Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 17:20, реферат
Предпосылки для установления партнерских отношений СССР со странами Африки сформировались в первое десятилетие после Второй мировой войны, когда в результате успехов национально-освободительного движения появились независимые государства Африканского континента. Так, в 1948 г. было заключено первое соглашение о торговле с Египтом, далее подобные соглашения заключались в 1957 г. – с Тунисом, в 1958 г. – с Марокко, в 1959 г. – с Ганой, Эфиопией, Гвинейской Республикой. В начале 60-х годов, когда на карте появилось 17 независимых африканских государств, Советский Союз одним из первых установил с ними дипломатические отношения. К концу 80-х гг. у Советского Союза насчитывалось более 40 государств-партнеров, с которыми были подписаны долгосрочные межправительственные соглашения о торговле, со многими странами – соглашения об экономическом и техническом сотрудничестве. В целом, технико-экономическое сотрудничество СССР с африканским регионом составляло 18% общего объема советского сотрудничества с зарубежными странами (с Азией – 22%).
Конечно, советский период имел огромное значение в развитии российско-африканских отношений. СССР был важным стратегическим игроком на континенте. Без учета его позиций решение принципиальных африканских проблем на международном уровне становилось практически невозможным. Однако советскому опыту сотрудничества с Африкой нельзя давать однозначную оценку. Африканская политика СССР во многом диктовалась логикой блокового идеологического и военно-стратегического соперничества, мифом о мессианской роли социализма. Цели африканской политики не были должным образом увязаны с национальными приоритетами. Сотрудничество не носило подлинно взаимовыгодного характера.
СССР сыграл выдающуюся роль в деле деколонизации Африки и в этом смысле действовал в русле исторического прогресса. Но остались и негативные воспоминания: распространение на Африку в ограниченных масштабах глобальной конфронтации СССР и США, втягивание африканских стран в разрушительную для них гонку вооружений. Сегодня в российских средствах массовой информации чаще вспоминают о негативном опыте отношений со странами Африки, неудачных проектах, неумеренных расходах на военную помощь, поддержке коррумпированных режимов. Однако следует учитывать, что СССР в то время стремился обеспечить свои геополитические интересы, в то же время, жертвуя экономическими приоритетами. Ложные установки на запрет использования импортного сырья, в том числе и по причине недостатка конвертируемой валюты, а также на вложение инвестиций в иностранные предприятия, лишали советское государство существенных потенциальных доходов. Создание смешанных предприятий было запрещено. Нельзя сказать, что советский опыт полностью негативен. Он привёл, во всяком случае, к лучшему знанию Африки в нашей стране, к изучению африканских социально-экономических и политических структур, тенденций развития, истории, культуры, языков. Будет большой государственной ошибкой, если Россия в связи с её нынешними трудностями утратит опыт, копившийся десятилетиями.
Распад СССР негативно сказался на состоянии российско-африканских отношений, включая политическую, экономическую и культурную сферу. К этому времени поменялась и ситуация в самих африканских странах. Марксистские идеи утратили былое влияние в большинстве стран Африки. Появление самостоятельной России радикально изменило ситуацию. Российское государство было признано правопреемником СССР, но это уже другая страна с иными национальными приоритетами. Во главу угла российской внешней политики были поставлены отношения с Западом. Что же касается Африки, то отношения с ней заняли одно из последних мест на шкале внешнеполитических приоритетов России. «Российское руководство, занятое делами СНГ, НАТО, взаимоотношениями с США или Китаем, - отмечал в одном из своих выступлений в 1998 г. африканист и востоковед А.М.Васильев - практически не интересуется континентом, за исключением Египта, несмотря на усилия дипломатического ведомства поддерживать контакты с африканскими лидерами».
В 1992 г. были закрыты девять российских посольств и три генеральных консульства в Африке. Прекратило также свою деятельность большинство российских торгово-экономических представительств в странах континента. Одной из приоритетных сфер оставалось лишь сотрудничество в области образования.
Российско-африканские контакты стали заметно активизироваться лишь с конца 90-х годов. В 1997 г. Москву посетил президент Египта Х. Мубарак, в 1998 г. – президент Намибии С. Нуйома, президенты Анголы Ж.Э.душ Сантош, тогда вице-президент ЮАР Т. Мбеки. Начало нового тысячелетия ознаменовалось целой серией визитов в нашу страну лидеров африканских стран, среди них – в 2001 г. президента Нигерии О.Обасанджо, президента Алжира А.Бутефлика, президента Гвинеи Л.Конте и др. Россия стала искать с Африкой новые связи, основанные не на идеологии, а на взаимовыгодных отношениях, прежде всего экономических. Своего рода прорывом в российской внешней политике на Африканском континенте стали визиты в Африку В.В.Путина в 2005 г. в Египет, – в Марокко и ЮАР в 2006 г.
Весомое политическое значение имели переговоры в Москве в апреле 2009 г. мининдел РФ С.В.Лаврова с его коллегой из ДРКонго А.Т.Муамбой, в мае того же года с мининдел Анголы А. душ Анжушем и Мали – М.Уаном. В ходе «министерской недели» на 64-й сессии Генассамблеи ООН прошли встречи С.В.Лаврова с президентом Сомали, мининдел ДРК, Нигерии и ЮАР. В июне 2009 г. состоялся визит Президента РФ А.Д.Медведева в Египет, Нигерию, Анголу и Намибию. В ходе этой поездки по Африке Президент РФ озвучил стратегический курс России в отношении Африки. Так, выступая в столице Намибии Виндхуке 25 июня 2009 г., он сказал: «Мы без ревности смотрим за тем, как в Африке бывают наши партнеры, но в то же время мы хотели бы проводить здесь свои интересы, продвигать российские компании. Это нормально для любого государства». Д.А.Медведев заметил, что Россия чуть не опоздала с развитием отношений с Африкой. «Нужно было раньше начинать работу с нашими африканскими партнерами, тем более со многими из них у нас связи и не прерывались, они насчитывают десятилетия развития отношений дружбы». Во время визитов подписан значительный пакет межправительственных и межведомственных документов, а также контрактов по линии российских и африканских компаний. Среди них особенно выделяются: Соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений со всеми тремя странами, Среднесрочная программа экономического, научно-технического и торгового сотрудничества на 2009 -2013 гг. с Анголой, документы об образовании совместного предприятия между ОАО «Газпром» и Нигерийской нефтяной корпорацией и о создании ангольской национальной системы космической связи и вещания «АНГОСАТ».
Сейчас Россия активно участвует в международных шагах по оказанию комплексного содействия Африке. Особое значение придается сфере укрепления безопасности на континенте, налаживанию практического взаимодействия ООН, сложившихся там региональных и субрегиональных структур, включая Совет мира и безопасности Африканского Союза, а также отдельных государств. Россия выступает за оперативную и адекватную реакцию международного сообщества на вызовы, связанные с неблагополучной ситуацией в Африке.
В соответствии со статусом постоянного члена СБ ООН Россия вносит весомый вклад в миротворчество на континенте, в т.ч. в выработку в рамках Совета Безопасности стратегии урегулирования вооруженных конфликтов и определение мандатов соответствующих миротворческих операций. Российские военнослужащие и сотрудники органов внутренних дел – в настоящее время около 370 человек - задействованы во всех операциях ООН по поддержанию мира в Африке – в ДРК, Западной Сахаре, Сьерра-Леоне, Кот-д’Ивуаре, Либерии, Судане. Российские вертолетные группы выполняют задачи в составе Миссии ООН в Судане и Миссии в Чаде и ЦАР.
Россия готова помочь Африке в защите ее территориальных вод и охране ее морских ресурсов. Об этом заявил генеральный директор компании "Рособоронэкспорт" Анатолий Исайкин в сентябре 2008 г. в Кейптауне (ЮАР), где он находился по случаю проведения международной выставки вооружений "Африка аэроспейс Вэнд дифенс-2008". "Африканские государства, которые ведут нефтяные разработки на океанском шельфе, остро нуждаются в военной технике для патрулирования своей экономической зоны. В такой технике испытывают потребность и государства, страдающие от пиратства и браконьерского вылова рыбы, - отметил Исайкин. Можно уже привести конкретные примеры сотрудничества в этой области. Так, в связи с событиями в 2009 г. по захвату иностранных судов пиратами в Аденском заливе, Военно-морской флот (ВМФ) России не оказался в стороне. В этой географической точке земного шара было организовано сопровождение кораблями ВМФ России российских и иностранных судов. Всего сопровождено более 130 судов, предотвращено 8 попыток их захвата, задержано 4 пиратских корабля. Действия российских моряков заслужили высокую оценку в мире. ВМФ России налаживает сотрудничество с Евросоюзом по борьбе с пиратством у берегов Сомали. В этом районе дислоцируется БПК «Адмирал Чабаненко», имеющий необходимые средства связи с западными партнерами.
Как показывают международные прогнозы и оценки африканских экспертов, большинство стран Африки не смогут достичь основных Целей развития тысячелетия к 2015 г. Главное препятствие – нерешенность многих региональных конфликтов, а также общий низкий уровень социально-экономического развития. В связи с этим Россия активно участвует в международной помощи Африке в рамках «Группы восьми». В ходе саммита «Группы восьми», прошедшего в Мускоке (Канада) в июне 2010 г., Россия заявила о готовности выделить в ближайшие три года до 75 млн. долл. США на реализацию инициативы по борьбе с материнской и детской смертностью. В 2008-2010 гг. Россия участвует в Программе Всемирного банка по противодействию глобальному продовольственному кризису и внесет в многосторонний трастовый фонд этой программы 15 млн. долл.
Одним из важнейших направлений нашего содействия Африке остается облегчение долгового бремени государств региона в рамках Инициативы по беднейшим странам с большой задолженностью (БСБЗ/HIPC). К настоящему времени Россия списала задолженность африканских стран на сумму 20 млрд. долл. В целях выработки механизма проведения конверсионно-обменных операций «долг в обмен на помощь» ведутся консультации с Бенином, Замбией, Мадагаскаром, Мозамбиком, Танзанией и Эфиопией. Общая предполагаемая сумма списания задолженности составляет порядка 547 млн.долл. США. С Замбией и Мадагаскаром завершается подготовка соответствующих межправительственных соглашений, в продвинутой стадии переговоры с Мозамбиком и Танзанией.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2009 года № 1320-р об оказании поддержки беднейшим странам, пострадавшим в результате мирового финансово-экономического кризиса в 2009-2011 годах в траст-фонд Всемирного банка по поддержке уязвимых стран, прежде всего государств Африки к югу от Сахары, предусматривается внесение российского взноса в размере 50 млн.долл. США.
Странам африканского региона оказывается российская гуманитарная помощь, в том числе на двусторонней основе. Донорский взнос России во Всемирную продовольственную программу ООН (ВПП) за 2009 год использован на оказание содействия Гвинее (1 млн. долл. США), Зимбабве (2 млн. долл. США), Эфиопии (2 млн. долл. США) и Сомали (1 млн. долл. США). Населению Намибии, пострадавшему от наводнения, силами МЧС России была оказана гуманитарная помощь на сумму более полумиллиона долларов. По линии Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) предоставлена дополнительная гуманитарная помощь ДР Конго (2 млн. долл. США). Наша страна участвует в 13-м пополнении капитала Международной ассоциации развития - МАР в 2003-2011 гг. (30 млн. долл.), 14-м пополнение (60 млн. долл.) и в период 2009-2017 гг. - в 15-м пополнении – порядка 110 млн. долл.
Существенную помощь африканским государствам Россия продолжает оказывать в области подготовки кадров. В настоящее время в российских вузах обучаются свыше 4,5 тыс. африканцев, из которых примерно 50% - за счет средств федерального бюджета.
Россия участвует в Инициативе ускоренного финансирования программы «Образование для всех». Реализуется решение о выделении Всемирному банку в 2008-2012 гг. 42,9 млн долл. на Программу повышения качества базового образования в развивающихся, в т.ч. африканских странах.
На фоне политического и гуманитарного взаимодействия России с Африкой торгово-экономические связи развиваются медленными темпами. Специалисты в области экономических отношений считают, что хотя в этом плане и наметилась положительная динамика, она явно нуждается в дополнительном импульсе. Тем не менее, государствам Африканского континента предоставляются широкие торговые преференции. Товары традиционного экспорта наименее развитых стран, большая часть которых находится в Африке, не облагаются в России импортными таможенными пошлинами. По объему торговли со странами континента (3 млрд.долл.) Россию пока трудно сравнивать с Китаем. Однако российский бизнес уже занимает определенные позиции в освоении африканского рынка. За последние годы четыре ведущие российские компании – «Норильский никель», «РУСАЛ», «Ренова» и «АЛРОСА» потратили на приобретение африканских активов более 5 млрд.долл., а «Лукойл», «Роснефть» и «Стройтрансгаз» подписали контракты стоимостью более 3 млрд.долл. на разработку нефтяных месторождений в Алжире, Анголе, Нигерии и Египте.
Успешно продвигается сотрудничество африканских стран с регионами России. Налажено сотрудничество и успешно развивается с такими субъектами РФ, как Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Калужская и Ульяновская области, Краснодарский край. В феврале 2010 г. состоялся визит африканских послов, аккредитованных в Москве, входящих в группу Сообщества развития Юга Африки (САДК), в один из богатейших природными ресурсами район России – Свердловскую область с целью ознакомления с уральской промышленностью. Уровень встреч и контактов продемонстрировал взаимную заинтересованность и большие потенциальные возможности обеих сторон.
Дальнейшее развитие российско-африканских отношений во многом будет зависеть от внешнеполитических ориентиров России. В настоящее время приоритетными для африканской политики России остаются страны Северной Африки: Ливия, Алжир, Марокко, Тунис, Египет. К югу от Сахары делается акцент на сотрудничестве с наиболее экономически развитыми странами, включая ЮАР, Нигерию и Анголу.
Информация о работе Россия и Африка: этапы сотрудничества и перспективы