Межкультурные коммуникации. Япония

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 15:04, реферат

Краткое описание

Образование, как известно, является ключевой сферой жизни общества. Качеством образования определяется состояние экономики, уровень науки и культуры, духовности жизни, а они, в свою очередь, обеспечивают роль государства в мировом сообществе. Одной из важнейших и актуальнейших задач современной системы образования является оценка зарубежного опыта и его практическое использование.
Для исследования в данной работе в качестве примера взята современная японская система образования. Это не случайно. Нам есть чему поучиться у « страны восходящего солнца». Уже не одно десятилетие Япония поражает своими успехами в различных областях жизни, немало слов сказано об изумившем мир «японском чуде» - прорыве страны в лидеры мирового развития. Этот рывок – результат множества слагаемых, в том числе успехов в воспитании и образовании.

Вложенные файлы: 1 файл

Межкультурные коммуникации. Япония.docx

— 47.63 Кб (Скачать файл)

    Япония. 

    Система образования в Японии. 

    1. Введение.
 
    1. «Объект»  исследования – японская система образования.

    Образование, как известно, является ключевой сферой жизни общества. Качеством образования  определяется состояние экономики, уровень науки и культуры, духовности жизни, а они, в свою очередь, обеспечивают роль государства в мировом сообществе. Одной из важнейших и актуальнейших задач современной системы образования является оценка зарубежного опыта и его практическое использование.

    Для исследования в данной работе в качестве примера взята современная японская система образования. Это не случайно. Нам есть чему поучиться у « страны восходящего солнца». Уже не одно десятилетие Япония поражает своими успехами в различных областях жизни,  немало слов сказано об изумившем мир «японском чуде» - прорыве страны в лидеры мирового развития. Этот рывок – результат множества слагаемых, в том числе успехов в воспитании и образовании.

    Японцы, безусловно отличаются от нас, европейцев.Одно из главных впечатлений жителя Европы от Японии – удивительная отзывчивость местных жителей. Хоть они и не говорят по-английски, но стоит остановиться в растерянности, как тебе в тот же миг будет предложена помощь. И вы обязательно поймёте друг друга с помощью языка улыбок и жестов.Отличительные черты японцев – трудолюбие и позитивный настрой. Деловитость, практицизм, нацеленность на результат – всё это нисколько не мешает японцам быть улыбчивыми, учтивыми, внимательными и доброжелательными.Японцы говорят: «Не будешь гнуться, не выпрямишься.»[5]

    Недавнее  сильнейшее землетрясение и последовавшее за ним цунами ввергло в шок не только Японию, но и весь мир. Полмиллиона человек лишились крова. Но никто не крадёт, не жлобствует. Разруха есть, а мародёров нет. У нас такое было, наверное, только в Великую Отечественную. Люди стоят в длиннющих, но нерушимых очередях. И все друг о друге заботятся. Не связано ли это с тем, что японское общество – гомогенное? Или это особое, позабытое в России и на Западе представление о чести?[3]

    Думаю,что  не ошибусь, предположив, что главную  роль в формировании личности играет воспитание и образование.Ну а образованные и высоконравственные личности способны сформировать общество, близкое к идеальному. Цель данной работы – дать оценку японской системы образования и воспитания, рассмотреть, что является полезным для нас. 

    1. История зарождения всеобщего  образования.

    Японская  цивилизация сформировалась в результате сложных и разновременных этнических контактов. Жизнь в постоянном ожидании стихийных разрушений, драгоценность  малого количества пригодной для  обработки земли сыграло свою роль в формировании психологии и  эстетических взглядов японцев. Япония с первой половины 16 века и до середины 19 века не имела никаких сношений с другими государствами, кроме осуществления торговли в конкретных портах с отдельными странами, то есть, другими словами, проводила «политику самоизоляции».Благодаря этому в эпоху Эдо в Японии сформировалась и достигла своего  расцвета самобытная японская культура, которая представлена театром Кабуки, чайной церемонией, икебаной и др.[10]

      Традиционно с древнейших времён японское общество строилось на основе взаимосвязанности и взаимообусловленности производственных отношений. Всеобщая обусловленность и гармония являлись основными принципами построения японского общества, а способность действовать в гармонии с другими людьми – главной задачей воспитания.

Первые начальные школы в Японии появились в 6 веке при буддийских храмовых монастырях, игравших роль социальных и культурных центров. Цели образования в средневековой Японии формулировались следующим образом: « Нет необходимости став учёным, бегло читать и обладать энциклопедическими знаниями. Достаточно усвоить ряд принципов преданности,уважения и доверия.Нет необходимости в глубоких знаниях и литературных достижениях.» Во многом традиции приоритетной роли воспитания продолжают сохраняться и сейчас.[1] Реформаторы эры Мэйдзи (1868-1912) видели в образовании важнейший инструмент модернизации страны. Закон 1872 года вводил всеобщее обязательное начальное обучение – с тем чтобы «во всей империи не было более ни одной семьи и ни одного человека невежественного и неграмотного». «Искать знания во всех четырёх концах света» клялся богам микадо, приступая к реформам.В результате к рубежу 19 - 20 веков, то есть через 35 – 40 лет после начала модернизации, Япония уже славилась как страна необычайно высокого уровня грамотности. В 1902 году из 100 японских мальчиков начальную школу посещали 88, в 1907-м – уже 97. «Вы не найдёте в стране даже самой захудалой деревеньки, в которой не было бы начальной школы», - с гордостью констатировал в 1909 году бывший японский премьер-министр Сигэнобу Окума.[4]

  1. Система образования Японии.Современность.

   Накануне  Второй Мировой Войны в средних  школах Японии обучалось лишь 39,7% молодёжи соответствующего возраста. Однако уже  в 1948 году младшей средней школой было охвачено уже 99% детей 12 – 15 лет, а  в 60 – 70-е годы основная масса их уже продолжила учёбу на старшей ступени общеобразовательной школы, намереваясь затем поступить в колледж или университет. По данным японского министерства просвящения, в 80 – х годах старшую среднюю школу посещали 94% школьников, а к 1988 году этот показатель возрос до 96,2%.[6]

    Образование в Японии – это культ, поддерживаемый семьёй, обществом и государством. С младых ногтей японцы постоянно  и интенсивно учатся. Сначала –  чтобы поступить в престижную школу, затем – чтобы пройти конкурс  в лучший университет, после – чтобы попасть на работу в уважаемую и процветающую корпорацию. Принятый в Японии принцип «пожизненного найма» даёт человеку право только на одну попытку занять достойное место в обществе.Хорошее образование считается гарантией того, что она окажется успешной. Японские мамы просто помешаны на том, чтобы их дети получили самое лучшее образование. В условиях, когда большинство японцев находится на одном уровне благосостояния (72% жителей страны причисляют себя к среднему классу и имеют примерно одинаковый доход), образование детей – это единственное, в чём они могут соперничать.[7]

    Несмотря  на реформирование, японская школа  остаётся верна педагогическим традициям. Поучительного и самобытного в японском образовании немало: во все времена ему отводилась самая почётная роль. В знании, мудрости и нравственности видели могущество нации.Образовательная система этой страны учреждена в 1947 году и представляет 5 ступеней от детского сада до университета: дошкольное, начальное, неполное среднее, полное среднее и высшее образование.Сами ступени ничем не отличаются от Латвийской системы, однако внутреннее содержание каждого «курса» имеет существенные различия. В Японии каждый этап предопределяет следующий: обучение в хорошей начальной школе гарантирует переход в престижную среднюю.У нас же,как правило, окончание начальной школы означает лишь переход в среднюю школу в рамках того же учебного заведения.Крайне редко родители меняют школу, в которую поступил ребёнок.Кроме того, проживание в определённом районе автоматически «прикрепляет» вас к какой-то конкретной школе( имеются ввиду госудатрственные учебные заведения).

    1. Первая ступень – дошкольное образование.

    Школьному образованию в Японии предшествует дошкольное образование, охватывающее детей от 3 до 5 лет.Большинство из них посещают детские дошкольные учреждения различных типов.В отличие от нашей системы дошкольного воспитания, детские дошкольные учреждения Японии принадлежат в основном частным лицам, имеющим государственные лицензии.Детские сады – платные. В них воспитываются 77,4% всех детей. Детские сады Японии – первая ступенька системы осознанного формирования граждан Отечества( Вот оно – главное отличие!У нас об уроках «патриотизма» можно только мечтать).Большое внимание здесь уделяется формированию ценностного отношения к здоровью, окружающей природе и людям. Обращается внимание на формирование навыков самостоятельной деятельности, группового сознания и социальной ответственности. За этим стоит хорошо отработанная технология, предполагающая обучение детей анализу возникающих в играх конфликтов и поиска способов выхода из них. Немаловажным в данной технологии является «научение» детей избегать прямого соперничества, т.к. даже детское сообщество должно быть единым, а победа одного неминуемо может означать «потерю лица» другого. Формируется оно всем укладом жизни: от традиции носить униформу до тщательной подготовки и проведения совместно с родителями незабываемых ежегодных фестивалей, пикников, дней рождений. Известно, что японская мораль не стимулирует личной инициативы. Помогает в этом и семья, которая традиционно достаточно дружна.Дом и семья с детства воспринимаются местом психологического комфорта, а мать – олицетворение его.Опыт организации взаимодействия с ребёнком в детском саду и дома помогает достаточно мягкой адаптации ребёнка к школе, где его ждут бесконечные экзаменационные марафоны и равнение на престижное образование в престижной школе.[8] Общие цели воспитания в детских садах направлены на:

    • подготовку ребёнка к групповой жизнедеятельности, на коммуникацию с другими при сохранении собственной индивидуальности;
    • на гармоническое развитие ребёнка, обучение его навыкам здоровой, безопасной и счастливой жизни;
    • на воспитание законопослушной личности;
    • на правильное владение языком, на пробуждение интереса к рассказам и иллюстрациям в книгах;
    • на стимулирование творческого интереса к музыке, рисованию.

    Таким образом, детские сады в Японии являются первой ступенью системы образования. Как было сказано выше, в отличие от латвийских, среди японских преобладают частные дошкольные учреждения.Привлекает внимание наличие альтернативных форм дошкольных учреждений, таких как семейные детские сады, вечерние или прогулочные детские сады, сады выходного дня.[6]

    Процесс становления человека как личности, вхождение его в традиционную культуру народа, приобщение к принятым нормам с раннего детства даёт свои положительные результаты. В  Японии проводится целый  ряд праздников для детей, которые позволяют  формировать у них чувство  сопричастности к традициям своей  страны. 3 марта – по всей Японии празднуется « хинамацури» - праздник кукол для девочек. В этот день в домах появляются многоярусные подставки красного цвета, на которых  выставляют изящных кукол, символизирующих императорскую семью.5 мая – праздник для мальчиков – «кодомо но хи». В этот день на крышах домов и в садах вывешивается большое количество флагов и знамён, по форме очень похожих на карпа. Их количество зависит от числа проживающих в доме мужчин. Традицией можно назвать и церемонии по случаю достижения детьми 3,5 и 7 лет. Особенностью приобщения детей и подростков к нормам поведения в обществе можно назвать ориентацию на развитие группового сознания. Эта задача с успехом решается в современной японской школе.[8]

    1. Школьное образование

    Школьное  образование в Японии длится столько  же, сколько и в Латвии – 12 лет.Только обучение в начальной  школе длится у японских детей не 4, как у  нас, а целых 6 лет. Это обусловлено  чрезмерной сложностью японского языка. Учебный год в Японии длинный, возможно, самый длинный в мире – 240 дней.Для сравнения – в Латвии учебный год составляет около 160 – 170 дней.Задают маленьким японцам столько материала, что они тратят на его подготовку дома по 5 часов в день. А родители следят за тем, чтобы дети всё учили, дабы впоследствии попасть в хороший университет. Попытаться ввести в заблуждение японских  матерей – напрасная трата времени. Они не хуже самих школьников знают, что и сколько задано на дом, не хуже учителей могут определить, полностью и правильно ли решена задачка по физике или вызубрен параграф из курса по географии.Нынешних мам недаром прозвали « киеку мама»  - «мама, одержимая образованием». Такая мама не остановится перед тем, чтобы пойти в школу, когда заболел ребёнок, сесть за его парту и дословно записать объяснения учителей по всем предметам. Дома она заставит выучить ребёнка всё «назубок». Японские школьники не учатся, а учат.Именно учат: исторические факты – все подряд по хронологическим таблицам; английские слова – по словарю, страница за страницей; названия станций на главных железнодорожных магистралях – по расписанию поездов: маршрут за маршрутом. На экзамене по истории Японии необходимо знать хронологию событий, имена императоров, предводителей восстаний. Но не стоит излагать собственные мысли и предположения о причинах этих восстаний – экзаменаторы провалят абитуриента, им нужен прилежный, покладистый и обязательно дисциплинированный ученик, покорно выполняющий все задания.Другое дело – блеснуть на экзамене по философии, цитируя наизусть труды философов, например, Канта.В нашей стране, несомненно, более креативный подход к обучению, бессмысленное зазубривание не только не приветствуется, но даже осуждается.Учителя всячески стараются подтолкнуть учеников к живому мышлению, к высказыванию своих мыслей и мнений. Для японских девочек, в отличие от мальчиков, 12 школьных лет становятся годами безоблачного счастья. После уроков, когда мальчишки сидят дома над книжками, школьницы спокойно могут отдыхать, сидеть в кафе,гулять.Главное предназначение женщины, считают здесь, - это всё таки не служба, а материнство. Разумеется, девушки должны проработать несколько лет в коллективе, чтобы узнать жизнь, но только до замужества. Для школьниц издают специальные книжки, выпускают кинофильмы. Главная тема одна – самоотверженная любовь, сбывшиеся мечты. В старших классах для девушек отводится гораздо меньше вакансий, и у них ещё меньше шансов поступить в престижный университет. Правда, в Японии действует инициативная группа « За подлинное женское равноправие в школе», но, похоже, она совсем не обречена на успех, поскольку дело здесь в национальных традициях, которые в Японии священны. Традиции не подлежат изменению, как не подлежит перекрою фасон школьной формы, который существенно не менялся уже 100 лет.[9]

    • Начальная школа(6-12 лет; 1-6 классы)

    В отличие от Латвии, при поступлении  в начальную школу, школьник проходит тестирование, которое проводится с  целью определить коэффициент умственной одарённости детей. Японская начальная  школа предназначена для обеспечения  общего элементарного образования  и основного развития ребёнка.В  начальную школу дети поступают в 6-и летнем возрасте и учатся там 6 лет.Здесь изучают японский язык, математику, естествознание, обществоведение, занимаются музыкой, рисованием, ремёслами, физической культурой, очень часто в школах проводятся экскурсии. Основную сложность в продолжение учёбы соствляет изучение родного языка. Школьник должен усвоить 1850 иероглифов – минимум, установленный министерством просвещения ( для сравнения – чтобы свободно читать, необходимо знать до 3000 иероглифов). Но это ещё не всё. Иероглифы имеют по несколько значений и 2 варианта прочтения. Кроме иероглифов в японском языке используется две буквенные слоговые азбуки, по 48 знаков в каждой и латинский алфавит. Немало усилий требует и изучение истории своей страны.Один раз в неделю во всех классах начальной школы проводятся уроки морального воспитания. Курс морального воспитания  преподаётся в школах Японии свыше 100 лет и его содержание во многом согласуется с учением Конфуция, жившего за 5 веков до нашей эры. Высшей добродетелью провозглашается уважение к старшим и существующему государственному строю.

    Итак, одно из главных отличий японской и европейской начальной школы в том, что в Японии основной упор делается на моральное воспитание малышей, прибавляя к моральным ценностям материальные знания.[6]

    • Неполная средняя школа( 13-15 лет; 7-9 классы)

    Неполные  средние школы призваны заложить фундамент общеобразовательной  подготовки, необходимой учащимся для  продолжения образования и полноценного включения в последующую жизнь.Среди  обязательных предметов в 7 – 9 классах  приоритетные места, как и в начальной  школе, занимают следующие: родной язык, математика, естественнонаучные дисциплины, предметы по выбору( доминирует английский язык). Последующие места занимают спорт, музыка, различные виды искусств. Мальчики проходят курс «Основы производства», девочки – курс « Ведение домашнего  хозяйства».Как и в начальной  школе, один час в неделю – моральное  воспитание. В ныне действующих документах Министерства образования, науки и  культуры Японии курс морального воспитания в неполной средней школе определяется как «воспитательная деятельность, направленная на формирование качеств, желательных государству». В них сформулированы четыре методических правила, которые обязан соблюдать каждый японский учитель.[2]  

Информация о работе Межкультурные коммуникации. Япония