Основные черты политики стимулирования экспорта в развивающихся странах в 70-90 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 18:36, доклад

Краткое описание

Стимулирование экспорта является важной частью торговой политики многих стран в современных условиях. Стимулирование экспорта означает проведение активной внешнеторговой политики. В последние годы это касается, прежде всего, развивающихся стран и стран с переходной экономикой.
Политика стимулирования экспорта, как правило, является лишь фазой торговой политики в определенных социально-экономических и политических условиях (см. Таблицу 1). В развивающихся странах политика стимулирования экспорта осуществлялась на различных стадиях их индустриализации, что наложило глубокий отпечаток на формы и методы осуществления политики.

Вложенные файлы: 1 файл

bea01021999rept.doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

 

Соглашение о применении статьи VI ГАТТ – Антидемпинговый Кодекс- направлено против экспорта, осуществляемого по ценам ниже производства или себестоимости. Такой экспорт может осуществляться по инициативе производителей той или иной страны с целью получения конкурентных преимуществ, прорыва на рынки других стран. Вместе с тем во многих случаях возможность осуществления подобного экспорта нередко заложена в действиях государства по подднржке производителей своей страны.

 

К числу мер, значение которых постепенно сокращается, относятся экспортные субсидии. В рамках ВТО разработано понятие субсидий, определены их формы, меры по их сокращению. В частности, ВТО запрещает прямое субсидирование экспорта, дифференцированно относится к различным косвенным формам субсидирования. Такие меры рассматриваются в качестве нарушающих в ряде случаев условия торговли и препятствующих ее развитию с другими странами-членами ВТО, в качестве различных форм нетарифных ограничений. Они входят в группу «Участие государства во внешнеторговых операциях (субсидирование производства и экспорта товаров)».

 

Вместе с тем, в ВТО  существуют определенные степени свободы  в отношении использования таких  мер. Такие меры, как правило, должны фиксироваться в момент вступления страны в ВТО, например, в торговле услугами в ее специфических обязательствах. В процессе переговоров с другими членами ВТО и ее органами проще закрепить такие меры, которые не являтся избирательными (т.е. относятся ко всему экспорту в целом или его отдельным крупным составляющим, ко всем странам, ко всем предприятим, районам, а не отдельным из них). Например, ВТО, определяя субсидии как финансовое содействие государства или государственных органов в пределах территории своей страны, выделяет 3 вида субсидий (запрещенные, влекушие подачу иска и не вызывающие подачу иска), которые регулируются различно. Главным объектом регулирования являются запрещенные субсидии, тогда как в отношении двух других видов государства располагают значительно более полной свободой действий. К запрещенным субсидиям относятся, в первую очередь, экспортные субсидии или связанные с использованием местных товаров в ущерб импортированным. Но и в отношении запрещенных субсидий меры могут быть приняты только в случае, если они являются «специфическими», т.е. предоставляются предприятиям отдельной отрасли производства или группе предприятий, предприятиям, расположенным в определенном географическом районе.

 

Широко субсидируемым  в современном мире, как известно, является производство и экспорт  сельскохозяйственной продукции. В  соглашении по сельскому хозяйству, являющемся частью обязательных соглашений ВТО, поддержка национальных производителей регулируется за счет снижения показателя общего агрегатного измерения поддержки. Обязательства стран предусматривают величину и срок снижения этого показателя в зависимости относится ли эта страна к развитым или развивающимя. Некоторые области поддержки исключены из данного соглашения (т.е. могут использоваться странами-членами на вполне законных основаниях).

 

Некоторые количественные ограничения, в том числе связанные с экспортом, запрещены или лимитируются в ВТО в рамках соглашения ГАТС, регулирующем торговлю услугами, и в ряде других соглашений.

 

МВФ и Мировой банк негативно относятся к созданию специальных экспортных зон, свободных  экономических зон как методам привлечения ПИИ, в том числе с целью развития экспорта. Они полагают, что такие методы нарушают нормальные условия конкуренции, одновременно оказывая негативный эффект на бюджет страны. Не случайно в последние годы ряд стран СНГ отказались от их применения в своей политике привлечения ПИИ.

 

Данный список можно  расширять довольно основательно, включив  в него другие международные экономические  организации и международные  интеграционные объединения, многие из которых также негативно относятся к нарушению конкурентных условий мировой торговли. Проведение такой работы, насколько нам известно, не осуществлялось и было бы, на наш взгляд, крайне полезным для выработки российской политики стимулирования экспорта.

 

Критерии выбора схемы  стимулирования экспорта

 

Выбор той или иной схемы стимулирования экспорта производится страной на основе следующих критериев:

  • Выбор стратегического направления политики экспорта (государственное регулирование, рыночные силы, рыночные силы в сочетании со специальными мерами по стимулированию экспорта) на основе общей макроэкономической политики, проводимой страной;
  • Определение внутренних ограничений на пути развития экспорта;
  • Выявление внешних барьеров для экспорта;
  • Определение секторов экономики, наиболее перспективных с точки зрения экспорта;
  • Определение возможностей для стимулирования экспорта в целом, а также отдельных способов стимулирования экспорта;
  • Сравнение выгод от стимулирования экспорта в перспективе с затратами, связанными с  подобным стимулированием ( в ряде случаев у страны просто нет средств для проведения политики экспортного стимулирования);
  • Определение стран, товаров, регионов в отношении которых могут использоваться конкретные схемы стимулирования экспорта;
  • Определение конкретных мер стимулирования.

 

Использование странами различных схем стимулирования экспорта

 

Страны могут прибегать  к достаточно сложным комплексным  схемам стимулирования экспорта. В  Бразилии стимулированием экспорта занимаются Министерство Промышленности, Торговли и Туризма и Министерство Внешних Отношений. Их деятельность заключается в предоставлении экспортерам необходимой коммерческой и прочей информации, содействии экспорту малых и средних фирм, развитию новых областей экспортной деятельности, диверсификации экспорта, повышению  конкурентоспособности бразильской продукции.

 

В Южной Корее в период 1961-1973 гг. агрессивная политика содействия экспорту проводилась одновременно с защитой в области импорта.  Жесткий контроль над торговлей и обменным курсом сочетался с последовательной финансовой и промышленной политикой Торговая политика была четко направлена на стимулирование экспорта, будучи достаточно нейтральной по отношению к структуре экспорта. Экспортеры поддерживались через множественные валютные курсы, прямые финансовые вливания, разрешение использовать заработанную валюту на импорт нужных им товаров, возможность брать кредиты в иностранной валюте. Одновременно на корейских экспортеров распространялись значительные изъятия в отношении импортного контроля, а также тарифные льготы. Поддержка шла и по линии контролируемой государством банковской системы.  Государство определяло виды деятельности или отрасли промышленности, нуждавшиеся в банковских кредитах. Подобные кредиты часто были льготными. Экспортная деятельность служила средством обеспечения кредитоспособности заемщиков.

 

Основные элементы успешной стратегии  стимулирования экспорта

 

Доступ экспортеров к импорту  по мировым ценам служит первым условием эффективной политики стимулирования экспорта. Политика защиты от импорта рынка плохо согласуется с поощрением экспорта. В этом случае эспортеры данной страны изначально поставлены в более неблагоприятные конкурентные условия по сравнению с экспортерами из других стран, что в условиях все возрастающей глобализации экономики и производства, имеет колоссальное значение для проникновения на мировые рынки.

 

Поэтому в случае наличия  больших ограничений или высоких  тарифов обычно требуется создание особых условий для экспортеров, которые иначе могут растерять  свои экспортные преимущества, для обеспечения их доступа к импорту по мировым ценам (типа специальных экспортных зон, изъятий из тарифов и т.д.).

 

Оптимально, однако, сочетание либерализации внешней торговли и привлечения ПИИ и проведение агрессивной экспортной политики. На практике такое сочетание обеспечить достаточно трудно, но возможно, как показывает опыт некоторых НИС.

 

Наличие масштабного финансирования продвижения экспорта является вторым обязательным условием успешной экспортной политики. Источники и способы и мера их сочетания при этом зависят от возможностей государства, выбора последним доноров, на которые оно опирается. Так, государство может профинансировать продвижение экспорта в ущерб другим отраслям и производствам, нацеленным на внутренний рынок. Или оно может использовать для этих целей бюджетные средства в сочетании с широкой мобилизацией частных источников финансирования. Наконец, в целях стимулирования экспорта широко используются внешние источники финансирования: займы, помощь, кредиты и т.д.

 

Помощь государства в проникновении на рынки являлась третьим условием экспортного «толчка». Она присутствовала в любых вариантах политики стимулирования экспорта, даже в наиболее крайних, когда внешне государство устранялось от решения экспортных проблем, оставляя их на усмотрение рынка. Но и в этом случае успех экспорта обеспечивался созданием благоприятного инвестиционного климата для национальных и зарубежных инвесторов и производителей, экспортеров, что являлось одной из важнейших экономических задач государства.

 

Гибкость политики стимулирования экспорта была четвертым фактором, определявшим ее успешность. Многие НИС неоднократно меняли меры по стимулированию экспорта в процессе его развития, отбрасывая неудачные и расширяя применение удачных мер. В этом плане очень интересен опыт Аргентины, которая была достаточно гибкой, но при этом не ограничивалась только макроэкономическими мерами стимулирования экспорта или проведением политики содействия развития экспорту, но и осуществляла широкий круг мероприятий по развитию эффективности и конкурентоспособности национальной продукции.

 

Выводы

 

Реформы в области  внешней торговли России являются долгосрочными  и могут быть только поэтапными. На отдельных этапах прямая помощь государства экспортерам и производителям экспортной продукции может стать важным компонентом этих реформ. Российский экспорт отличает, как известно, крайне архаичная структура. Проблема ее совершенствования не решается в стране на протяжении всех последних десятилетий. Снижение уровня экспорта в 1998 г. на 12% по сравнению с 1997 г. и неблагоприятная экпортная конъюнктура ставят на повестку дня проблему стимулирования экспорта еще более остро.

 

Реализация любых специальных  мер по поддержке экпортных производств  и развитию экспорта требует средств  или связана с потерями для бюджета в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Она предполагает либо  необходимость иметь средства для этих целей в государственной казне (прямое кредитование предприятий-производителей и экспортеров), либо мобилизацию частных источников, что также требует средств от государства, хотя и относительно меньших (государственное гарантирование экспортных кредитов), либо недополучение бюджетом ряда поступлений (в случае субсидирования производства, снижения импортных пошлин на товары, используемые в экспортном производстве).

 

 В условиях отсутствия  у государства средств на данные  цели более предпочтительными  представляются косвенные меры  по стимулированию экспорта (те, которые не принесут дополнительных  доходов в бюджет, но и не  потребуют от него выделения дополнительных значительных расходов).

 

В ряду таких мер следует  прежде всего отметить государственное  гарантирование экспортных кредитов. Это – нормальная практика, широко используемая практически всеми  странами для продвижения своего экспорта, включая страны с рыночной экономикой. Финансовый кризис 1997-1998 гг. в России имел своим следствием рост рисков при осуществлении экономической деятельности российскими предприятиями и увеличение стоимости заимствований на внешних рынках для кредитования внешнеторговых операций. Соответственно, средства, необходимые для гарантирования таких кредитов, также должны увеличиться.

 

Ряд экстренных мер, принятых в последнее время, противоречит политике стимулирования экспорта. К  их числу относятся экспортные пошлины, введенные 4 января 1999 г. в российской практике внешней торговли. Экспортные пошлины в принципе являются мерой, препятствующей экспорту (независимо от их размера или курса рубля). Другой такой мерой является обязательная продажа 75% валютной выручки, ограничивающая свободу действий экспортеров и влекущая за собой дополнительные затраты на приобретение ими валюты для последующего экспорта. Применение таких мер не согласуется с политикой стимулирования экспорта и служит исключительно краткосрочным задачам пополнения бюджета.

 

Растущее противодействие  со стороны многих стран использованию  их торговыми партнерами мер по стимулированию экспорта, типа субсидий, а также  предстоящее вступление России в  ВТО ставят вопрос о том, в каких  формах может осуществляться экспортное стимулирование, с тем чтобы оно не встречало жесткого противодействия на мировых рынках и не противоречило правилам данной международной организации.

 

 

Таблица 1.

 

Этапы осуществления торговой политики рядом новых индустриализующихся  государств

 

Индонезия

Южная Корея

Малайзия

Тайвань, Китай

Таиланд

Национализм и управляемое развитие

1948-1966

Война и строительство

1950-1960

Развитие в направлении рынка

1950-1970

Земельная реформа и реконструкция

1949-1952

Экспорт природных ресурсов

1950-1970

     

Индустриализация на основе замещения импорта

1953-1957

 
     

Содействие  экспорту

1958-1972

 
 

Поворот в сторону  подъема экспортаи промышленности

1961-1973

     

Ориентация на внешний мир нового правительства

1967-1973

       

Нефтяной и товарный бум

1974-1981

Селективная интевенция через развитие тяжелой и химических отраслей

1973-1979

Содействие  экспорту и замещение импорта

1971-1985

Консолидация промышленности и рост экспорта

1973-1980

Поощрение импортозамещения

1971-1980

 

Функциональные поощрительные  меры и либерализация

1980-1990

     

Приспособление к внешним шокам

1982-1985

     

Реформа и поощрение  экспорта

1980 - наст.время

Дерегуляция и ориентация на внешний  мир

1986 – наст. время

 

Приспособление и либерализация

1986-1990

Высокая технология и  модернизация

1981 - наст. время

 
 

Либерализация финансового сектора

1990 – наст. время

     

Информация о работе Основные черты политики стимулирования экспорта в развивающихся странах в 70-90 гг