Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 16:16, курсовая работа
Наряду с мировыми рынками товаров, капиталов, рабочей силы существует и взаимодействует с ними мировой рынок услуг. Специфическая особенность услуги как товара состоит в том, что она не имеет вещественной формы, а выступает как результат определенной деятельности. Производство и купля-продажа услуг подчинены действию закона стоимости, и их обмен на товары в материально-вещественной форме или другие услуги производится в соответствии с количеством затраченного на их производство труда. Услуги на мировом рынке – это поступающие на внешний рынок услуги, т.е. потребительские стоимости.
Введение…………………………………………………………….……2
1. Мировой рынок услуг…………………………………………….…..4
1.1Состав мирового рынка услуг…………………………………………..….4
1.2Регулирование рынка услуг…………………………………………….…..8
2.Структура и динамика мирового рынкау услуг………………….…13
3.Роль России на мировом рынке услуг. …………………………...…19
3.1Основные показатели экспорта и импорта……………………………….19
Заключение……………………………………………………...………40
Список использованных источников…………………………….……42
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.1Состав мирового рынка услуг…………………………………………..….4
1.2Регулирование рынка услуг…………………………………………….…..8
2.Структура и динамика мирового рынкау услуг………………….…13
3.Роль России на мировом рынке услуг. …………………………...…19
3.1Основные
показатели экспорта и импорта…
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………….……42
Введение
Внешнеэкономические связи становятся все более заметной составной частью хозяйственной деятельности российских предприятий и организаций. Возрастает интерес в экономическом, производственном и научно-техническом сотрудничестве с партнерами их зарубежных стран.
Наряду с мировыми рынками
товаров, капиталов, рабочей силы существует
и взаимодействует с ними мировой
рынок услуг. Специфическая особенность
услуги как товара состоит в том,
что она не имеет вещественной
формы, а выступает как результат
определенной деятельности. Производство
и купля-продажа услуг
Мировой рынок услуг разбивается на более узкие рынки, так как услуги разнообразны и разнородны. В основе этого рынка лежит огромная и быстрорастущая часть мирового хозяйства – сфера услуг. Предоставление услуг – самая динамичная статья мировой торговли. В настоящее время доля всех видов услуг в ВВП развитых стран Запада близка к 70%. В развивающихся странах этот показатель приблизился к 55%. Актуальность данной темы исследования объясняется всё возрастающим значением мирового рынка услуг.
Объект курсовой работы – мировой рынок услуг. Предмет исследования – экономические отношения, возникающие по поводу мировой торговли услугами.
Цель работы – проанализировать структуру и тенденции развития мирового рынка услуг. Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
- определить состав мирового рынка услуг;
- рассмотреть механизм его регулирования;
- выявить виды услуг и специфику их реализации;
- проанализировать динамику и структуру мировых рынков основных видов услуг;
- выделить роль России на мировом рынке услуг.
1. Мировой рынок услуг
1.1Состав мирового рынка услуг
Наряду с мировыми рынками
товаров, капиталов, рабочей силы существует
и взаимодействует с ними мировой
рынок услуг. Специфическая особенность
услуги как товара состоит в том,
что она не имеет вещественной
формы, а выступает как результат
определенной деятельности. Производство
и купля-продажа услуг
Причины длительного игнорирования
услуг в контексте изучения глобализации
коренятся и в особенностях продуктов
труда, выраженных в форме услуги:
неосязаемый характер осложняет
учет и мониторинг их производства
и потребления, как и внешнеэкономических
операций. Крайней неопределенностью
отличается и само понятие "услуга".
При общепринятом широком подходе
этим термином обозначают хозяйственную
деятельность, результаты которой выражены
в нематериальной форме, совпадают
по месту и времени с
Услуга - целесообразная деятельность, результат которой выражается в полезном эффекте, способном удовлетворить ту или иную потребность человека, которая изначально может быть объектом спроса и предложения на рынке.
Понятие «услуга» имеет широкий спектр определений. В общем виде под услугами принято понимать разнообразные виды деятельности, не имеющие материальной формы в явном виде.
Отличия услуг от товаров в материальной форме в том, что:
- во-первых, они невидимы;
- во-вторых, не поддаются хранению;
- в-третьих, производство
и потребление услуг, как
Этим обусловливаются
особенности международной
Существует два вида услуг:
- услуги, которые опосредуются
вещно. Они связаны с
- услуги, не связанные
с материальными продуктами. Их
действие направлено на
- специфической отраслью услуг является международный туризм.
К специфическим особенностям международной торговли услугами относятся.:
- регулирование внутри
страны соответствующими
- отсутствие или наличие
факта пересечения услугой
- услуги не хранятся, они производятся и одновременно потребляются;
- производство и реализация
услуг находятся под большей
государственной защитой (в
- международная торговля
услугами оказывает большое
- не все виды услуг в отличие от товаров могут быть предметом торговли (услуги для личного потребления).
Основными формами услуг
для предпринимательства
Торговля услугами - важная
часть мирохозяйственных
Выделяют следующие особенности услуг как предмета торговли:
- отсутствие овеществленной
формы (некоторые из услуг
- наличие всех признаков
товара (обладают общественной
- услуги полезны не как вещь, а как деятельность определенного направления;
- неоднородны или изменчивы по качеству;
- производятся и потребляются одновременно;
- при экспорте-импорте
не проходят таможенную
- не все виды пригодны
для вовлечения во
- имеют тесную связь с рынком рабочей силы;
- ассортимент услуг, предлагаемых
на мировых рынках, меньше их
ассортимента на внутреннем
- имеют специфическую
нормативно-правовую базу
Разные услуги отличаются разностью вовлечения в хозяйственный оборот. Меньше всего вовлечены услуги, поступающие в личное потребление (за исключением образования и здравоохранения).
Услуги могут осуществляться на коммерческой и некоммерческой основе, а также могут предоставляться государственными и частными производителями. Государственный сектор - суды, биржи труда, больницы, военные службы, полиция, пожарная охрана, почта, образовательные учреждения. Частный некоммерческий сектор - музеи, благотворительные организации, церковь, больницы. Коммерческий сектор - авиакомпании, банки, отели, страховые компании, консалтинговые фирмы, бухгалтерские фирмы, аудиторские, информационные и проч.
Около 40% мировой торговли услугами осуществляется ТНК.
1.2 Регулирование мирового рынка услуг
Торговля услугами является новой сферой многостороннего регулирования в рамках ВТО. Принципы и правила международной торговли зафиксированы в Генеральном соглашении о торговле услугами (ГАТС). В частности, статья 1 ГАТС содержит определение понятия «торговля услугами».
Торговля услугами определяется в ГАТС как предложение услуги посредством следующих четырех способов: с территории одной стороны на территорию другой стороны (например, услуги связи, транспортные услуги). Это так называемое трансграничное оказание услуг. Только сама услуга (например, информация, переданная по факсу, транспортировка грузов и пассажиров) перемещается через границу: здесь нет ни коммерческого присутствия, ни перемещения физического лица - поставщика услуг на территорию страны, где происходит потребление услуги; на территорию одной стороны потребителю услуги другой стороны (например, туризм - услуги приезжающим в страну иностранным туристам).
Это потребление услуг
гражданами страны - получателя услуги
на территории страны - поставщика услуги;
посредством коммерческого
Это поставка услуг через коммерческое присутствие юридического лица, представительство или дочернюю компанию поставляющей страны на территории потребляющей страны; физическими лицами одной стороны на территории другой стороны, например, реализация строительных проектов, включая шефмонтаж, консультационная деятельность, разного рода профессиональные услуги - медицинские, юридические и т.д. Такой подход к определению того, что можно считать внешней торговлей услугами в настоящее время используется не только в ГАТТ, но и в других международных соглашениях (Североамериканское соглашение о зоне свободной торговли, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС и др.). В настоящее время в международной практике в переговорах о внешней торговле услугами режим доступа на рынок услуг поставщиков услуг из стран, участвующих в таких переговорах, фиксируется также по вышеприведенной схеме.
Для целей ГАТС используется классификатор услуг, подготовленный Секретариатом ГАТТ на базе Единого классификатора продукта, разработанного в ООН. Он включает более 160 видов услуг, разделенных на 12 основных разделов:
1. Деловые услуги;
2. Услуги связи;
3. Строительство и инжиниринговые услуги;
4. Дистрибьюторские услуги;
5. Общеобразовательные услуги;
6. Услуги по защите окружающей среды;
7. Финансовые услуги, включая страхование;
8. Услуги по охране здоровья и социальные услуги;
9. Туризм и путешествия;
10. Услуги в области организации досуга, культуры и спорта;
11. Транспортные услуги;
12. Прочие услуги
В настоящее время статистика по услугам стран-участниц ГАТС базируется на Едином классификаторе продукта ООН и концепции внешней торговли услугами, изложенной в статье 1 ГАТС. Россия, находясь в стадии присоединения к ВТО, должна приводить как свое внутреннее законодательство в соответствие с нормами и принципами ГАТС, так и внутреннюю методологию сбора и обобщения статистических данных в соответствие с международной.
Иначе, во-первых, невозможно будет описать обязательства России по режиму доступа на ее рынок услуг по секторам и подсекторам в соответствии с классификацией ООН/ГАТС. Во-вторых, Россия не сможет представить статистической информации в требуемом от нее Секретариатом ГАТТ и странами - участниками ВТО Меморандуме о внешнеторговом режиме в сфере услуг. В-третьих, Россия не сможет выполнить свои обязательства по транспарентности (статья III ГАТС).