Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 14:33, контрольная работа
Специфика темы контрольной работы обусловила применение материалов по общей теории государства и права и истории государства и права зарубежных стран.
Объектом исследования данной работы является история развития государства и права Великобритании в XXвеке.
Цель работы – рассмотреть и изучить основные изменения в государственном строе и особенности развития правовой системы в Великобритании в XX веке.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть особенности развития государственно-монополистического капитализма,
- исследовать основные аспекты эволюции партийной системы,
- проанализировать основные изменения в государственном строе,
Введение……………………………………………………………………………………………..…4
1. Особенности развития государственного устройства в Великобритании в XX веке…………..5
1.1 Государственно-монополистический капитализм……………………………………………5
1.2 Эволюция партийной системы………………………………………………………………....6
1.3 Основные изменения в государственном строе………………………………………...…….8
1.4 Британская колониальная империя……………………………………………………………9
2. Особенности развития правовой системы Великобритании…………………...………………10
2.1 Характеристика правовой системы Великобритании в XXвеке…………….…………….10
2.2 Кабинет министров………………………………………………………………………...…12
2.3 Судебные и полицейские органы. Армия…………………………………………………..14
Заключение…………………………………………………………………………………………...16
Список использованных источников………………………………
2
Особенности развития правовой системы
Великобритании
2.1 Характеристика правовой системы Великобритании
в XX веке
Основными источниками
английского права являются судебные
прецеденты, т.е. решения высших судов,
имеющих обязательную силу для них самих
и нижестоящих судов, статуты - законодательные
акты британского парламента и издаваемые
исполнительными органами акты делегированного
законодательства.
К ХХ веку были
созданы с целью упорядочения правового
регулирования отдельные консолидированные
акты, хотя и применительно лишь к отдельным
правовым институтам - законы о семейных
отношениях 1857г., о партнерстве 1890г., о
продаже товаров 1893г., и др. В результате
законодательство стало во многих отношениях
важным источником права, нежели нормы
сформулированные в прецедентах. Но и
ХХ веке судебный прецедент остается важным
и полноценным источником английского
права, поскольку сохраняются институты,
непосредственно регулируемые нормами
общего права или даже права справедливости.
Великобритания не знает
одновременно, созданного, единого акта
в качестве конституции. По форме британская Конституция и в ХХ веке
имеет комбинированный, несистематизированный
характер и слагается из двух частей -
писаной и неписаной. Такой характер имеют
все отрасли английского права. Британскую
Конституцию часто называют неписаной,
имея в виду то обстоятельство, что она
никогда не была "записана" в одном
акте.
Писаная часть включает в себя статутное
право, т.е. принятые в различные годы и
даже эпохи законы парламента, регулирующие
вопросы конституционного характера,
и судебные решения (прецеденты), имеющие
своим предметом вопросы, носящие тот
же конституционный характер. Выражение
"писаный" закон означает закон, формально
принятый парламентом, неважно зафиксирован
он на бумаге или нет, а термин "неписаный"
закон употребляется для обозначения
закона, не принимавшегося парламентом.
Судебные решения составляют систему
"общего права", они затрагивают,
главным образом, права и свободы граждан,
отношения различных государственных
органов. Наибольшее значение из них имеют
решения высших судебных инстанций. К
неписаной части относятся конституционные
соглашения, нигде юридически не зафиксированные,
но регулирующие важнейшие вопросы государственной
жизни9.
Своеобразная форма
британской Конституции влечет ряд последствий;
прежде всего, входящие в нее компоненты
исключают какой-либо особый порядок их
принятия, изменения или отмены. Конституция,
таким образом, относится к числу гибких
т.е. изменяемых с соблюдением обычной
процедуры в парламенте или в условиях
обычного судопроизводства. Следующая
особенность - отсутствие органов конституционного
контроля, т.к. невозможно сопоставить
издаваемые акты, принимаемые судебные
решения с уже действующими парламентскими
законами и судебными решениями. Тем более
нельзя определить, соответствует ли издаваемый
акт конституционным соглашениям, нигде
юридически незафиксированным. В 1865 г.
была создана правовая комиссия для Англии
(одновременно для Шотландии), которой
было поручено готовить проекты крупных
консолидированных актов с тем, чтобы
в перспективе "провести реформу всего
права вплоть до его кодификации". Но
и в настоящее время ни одна отрасль английского
права не кодифицирована полностью. В
связи с этим особый интерес вызывает
правовое регулирование, сложившееся
в отдельных отраслях права.
Наследование имущества
возможно как по завещанию, так и по закону.
Еще Закон о завещаниях 1857 г. придает обязательную
силу завещанию, составленному в письменной
форме в присутствии двух свидетелей.
Семейные отношения
регулируются довольно подробно различными
законодательными актами: Закон о браке
1949г. в основном посвящен заключению брака,
Законы о реформе семейного права 1969 и
1987гг. уточнили законы о наследовании,
о правах незаконнорожденных детей и об
обязанностях родителей таких детей, Закон
о признании брака недействительным 1971
г.
Трудовые
отношения регулируются законодательством
и прецедентным правом, которое формируется
в ходе судебного разбирательства трудовых
споров. В некоторых отраслях производства
важнейшее условие труда (ставки заработной
платы, продолжительность рабочего времени,
условия труда и др.) закрепляется в коллективных
договорах; в других отраслях производства
существует лишь индивидуальные трудовые
соглашения, для которых особое значение
приобретают общие предписания, содержащиеся
в парламентских актах.
Важные изменения в ХХ
веке претерпели нормы уголовного права
Англии, хотя и сейчас подавляющую часть
составляют акты, принятые в ходе реформы
1830-1880 гг. (старейший - закон о государственной
измене 1351г.). Но современное законодательство
охватывает почти все основные институты
общей части и юридически значимые признаки,
характеризующие конкретные виды преступлений.
К числу важнейших действующих законов
могут быть отнесены: Закон об уголовном
праве 1967 г.; Закон о преступном покушении
1981 г.; Закон о компетенции уголовных судов
1973 г.; Закон об исправлении правонарушителей
1974 г.; Закон об убийстве 1957г.; Закон о преступлениях
против личности 1861 г. и д.р.
Система наказаний - лишение
свободы, пробация ("испытание", условное
осуждение до трех лет) и штраф. В качестве
дополнительных наказаний используется
лишение прав на вождение автомобиля,
на занятие определенной деятельностью,
приказ о выполнении работ в общественных
интересах от 40 до 240 часов и др. Смертная
казнь, которая по Закону об убийстве 1957
г., могла назначаться только за несколько
видов тяжкого убийства, в 1965 г. была отменена
временно, а в 1969 г. постоянно, поскольку
выяснилось, что временная отмена смертной
казни привела к росту тяжких убийств.
Но в Англии продолжают действовать статусы,
предусматривающие смертную казнь за
государственную измену, пиратство и поджог
королевских домов, но смертные приговоры
по тем уже на протяжении нескольких десятилетий
не выносятся. С 1948 г. отменены каторжные
работы.
Источниками уголовно-процессуального
права в Англии служат, прежде всего, законодательные
акты, по большей части регулирующие одновременно
и вопросы судоустройства. К их числу относятся
законы о Верхнем суде 1982 г., о магистратских
судах 1980 г., Закон о судах графств 1984 г.,
о присяжных 1974 г., Закон о преследовании
за преступления 1985 г., Закон об отправлении
правосудия 1985 г., Закон о полиции и доказательствах
по уголовным делам 1984 г., Закон о судах
и юридических услугах 1980 г. и др.
Прецедентное право служит
тут основой толкования законодательных
предложений и устраняет пробелы в законодательстве.10
Английский уголовный
процесс строится на основе принципа состязательности:
функция обвинения (возбуждение уголовного
дела, собирание обвинительных доказательств,
поддержка обвинения в суде); функция защиты
(собирание оправдательных доказательств,
защита в суде); функция суда (обеспечение
соблюдения сторонами правил судебного
спора, решение вопроса о виновности, определение
меры наказания). В гражданском процессе
суд выступает арбитром между двумя сторонами
- истцом и ответчиком.
В Северной Ирландии используется не только
британское законодательство, но и акты
ирландского парламента, принятые до 1921г.
Решения шотландских судов имеют силу
лишь "убеждающего", а не "обязывающего"
прецедента.
2.2 Кабинет министров
Внутренние изменения
в государственном строе и политической
системе Великобритании в XX в. затронули
в первую очередь взаимоотношения высших
исполнительных и законодательных
органов. Усиление роли кабинета министров
сопровождалось относительным падением
роли парламента в области законодательства
и контроля за деятельностью правительства.
Прежде всего в руках правительства сосредоточилась
особая законодательная власть, делегированная
ему парламентом. В предшествующий период
акты органов исполнительной власти, издаваемые
с разрешения парламента (делегированное
законодательство), касались лишь второстепенных
вопросов. Теперь же парламент делегировал
исполнительным органам право издавать
акты и по таким вопросам, которые ранее
составляли исключительную прерогативу
палаты общин. Так, например, в 30-х гг. правительству
было предоставлено право издавать общеобязательные
постановления по вопросам денежного
обращения. Акты "делегированного законодательства"
в сотни раз стали превосходить по численности
акты парламента. Более того, со времен
первой мировой войны кабинет министров
Великобритании получил в свое распоряжение
и чрезвычайные полномочия. В 1920 г. был
издан Акт о чрезвычайных полномочиях,
который предоставил правительству право
издавать от имени короля указ о чрезвычайном
положении. Парламент должен был одобрить
указ о введении чрезвычайных полномочий
в семидневный срок, не рассматривая конкретные
способы их осуществления правительством.
Закон 1920 г. был направлен главным образом
против забастовок. В 1964 г. его редакция
изменилась и теперь он предусматривает
предоставление правительству исключительных
полномочий в любых чрезвычайных условиях. парламент обладает таким средством
воздействия, как финансовый контроль
над правительством, вотирование бюджета.
Любой правительственный законопроект
проходит три чтения в палате общин, в
процессе которых он тщательно анализируется
в комиссиях и комитетах палаты с участием
оппозиции. Только путем одобрения в парламенте
важнейшие мероприятия правительства
могут быть представлены как выражение
"воли нации". Менее заметную роль
в реальном осуществлении государственной
власти играют старинные британские учреждения
- корона и палата лордов. Однако они остаются
необходимым элементом государственного
устройства и их роль нельзя свести к чисто
декоративной. В 1999 г. проведена очередная реформа палаты лордов. Отныне место в палате лордов не могут занимать представители высшей аристократии, основываясь лишь на праве наследования. Теперь членами этой палаты могут быть лица, получившие звание лорда за заслуги. В настоящее время в Великобритании усиливается движение в пользу реформирования некоторых сторон ее политической системы, растет число сторонников принятия писаной конституции12. |
Интересна сложившаяся в Великобритании судебная система. Высшая судебная инстанция в Соединенном Королевстве - Палата лордов. Она принимает к рассмотрению апелляции, главным образом, по вопросам права, на постановления по гражданским и уголовным делам - Англии и Уэльса, а также только по гражданским делам Шотландии. Дела в суде Палаты лордов от имени всей Палаты рассматривает не менее трех лордов. Принятое большинством голосов заключение суда Палаты лордов передают в суд, вынесший обжалованное постановление, который и выносит окончательное постановление по делу в соответствии с рекомендациями.
Верховный суд Англии и Уэльса, возглавляемый в качестве председателя лордом-канцлером, включает в себя три самостоятельных судебных учреждения:
апелляционный суд,
высокий суд,
суд короны.
Апелляционный суд рассматривает апелляции на постановления других судов. В него входят лорд-канцлер, бывшие лорды-канцлеры, лорд-главный судья, и до 18 лордов - апелляционных судей.
Высокий суд имеет три отделения - королевской скамьи, канцлерское и семейное. В него входят лорд-канцлер, другие высшие судебные деятели, а также до 80 рядовых судей. Отделение королевской скамьи (входят в суд адмиралтейства и коммерческий суд) занимается рассмотрением по первой инстанции наиболее сложных гражданских дел и апелляций на приговоры магистрацких судов по уголовным делам. Канцлерское отделение (входит Патентный суд) рассматривает в качестве первой инстанции дела, связанные с управлением имуществом, деятельностью компаний, банкротством... Семейное отделение занято рассмотрением жалоб на решение магистратских судов по всем вопросам семейных отношений: развода, опеки, алиментов...
Суд короны, созданный в 1971г., взамен ряда прежних судебных учреждений рассматривает по первой инстанции, обязательно с участием присяжных заседателей (в других английских уголовных судах присяжных нет), дела о преследуемых по обвинительному акту, т.е. о более серьезных преступлениях, а также апелляции на приговоры и решения магистратских судов. В качестве судей выступают судьи Высокого суда, окружные судьи и рекордеры - юристы, исполняющие обязанности судей "по совместительству"13.
Низшие суды в Англии и Уэльсе, суды графств и магистратские суды. Суды графств (свыше 350) - основные органы гражданского правосудия, рассматривающие дела (около 90 % по первой инстанции в зависимости от категории иска (до 5 тыс. фунтов стерлингов по искам из договоров и деликтов).
Магистратские суды рассматривают в суммарном порядке (без присяжных) основную массу уголовных дел (до 98 % в год). Они могут приговаривать лишь к штрафу либо лишению свободы на
ледствий; прежде всего, входящие в срок до 6 месяцев. Если магистраты приходят к выводу, что обвиняемый заслуживает более суровые наказания, они передают дело на рассмотрения Суда короны. Магистраты (мировые судьи) не являются профессиональными юристами и рассматривают дела лишь в коллегиях из двух-трех человек. Платные магистраты (профессиональные юристы) рассматривают дела единолично.
Наряду с судами общей юрисдикции, есть и специализированные суды различной компетенции, некоторые из которых носят название трибуналов (имеют второстепенное значение).
Промышленные трибуналы (с 1964г. рассматривают трудовые споры), учреждены в 1956 г. Суд по рассмотрению жалоб на ограничение свободы предпринимательства, с 1967 г. учреждена Служба парламентского уполномоченного по делам администрации (омбудсман).
Судейские должности назначаемы. Судья-юрист не менее чем с 10-ти летним стажем.
Адвокаты делятся на барристеров и солиситеров. Первые наиболее опытные и выступающие во всех судебных инстанциях, вторые выступают в низших судах, готовят гражданские и уголовные дела к слушанию.
В Шотландии высшей и окончательной
инстанцией по уголовным делам выступает
Высокий суд юстициариев. В составе
лорд-генеральный судья
Высшая судебная инстанция по гражданским делам - Сессионный суд. В состав входят лорд-президент, лорд-судья-клерк и сессионные лорды, одновременно являющиеся членами Верховного суда юстициариев.
Низшее звено - шерифские суды. Шерифы - профессиональные судьи. Выделяют главных шерифов и шерифов - заместителей, первые рассматривают жалобы на решения, вынесенные вторыми по гражданским делам, но и те и другие могут рассматривать с участием 15 присяжных дела о преступлениях.
Низшая инстанция по уголовным делам - окружные суды, иногда рассматривают споры семейного характера. В Шотландии существует развитая система органов публичного уголовного преследования, которые по своему усмотрению принимают решение о передаче дела в суд. Возглавляет лорд-адвокат.
Обвинение поддерживают в отличие от "коронных обвинителей" - прокураторы-фискалы. Защита представлена адвокатами и солистирами ("юридическими агентами").
Судебная система Северной Ирландии
во многом копирует английскую. Высшая
апелляционная инстанция для
судов колоний, зависимых территорий
и некоторых государств, входящих
в Содружество, - судебный комитет
Тайного совета, возглавляемый лордом-канцлером
Информация о работе Особенности развития правовой системы Великобритании