Межнациональные конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 20:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в выявлении особенностей разрешения межнациональных конфликтов в Северокавказском регионе.
Для того чтобы достичь поставленной цели, необходимо осуществить ряд задач:
Рассмотреть понятие межнационального конфликта;
Выявить основные виды и формы межнациональных конфликтов;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретико-методологические основы изучения межнациональных конфликтов…………………………………………………………………5
1.1 Понятие межнационального конфликта……………………….…..5
1.2 Виды и формы межнациональных конфликтов………………….9
1.3 Причины и динамика межнациональных конфликтов в России……………………………………………………………………………14
2. Особенности межнациональных конфликтов в современной России…………………………………………………………………….18
2.1 Последствия межнациональных конфликтов в Северо-Кавказском регионе……………………………………………………………………………18
2.2 Стратегия разрешения межнациональных конфликтов в Северо-Кавказском регионе……………………………………………………………..22
2.3 Способы управления межнациональными конфликтами в Северо-Кавказском регионе…………………………………………………………….25
Заключение………………………………………………………………………28
Библиографический список……………………………………………………30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 70.39 Кб (Скачать файл)

     Также можно выделить еще два принципа для классификации межнациональных конфликтов:

  1. По характеру действий конфликтующих сторон (Э. Паин и А.А. Попов)

     Именно  Э. Паин и А.А. Попов первыми опубликовали статью по этническим конфликтам в СССР7. Их классификация:

  • Конфликты стереотипов.

     Этнические  группы четко не осознают причины  противоречий, но в отношении оппонента  создают негативный образ «нежелательного  соседа». Как пример можно привести армяно-азербайджанский конфликт. Взаимная неприязнь возникла задолго до активной стадии конфликта.

  • Конфликт идей.

     Выдвижение  тех или иных притязаний. Обоснование  «исторического права» на государственность, на территорию (Эстония, Литва, Татарстан, в своё время идея Уральской республики). Разрабатываются основные идеологемы, политическая мобилизация вокруг которых  есть уже проявление конфликта.

  • Конфликт действий.

     Митинги, демонстрации, пикеты, принятие институциональных  решений, открытые столкновения.

     Эта классификация скорее отражает стадии и формы межэтнических конфликтов, однако многие конфликты так и  остаются «конфликтами идей».

  1. По содержанию конфликтов, по основным целям, которые ставит выдвигающая претензии сторона. (Л.М. Дробижева)

     Предложена  в 1992 – 1993 годах на основе оценки опыта  конца 1980-х –начала 1990-х годов.

  • Статусные институциональные конфликты в союзных республиках, переросшие в борьбу за независимость.

     Суть  таких конфликтов может быть не этнонациональной, но этнический параметр в них присутствует непременно. От требований реализации этнических интересов к требованиям  государственной независимости.

     Основная  форма таких конфликтов была институциональной.

  • Статусные конфликты в союзных и автономных республиках, автономных областях, возникшие в результате борьбы за повышение статуса республики или его получение.

     Характерно  для части бывших союзных республик, желавших конфедеративного уровня отношений (Казахстан, Татарстан). Сегодня в  отношениях Москвы и Казани прослеживаются элементы как федеративных, так и  конфедеративных отношений. Сейчас подобная борьба идёт между Грузией  и Абхазией.

  • Этнотерриториальные конфликты.

     Как правило, самые трудные для урегулирования противостояния. На постсоветском пространстве зарегистрировано 180 этнотерриториальных споров8.

     Этнотерриториальные конфликты – споры, ведущиеся  от имени этнических общностей, относительно их прав проживать на той или иной территории, владеть или управлять  ею. Любое притязание на территорию, если оно отрицается другой стороной, - уже конфликт (Стрелецкий).

     Такие споры далеко не всегда захватывают  большие группы населения. Кроме  того, не всякий спор из-за территории является этнотерриториальным конфликтом (условие - этническая мобилизация населения).

  • Межгрупповые конфликты (межобщинные).

     Социальная  нестабильность, экономическая депривация, политические противоречия внутри республик  и между республиками и Центром  стимулируют такие конфликты, напряжение существует в отношениях между чеченцами  и казаками, ингушами и осетинами, кабардинцами и балкарцами, в Молодежных группах в Якутии, Тыве9, нынешние русско-эстонский, русско-латышский конфликты. Массовые межгрупповые насильственные столкновения имели место в Азербайджане, Армении, Кыргызстане, Узбекистане.

     Данная  классификация приобретает всё  большее распространение. Однако однозначно классифицировать конфликты не всегда удается, поскольку в одном конфликте  может сочетаться множество факторов. Поэтому исследователи говорят  о «кластерах» конфликтов.

     По характеру происхождения межнациональные конфликты могут быть:

     ● социально-экономическими (безработица, задержки и невыплаты зарплаты, социальных пособий, не позволяющие большинству  граждан удовлетворять необходимые  потребности, монополия представителей одного из этносов в какой-либо сфере  услуг или отраслей народного  хозяйства, и т. д.);

     ● культурно-языковыми (связанными с  защитой, возрождением и развитием  родного языка, национальной культуры и гарантированных прав национальных меньшинств);

     ● этнодемографическими (сравнительно быстрое  изменение соотношения численности  населения, т.е. увеличения доли пришлого, иноэтнического населения в связи  с миграцией вынужденных переселенцев, беженцев);                                             

     ● этнотерриториально-статусными (несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов, требование малых народов о расширении или приобретении нового статуса);

     ● историческими (взаимоотношения в  прошлом  войны, былые отношения политики «господство подчинение», депортации и связанные с ними негативные аспекты исторической памяти, и т. д.);

     ● межрелигиозными и межконфессиональными (включая различия в уровне современного религиозного населения);

     ● сепаратистскими (требование создать  собственную независимую государственность  или же воссоединение с соседним «материнским» или родственным  с культурно-исторической точки  зрения государством).

     О важности исследования и предотвращения конфликтов на этнической, межнациональной  основе свидетельствуют и такие  цифры: по некоторым неофициальным  источникам, в период с 1991 по 1999 г. число погибших в межнациональных конфликтах на постсоветском пространстве составило более одного миллиона человек. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Причины и динамика межнациональных конфликтов в России
 

        В Конституции СССР, принятой  в 1977г., было декларировано, что  «на основе сближения всех  классов и социальных слоев,  юридического и практического  равенства всех наций и народностей,  их братского сотрудничества  сложилась новая историческая  общность людей – советский  народ». Считалось, что в стране, в которой нации объединены  в советский народ, национальные  конфликты просто невозможны. Однако  действительность – возникшие  в период перестройки национальные  конфликты – показала полную  несостоятельность этой концепции.  Как только стали ослабляться  жесткие властные узы, связывающие  различные этносы в «единый  советский народ», начались всплески  национализма, обострение межнациональных  отношений и развертывание этнических  конфликтов на пространстве бывшего  СССР.10

        Кавказ – важнейший регион, где сегодня проходят испытание на прочность не только межнациональные отношения, но и вся модель национально-государственного устройства России и система федеративных отношений.

        Причинами обострения этнополитических  конфликтов на Кавказе и возможного  возникновения новых очагов социального  взрыва и межнациональной напряженности являются:

     а) дезорганизация управления регионом. Огромная работа, развернутая в регионе  в конце 1997 г. и в начале 1998 г. по выработке конкретных программ действий в регионе, была фактически провалена. Никто не занимался Северным Кавказом вплоть до августа 1999 г. В результате произошел целый ряд трагедий в Чечне, Дагестане, Ингушетии, Осетии. Агрессия банд террористов с территории Чечни в Дагестан была спровоцирована, кроме того, бездействовали федеральные органы власти. Десятки указаний Президента и решений правительства по Дагестану, Ингушетии, Осетии, Чечне, Карачаево-Черкесии в эти годы попросту игнорировались. Федеральные власти создали ситуацию, когда граждане региона были отданы на откуп местным «элитам» и бандитам. И только с началом антитеррористической операции 1999 г. началась относительно активная работа в регионе, был достигнут успех в Дагестане, но его не удалось закрепить в Чечне. На сегодняшний день не развязан до конца ни 
один из конфликтонесущих, дестабилизирующих узлов на Кавказе;

     б) необеспеченность методов управления соответствующими культурно-информационными, экономическими и этнополитическими мерами, диалогом с гражданским обществом. Основные неудачи государственной политики на Северном Кавказе вызваны методами управления. В целом кавказская политика характеризуется непоследовательностью и несогласованностью действий, попытками решить сложнейшие национальные вопросы отдельными поездками, путем заигрывания с «этнолидерами» в ущерб состоянию национальных отношений в стране;11

     в) религиозный фактор — неприкрытое  заигрывание властей с радикально настроенными религиозными деятелями, соединение национал-сепаратизма с политизированным сектантским радикальным исламом, что резко усиливает межнациональную напряженность. Кроме того, такая «кооперация» повышает политический престиж конфессиональных и националистических движений, подталкивает к формированию различных политических союзов и блоков, далеко не всегда лояльных к светской, а тем более федеральной власти;

     г) слияние этнополитического экстремизма  с религиозным. На Кавказе совершается  самое большое количество террористических актов. Беззаконие и коррупция, террористические разборки, наркобизнес, торговля оружием нередко осуществляются здесь с участием местных этнополитических элит. Население буквально завалено оружием, и трудно предугадать, где именно и в каких целях оно будет использовано. К сожалению, такое положение дел в регионе выгодно не только бандитам, но и некоторым чиновникам, чья преступная бездеятельность приносит им политические и финансовые дивиденды. Нужны кардинальные меры по постконфликтному строительству на Кавказе;

     д) самое деструктивное влияние  оказывает фактор «воюющей» Чечни, провоцирующей взрывоопасность этнополитической обстановки как на Кавказе, так и в России в целом;12

     е) сложная ситуация в Республике Дагестан (тяжелейший социально-экономический  кризис, массовая безработица, отсутствие ресурсообеспеченных программ восстановления предприятий и создания рабочих мест, влияния криминалитета, постоянное давление этнополитического сепаратизма и экстремизма, непрекращающегося террора со стороны Чечни и др.)

     ж) социально-экономические трудности  используются для натравливания одной национальности на другую. Нередко, поддерживая межнациональные противостояния, местные власти не только сохраняют свои привилегии, должности, но и используют нестабильность ситуации для выбивания дополнительных средств из федерального бюджета, которые затем расходуются чаще всего не по целевому назначению. Если бы все выделяемые в регион средства доходили до адресата, напряженность на Кавказе заметно бы ослабла;

     з) настойчивое внедрение на бытовом  уровне и в средствах массовой информации мнения о том, что криминогенность  — едва ли не 
родовая черта некоторых народов Кавказа;

     и) миграция, усугубляющая ситуацию в  регионе. Она не только 
обострила межэтнические конфликты, но и усилила конкуренцию на 
рынке труда.

     Таким образом, приведенные выше причины этнополитических конфликтов убеждают в необходимости принятия нестандартных шагов в поисках путей, форм и методов разрешения обострившихся межнациональных конфликтов Северо-Кавказского региона. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Особенности межнациональных конфликтов в современной  России

    2.1 Последствия межнациональных конфликтов в Северо-Кавказском регионе 

        Разнообразные последствия конфликтов  можно условно разделить на внешние и внутренние, то есть в соответствии с их территориальной локализацией.

        Внешние приводят к своеобразному переносу на территорию России последствий столкновений, распространенных во всем мире, и особенно на территории бывшего СССР. Здесь исследователи Центра демографии и экологии человека (Институт народно-хозяйственного прогнозирования РАН) зафиксировали влияние пяти войн, которые, по сути дела, велись на чисто этнической основе (карабахская, грузино-абхазская, таджикская, грузино-югоосетинская, приднестровская). На территории России к этническим следует отнести чеченский и осетино-ингушский конфликты. Их условно отнесем к внутренним.13

Информация о работе Межнациональные конфликты