Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 18:36, доклад
Стимулирование экспорта является важной частью торговой политики многих стран в современных условиях. Стимулирование экспорта означает проведение активной внешнеторговой политики. В последние годы это касается, прежде всего, развивающихся стран и стран с переходной экономикой.
Политика стимулирования экспорта, как правило, является лишь фазой торговой политики в определенных социально-экономических и политических условиях (см. Таблицу 1). В развивающихся странах политика стимулирования экспорта осуществлялась на различных стадиях их индустриализации, что наложило глубокий отпечаток на формы и методы осуществления политики.
Соглашение о применении статьи VI ГАТТ – Антидемпинговый Кодекс- направлено против экспорта, осуществляемого по ценам ниже производства или себестоимости. Такой экспорт может осуществляться по инициативе производителей той или иной страны с целью получения конкурентных преимуществ, прорыва на рынки других стран. Вместе с тем во многих случаях возможность осуществления подобного экспорта нередко заложена в действиях государства по подднржке производителей своей страны.
К числу мер, значение которых постепенно сокращается, относятся экспортные субсидии. В рамках ВТО разработано понятие субсидий, определены их формы, меры по их сокращению. В частности, ВТО запрещает прямое субсидирование экспорта, дифференцированно относится к различным косвенным формам субсидирования. Такие меры рассматриваются в качестве нарушающих в ряде случаев условия торговли и препятствующих ее развитию с другими странами-членами ВТО, в качестве различных форм нетарифных ограничений. Они входят в группу «Участие государства во внешнеторговых операциях (субсидирование производства и экспорта товаров)».
Вместе с тем, в ВТО
существуют определенные степени свободы
в отношении использования
Широко субсидируемым в современном мире, как известно, является производство и экспорт сельскохозяйственной продукции. В соглашении по сельскому хозяйству, являющемся частью обязательных соглашений ВТО, поддержка национальных производителей регулируется за счет снижения показателя общего агрегатного измерения поддержки. Обязательства стран предусматривают величину и срок снижения этого показателя в зависимости относится ли эта страна к развитым или развивающимя. Некоторые области поддержки исключены из данного соглашения (т.е. могут использоваться странами-членами на вполне законных основаниях).
Некоторые количественные ограничения, в том числе связанные с экспортом, запрещены или лимитируются в ВТО в рамках соглашения ГАТС, регулирующем торговлю услугами, и в ряде других соглашений.
МВФ и Мировой банк негативно относятся к созданию специальных экспортных зон, свободных экономических зон как методам привлечения ПИИ, в том числе с целью развития экспорта. Они полагают, что такие методы нарушают нормальные условия конкуренции, одновременно оказывая негативный эффект на бюджет страны. Не случайно в последние годы ряд стран СНГ отказались от их применения в своей политике привлечения ПИИ.
Данный список можно
расширять довольно основательно, включив
в него другие международные экономические
организации и международные
интеграционные объединения, многие из
которых также негативно относя
Критерии выбора схемы стимулирования экспорта
Выбор той или иной схемы стимулирования экспорта производится страной на основе следующих критериев:
Использование странами различных схем стимулирования экспорта
Страны могут прибегать к достаточно сложным комплексным схемам стимулирования экспорта. В Бразилии стимулированием экспорта занимаются Министерство Промышленности, Торговли и Туризма и Министерство Внешних Отношений. Их деятельность заключается в предоставлении экспортерам необходимой коммерческой и прочей информации, содействии экспорту малых и средних фирм, развитию новых областей экспортной деятельности, диверсификации экспорта, повышению конкурентоспособности бразильской продукции.
В Южной Корее в период 1961-1973 гг. агрессивная политика содействия экспорту проводилась одновременно с защитой в области импорта. Жесткий контроль над торговлей и обменным курсом сочетался с последовательной финансовой и промышленной политикой Торговая политика была четко направлена на стимулирование экспорта, будучи достаточно нейтральной по отношению к структуре экспорта. Экспортеры поддерживались через множественные валютные курсы, прямые финансовые вливания, разрешение использовать заработанную валюту на импорт нужных им товаров, возможность брать кредиты в иностранной валюте. Одновременно на корейских экспортеров распространялись значительные изъятия в отношении импортного контроля, а также тарифные льготы. Поддержка шла и по линии контролируемой государством банковской системы. Государство определяло виды деятельности или отрасли промышленности, нуждавшиеся в банковских кредитах. Подобные кредиты часто были льготными. Экспортная деятельность служила средством обеспечения кредитоспособности заемщиков.
Основные элементы успешной стратегии стимулирования экспорта
Доступ экспортеров к импорту по мировым ценам служит первым условием эффективной политики стимулирования экспорта. Политика защиты от импорта рынка плохо согласуется с поощрением экспорта. В этом случае эспортеры данной страны изначально поставлены в более неблагоприятные конкурентные условия по сравнению с экспортерами из других стран, что в условиях все возрастающей глобализации экономики и производства, имеет колоссальное значение для проникновения на мировые рынки.
Поэтому в случае наличия
больших ограничений или
Оптимально, однако, сочетание либерализации внешней торговли и привлечения ПИИ и проведение агрессивной экспортной политики. На практике такое сочетание обеспечить достаточно трудно, но возможно, как показывает опыт некоторых НИС.
Наличие масштабного финансирования продвижения экспорта является вторым обязательным условием успешной экспортной политики. Источники и способы и мера их сочетания при этом зависят от возможностей государства, выбора последним доноров, на которые оно опирается. Так, государство может профинансировать продвижение экспорта в ущерб другим отраслям и производствам, нацеленным на внутренний рынок. Или оно может использовать для этих целей бюджетные средства в сочетании с широкой мобилизацией частных источников финансирования. Наконец, в целях стимулирования экспорта широко используются внешние источники финансирования: займы, помощь, кредиты и т.д.
Помощь государства в проникновении на рынки являлась третьим условием экспортного «толчка». Она присутствовала в любых вариантах политики стимулирования экспорта, даже в наиболее крайних, когда внешне государство устранялось от решения экспортных проблем, оставляя их на усмотрение рынка. Но и в этом случае успех экспорта обеспечивался созданием благоприятного инвестиционного климата для национальных и зарубежных инвесторов и производителей, экспортеров, что являлось одной из важнейших экономических задач государства.
Гибкость политики стимулирования экспорта была четвертым фактором, определявшим ее успешность. Многие НИС неоднократно меняли меры по стимулированию экспорта в процессе его развития, отбрасывая неудачные и расширяя применение удачных мер. В этом плане очень интересен опыт Аргентины, которая была достаточно гибкой, но при этом не ограничивалась только макроэкономическими мерами стимулирования экспорта или проведением политики содействия развития экспорту, но и осуществляла широкий круг мероприятий по развитию эффективности и конкурентоспособности национальной продукции.
Выводы
Реформы в области
внешней торговли России являются долгосрочными
и могут быть только поэтапными.
На отдельных этапах прямая помощь
государства экспортерам и
Реализация любых специальных
мер по поддержке экпортных
В условиях отсутствия
у государства средств на
В ряду таких мер следует прежде всего отметить государственное гарантирование экспортных кредитов. Это – нормальная практика, широко используемая практически всеми странами для продвижения своего экспорта, включая страны с рыночной экономикой. Финансовый кризис 1997-1998 гг. в России имел своим следствием рост рисков при осуществлении экономической деятельности российскими предприятиями и увеличение стоимости заимствований на внешних рынках для кредитования внешнеторговых операций. Соответственно, средства, необходимые для гарантирования таких кредитов, также должны увеличиться.
Ряд экстренных мер, принятых в последнее время, противоречит политике стимулирования экспорта. К их числу относятся экспортные пошлины, введенные 4 января 1999 г. в российской практике внешней торговли. Экспортные пошлины в принципе являются мерой, препятствующей экспорту (независимо от их размера или курса рубля). Другой такой мерой является обязательная продажа 75% валютной выручки, ограничивающая свободу действий экспортеров и влекущая за собой дополнительные затраты на приобретение ими валюты для последующего экспорта. Применение таких мер не согласуется с политикой стимулирования экспорта и служит исключительно краткосрочным задачам пополнения бюджета.
Растущее противодействие со стороны многих стран использованию их торговыми партнерами мер по стимулированию экспорта, типа субсидий, а также предстоящее вступление России в ВТО ставят вопрос о том, в каких формах может осуществляться экспортное стимулирование, с тем чтобы оно не встречало жесткого противодействия на мировых рынках и не противоречило правилам данной международной организации.
Таблица 1.
Этапы осуществления торговой политики
рядом новых
Индонезия |
Южная Корея |
Малайзия |
Тайвань, Китай |
Таиланд |
Национализм и управляемое развитие 1948-1966 |
Война и строительство 1950-1960 |
Развитие в направлении рынка 1950-1970 |
Земельная реформа и реконструкция 1949-1952 |
Экспорт природных ресурсов 1950-1970 |
Индустриализация на основе замещения импорта 1953-1957 |
||||
Содействие экспорту 1958-1972 |
||||
Поворот в сторону
подъема экспортаи 1961-1973 |
||||
Ориентация на внешний мир нового правительства 1967-1973 |
||||
Нефтяной и товарный бум 1974-1981 |
Селективная интевенция через развитие тяжелой и химических отраслей 1973-1979 |
Содействие экспорту и замещение импорта 1971-1985 |
Консолидация промышленности и рост экспорта 1973-1980 |
Поощрение импортозамещения 1971-1980 |
Функциональные поощрительные меры и либерализация 1980-1990 |
||||
Приспособление к внешним шокам 1982-1985 |
Реформа и поощрение экспорта 1980 - наст.время | |||
Дерегуляция и ориентация на внешний мир 1986 – наст. время |
Приспособление и либерализация 1986-1990 |
Высокая технология и модернизация 1981 - наст. время |
||
Либерализация финансового сектора 1990 – наст. время |