Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 20:35, курсовая работа
Цель данной работы изучить деятельность Североатлантического союза, уделив особое внимание сотрудничеству НАТО с государствами-партнерами в рамках программы "Партнёрства ради мира", роли НАТО в укреплении международной безопасности.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть историю и современное состояние НАТО;
раскрыть структуру и функции организации;
показать стремление НАТО к повышению своего глобального влияния путем включения в свой состав новых членов из Восточной Европы и СНГ;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...…….3
ГЛАВА 1 РОЛЬ НАТО В УКРЕПЛЕНИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ…….………………………………………………………….5
ГЛАВА 2 НАТО В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЕВРОПЕ….………………………10
ГЛАВА 3 ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ НАТО……………………………………………………………….…….17
ГЛАВА 4 ПРОГРАММА НАТО "ПАРТНЕРСТВОРАДИ МИРА"….………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………..………………….……...……25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..…...27
Кроме того, Североатлантический совет мог бы создать Группу по энергетической безопасности и анализу разведывательных данных. Аналогичное разведывательное подразделение по вопросам борьбы с терроризмом уже создано и успешно работает. С другой стороны, мы могли бы расширить задачи разведподразделения по вопросам терроризма и добавить к ним разведывательное направление по вопросам энергетической безопасности. Можно было бы организовать сбор разведданных, поступающих от союзников, государств-партнеров, промышленных кругов и из официальных источников. Специальный комитет может также сыграть роль в содействии обмену разведывательными данными между различными структурами в области энергетической безопасности [17, с. 326].
НАТО могла бы также приглашать делегации различных государств и других международных организаций, таких как ООН и ЕС, которые могли бы на регулярной основе информировать Североатлантический совет о своей деятельности в области энергетической безопасности. Энергетическая безопасность могла стать темой дискуссии на неофициальных сессиях САС-КПБ (совместных заседаниях Североатлантического совета НАТО и Политического комитета по безопасности ЕС). Энергетическая безопасность является также актуальной темой в ЕС. Этой теме во время председательствования Финляндии уделяется большое внимание.
Энергетическая безопасность, таким образом, служит актуальной темой углубленных консультаций в Совете евроатлантического партнерства (консультации с участием всех 26 членов НАТО и 20 стран Партнерства ради мира). Часть участников нашего «Средиземноморского диалога» и партнеров по «Стамбульской инициативе о сотрудничестве» также входят в группу ведущих в мире поставщиков нефти и природного газа. Поэтому имеет смысл также консультироваться с ними по вопросу энергетической безопасности. Специальные семинары, такие как проводятся в Оборонном колледже НАТО в Риме, могли бы также быть посвящены анализу тенденций и вызовов в области энергетической безопасности, что будет способствовать развитию дополнительного экспертного потенциала в этой сфере и подготовке к будущим вызовам [6, с. 4].
Таким образом, хотя энергетическая безопасность - это относительно новая тема в международной повестке дня, она важна и будет сохранять свою актуальность в течение многих лет. Ввиду увеличения спроса на энергоносители в мире и усиления процесса глобализации, любое уменьшение объемов снабжения энергоносителями может привести к международному кризису. Хотя накануне ноябрьского саммита в Риге в повестке дня НАТО имеется много важных тем, в стратегическом плане энергетическая безопасность будет вызывать все большую озабоченность в Североатлантическом союзе. Однако пока еще слишком рано определять роли, которые может и должна играть НАТО. Для надлежащего определения роли и вклада НАТО потребуется дальнейшая дискуссия по этим вопросам между союзниками.
ГЛАВА 4.
ПРОГРАММА НАТО "ПАРТНЕРСТВОРАДИ МИРА"
В январе 1994 года главы государств и правительств стран-членов НАТО на сессии Североатлантического совета в Брюсселе выступили с предложением учредить программы "Партнерство ради мира". Приглашение было направлено государствам, входящим в Совет Североатлантического сотрудничества, учрежденный в 1992 году, а также другим странам СБСЕ. В итоговом документе, принятом в 1994 году, имеется упоминание статьи 10
Вашингтонского договора о том, что "Североатлантический союз остается открытым для членства других европейских государств, способных отстаивать и развивать принципы этого договора и вносить вклад в обеспечение безопасности Североатлантического района".
Иными словами, данная программа рассматривалась как своего рода подготовительный этап для стран-кандидатов на пути интеграции в блок НАТО [4, с. 18].
На вашингтонской встрече на высшем уровне руководители Североатлантического союза отметили успешную деятельность по программе “Партнерство ради мира” (ПРМ) в течение первых пяти лет. ПРМ представляет собой процесс, объединяющий союзников по НАТО и партнеров в рамках широкой программы совместной деятельности в области обороны и безопасности. Программа ПРМ характеризуется открытостью и гласностью, в ее мероприятиях могут участвовать все страны - члены НАТО и их партнеры.
Суть программы ПРМ - это партнерство между отдельной страной и НАТО, создаваемое на индивидуальной основе, в соответствии с особыми потребностями этой страны, причем каждое из участвующих правительств выбирает, на каком уровне и в каком темпе это партнерство будет реализовано совместно с НАТО [15, с. 167].
НАТО выдвинула программу “Партнерство ради мира” в январе 1994 г. С целью повышения стабильности и безопасности в Европе. За время существования Партнерства ради мира к нему присоединились 30 стран: Австрия, Албания, Азербайджан, Армения, Беларусь, Венгрия, Болгария, Грузия, Ирландия, Казахстан, Киргизия, Латвия, Литва, Молдова, Польша, бывшая югославская Республика Македония, Румыния, Россия, Словакия, Словения, Швейцария, Швеция, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Финляндия, Хорватия, Чехия и Эстония. Десять из этих государств-партнеров затем стали членами НАТО.
Основные цели ПРМ, определенные в 1994 г., сохраняют свою актуальность. Они включают в себя:
повышение уровня открытости относительно национального военного планирования и формирования военного бюджета;
обеспечение демократического контроля над национальными вооруженными силами;
создание в отдаленной перспективе в государствах-партнерах сил с повышенными возможностями взаимодействия с силами государств - членов НАТО [13, с. 6].
В настоящее время ПРМ является неотъемлемым элементом архитектуры европейской безопасности. Двухгодичная программа, в которой участвуют союзники и партнеры, в настоящее время предполагает проведение более 2000 мероприятий, от крупномасштабных военных учений до небольших семинаров с участием нескольких человек. ПРМ затрагивает практически все области деятельности НАТО.
Одним из основных принципов программы является использование процесса “самодифференциации”, в соответствии с которым государства выбирают из программы ПРМ те мероприятия, которые поддерживают направления их национальной политики и соответствуют их конкретным требованиям и финансовым возможностям.
Совет европейско-атлантического партнерства (СЕАП) служит общей политической основой отношений НАТО с государствами-партнерами, на котором союзники и партнеры могут обмениваться мнениями по вопросам безопасности, представляющим взаимный интерес.
Роль партнеров значительно возросла в повседневной деятельности ПРМ, особенно в связи с созданием “штабных элементов партнерства" в нескольких штабах НАТО, в которых офицеры стран НАТО и государств-партнеров совместно и на постоянной основе выполняют международные штабные функции. Группа координации программы находится в Бельгии в городе Монс. Она проводит военное планирование учений по программе "Партнерство ради мира".
В 1997 г. Союзники по НАТО приняли решение об углублении ПРМ путем усиления его оперативного аспекта и более широкого участия партнеров в принятии решений и планировании, а также укрепления аспекта политических консультаций [5, с. 8].
Это решение было принято частично под влиянием опыта, накопленного в ходе многонационального сотрудничества в ходе миротворческих операций ИФОР (Силы по выполнению соглашения) и затем СФОР (Силы по стабилизации) в Боснии.
На Вашингтонской встрече главами государств и правительств была одобрена “Углубленная и более оперативная программа ПРМ”. Это решение было основано на уже накопленном опыте и обеспечивает направление развития программы оперативного партнерства в XXI веке.
Углубленная и более оперативная программа ПРМ строится на следующих трех элементах:
военно-политические рамки возглавляемых НАТО операций ПРМ;
расширенный и адаптированный процесс планирования и анализа (ППА);
углубленное практическое сотрудничество в военной и оборонной областях, охватывающее весь спектр сотрудничества по ПРМ [7, с. 188].
Главным фактором третьего элемента партнерства является “Концепция оперативных сил и средств для возглавляемых НАТО операций ПРМ”, инициатива, в которой еще большее внимание уделяется повышению военной эффективности многонациональных сил. Она направлена на дальнейшее усиление военного сотрудничества с целью оказания содействия партнерам в создании сил, более способных к взаимодействию с силами государств - членов НАТО в ходе ликвидации кризисных ситуаций в будущем. Программа ПРМ продолжает развиваться, и Североатлантический союз рассматривает ее как динамический процесс, который приведет к постепенному сближению между НАТО и партнерами [1, с. 18].
Таким образом, после окончания "холодной войны" ключевую роль в изменении стратегической обстановки в Евроатлантическом регионе сыграла политика североатлантического союза, направленная на развитие партнерских отношений с большим количеством стран из Восточной Европы и СНГ, не входящих в НАТО. Партнерство в его различных формах способствует политическому диалогу и сотрудничеству в широком диапазоне направлений и помогает создавать евроатлантическую культуру безопасности, которой свойственна твердая решимость использовать международное сотрудничество в целях решения наиболее серьезных проблем безопасности как в самом евроатлантическом сообществе, так и за его пределами. Евроатлантическое партнерство также вносит свой вклад в процесс демократических преобразований, стимулируя и поддерживая военную реформу во многих государствах-партнерах. Оно способствует строительству современных боеспособных вооруженных сил и других институтов обороны, действующих под демократическим контролем, а также помогает государствам-партнерам преодолевать социальные и материальные последствия реформ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализируя итоги выше сказанному, можно заключить, что в целом эволюцию НАТО характеризуют сравнительно высокие темпы становления, а также высокий уровень взаимопонимания и солидарности между членами.
Начало 90-х гг. было отмечено глубочайшими и необратимыми структурными изменениями в мире. Можно говорить о том, что главным из них стало окончание "холодной" войны. После Парижской встречи Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в ноябре 1990 года, где было принято заявление о том, что страны Западной и Восточной Европы и их союзники больше не считают друг друга противниками, "холодная" война перестала существовать в качестве определяющего фактора мировой политики.
Реакция НАТО на эти глобальные изменения не заставила себя долго ждать: подписанием Лондонской декларации в 1990 году на уровне глав государств и правительств НАТО был дан старт преобразованию альянса из военной организации в политическую. Вскоре руководство блока приняло принципиальное решение о принятии в состав НАТО новых членов, началось взаимодействие в рамках двух программ: "Партнерство ради мира" и "Средиземноморский диалог".
НАТО имеет сложную структуру организации, но это не мешает довольно хорошо сотрудничать с государствами-партнерами и выполнять поставленные перед собой задачи. Структура организации создана таким образом, что альянс может относительно быстро адаптироваться к изменяющимся условиям безопасности.
Важнейшей долговременной целью НАТО, определенной в Вашингтонском договоре, является защита свободы и безопасности всех ее членов политическими и военными средствами. Опираясь на общие ценности демократии, прав человека и верховенства права, Североатлантический союз со времени своего создания стремится к обеспечению прочного мирного порядка в Европе. Однако достижение этой цели может оказаться под угрозой в связи с кризисами и конфликтами, возникающими за пределами Евроатлантического региона. Североатлантический союз не только обеспечивает оборону своих членов, но посредством партнерских связей и операций кризисного регулирования вносит свой вклад в обеспечение мира и стабильности также за пределами географического региона, определенного как зона Североатлантического договора.
Партнерство в его различных формах способствует политическому диалогу и сотрудничеству в широком диапазоне направлений и помогает создавать евроатлантическую культуру безопасности, которой свойственна твердая решимость использовать международное сотрудничество в целях решения наиболее серьезных проблем безопасности как в самом евроатлантическом сообществе, так и за его пределами. Евроатлантическое партнерство также вносит свой вклад в процесс демократических преобразований, стимулируя и поддерживая военную реформу во многих государствах-партнерах. Оно способствует строительству современных боеспособных вооруженных сил и других институтов обороны, действующих под демократическим контролем, а также помогает государствам-партнерам преодолевать социальные и материальные последствия реформ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Верховенство права в международных отношениях/ И.С. Иванов// Международная жизнь. – 2000. - №12 – С. 18-19.
2 Всеобъемлющая международная безопасность. Международно-правовые принципы и нормы: Справочник / Отв. ред. Б.М. Клименко. - М.: Междунар. Отношения. 1990.- 328 с.
Информация о работе Роль НАТО в обеспечении международной безопасности