Перспективы вступления Украины в ЕС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 05:31, статья

Краткое описание

Партнерский диалог Украина-ЕС развивается в ходе проведения ежегодных заседаний саммита Украина-ЕС. Мнения сторонников и противников вступления Украины в международную организацию. Возможные положительные и негативные последствия вступления Украины в ЕврАзЭС.

Вложенные файлы: 1 файл

ес.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

      2 Отношения между Украиной и Европейским Союзом были начаты в декабре 1991 года, когда министр иностранных дел Нидерландов, как председательствующей в ЕС, в своем письме от имени Евросоюза официально признал независимость Украины. 
    Правовой основой отношений между Украиной и ЕС является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) от 16 июня 1994 г. (вступило в силу 1 марта 1998 г.), которое начало сотрудничество по широкому кругу политических, торгово-экономических и гуманитарных вопросов. 
    На сегодняшний день, в рамках СПС определены 7 приоритетов сотрудничества между Украиной и ЕС: энергетика, торговля и инвестиции, юстиция и внутренние дела, приближение законодательства Украины к законодательству Евросоюза, охрана окружающей среды, транспортная сфера, трансграничное сотрудничество, сотрудничество в сфере науки, технологий и космоса.

Партнерский диалог Украина-ЕС развивается в ходе проведения ежегодных заседаний саммита  Украина-ЕС с участием Президента Украины; Совета сотрудничества при участии Премьер-министра Украины; Комитета по вопросам сотрудничества; Комитета парламентского сотрудничества; регулярных консультаций Украина-Тройка ЕС, постоянных экспертных консультаций. Между Украиной и ЕС ежегодно происходит более 80 официальных встреч и консультаций на высоком и экспертном уровнях. 
    Евроинтеграция является главным и неизменным внешнеполитическим приоритетом Украины. Президент Украины в послании к Верховной Раде Украины в июне 2002 года определил европейскую интеграцию стержнем стратегии экономического и социального развития Украины на следующее десятилетие. 
   

Получение статуса  полноценного члена Европейского союза как стратегическая цель Украины была впервые продекларирована Президентом Украины Виктором Ющенко сразу же после его избрания в начале 2005 года.

На текущий момент Украина не подавала заявки на вступление и не является кандидатом в члены  ЕС. 

3   В настоящий момент в отношении Украины действует Европейская политика соседства. Украина ведёт переговоры с ЕС о подписании договора об ассоциации предусматривающего упрощение визового режима и создание зоны свободной торговли.

С приходом к власти Виктора Януковича в марте 2010 тема евроинтеграции Украины стала обсуждаться все больше и больше. На саммите «Украина — ЕС», прошедшем 22 ноября 2010-го, был одобрен план действий по отмене краткосрочных виз в Евросоюз для граждан Украины, однако, даже точное следование плану не гарантирует автоматического введения безвизового режима. Также на саммите обе стороны подписали протокол к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве по основным принципам участия в программах ЕС, а председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу сказал, что надеется подписать Соглашение об ассоциации до середины 2011 года. Однако арест лидера украинской оппозиции Юлии Тимошенко в августе 2011 года поставил перспективы подписания этого соглашения под сомнение. В частности Маркус Лёнинг, уполномоченный федерального правительства Германии по правам человека, осудил «избирательное и политически мотивированное правосудие в отношении Тимошенко» и добавил, что Германия и Евросоюз «будут пристально следить за развитием событий на Украине». Приговор по делу против Тимошенко, оглашённый в октябре этого же года, вызвал однозначно негативную реакцию как США, так и Евросозюа, создав угрозу отношениям Украины и Европейского союза начать развиваться по схожему с Белоруссией сценарию.

Также в феврале 2011 года посол ЕС на Украине Жозе Мануэль  Тейшейра заявил, что в настоящее  время Украина не соответствует  минимальным условиям для обсуждения вопроса членства в ЕС.

4     Особенностью нынешних международных отношений является активный интеграционный процесс, в который оказались вовлечены страны практически всей Европы, и на сегодня такое международное интеграционное объединение как Европейский Союз, привлекает особое внимание мирового сообщества.

    Движение  ЕС на восток имеет позитивное стратегическое значение для Европы. Любое расширение имеет социальную цену. Каждая волна  расширения увеличивала территорию, численность населения и совокупный экономический потенциал ЕС, но экономические показатели на душу населения уменьшались. Таким образом, расширяясь, ЕС жертвует текущими интересами обеспечения лучшего уровня жизни своих членов для достижения стратегических целей.

    Вступление  новых стран увеличило территорию ЕС на 34%, численность населения - на 28%, а совокупный ВВП - лишь на 4,8%. Существенное снижение среднего по ЕС ВВП на душу населения вызвало недовольство населения, поскольку снижение жизненного уровня ради неопределенных компенсаций в будущем спорная формула для прагматических европейцев.

5     Отношение населения стран ЕС к его расширению неоднозначно. Так, 43% согласно с расширением за счет новых членов, 35% -против. При этом большинство сторонников живут в странах с относительно низким уровнем экономического развития (Греция, Ирландия, Португалия). Зато в странах-лидерах ЕС (Великобритания, Германия, Франция) доля сторонников лишь едва превышает треть. Учитывая высокое развитие демократии в ЕС и то, что большинство (71%) граждан ЕС высказались за отсрочку расширения в случае выявления негативных последствий, процесс расширения может стать непредсказуемым с точки зрения поддержки его общественностью ЕС. 

6   Особенно с учетом последних событий в ЕС, который сейчас находится в глубоком экономическом кризисе, чреватом как минимум выходом ряда стран из еврозоны, а максимум — распадом Евросоюза. Тем более что даже во власти признают, что от создания ЗСТ с ЕС мы в первые годы будем терять 1,5% ввп, а страны ЕС наоборот — приобретать в своем торговом балансе с Украиной плюс 6 млрд долларов. Ради чего мы будем нести такие потери? В правительстве очень туманно отвечают на этот вопрос — мол, если уже взяли курс на евроинтеграцию, то нужно идти в Зону. 
7       СТОРОННИКИ: ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ ВЫРАСТЕТ, А НАШИ ТОВАРЫ ПУСТЯТ В ЕВРОПУ

Сторонники создания ЗСТ с Евросоюзом упирают на то, что он откроет огромный европейский  рынок для украинских товаров (ЕС согласился несколько расширить  квоты на экспорт в ЕС украинской баранины, курятины, свинины, зерна, биоэтанола), повысит стандарты качества и увеличит конкуренцию внутри нашей страны, что снизит цены на товары и услуги.

экономист: «Я не верю в правдивость оценок о том, что  из-за Зоны свободной торговли с  ЕС мы потеряем 1,5% ВВП. Это неверный расчет. Главный плюс от Зоны свободной торговли с ЕС — возможность большего доступа украинских товаров и услуг на европейские рынки. На данный момент основная проблема в этом плане — не вопрос тарифов или квот, а вопрос лицензий: многие товары не имеют лицензии, так как наш ГОСТ не соответствует европейскому. Создание ЗСТ приведет к пересмотру наших ГОСТов — и там, где они будут соответствовать европейским, доступ будет получен быстро. Прежде всего, это касается пищепрома, легпрома... такая конкуренция лишь заставит наших производителей оптимизировать свое производство. Если польские сыры уже сейчас находятся в одной ценовой категории с украинскими, то это повод для украинских производителей либо бороться за снижение себестоимости, либо повышать качество товара».

 «Главное в Евросоюзе для Украины — это зона с более высокими стандартами управления страной, более высокими стандартами ведения бизнеса и более высокими требованиями к качеству товаров. Именно отсутствие прогресса Украины в этих вопросах препятствует полноценной евроинтеграции страны. Судебные процессы над политическими деятелями, негативные сами по себе, для Европы означают, что в Украине отсутствует независимая судебная система. А это, в свою очередь, является ключевым фактором в вопросе защищенности бизнеса. Договор с ЕС — это гарантия, что он будет выполняться, в то время как все договоры в рамках СНГ, которые подписывала Украина, оставались на бумаге. Наконец, евроинтеграция — это гарантия европейских ценностей, таких как свобода слова и демократические выборы».

 «Сейчас нам  пытаются навязать мысль, что  ЗСТ с Европой невыгодна, исходя  из тождественности интересов  общества и части крупного  бизнеса. Да, крупному бизнесу  придется раскошелиться на модернизацию  производства, на выполнение экологических  требований ЕС. Кто-то даже разорится. Но как просчитать выгоду от того, что, например, благодаря улучшению экологии продолжительность жизни станет хотя бы такой, как в Польше?!».

Говоря о преимуществах  евроинтеграции, эксперты часто упоминают  об эффекте открытости, либерализации передвижения людей, товаров, капиталов, а главное - идей.

         ПРОТИВНИКИ: НАШИ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И ПРОМЫШЛЕННОСТЬ УМРУТ

Противники создания Зоны свободной торговли говорят  о том, что открытие нашего рынка  приведет к его захвату европейскими производителями и к смерти значительной части украинской промышленности и сельского хозяйства.

экономист: «Агитаторы за ЗСТ забывают, что наши основные статьи экспорта — металлургия и  химия — это продукция, для  которой уже давно не существует никаких ограничений в Европе и которая не сможет там увеличить продажи. Вообще, за евроинтеграцию ратуют только те, кто не имел дела с реальной экономикой. А реальность такова, что наше сельское хозяйство попадает в неконкурентные условия: на Западе урожайность в 1,5—2 раза выше, во всей странах ЕС фермеры получают субсидии из евробюджета. И как бы ни старались украинские сельхозпроизводители, они такой конкуренции не выдержат. И когда говорят о том, что мы попадаем на огромный рынок, я хочу спросить: а кто будет там покупать наши товары — пусть даже качественные, но никому не известные? При том уровне конкуренции, который там существует, всех денег украинских компаний не хватит для того, чтобы отвоевать часть этого рынка».

Собственник крупной  пищевой компании: «Так как официальный курс страны — на евроинтеграцию, крупный бизнес в открытую не скажет ни слова против. Но реально, что у меня нет интереса в создании ЗСТ с ЕС. Объем европейского рынка — не аргумент. Важен не объем, а степень конкуренции на нем, рентабельность продаж и цена захода на этот рынок. Так вот, конкуренция на европейском рынке огромная, рентабельность продаж очень маленькая, а цена захода на этот рынок, чтобы твою продукцию там узнали и купили (реклама, продвижение в торговых сетях и т.д.), — просто огромная. Есть, однако, отдельные сегменты, где мы могли бы быть конкурентоспособными и успешными на еврорынке. Это, например, экспорт курятины. Но, по данным СМИ, годовая квота для нас определена в 36 тысяч тонн. Это мизер. Это намного меньше, чем Украина производит в месяц! А о том, что конкуренция с европейцами пойдет на пользу украинским производителям, можно было бы говорить, если бы у нас были равные условия конкуренции. Но наши европейские конкуренты имеют доступ к дешевому кредиту, многие — к господдержке. Причем в объемах, которые нам и не снились. Это будет не конкуренция, а война на уничтожение нашего производства, чтобы просто превратить нас в рынок сбыта. Пусть нам НБУ обеспечит кредиты на тех же условиях, что их берут евроконкуренты, а потом уже рынок для них открывают. Так будет по-честному».

11         Хотят ли украинцы вступления Украины в ЕС?..

Каждый  второй гражданин  Украины горячо поддерживает вступление Украины  в Европейский  союз. В частности, сторонников союза с ЕС 51,2%. При этом доля сторонников вступления в Евросоюз на протяжении последних лет, по данным опросов, стабильно превышает долю противников евроинтеграции.

Ориентации  относительно вступления в Европейский  союз существенно отличаются в зависимости  от региона проживания и возраста респондентов.

Чем младше респонденты, тем чаще они выступают  за вступление в Евросоюз.

Если среди  респондентов в возрасте от 18 до 29 лет  вступление в ЕС поддерживают 63%, то среди опрошенных в возрасте 60 лет  и старше 40,8%.

12 Делая выбор между вступлением в Евросоюз и вступлением в Таможенный союз в составе ЕврАзЭС относительное большинство опрошенных (43,7%) поддерживает вступление в ЕС (за вступление в Таможенный союз выступают 30,5% опрошенных).

При этом жители западного и центрального регионов отдают преимущество Европейскому союзу, а жители юга и востока Украины Таможенному союзу России, Беларуси и Казахстана. 

13   Первый критерий провозглашает стабильность гарантирующих демократию институтов, правовое государство, права человека, уважение и защиту прав национальных меньшинств:  

1. Демократия. Государство должно обеспечивать равное право для всех граждан принимать участие в политических процессах принятия решений на всех уровнях власти, от местного самоуправления до государственного. Наличие свободных выборов, свободного и равного доступа к свободной прессе, свободных профсоюзных организаций, исполнительная власть должна быть ограничена законами, а суд должен быть независим от нее.  

Что касается взаимоотношений государство  – гражданин. Ни для кого не секрет, что любой человек при решении вопросов с государственной властью чувствует себя мелкой сошкой по сравнению даже с самым незначительным государственным чиновником. О честности выборов и равном доступе к СМИ достаточно послушать самих политиков, чтобы понять, что до установленной Евросоюзом планки Украина, мягко говоря, не дотягивает, ибо ни того, ни другого пока в стране не наблюдается. Что такое современные профсоюзы и чьи права они защищают большинство граждан Украины и слыхом не слыхивали. А о «независимости» судов, процветающей в них коррупции и отношении судов к правам простых граждан можно книги писать, слагать поэмы. То же касается и своеволия исполнительной власти всех уровней.  

Информация о работе Перспективы вступления Украины в ЕС