Перспективы развития международных расчетов в России (на примере факторинга)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 13:24, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы заключается в том, что международные расчеты стали неотъемлемой частью в международной торговле, применяемых при экспорте и импорте товаров, в них отражается относительная обособленность движения денег в международном обороте. Международные расчеты охватывают расчеты по внешней торговле товарами и услугами, а также некоммерческими операциями, кредитами и движению капиталов между странами. Быстрое и четкое проведение расчетов служит гарантией своевременности завершения операций на товарных и иных рынках, создает определенные предпосылки для развития национальной экономики и привлечения иностранных инвестиций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….… 3
1СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ФАКТОРИНГА …………………...……5
1.1 Сущность и принципы факторинга…………………………………...5
1.2 Отличие факторинга от других банковских операций……………....7
1.3 Сравнительный анализ видов факторинга……………………………9
2ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ФАКТОРИНГА В РОССИИ…………………………14
2.1Анализ и оценка динамики показателей развития рынка
факторинговых услуг в России за 2006-2010гг………………................14
2.2 Спрос на факторинг в России………………………………………...15
2.3Проблемы применения международного факторинга в
Российской
практики………………………………………………………………...…16
2.4Перспективы развития международного факторинга в
России……………………………………………………………………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...…23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...24
СТРУКТУРНО – ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА КОНТРОЛЬНОЙ
РАБОТЫ………………………………………………………………...…30
ТЕЗИСЫ…………………………………………………………………...26

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа по валютным операциям Word 2007.docx

— 76.78 Кб (Скачать файл)

     Далее проанализируем спрос на факторинг  в России 

     2.2 СПРОС НА ФАКТОРИНГ В РОССИИ.

     Были  проведены исследование спроса на услуги факторинга среди российских компаний в 2008 и 2009 году.

     Рост  интереса к факторингу со стороны  бизнеса неуклонно растет – за исследуемый период он вырос по меньшей  мере в три раза. Если в марте 2008 года было подано менее 20 заявок на факторинговое  обслуживание, то в августе 2009 года, несмотря на «низкий сезон», этот показатель превышал 60 заявок.

     На  фоне кризисных явлений в экономике, начавшихся осенью 2008 года, мы наблюдали  резкие скачки интенсивности спроса. Пик интереса пришелся на ноябрь 2008 года, когда было отправлено почти 200 заявок.

       Скорее всего, это обусловлено тем, что осенью прошлого года многие факторы прекратили финансировать клиентов, которые в свою очередь были вынуждены искать нового партнера. 
 
 
 
 

Рисунок1. Интенсивность отправки заявок на факторинговое обслуживание

 

     Из  рисунка1 следует вывод, что в период с мая по июль 2009 года спрос на факторинговые услуги был незначительно ниже, чем за аналогичный период 2008 года. Однако в апреле 2009 интенсивность отправки заявок на факторинг более чем в 8 раз превосходила показатель 2008, в августе – более чем в 4 раза[17].

     Перейдем  к проблемам применения международного факторинга. 
 

2.2. ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ФАКТОРИНГА В РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКЕ

     Чтобы успешно работать на рынке международного факторинга, нужно не только являться членом международной ассоциации факторов, но и освоить международные технологии и правила игры.  Выполнить все эти требования не так просто. 

     По  данным Factors Chain International, на международный факторинг в целом приходится около 11% всего оборота мирового рынка факторинга. Однако в России этот показатель составляет всего порядка 1%. Международный факторинг развивается в России не так быстро, как на внутреннем рынке – сказывается отсутствие нужной квалификации у российских компаний, а также наличие некоторых специфических проблем. Но это означает, что перспективы его развития в России открыты. Правда, не только для российских факторов.

     В сфере экспортного факторинга основной проблемой остается сложное валютное законодательство. В частности, требования о репатриации валютной выручки на счета, открытые в уполномоченных банках, и обязанность вести паспорта всех сделок. В конечном счете это приводит к тому, что экспортерам в принципе затруднительно работать на условиях отсрочки платежа, вне зависимости от использования услуг факторинга. В частности, если экспортер работает по отсрочке платежа и его иностранный покупатель своевременно не оплачивает поставку, то на него может быть наложен административный штраф до 100% от невозвращенной валютной выручки[2].

     Одновременно  с этим в законодательстве четко  не прописан порядок получения платежей от иностранного покупателя, денежные требования к которому экспортер  уступил фактору, с учетом обязательства  экспортера обеспечить возврат валютной выручки на свои счета.

     Таким образом, валютное законодательство является основным ограничением для развития экспортного факторинга в России. На данный момент доля этой услуги в общем объеме экспорта не достигает и 1%. Если законодательство будет пересмотрено, показатель резко возрастет.

     Сложность развития импортного факторинга в том, что большая часть импортеров в России - посредники; это затрудняет возможность работы с ними как  с дебиторами, поскольку они не гнушаются использовать серые схемы  и офшорные механизмы. К непрозрачности отечественного бизнеса, также добавляется плохо прогнозируемая ситуация с прохождением товара через таможню, а еще - настороженное отношение зарубежных банков и факторов к России.

     Импортный факторинг – это услуги для иностранных факторинговых компаний по оценке российских импортеров, управлению дебиторской задолженностью и покрытию рисков по российским импортерам. Объем таких операций напрямую зависит от надежности российских компаний и от качества оказываемых ими услуг. Для того чтобы фактор наработал положительную репутацию, требуется время. Соответственно чем дольше компания работает на рынке, тем выше доверие иностранных партнеров и тем больший объем контрактов фактор получает от своих партнеров[1].

     В прошлом году объем импортного факторинга вырос приблизительно в два раза.

     Основная  тенденция развития рынка международного факторинга в России заключается  в появлении новых игроков  – дочерних подразделений иностранных  банков, рассказывает директор департамента факторинговых операций Промсвязьбанка. Ведь в первом полугодии 2008 года произошел рост внешнеторгового оборота на 50,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, при этом объем экспорта вырос на 51,5%, а импорта – на 46,9%.

     Из  выше изложенного делаем вывод, что  развитию международного факторинга в России мешают валютный контроль и привычка ряда импортеров использовать серые схемы [14].

     Теперь рассмотрим перспективы развития международного факторинга. 

     2.3.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ФАКТОРИНГА

     В настоящее время в России доля международного факторинга от общего оборота рынка составляет около 1%. Для сравнения: в развитых странах  Европы этот показатель достигает 10 - 15%. Испании, например, международный факторинг  принес в 2008 году 6 млрд евро, а России - почти в 40 раз меньше, всего 150 млн  евро. По итогам прошлого года рынок  международного факторинга в России еще больше сжался: оборот только по двухфакторным сделкам в рамках ассоциации Factors Chain International (FCI) снизился в 4,5 раза. Этому способствовали кризис и отказ зарубежных страховщиков от работы с российскими рисками.

     Международный факторинг преследует те же цели, что  и внутренний, - удовлетворить потребности  клиента в оборотных средствах. А отличается он от классической схемы  в первую очередь тем, что позволяет  компаниям, ведущим активную внешнеторговую деятельность, получать финансирование под сделки с иностранными партнерами. Особенно заинтересованы в факторинговых  услугах организации, работающие в  высококонкурентных сегментах рынка.

     По  словам начальника управления факторинга ЮниКредит Банка Константина  Овчарова, чаще всего это торговля товарами народного потребления. "Это  высококонкурентная среда, а там, где  есть конкуренция, есть и отсрочки платежей по договорам, - рассказывает эксперт. - Это же очень важный фактор привлекательности  торгового предложения; при прочих равных товар купят у того, кто  дает большую отсрочку. Отсрочку надо финансировать, а лучший инструмент такого финансирования - факторинг".

     Международный факторинг принято разделять  на экспортный и импортный. Как рассказал  руководитель службы маркетинга OOO "ВТБ  Факторинг" Владимир Ланев, экспортный факторинг дает клиентам традиционные плюсы: сокращение кассовых разрывов; пополнение оборотного капитала, увеличение объемов продаж в условиях ограниченного  доступа к кредитным ресурсам и страхование кредитных, валютных и инфляционных рисков.

     "Международный  факторинг часто используют компании-экспортеры, - соглашается заместитель генерального  директора факторинговой компании "Лайф" Александр Федоров. - В  российских условиях речь идет, как правило, об экспорте готовой  продукции в страны СНГ или  сырья в страны дальнего зарубежья".

     "В  рамках экспортного факторинга  у нас в стране преобладает  такой продукт, как прямой, однофакторный,  экспортный факторинг, - говорит  заместитель председателя правления  Национальной факторинговой компании (НФК) Корнелиу Робу. - это простейший продукт для сопровождения экспортных операций - преимущественно в страны СНГ, - когда поставщик из России получает от российской факторинговой компании финансирование поставок в адрес иностранного покупателя".

     "При  двухфакторных сделках в схеме  уже участвует фактор на стороне  нерезидента", - продолжает тему  начальник отдела экспортного  факторинга Промсвязьбанка Виктория  Митрофанова. Такая схема предполагает  распределение рисков и функций  между двумя факторами в целях  оптимизации обслуживания внешнеторговых  операций.

     В качестве примера Виктория Митрофанова  приводит схему своей работы: "Мы находим клиента-экспортера, определяем направления - страны, с которыми будем  работать по факторингу и где может  быть использован экспортный или  импортный факторинг. После этого  отправляем заявки факторам, которые  проверяют риски контрагента, если речь идет о двухфакторной модели, либо структурируем сделку, если речь идет об однофакторном экспорте с  правом регресса".

     Что касается импортного факторинга, то к  нему чаще всего, по словам Владимира  Ланева, прибегают клиенты, чьи поставщики не хотят работать с длительной отсрочкой  платежа либо вообще требуют предоплату. Такая ситуация хорошо знакома многим российским импортерам, поскольку страновые  риски России в настоящий момент оцениваются как достаточно высокие.

     "Данный  продукт позволяет иностранным  факторинговым компаниям обслуживать  экспортные поставки своих клиентов  в Россию без риска потерь, - добавляет Корнелиу Робу, - а  российским импортерам это дает  возможность получать от иностранных  поставщиков отсрочку платежа  без необходимости предоставлять банковские гарантии или открывать аккредитивы".

     Чтобы заниматься международным факторингом, надо быть членом как минимум одной  из двух международных факторинговых  ассоциаций - FCI и International Factors Group (IFG). "Становясь  членом ассоциации, фактор принимает  детально формализованные правила  проведения международных факторинговых  сделок, получает доступ к надежной системе электронных сообщений  между факторами - своего рода факторинговый SWIFT", - поясняет Константин Овчаров.

     Россия  в этих двух ассоциациях представлена девятью факторами. Членами IFG на данный момент являются пять компаний - Металлинвестбанк, Русская факторинговая компания, НФК, "Кофас Рус Сервисез Компани" и "ВТБ Факторинг". В FCI состоят: Промсвязьбанк, Газпромбанк, ЮниКредит  Банк, "Банк Сосьете Женераль Восток" и НФК - единственная компания в России, которая является членом двух факторинговых  ассоциаций одновременно.

     Наиболее  серьезные обороты по международному факторингу у Промсвязьбанка. Так, например, по данным FCI, оборот этой кредитной  организации в 2008 году был равен  суммарному обороту национальных рынков факторинга Хорватии, Болгарии, Сербии, Словении и Люксембурга (всего 30 компаний).

     Потенциал есть. "Рассматривать перспективы развития рынка международного факторинга целесообразно в разрезе импортного и экспортного факторинга, - считает Корнелиу Робу, - это разные продукты для разных клиентских сегментов".

     На  данный момент доля экспортного факторинга в общем объеме экспорта не достигает  и 1%. Основной препоной для развития экспортного факторинга остается сырьевой характер российской экономики, а факторинг  в первую очередь призван обслуживать  компании, производящие и реализующие  товары с высокой степенью обработки.

     Однако  все эксперты, опрошенные "Профилем", считают, что, несмотря на все эти  сложности, потенциал для развития российского рынка международного факторинга есть, и по мере развития инфраструктуры этот сегмент будет  лишь набирать обороты.

     По  итогам 2009 года на долю факторинга без  регресса пришлось чуть более 11% от всего  объема экспортных операций, поскольку  почти весь экспортный факторинг - это  прямой факторинг без покрытия риска  неплатежа.

     В рамках импортного факторинга ситуация диаметрально противоположная: на импортный  факторинг без регресса приходится более 85% всего объема сделок, что  объясняется желанием иностранных  факторов покрыть риски, связанные  с возможной неоплатой товара российскими покупателями [12].

     Из  главы 2 делаем следующие выводы: самый  высокий показатель объема факторинговых  услуг в России был в 2008 г., но уже в 2009г., в следствии кризиса, этот показатель снизился почти в двое, и затем в 2010г. начал набирать обороты; проанализировав спрос на факторинг в России, отметили. что пик интереса пришелся на ноябрь 2008г.;отметим несколько проблем применения международного факторинга в России: 1)отсутствие нужной квалификации у Российских компаний;2)валютное законодательство; 3)импортеры в России - это посредники, использующие серые схемы; 4)непрозрачность отечественного бизнеса;5)плохо прогнозируемая ситуация прохождения товара через таможню.; перспектива развития факторинговых услуг в России есть как отмечают специалисты, так как они удовлетворяют потребности клиента в оборотных средствах .

     Теперь  перейдем к заключению по всей работе. 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Таким образом, подводя итог настоящему исследованию, хочется еще раз подчеркнуть, что международный факторинг  является эффективным современным  механизмом финансирования внешней  торговли. Международный факторинг решает такие проблемы, как: нехватка оборотных средств; повышенные кредитные риски. Невозможность проверить добросовестность покупателя-нерезидента; высокие валютные риски. То есть опасность валютных потерь, из-за изменения курсов валют.

Информация о работе Перспективы развития международных расчетов в России (на примере факторинга)