласия — На рубеже 50-60-х годов в государственных и культурных учреждениях и организациях Советского Союза были созданы африканские отделы и секторы. В ЦК КПСС — сектор Африки, в министерстве иностранных дел — африканский отдел, в Академии наук СССР — Институт Африки. В дополнение к существовавшей давно кафедре африканистики Ленинградского государственного университета были созданы кафедры африканистики в Московском государственном университете и Московском государственном институте международных отношений.
СССР был инициатором принятия на XV сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1960 г. "Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам" и стремился установить дипломатические, деловые, общественные и культурные связи с каждой из африканских стран сразу после провозглашения независимости. Советский Союз оказывал этим странам финансовую, материальную и техническую помощь, посылал горных инженеров, врачей, специалистов в различных сферах деятельности.
Однако взаимная эйфория — в СССР и в африканских странах — постепенно угасала. В Африке нарастало разочарование тем, что СССР и другие страны социалистического лагеря не смогли оказать значительную экономическую помощь. А Советский Союз убеждался, что развитие африканских стран идет не так, как ожидали в Москве.

11.             После распада СССР, Россия столкнулась со множеством экономических, политических, социальных проблем. В связи с чем отношения между нашими странами было практически сведено к минимуму, Россия сократила число посольств в Африке, экономическое сотрудничество пришло в упадок.

12.             На данный момент, Россия старается упрочить свои позиции в Южной Африке.

13.             Имея определенный опыт, накопленный в свое время СССР , Россия небезуспешно восстанавливает отношения с ЮАР, входя в стадию выгодной обоим странам «перезагрузки отношений».

14.             Потенциал сотрудничества — Российские энергетики изучают возможности сотрудничества в области электроэнергетики с южноафриканским холдингом Eskom в регионе, в рамках реализации проектов, которые предусматривают строительство гидроузла на р. Конго и «закольцовку » энергосистем ЛЭП пяти африканских стран (Намибия, ЮАР, Ангола, Ботсвана и ДРК). — Южноафриканцы проявляют заинтересованность в сотрудничестве с Россией в таких областях, как спутниковая связь и навигация, дистанционное зондирование Земли из космоса и т. д. — ЮАР приняла собственную амбициозную космическую программу, которая осуществляется при содействии России. Потенциал сотрудничества в сфере космоса достаточно важен для обеих стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 глава. Итоги сотрудничества России со странами Африки

 

В целом развитие политических и торгово-экономических отношений между РФ и странами Африки можно рассматривать как логическое продолжение того направления в африканской и международной деятельности России, которое ориентировано на защиту и продвижение ее национальных интересов.

В перестроечный период и вплоть до начала XXI века в политических отношениях между Россией и Африкой, хотя они и продолжались, наблюдался определенный застой, по крайней мере по сравнению с их состоянием в советский период. Что касается торгово-экономического взаимодействия между ними, то оно приближалось к нулевой отметке. Налаживание контактов с Африкой не входило тогда в круг первоочередных задач нашего государства. Интерес России к Африке начал возрождаться в первые годы XXI века и постепенно нарастал по мере решения ею внутренних проблем и стабилизации экономики, за которыми последовало вовлечение страны в международные политические проекты и меняющиеся мирохозяйственные связи.

Последние три года российско-африканского партнерства как на политическом, так и на экономическом направлении свидетельствуют о том, что между Россией и Африкой происходит достаточно успешное налаживание взаимодействия. Однако, констатируя его положительную динамику, большинство исследователей и самих непосредственных участников этого процесса сходятся в том, что темпы и реальный уровень его развития не отвечают ни интересам задействованных сторон, ни их потенциалу и все еще сохраняющему свою значимость накопленному историческому заделу.

У подобного состояния дел есть свои объективные причины: руководству России, решавшему сложные государственные проблемы, понадобилось время, чтобы обеспечить минимальную политическую и ресурсную поддержку отечественному бизнесу для его выхода на рынки африканских стран. Сам российский бизнес, заинтересовавшись возможностями Африканского континента, имел весьма смутное представление о специфике предстоящего взаимодействия. Да и теперь он только набирается опыта, сталкиваясь с конкуренцией западных и азиатских тяжеловесов и особенностями ведения деловых отношений с африканскими партнерами. Российскому менталитету нелегко приспосабливаться к экзотике местной культуры, оказывающей влияние на все аспекты делового сотрудничества.

По мнению многих специалистов, и с ними можно согласиться, российскому бизнес-сообществу было бы легче закрепиться в Африке, если бы наличие политической воли, давшее толчок возобновлению российско-африканских отношений, было дополнено более активной государственной поддержкой. Вместе с тем, надо отметить, что такая финансовая и дипломатическая поддержка уже оказывается. На деятельность бизнес-сообщества в Африке положительно влияет государственная политика в области списания задолженности африканских стран. Частично эта политика осуществляется в рамках «восьмерки» и в сотрудничестве с МВФ и ВБ. В целом же с различными странами-должниками проблема решается, исходя из интересов России и с учетом экономического положения в той или иной африканской стране. В отличие от некоторых западных стран Россия не подписывала соглашения с ВБ о списании долгов в обмен на инвестиции, но такой механизм, использованный в отношении ливийской задолженности, заметно способствовал укреплению российских позиций в Ливийской Джамахирии.

Положительное влияние на развитие торговых отношений с африканскими странами и общий климат сотрудничества должны оказать предпринятые российской стороной инициативы, связанные с соглашениями о преференциях, согласно которым товары из ряда африканских стран теперь могут поставляться по льготным тарифам, а часть из них будет освобождаться от импортных пошлин.

Развитию российского бизнеса на Африканском континенте способствует расширяющаяся практика его сотрудничества с местными компаниями. Создание подобных СП благоприятствует продвижению российских проектов. Очевидно успешный пример в этой области – деятельность дочерних отделений Внешторгбанка и Внешэкономбанка в Анголе, Намибии, ЮАР: «ВТБ-Африка»; «ВТБ-Капитал/Намибия/» и сотрудничество Внешэкономбанка с южноафриканским «Нэдбанком». В свою очередь подобное партнерство становится привлекательным для компаний из третьих стран и позволяет российскому бизнесу расширять сферы деятельности. Такое взаимодействие в Африке намечается у «Газпрома» с французской «Тоталь» в Нигерии и итальянской ENI в Ливии.

Накопленный российскими компаниями опыт показал, что в Африке придается большое значение атмосфере сотрудничества и положительно воспринимается не только сама собой подразумеваемая готовность учитывать интересы партнера, но и содействие решению других его проблем, скажем, в социальной сфере. Можно отметить благоприятно воспринятую в ЮАР деятельность «Реновы», связанную с организацией обучения местных рабочих и будущих управленцев для проекта «Марганец Калахари», или РУСАЛа в Нигерии, где параллельно с модернизацией предприятия «АЛСКОМ», само по себе способствовавшее увеличению занятости, осуществляется также подготовка технического персонала в России.

Российскому бизнесу, пришедшему на рынки африканских стран, приходится сталкиваться со многими трудностями. Помимо уже упомянутых, тормозом для развития деловых отношений с Африкой в ряде случаев является неопределенность договорно-правовой базы, разработка которой находится в компетенции двусторонних межправительственных комиссий. В условиях частого возникновения на континенте кризисных ситуаций типа этнических войн и государственных переворотов российских бизнесменов беспокоит проблема страхования рисков, которая усугубляется отсутствием в Африке отечественных страховщиков.

Российскому бизнесу в Африке предстоит действовать в условиях все более жесткой конкуренции. Обосновавшиеся на континенте западные компании имеют прочные исторические корни, традиционно налаженные деловые связи, а через свои правительства они располагают рычагами воздействия на зависимые от Запада африканские режимы. Что касается сравнительно новых, заметно активизировавшихся игроков на рынке африканских стран (Китай, Индия, Япония), то Китай, к примеру, пользуется мощной финансовой поддержкой государства и в ряде африканских стран уже сумел завоевать позиции, предоставляя льготные займы, безвозмездную помощь и осуществляя важные для них инфраструктурные проекты.

Информация о работе Международное сотрудничество между странами России и Африки