Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 11:43, контрольная работа
Россия была и остается азиатской державой. Здесь стоит сконцентрировать свое внимание на геополитических перспективах России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который уже стал одним из ведущих центров мирового развития. Осознание этого факта было продемонстрировано уже во Владивостокских инициативах М.С. Горбачева 1986 года.
Введение…………………………………………………………………………………………...1
1 Россия и АТР ……………………………………………………………………………………...3
2 Перспективы и интеграции в регионе АТР……………………………………………………...8
Заключение ………………………………………………………………………………………26
Список использованных источников …………………………………………………………..30
Введение
Россия была и остается
азиатской державой. Здесь стоит
сконцентрировать свое
Потеря Прибалтики, Украины, Белоруссии и Молдавии как бы отдалила Россию от Запада и физически приблизила ее к Азии. Значимость АТР для России возрастает в силу того, что при сужении «окна в Атлантику» через Черное море и Балтику этот регион становится дополнительными воротами в Мировой океан и индустриально развитый мир. Здесь перед
Россией открываются прежде всего новые рынки оружия, сырьевых и промышленных товаров. Благоприятствующим для России фактором является то, что, не считая территориального спора с Японией, у нее нет в регионе сколько-нибудь серьезных проблем, способных блокировать ее проникновение сюда. Распад СССР и конец холодной войны привели к существенному изменению геополитической ситуации в регионе. Так, в глазах США и Запада в целом в определенной степени снизилась роль
Китая в качестве противовеса российской мощи. Несколько спала напряженность в отношениях между Индией и Китаем, а также Индией и Пакистаном. Вьетнам и Северная Корея потеряли свою былую значимость как союзники России, а Южная Корея — как союзник США. Начали существенно изменяться отношения России с Южной Кореей. Наметились тенденции к установлению более тесных экономических связей
России со странами АСЕАН, Австралией, Новой Зеландией, стали быстрыми темпами развиваться торговые связи с Тайванем. При всех существующих в японо-российских отношениях проблемах нельзя не отметить ряд признаков смягчения Японией традиционно жесткой позиции по вопросу о Курильских островах. Так, она расширила культурный обмен с Москвой, смягчила свое противодействие участию России в региональных и международных организациях.
Все это дало толчок России для проведения активной политики по развитию Сибири и Дальнего Востока и выходу на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Подготовка повестки дня российского председательства в организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в 2012 г. стала мощным стимулом для закрепления и в политическом руководстве, и в общественном мнении страны приоритетного стратегического значения данного вопроса. Москва открыто выдвинула тезис о том, что пора устранить дисбаланс между Европой и Азией в приоритетах внешней политики и торгово-инвестиционного сотрудничества, а национальным интересам соответствует менее «европоцентричный» курс1.
Ни для кого ни секрет, что мировая экономика уверенными шагами смещается в сторону Азии и недостаточное внимание к этому региону может привести к отставанию от мирового первенства в экономике.
В рамках данной работы попытаемся понять, что из себя представляет Россия как часть стран АТР, каковы перспективы развития и интеграции в регионе.
1 Россия и АТЭС
Значимость АТР для России возрастает в силу того, что при сужении «окна в Атлантику» через Черное море и Балтику этот регион становится дополнительными воротами в мировой океан и индустриально развитой мир. Перед Россией открываются прежде всего новые рынки оружия, сырьевых и промышленных товаров. Благоприятствующим в данном случае фактором является то, что, не считая территориального спора с Японией, у России нет в регионе сколько-нибудь серьезных проблем, способных блокировать ее проникновение сюда.
Распад СССР и конец холодной
войны привели к существенному
изменению геополитической ситу
При всех существующих в японо-российских
отношениях проблемах нельзя не отметить
ряд признаков смягчения
В рассматриваемом контексте
Для укрепления и расширения российско-китайских отношений существует множество предпосылок. Определяющее значение в данном контексте имеет то, что в общем балансе взаимные интересы двух стран превалируют над конфликтными интересами. Прежде всего обе стороны заинтересованы в стабилизации обстановки в АТР и разрядке напряженности на Корейском полуострове. Споры об идеологическом приоритете той или иной стороны заменило прагматическое сотрудничество. Китайская и российская экономики во многих аспектах дополняют друг друга. Китай способен предоставить России потребительские товары и сельскохозяйственные продукты в обмен на промышленное оборудование и военную технику.
Географическая близость, протяженная общая граница и трудности, испытываемые российским Дальним Востоком в получении товаров с европейской России, также способствуют ускоренному расширению китайско-российской торговли. Показателем резкого улучшения отношений между двумя странами является, например, готовность России продать Китаю передовую военную технику, включая боевые самолеты СУ-27
Расширение и углубление российско-китайского сотрудничества может явиться определенным противовесом сверхдержавным претензиям США и возможным притязаниям Японии на статус политической и военной супердержавы.
Значимость России в качестве немаловажного регионального
Возрождение ислама в новых государствах Центральной Азии — головная боль как для России, так и для Китая. Последний озабочен тем, какое именно влияние такое развитие событий способно оказать на его мусульманское население. Например, неблагоприятная ситуация в той или иной центральноазиатской стране при определенных условиях может стать дестабилизирующим фактором для Синцзян-Уйгурского автономного округа Китая, где проживают около 1 млн казахов, 375 тыс. киргизов и многие представители других центральноазиатских народов.2
Россия в свою очередь озабочена тем, что растущие межэтнические конфликты отрицательно скажутся на миллионах русских, которые остались в этих странах, и создадут сложные проблемы на протяженной границе с мусульманским миром. Москва и Пекин не могут также равнодушно смотреть на проникновение в этот регион других мусульманских стран, особенно Турции, Ирана, Саудовской Аравии и др.
Вместе с тем необходимо отметить,
что Китай отрицательно относится
к идее создания системы коллективной
безопасности в Азии. Эта идея была
выдвинута советским
Особо заинтересована Россия в сохранении отношений с Индией — приоритетным геополитическим партнером, обеспечивающим определенный баланс сил в Азии. Во всяком случае Индия остается одним из основных покупателей российского вооружения. Ее, как и Россию, не устраивает такое развитие событий, при котором бывшие мусульманские республики СССР — Азербайджан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Казахстан — оказались бы интегрированными в исламский мир.
Сотрудничество со странами АТР
становится одной из важнейших предпосылок
решения стратегической задачи ускоренного
экономического развития российского
Дальнего Востока. Курс на дальнейшую
нормализацию отношений с ведущими
странами в этой части планеты будет
способствовать ее реальному участию
в процессе региональной
Свидетельством восприятия России
как конструктивного партнера является
то, что с июля 1996 г. она является
членом в АСЕАН в том же качестве,
что и США, Китай, Япония, Канада, Южная
Корея, Индия, Австралия и Новая Зеландия.
Объем двусторонней торговли России составляет
сейчас: с Японией — 6 млрд долл., Китаем
— 5,5 млрд, Южной Кореей — 3 млрд, Тайванем
— более 2 млрд, Таиландом — 1,2 млрд долл.
и т.д. Общий товарооборот России со странами
АСЕАН достиг 4,5 млрд долл., что превышает
оборот с таким традиционным торговым
партнером нашей страны, как Индия. В случае
успешного выполнения уже намеченных
программ и заключенных договоров российское
приморье может стать крупнейшим торгово-промышленным
и транспортно-транзитным центром перевалки
товаров из Восточной Азии в западное
полушарие, Западную Европу и Центральную
Азию. Такой курс представляется залогом
сохранения территориальной целостности
страны на Дальнем Востоке. Одна из основных
задач в данной сфере состоит в формировании
всеобъемлющей региональной
Россия была принята в АТЭС 1998 году, а заявку она подала еще в 1995 году, когда форум был на подъеме, а входящие в него страны демонстрировали заметные успехи в экономическом развитии.
В то время экономика России переживала не лучший период. По этой причине первые годы членства в АТЭС российское участие в деятельности форума было не слишком заметным, даже, несмотря на то, что в ноябре 1998 г. по инициативе МИД РФ был сформирован «Деловой клуб АТЭС» (ДКА) - неформальное объединение представителей российских деловых кругов, ориентированных в своей деятельности на азиатско-тихоокеанский регион.
В ноябре 2000 г. президент России одобрил «Концепцию участия России в Форуме Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)» и положения «Концепции внешней политики Российской Федерации», в частности, предусматривающие возрастающее значение Азии во внешней политике России как евроазиатской державы.
С тех пор Россия последовательно наращивала активность своей деятельности в рамках АТЭС. Обильным на события, связанные с российским сотрудничеством с АТЭС стал 2002 год.: в мае в Москве прошел Форум по деловому сотрудничеству в сфере инновационного предпринимательства, в августе - заседание рабочей группы АТЭС по телекоммуникациям, 4—7 сентября во Владивостоке состоялся Седьмой инвестиционный симпозиум АТЭС, а 9—12 сентября там же - Третья инвестиционная ярмарка АТЭС. А в 2005 г. во Владивостоке состоялось ежегодное заседание Транспортной группы АТЭС.3
Повышению весомости участия России на саммитах АТЭС способствовало расширение их повестки дня за счет политических вопросов. Эта тенденция проявилась еще в 1999 г., когда на саммите в Окленде было согласовано решение об отправке войск ООН в Восточный Тимор, и была закреплена в 2001 г., когда на саммите в Шанхае была принята резолюция, осуждающая терроризм.
На саммите в Сантьяго в 2004 г. Россия совместно с США «протолкнула» инициативу о внедрении принципов контроля за перемещением в регионе АТЭС переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК). По настоянию России в итоговых документах саммита была отмечена необходимость опоры контртеррористической активности АТЭС на соответствующие международно-правовые документы, в частности, резолюцию 1566 СБ ООН, а также важность активизации взаимодействия Форума с профильными международными организациями и институтами.
Кроме того, Россия выступила одним из инициаторов создания в рамках АТЭС механизма сотрудничества в области повышения готовности государств региона к чрезвычайным ситуациям.
Впрочем, Россия выступала и с экономическими предложениями. На том же саммите в Сантьяго по ее инициативе в рамках АТЭС был создан Диалог по цветным металлам (ДЦМ), где за Россией было закреплено место сопредседателя совместно с Чили. Россия неоднократно предлагала свою помощь в формирования новой энергетической конфигурации в АТР и, прежде всего в Восточной Азии путем создания системы нефте- и газопроводов, поставок судами сжиженного природного газа из восточных регионов России, где имеются значительные запасы углеводородов.