Межкультурные коммуникации. Япония

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 15:04, реферат

Краткое описание

Образование, как известно, является ключевой сферой жизни общества. Качеством образования определяется состояние экономики, уровень науки и культуры, духовности жизни, а они, в свою очередь, обеспечивают роль государства в мировом сообществе. Одной из важнейших и актуальнейших задач современной системы образования является оценка зарубежного опыта и его практическое использование.
Для исследования в данной работе в качестве примера взята современная японская система образования. Это не случайно. Нам есть чему поучиться у « страны восходящего солнца». Уже не одно десятилетие Япония поражает своими успехами в различных областях жизни, немало слов сказано об изумившем мир «японском чуде» - прорыве страны в лидеры мирового развития. Этот рывок – результат множества слагаемых, в том числе успехов в воспитании и образовании.

Вложенные файлы: 1 файл

Межкультурные коммуникации. Япония.docx

— 47.63 Кб (Скачать файл)

    Правило 1.   Воспитание осуществляется не как одностороннее внушение норм, а как образ жизни. Задача учителя  не «учить», а «жить с детьми, личным примером регулируя жизнедеятельность  школьников».

    Правило 2.   Воспитание должно быть направлено на формирование определённых личностных качеств, без которых невозможно вырастить «гражданина Японии». Эти качества подразумевают: строгий  самоанализ своего поведения, своих  мыслей и чувств; навык общения  с другими людьми, способность  к принятию самостоятельных решений, действий; готовность отвечать за их последствия.

    Правило 3.   Учитель в процессе обучения должен обеспечить осознание ребёнком внутригрупповых интересов.

    Правило 4.   Основная форма воспитания – организация групповой деятельности.

    Уроки морального воспитания в японских школах традиционно представляют собой  цикл бесед  классных  руководителей  с учащимися, в ходе которых последних  знакомят с системой морально-нравственных идеалов, эстетических ценностей. В вопросах воспитания в Японии главная роль традиционно отводится педагогоическому воздействию. Японское традиционное воспитание исходит из того, что сформировать положительную личность можно из каждого человека.

    В учебном плане государственных  начальных и младших средних  школ Японии существуют такие специфические предметы, как «моральное воспитание», в наших же средних школах такие предметы либо отсутствуют совершенно, либо количество и качество преподавания находится на недостаточно высоком уровне. А ведь это именно тот зарубежный опыт, который стоило бы перенять, ибо сложно найти более патриотичный и моральный народ, чем японцы.

    • Полная средняя школа( 16-18 лет; 10-12 классы)

    Приём в полную среднюю школу осуществляется на основе документов об окончании  неполной средней школы и сдаче  вступительных экзаменов. В полной средней школе в дополнение к  обязательным общеобразовательным  предметам, учащимся предлагается изучение дисциплин на выбор, таких как иностранные языки, технические и естественнонаучные дисциплины. Полные средние школы могут иметь одно или два отделения, один или несколько потоков, сочетать общеобразовательные отделения с профессиональными или иметь только общеобразовательные отделения.При том, что обучение в полной средней школе не является обязательным, большинство японских детей, окончивших неполную среднюю школу, продолжают учёбу. Продолжительность этой ступени обучения – 3 года.

    1. «Дзюку» - школы мастерства

    После занятий в школе дети обычно не идут домой, они отправляются в дополнительные учебные заведения, знания из которых им понадобятся для поступления в полную среднюю школу и в университет.Эти дополнительные школы называются «дзюку», в переводе – «школа мастерства», но правильнее было бы сказать – репетиторская школа. Первые «дзюку» появились в Токио в 17 веке. Они были организованы мастерами каллиграфии. Численность таких школ превышает 100 тысяч. Маленькие «дзюку» порой состоят из 5-6 учеников, которые собираются на дому у преподавателя, в больших бывает до 500 учеников. Занятия в них проходят с 16.50 до 20.50, с понедельника по пятницу, а еженедельные контрольные обычно назначаются на воскресное утро.[7] Школы «дзюку» предназначены для изучения и повторения школьной программы на повышенном уровне. В «дзюку» для учеников начальной и младшей школы обычно учительствуют студенты. Учителям школ обычно запрещают преподавать на стороне, в том числе и в «дзюку». Причины успешного развития школ «дзюку» можно объяснить тремя группами факторов:

    1. Общественные факторы: в японском обществе сохраняется тенденция, когда общественное положение отдельной личности определяется уровнем её образования, школьного или высшего. Этим объясняется наличие высокой конкуренции на приёмных экзаменах в престижные школы и университеты. Данное обстоятельство стимулирует существование названных частных учебных заведений в стране.
    2. Школьные факторы: государственная школьная система Японии предусматривает в целом для всех учащихся одинаковые стартовые условия и содержание обучения. Дифференцированное обучение в государственной школе осуществляется пока ещё не в полной мере. «Дзюку», напротив, наиболее полно отвечают требованиям индивидуального обучения. Важным побудительным мотивом для обучения в них как для детей, так и для их родителей остаётся дополнительная помощь в подготовке, в конечном итоге, поступление в университет.
    3. Семейные факторы: малые семьи и ограниченные социальные отношения между детьми и соседями стали типичными для большинства городов Японии. Снижается повседневная воспитательная роль семьи. Этот дефицит должен так же, по мнению родителей, восполняться в «дзюку».

    В «дзюку» дают не только знания, но большое  внимание уделяется моральному воспитанию. В каждом крошечном классе имеется  специальный учитель, который занимается исключительно воспитанием детей: не нравоучениями и насаждением  зубрёжки, а психологическими способами, пробуждая у ребёнка интерес  к предмету, поощряя его стремление к познанию.[6]

    В сравнении с Латвией, здесь можно  наблюдать заинтересованность самих  детей, а не только их родителей, к  получению дополнительных знаний. В  нашей стране к репетиторам,как  правило, прибегают в крайних  случаях – когда ученика требуется  «подтянуть» по предмету.И,конечно  же, речь не идёт о «школах репетиторства», занятия обычно даются частным лицом.

    1. Колледжи

    Японские  колледжи – это, по сути, аналог наших  средних специальных учебных  заведений. Они бывают младшие, технологические  и колледжи специальной подготовки. Младшие колледжи – обучение длится 2 года. В большей степени они предназначены для девушек. Они предлагают образование по гуманитарному, медицинскому, естественнонаучному и техническому профилю. Выпускники младшего колледжа имеют право поступить в университет сразу на второй или третий курс.

      Высококвалифицированных специалистов  для различных сфер деятельности  обучают в технических колледжах по пятилетней программе ( на базе неполной средней школы) и двухлетней программе (на базе полной средней школы). В этих учебных заведениях изучают электронику, машиностроение, строительство и др.

      Колледжи специальной профессиональной подготовки представляют собой профессиональное образование, но без права продолжения обучения в младшем или техническом колледже или ВУЗе.Здесь можно получить специальность дизайнера, автомеханика, портного, повара.[11]

    1. Высшее образование

    Успехи  в организации школьного образования  оказались настолько значительными, что позволили в короткие сроки  создать прочную базу для интенсивного развития высшего образования.

    Чтобы успешно выдержать вступительные  экзамены в ВУЗ, японские учащиеся (а  впоследствии абитуриенты) занимаются много и упорно.А сама «экзаменационная гонка» - это настоящий предел физических и душевных сил, так что оказаться  потом в списке зачисленных равносильно  победе. Конкурс в самые престижные учебные заведения столь велик, что газеты употребляют выражение  «экзаменационный ад». Для подготовки к вступительным экзаменам в  «дзюку» устраиваются так называемые «церемонии мужества», в ходе которых  ученики с повязками на головах (на них пишется девиз школы) кричат изо всех сил: «Я поступлю!»

    В конце 19 века, на заре своего существования, японская высшая школа страдала многими  изъянами. Японки не учились вообще (первый ВУЗ для девушек был  открыт только в 1901 году в Токио), юноши поступали в университет только в возрасте 25- 26 лет, и, следовательно, выпускались «изнурёнными физически и неспособными к эффективной деятельности в любой сфере», по признанию Киммоти Сайондзи, министра образования в 1890-е годы. Обучение повсеместно стоило дорого и основывалось на зубрёжке. За прошедшее столетие методы обучения, масштаб и характер задач, решаемых японской высшей школой, разительно изменились.[4]

    Задачей высшего образования в Японии является подготовка высококвалифицированных  специалистов во всех областях рыночной экономики, науки и культуры. В 1907 году в Японии действовало всего  три императорских университета, в которых обучалось около 7500 студентов. В предвоенные годы их число увеличилось до 45. Сегодня  в стране их более 500, в них учится более двух миллионов студентов. Нация ставит перед собой амбициозную  цель – сделать так, чтобы высшее образование получили все молодые японцы.[4] Самыми престижными государственными университетами являются Токийский (основан в 1877году, имеет 11 факультетов), университет Киото (1897 год, 10 факультетов) и университет в Осаке (1931 год, 10 факультетов).За ними в рейтинге следуют университеты в Хоккайдо и Тохоку.

    Поступить в государственный университет  можно, только закончив полную среднюю  школу. Приём проводится в два  этапа. На первом абитуриенты централизованно  сдают «Общий тест достижений первой ступени». Те, кто успешно выдержал тестирование, допускаются к вступительным  экзаменам, проводимым уже непосредственно  в университете. Получившие самые  высокие оценки по тестам допускаются  к сдаче экзаменов в самые  престижные университеты страны.

    Характерной особенностью организации учебного процесса в японских университетах  является чёткое деление на общенаучные  и специальные дисциплины. Первые два года все студенты получают общеобразовательную  подготовку, изучая общенаучные дисциплины – историю, философию, литературу, обществоведение, иностранные языки, а также слушая спецкурсы по своей будущей специальности. За этот первый двух-годичный период студент получает возможность глубже вникнуть в суть избранной специальности, а преподаватель – убедиться в правильности выбора студента, определить его научный потенциал. Теоретически по окончании общенаучного цикла, студент может поменять специализацию и даже факультет. В реальности, однако, такие случаи крайне редки и имеют место только в рамках одного факультета, а инициатором выступает администрация, а не студент. В последние два года студенты изучают избранные ими специальности.

      Сроки обучения во всех университетах  стандартизированны. Базовый курс  высшего образования составляет 4 года по всем основным направлениям  обучения и специальностям. Медики, стоматологи и ветеринары учатся  на два года дольше. По окончании  базового курса присуждается  степень бакалавра – Gasushi. Выпускники ВУЗов, проявившие способности к исследовательской работе, могут продолжить обучение на степень магистра – Shushi. Оно длится два года. Степень доктора философии – Hakushi – требует уже трёх лет обучения для тех, кто имеет степень магистра, и не менее пяти лет для бакалавров.[7]

    В Японии система высшего образования  нацелена на экономику страны.Практически  все университеты специализируются на определённом направлении, и перед ВУЗами не ставится цель качественного гуманитарного или технического образования. В первую очередь даётся базовое образование в каких-то областях, преимущественно экономическое. Студенты после окончания ВУЗа идут в компанию, где есть свои учебные центры, и она переучивает их под свою специфику.В этом смысле высшее образование не самое лучшее в мире.[10]

    Академический год начинается с апреля -  месяца цветения сакуры – и измеряется неделями; каникулы, не считая коротких зимних и весенних, - только с августа по сентябрь. ВУЗовские аудитории и библиотеки полны с рассвета и до ночи, праздношатающихся студентов здесь не встретишь даже в выходные. У студентов много самостоятельной работы, отвечающей принципу: «Сам учи, сам познавай!» Японцы ко всему относятся очень серьёзно. Хочешь сделать карьеру, быть в «обойме» - приходи в лабораторию к 8 утра и работай до 11 ночи.Иначе ты – аутсайдер, к тебе не будут относиться всерьёз ни коллеги, ни преподаватели.[4] Все технические новшества в обучении по последнему слову, во всех университетах имеется бесплатный доступ к интернету.У магистров и докторантов есть свои учебные комнаты, не говоря уже о профессорах.

    Студенты  пользуются большими льготами и скадками на проживание, на проезд.В ВУЗах  есть специальные «Ассоциации помощи студентам», они находят жильё, организуют отдых, есть специализированные магазины для студентов.В начале прошлого столетия токийские газеты сокрушались, что японским студентам, «будущему нации», чтобы прокормиться, а главное,заплатить за учёбу, приходится по ночам прирабатывать грузчиками, разносчиками молока, газет или рекламы. Сегодняшние студенты тоже частенько подрабатывают, но уже узаконенным репетиторством школьников – плата за обучение по прежнему высока.В среднем она составляет от 6 ( государственные ВУЗы) до 11 (частные) тысяч долларов в год. Но 90% населения имеет материальную возможность учиться. К этому семья готовится со дня рождения ребёнка и откладывает деньги.[4]

    Было  бы ошибкой предположить, что японские студенты только тем и занимаются, что корпят над книгами, рефератами и докладами.Помимо учёбы они  ведут обычную молодёжную жизнь, посещая всевозможные мероприятия, занимаясь музыкой, спортом, в конце  концов, бегая на свидания.Молодые люди свой досуг проводят в различных клубах, которых в учебных заведениях множество и каждый выбирает по душе.Сейчас среди молодёжи популярен кружок современного танца.Есть молодёжная субкультура, когда молодые люди становятся фанатами определённого сериала или анимэ. Они собираются вместе, одеваются, как герои сериала, проводят совместные обсуждения, дискуссии.[10] Японцы издавна славятся корпоративным духом, в основе которого лежит корневое сознание принадлежности к единой национальной семье, патриотизм. Корпоративный дух заметен и в университетской жизни, для многих университет – дом, пускай и не первый.В повседневной жизни никого не удивит, когда профессор с 35-ти летним стажем преподавания вечером сидит вместе со своими студентами за столиком в кафе или жарит барбекю на университетской лужайке. Рядом до темноты негромко наигрывает любительский студенческий ансамбль – не ради денег, а просто так, для удовольствия. Общение с подопечными – самое естественное и непринуждённое, учёного чванства, прежней строгой японской иерархичности и кастовости, сложного этикета нет и в помине.Впрочем, с обеих сторон при любых обстоятельствах вы не обнаружите и намёка на фамильярность – к профессорам всегда и всюду студенты обращаются уважительно: сенсэй.[4]

Информация о работе Межкультурные коммуникации. Япония