Проблемы и перспективы развития информационного рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 13:19, курсовая работа

Краткое описание

Развитие данного вида рынка в мире, к сожалению, имеет не только положительные последствия: подобное развитие порождает использование информационных средств в целях противоборства стран.
Таким образом, в своей работе я собираюсь раскрыть следующие проблемы:
Проблема отсталости российского информационного рынка от данного вида рынка стран Европы и США;
Проблема недостаточной и неточной нормативно-правовой базы, касающаяся регулирования информационного рынка;

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и характерные черты информационного рынка
1.1 Понятие информационного ресурса и информационного рынка. Сравнительный анализ информационного рынка и рынков товаров и услуг
1.2 Структура информационного рынка
1.3 Программная часть информационного рынка
Глава 2. Становление и текущее состояние информационного рынка в РФ
2.1 Современное состояние информационного рынка в России. Сравнительный анализ информационного рынка России и стран Европы
2.2 Правовое регулирование информационного рынка в России
Глава 3. Проблемы и перспективы развития информационного рынка
3.1 Основные проблемы информационного рынка
3.2 Перспективы развития информационного рынка
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Гафагова.docx

— 44.92 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Понятие и характерные черты информационного рынка

1.1 Понятие  информационного ресурса и информационного  рынка. Сравнительный анализ информационного  рынка и рынков товаров и  услуг

1.2 Структура  информационного рынка

1.3 Программная  часть информационного рынка

Глава 2. Становление и текущее состояние информационного рынка в РФ

2.1 Современное  состояние информационного рынка  в России. Сравнительный анализ  информационного рынка России  и стран Европы

2.2 Правовое  регулирование информационного  рынка в России

Глава 3. Проблемы и перспективы развития информационного рынка

3.1 Основные  проблемы информационного рынка

3.2 Перспективы  развития информационного рынка

Заключение

Литература

 

 

Введение

 

Информационный рынок в литературе очень часто анализируется как частный случай рынка товаров и услуг. По этой причине в основном рассматривается его экономический аспект: политика ценообразования, издержки производства и другое. В условиях рыночной экономики тесно связаны экономический и технологический аспект (в данном случае – аспект информатики). Данные аспекты взаимосвязаны: изучение технологической стороны может помочь в исследовании экономического аспекта и наоборот. Поэтому важным является вопрос изучения технологической стороны информационного рынка. Этим и объясняется мой выбор данной темы для исследования.

Рыночная экономическая система в России довольно молодая, и для нашей страны характерен низкий уровень развития конкуренции на рынках многих товаров и услуг, в том числе и на информационном рынке. Для России характерен и низкий уровень развития нормативно-правовой базы, касающейся информационного рынка. Информационный рынок России в своем развитии отстает от такого вида рынка в странах Европы и США.

Развитие данного вида рынка в мире, к сожалению, имеет не только положительные последствия: подобное развитие порождает использование информационных средств в целях противоборства стран.

Таким образом, в своей работе я собираюсь раскрыть следующие проблемы:

Проблема отсталости российского информационного рынка от данного вида рынка стран Европы и США;

Проблема недостаточной и неточной нормативно-правовой базы, касающаяся регулирования информационного рынка;

Влияние развития информационного рынка на усиление в мире информационного противоборства и информационных войн[1].

 

 

Глава 1. Понятие и характерные черты информационного рынка

 

Понятие информационного ресурса и информационного рынка. Сравнительный анализ информационного рынка и рынков товаров и услуг

 

Прежде чем перейти к рассмотрению понятия информационного рынка, нужно выяснить, что такое информационный ресурс. В целом ресурс – это запас или источник некоторых средств. Любое общество, государство, фирма, частное лицо имеют определенные ресурсы, необходимые для их жизнедеятельности. Выделяют следующие виды общественных ресурсов:

Природные (сырьевые);

Энергетические;

Материальные;

Финансовые;

Трудовые. [5]

В современном обществе одним из основных видов ресурсов являются информационные ресурсы. Их значимость постоянно увеличивается. Подтверждением этому является следующий факт: информационные ресурсы становятся товаром, причем их совокупная стоимость на рынке сопоставима со стоимостью традиционных ресурсов.

Можно выделить несколько основных подходов к понятию информационных ресурсов. Юридическое толкование информационных ресурсов принято в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации». Оно заключается в следующем: «Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)». Данное определение позволяет юридически решить проблему охраны информационных ресурсов. В вышеуказанных документах и массивах документов в разных формах представлены знания, которыми обладали люди, создававшие их. Очень часто эти знания уникальны, их использование позволяет экономить материальные ресурсы, совершенствовать социально-экономические отношения.

Юридическое определение информационных ресурсов сильно сужает данное понятие. Люди воспринимают его гораздо шире. К информационным ресурсам нужно отнести все научно-технические знания, произведения литературы и искусства, другую информацию общественной или государственной значимости, которая зафиксирована в любой форме, на любом носителе.

В настоящее время информационные ресурсы по значимости аналогичны материальным, сырьевым, энергетическим, трудовым, финансовым ресурсам. Информационные ресурсы сейчас рассматриваются как стратегические. Однако существует одно принципиальное различие между материальными и информационными ресурсами: материальный ресурс после использования исчезает (например, топливо сжигается, финансы расходуются), а информационный ресурс остается, копируется без ограничений, его можно многократно использовать. По мере использования информационный ресурс имеет тенденцию увеличиваться, так как его использование редко носит пассивный характер, чаще к нему прибавляется дополнительная информация. Информационный ресурс не является самостоятельным. Сам по себе он имеет лишь потенциальное значение. Информационный ресурс реализуется как что – то материальное только при соединении с другими ресурсами (техникой, энергией, сырьем).[2, с. 245]

Любая классификация информационных ресурсов является неполной. В основу классификации можно положить следующие принципы:

Отраслевой принцип: по виду науки, промышленности, социальной сферы;

Форма представления: по виду носителей, по степени формализованности, по наличию дополнительного описания.

Внутри каждого класса можно проводить более детальное разделение: например, ресурсы сети Интернет можно разделить по назначению и по формам представления (сервисная информация, программное обеспечение, библиографическая информация, видео).

Крупнейшей категорией информационных ресурсов являются национальные информационные ресурсы. Это понятие сформировалось в начале 1980 – х годов в связи с растущей зависимостью развитых стран от объемов информации, от уровня развития средств передачи и обработки информации.

Возможный способ классификации национальных информационных ресурсов:

Библиотечные ресурсы;

Архивные ресурсы;

Научно – техническая информация;

Правовая информация;

Информация государственных структур;

Отраслевая информация;

Финансовая и экономическая информация;

Информация о природных ресурсах;

Информация предприятий и учреждений и другое.[6]

В развитых странах огромное количество информационных ресурсов находится в библиотеках. Преобладает бумажная форма их представления, однако все большее количество библиотечных ресурсов переводится в цифровую форму.

В архивах находятся материалы, связанные с историей и культурой страны. Объемы архивных материалов огромны. Часто скорость их накопления превышает скорость обработки.

В развитых странах существуют специализированные системы научно – технической информации. Они включают в себя специализированные издания, патентные службы и другое. Такая информация часто является дорогостоящим товаром.

Ни одно государство не может существовать без сводов законов, кодексов, нормативных актов и других видов правовой информации.

Свои отраслевые информационные ресурсы есть у любой сферы общества: социальной, аграрной, промышленной и других. Огромны информационные ресурсы в сфере военно – промышленного комплекса и системе образования.

Кроме национальных информационных ресурсов можно выделить информационные ресурсы предприятия, информационные ресурсы частного лица и другое. Эти категории уже не обладают такой общностью. Они зависят от вида организации, от специальности конкретного лица, его интересов и другого.

Состав основных информационных ресурсов высшего учебного заведения:

Учебники, учебные пособия, методические материалы;

Нормативно – правовые акты системы образования;

Текущие документы Министерства Образования РФ и других ведомств;

Информация о преподавателях, сотрудниках, студентах;

Экономическая информация;

информация о материальных ресурсах (зданиях, оборудовании);

Архивные материалы;

Информация по проблемам образования, размещенная на специальных сайтах в Интернете, и другое.[3, с.249]

Наличие огромного количества информационных ресурсов и возможность их представления в электронном виде привели к появлению развитого рынка информационных ресурсов, товаров и услуг.

В настоящее время во многих странах сформировался национальный рынок информационных ресурсов. Существуют признаки формирования развитого мирового рынка информационных ресурсов, товаров и услуг. Этот рынок во многом похож на рынок традиционных ресурсов, так как имеет определенную номенклатуру товаров, в качестве которых выступают информационные продукты и услуги:

Информация бытового характера о доступе к «обычным» товарам и услугам и их стоимости;

Информация научно-технического характера (патенты, научные статьи);

Информационные технологии, компьютерные программы;

Базы данных, информационные системы и другое.

Как и на любом рынке, на рынке информационных товаров и услуг есть продавцы и покупатели. Продавцами обычно являются производители информации или ее собственники:

Центры, в которых создаются и хранятся базы данных;

Службы связи и телекоммуникации;

Бытовые службы;

Специализированные коммерческие фирмы, занимающиеся куплей – продажей информации (рекламные агентства);

Неспециализированные фирмы, выпускающие «обычные» товары, а в качестве дополнительной продукции – информацию о них;

Консультационные (консалтинговые) фирмы;

Биржи;

Частные лица (например, программисты) и другие.

Информационные услуги – это особый вид товара на информационном рынке. Примером информационной услуги является подбор литературы по теме, нужной заказчику, в библиотеке. Оказание информационных услуг возможно лишь при наличии баз данных по соответствующим темам (как в компьютерном, так и не в компьютерном варианте).[6]

Во многих странах мира (в том числе и в России) существуют специальные институты, которые обрабатывают научно – техническую информацию по многим областям знаний и готовят по ней обзоры, рефераты, краткую информацию. Без таких услуг практически невозможна деятельность ученых и специалистов.

Информационные услуги в сфере бизнеса заключаются в предоставлении определенной деловой информации, консультациях по нужным заказчику темам. Информационные услуги в сфере коммуникаций оказывают операторы связи и провайдеры сети Интернет (организации, которые за плату осуществляют доступ пользователей во Всемирные сети и их обслуживание). Некоторые виды услуг по обучению и повышению квалификации также можно рассматривать как информационные (например, обучение на расстоянии с использованием телекоммуникационной сети).

Уровень развитости сферы информационных услуг во многом определяет степень приближенности общества к информационному.

В своем развитии рынок информационных товаров и услуг прошел несколько стадий. Его формирование по времени совпало с появлением первых ЭВМ (это происходило во второй половине XX века). Это совпадение в значительной степени является случайным, поскольку первые ЭВМ еще не создавали информационной инфраструктуры. Бурный расцвет науки и техники в то время привел к созданию первых профессиональных информационных служб в различных областях деятельности. Соответствующий рынок был ориентирован на узкий слой ученых и специалистов.

По – настоящему рынок информационных товаров и услуг расцвел после широкого внедрения микрокомпьютеров и телекоммуникационных систем, основанных на использовании микрокомпьютеров. Решающую роль в формировании рынка информационных товаров и услуг сыграло создание баз данных по множеству областей знаний и человеческой деятельности. Массовый характер этот процесс принял в 1980 – е годы. К этому времени появились первые признаки глобализации информационного рынка, и начался международный обмен информацией. Ведущими странами на информационном рынке в настоящее время являются США, Япония и некоторые страны Западной Европы.

В настоящее время формирование информационного рынка происходит и в России. Важнейшими компонентами российского рынка информационных услуг являются данные об информационном оборудовании, компьютерах, компьютерных сетях и соответствующих технологиях. Значительную часть предлагаемых товаров составляют справочные системы разного назначения. Существуют специальные службы обработки информации по заказу клиентов, службы продажи билетов и другое. Немало на данном рынке финансовой и статистической информации, есть информация по образовательным услугам и организации досуга.

Российский информационный рынок пока значительно уступает рынку развитых стран и по структуре, и по номенклатуре товаров. Очень ограничен доступ к первоисточникам научно – технической информации (статьям, рефератам специального назначения, библиографической литературе, библиотекам). Без этого не может быть устойчивого развития в соответствующих областях.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития информационного рынка