Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 20:00, курсовая работа
Цель исследования состоит в выявлении особенностей разрешения межнациональных конфликтов в Северокавказском регионе.
Для того чтобы достичь поставленной цели, необходимо осуществить ряд задач:
Рассмотреть понятие межнационального конфликта;
Выявить основные виды и формы межнациональных конфликтов;
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретико-методологические основы изучения межнациональных конфликтов…………………………………………………………………5
1.1 Понятие межнационального конфликта……………………….…..5
1.2 Виды и формы межнациональных конфликтов………………….9
1.3 Причины и динамика межнациональных конфликтов в России……………………………………………………………………………14
2. Особенности межнациональных конфликтов в современной России…………………………………………………………………….18
2.1 Последствия межнациональных конфликтов в Северо-Кавказском регионе……………………………………………………………………………18
2.2 Стратегия разрешения межнациональных конфликтов в Северо-Кавказском регионе……………………………………………………………..22
2.3 Способы управления межнациональными конфликтами в Северо-Кавказском регионе…………………………………………………………….25
Заключение………………………………………………………………………28
Библиографический список……………………………………………………30
В качестве первого негативного последствия надо выделить людские потери. Так, чеченская сторона определила потери российской армии за 1994-1996 гг. в 100 тыс. человек. Некоторые российские политики (Д. Рагозин, Г. Явлинский) также склоняются к подобной оценке, включая в нее и потери чеченцев14.
Другими более отдаленными, но не менее тяжелыми потерями являются участившиеся случаи отказа семей от рождения детей, особенно в зонах конфликта и на территории, куда переместились эти семьи, падение качества жизни.
Масштабным последствием межэтнических конфликтов является неизбежная в таких случаях миграция населения из опасных регионов. Причем пики массового приезда совпадают с наиболее острыми этническими столкновениями. Обычное появление беженцев-неславян из зон межнациональных конфликтов ассоциируется с повышением уровня криминогенности в регионе, экспортом оружия и т.д.
Миграция в свою очередь порождает негативные тенденции в развитии межнациональных отношений, связанных с тем, что этнические общности неизбежно начинают конкурировать в областях занятости, проживания и общения. На фоне неблагополучных экономических условий, сокращения возможностей в удовлетворении элементарных потребностей мигранты одновременно сталкиваются с потерей своих прошлых статусных характеристик. В любом случае у большинства приехавших на новое место формируются по отношению к новой среде негативное, а иногда и враждебное отношение.
В оценке последствий миграции существуют известные разногласия. Одни исследователи считают, что любое расширение межнационального общения может рассматриваться в любом случае как положительное явление, способствующее возникновению культур и утверждению интернационализированных образцов поведения. Другие исходят из того, что расширение межнациональных контактов лишь тогда ведет к оптимальному развитию межнациональных отношений, когда основывается на добровольности и не сопровождается возникновением социально-конкурсных ситуаций15.
Политическим руководством, органами государственной власти Российской Федерации предпринимались некоторые попытки разрешить северокавказский кризис мирным путем. Однако они заключались в основном в стыдливой констатации фактов антиконституционных действий дудаевского руководства, издании указов, постановлений и других документов, носивших, как правило, декларативный характер. Конструктивные практические шаги по принятию действенных политических мер по локализации зреющего конфликта предприняты не были. Все это позволило превратить республику в криминальную экономическую зону, создать достаточно подготовленные и оснащенные вооруженные формирования.
Руководством России практически не была проведена работа по формированию общественного мнения населения страны относительно необходимости применения силы для разрешения северокавказского кризиса. Отсутствие единства взглядов по этому вопросу у представителей органов федеральной исполнительной власти с одной стороны и законодательной - с другой, противоречивая полемика в средствах массовой информации препятствовали выработке у россиян твердой позиции, а также убежденности в необходимости применения войск для разрешения кризиса.
Кроме
того, развернутая к этому времени
в средствах массовой информации
кампания, формирующая извращенное
представление о роли и месте
армии в решении задачи по разоружению
незаконных вооруженных формирований
Чечни, выступления руководителей
ряда регионов России и депутатов
Госдумы, протесты комитетов солдатских
матерей и некоторых других общественных
организаций крайне негативно сказались
на морально-психологическом
Обострение северокавказского кризиса активизировало деятельность ряда общественно-политических, религиозных и других сил и движений на Северном Кавказе, в Закавказье, странах ближнего и дальнего зарубежья, которые на лозунгах исламской солидарности, горского братства и им подобных пытались организовать поддержку и помощь режиму Д. Дудаева.
Нейтрализация
негативной роли подобных организаций
должна быть задачей, как политической,
так и юридическо-правовой и даже,
в какой-то мере, силовой. Ее решением
должны заниматься, главным образом,
федеральные и местные
Чеченский кризис и развитие реальной обстановки в других северокавказских автономиях свидетельствуют о том, что Центр в значительной мере ослабил контроль над этим регионом юга России, слишком доверившись национальным администрациям.
Чеченская война не ушла в прошлое. Болезненная память о ней не оставляет нас. Война возвращается: телекадрами разрушенного Грозного, взрывами на вокзалах российских городов, похищениями людей, новыми опасными рецидивами противостояния. Чечня - контрастная фотография, образ времени. Чечня - символ нашей нестабильности и разобщенности. И одновременно Чечня - это испытание на гражданскую зрелость и человеческую вменяемость.
Погибшие, раненые, искалеченные, беженцы - страшный итог этой войны.
Таким
образом, главными последствиями этнических
конфликтов в современной России являются
людские потери и миграция населения из
зон повышенной конфликтности, а также
малая рождаемость и неравенство людей
в обладании, распоряжении и потреблении
материальных ресурсов.
При возникновении межнационального конфликта внутри одного государства, судя по горькому опыту стран, образованных на территории бывшего СССР, есть два варианта поведения официальных властей. Первый: власти, сохраняя равновесие, остаются над конфликтом, пытаясь допустимыми силами и средствами потушить возникший конфликт, как это, например, делалось, хотя и не без ошибок, российскими властями в конфликте между североосетинами и ингушами.
Второй: власти сами втягиваются в конфликт, выступая за сохранение территориальной целостности страны или на стороне титульного народа, как это наблюдалось в Азербайджане в конфликте между азербайджанцами и армянами, в Грузии - в конфликте между грузинами и югоосетинами, между грузинами и абхазами, или в Молдове в конфликте молдаван с русскоязычным населением (Молдовы с Приднестровьем). В аналогичные ситуации в конечном счете втягивались и российские власти в Чечне17.
В многонациональном обществе конфликты неизбежны. Опасность не в них самих, а в способах их разрешения.
Можно выделить шесть предпосылок, необходимых для урегулирования этнических конфликтов:
-
каждая из враждующих
-
стороны должны контролировать
территории, которые обеспечивали
бы им относительную
-
достижение состояния
-
присутствие влиятельного
-
согласие сторон на «
-
размещение по линии
Наличие
авторитетного единого
Действия по нейтрализации конфронтационных устремлении участников межэтнических конфликтов укладываются в рамки некоторых общих правил, выведенных из имеющегося опыта разрешения таких конфликтов. В их числе:
1)
легитимация конфликта - официальное
признание существующими
2) институциализация конфликта - выработка признаваемых обеими сторонами правил, норм, регламента цивилизованного конфликтного поведения;
3)
целесообразность перевода
4)
введение института
5)
информационное обеспечение
За
свою историю человечество накопило
немалый опыт ненасильственного
урегулирования конфликтов. Однако лишь
со второй половины XX столетия, когда
стало очевидным, что конфликты
являются реальной угрозой выживанию
человечества, в мире начала складываться
самостоятельная область
Таким
образом, в сфере этнополитических конфликтов,
как и во всех других, все также действенно
старое правило: конфликты легче предупредить,
чем впоследствии разрешить. На это и должна
быть направлена национальная политика
государства. У нашего сегодняшнего государства
такой четкой и внятной политики пока
нет. И не только потому, что у политиков
«руки не доходят», а в значительной степени
потому, что неясна исходная общая концепция
национального строительства в мультиэтнической
России. Имеются современные политические
ситуации, которые требуют рассмотрения
межэтнических или межрелигиозных конфликтов,
возникающих внутри той или иной страны
в единстве с международными конфликтами.
2.3
Способы управления межнациональными
конфликтами в Северо-Кавказском регионе
Чеченский конфликт, несомненно, мог быть решен посредством «урегулирования», если под этим понимать стратегию сторон конфликта, направленную на «определенное компромиссное решение спора, которое, хотя и не полностью соответствует целям каждой из сторон, позволяет им достичь некоторых, если не всех, первоначальных целей».
Вместе с тем, стратегия урегулирования, предполагающая достижение конфликтующими сторонами компромисса на основе баланса их сил, характерна лишь для статусной модели конфликтного поведения, органичной, для сообщества, вступившего в зрелую стадию модернизации. Для традиционных же сообществ, ориентированных на гегемонистскую модель поведения, альтернативой решения конфликта путем урегулирования остается стратегия «покорения» или, если ни одна сторона не обладает необходимыми ресурсами для этого, происходит «замораживание» конфликта на неопределенный, как правило – длительный, период.
С
1994 г. в политическом руководстве
страны оформились именно эти два
подхода к решению чеченского
конфликта: первый - «военная победа»,
которой, по мысли ее сторонников, мешают
политические обстоятельства - приказы
о прекращении вооруженных
Чередование
этих двух подходов, непоследовательное
проведение как первого, так и
второго создает реальную перспективу
«замораживания» чеченского конфликта,
поскольку в основе каждого из
них лежат диаметрально противоположные
стратегии «управления» конфликтом20.