Россия и ВТО: проблемы вступления и перспективы участия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2012 в 21:21, реферат

Краткое описание

Насчет нестандартных условий, которые, по заявлению Владимира Путина, нам пытались навязать представители ВТО, все понятно — дискриминировать себя мы не позволим: в конце концов, даже те выгоды от присоедине­ния к ВТО, которые сегодня кажутся бесспор­ными, не оправдывают очередного унижения России перед всем миром и краха потенциаль­но конкурентоспособных секторов хозяйства, не готовых прямо сейчас на равных ввязаться в рыночный бой с иностранцами.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Основные цели и структура ВТО…………………………………………..5
2. Этапы и ход присоединения России к ВТО……………………………….16
3. Выгоды и издержки присоединения России к ВТО………………………23
4. Поддержка России по присоединению к ВТО…………………………….30
Заключение………………………………………………………………………..32
Библиография……………………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Россия и ВТО.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

В области регулирования инвестиций главная задача состоит в разработке многосторонних правил, подобно существующим мно­госторонним правилам в торговле.

В дополнение к мерам в отдельных секторах необходим всеобъ­емлющий подход к инвестициям в рамках ВТО, который бы распро­странил на заграничные капиталовложения ее основополагающие принципы — режим наибольшего благоприятствования и национальный режим, а также включал бы требования, связанные с охраной окружающей среды.

Опасность заключается в том, что в отдельных странах до сих пор существуют несовместимые и даже дискриминационные националь­ные режимы в отношении иностранных инвестиций.

Необходимо обеспечить действительно многосторонний подход к этой проблеме, который бы принимал во внимание не только роль инвестиций в международной торговой системе, но также общую заинтересованность индустриальных и развивающихся стран в благоприятном инвестиционном климате.

В настоящее время в мире существует свыше 900 двусторонних инвестиционных соглашений, и, конечно, было бы желательно иметь одно для всех стран с одинаковыми правилами и дисциплиной. По мере либерализации торговли возникает проблема регули­рования конкурентной политики, ибо независимо от государст­венных мер, торговые барьеры создают сами компании.

В этой связи необходимо либо принять решение на многосторонней базе, обязывающее правительства соответственно скорректировать национальную конкурентную политику либо разработать основные пра­вила международной конкуренции.

Потребуются значительные усилия, чтобы довести до сознания народов стран мира, что свободная мировая торговля и многосто­роннее ее регулирование отвечают их интересам. Быстрая глобаль­ная интернационализация порождает обстановку нестабильности во многих странах, провоцируя определенные круги на сохранение протекционизма.

Однако история свидетельствует, что свободная торговля с правилами многосторонней системы является ключом к экономическому развитию.

Следует также укреплять основную договоренность, которая в на­стоящее время объединяет все страны. Индустриальные страны должны сохранять открытыми свои рынки и больше их либерализо­вать в будущем.

Развивающиеся страны должны продолжать идти по пути либе­рализации торговой и инвестиционной политики, должны стимули­ровать интеграционные процессы.

Индустриальные и развивающиеся страны вместе призваны со­действовать улучшению социально-экономической ситуации в наи­менее развитых странах.

В качестве средств решения этой задачи следует обеспечить полную свободу доступа на внешние рынки товаров и услуг из наиме­нее развитых стран (закрепить беспошлинный режим и устранить все остающиеся количественные ограничения импорта), улучшить режим для иностранных инвестиций в указанных странах, содейство­вать их региональному сотрудничеству и принять более гибкие прави­ла происхождения в отношении товаров последних.

Важно добиться подлинной универсальности ВТО, для чего не­обходимо принять Китай, Россию и все другие страны, находящиеся вне этой организации, в ее систему.

Это свидетельствует не только о большом значении, которое при­дается присоединению России к ВТО, но и заинтересованности в том, чтобы Россия стала участником многосторонней системы торговых правил. Наличие общего интереса как у России, так и у ВТО объек­тивно содействует поиску взаимоприемлемых компромиссных реше­ний на пути к присоединению, но не следует преувеличивать роль данного фактора. Особенность присоединения большой страны с пе­реходной экономикой порождает серьезные вопросы, ответы на которые должен дать баланс между надеждами стран-кандидатов, «коммерчески значимыми» интересами нынешних членов ВТО и необходимостью сохранить единство системы и ее правил.

Кандидаты и члены ВТО одинаково несут ответственность за то, чтобы переговоры о вступлении завершались как можно быстрее, но таким образом, чтобы укрепить систему в целом.

За последние 15 лет произошел «драматический взрыв» в облас­ти заключения соглашений об особо тесном сотрудничестве от­дельных, групп стран, и сегодня эти соглашения стали существенным фактором международных экономических отношений (число таможен­ных союзов и зон свободной торговли уже превышает 100). В настоящее время почти все страны-члены ВТО являются участницами одного или нескольких региональных соглашений. Региональная либерализация сама по себе не повод для беспокойства сторонников многосторонней системы. Региональные инициативы могут вносить существенный вклад в развитие многосторонних правил и обязательств, а также давать силь­ный импульс ускорению роста национальных хозяйств в рамках более широкого экономического пространства.

Однако необходимо ясно сформулировать принципы, подкреплен­ные твердыми обязательствами, которые предотвратили бы пре­вращение региональных схем в центробежные силы разруше­ния многосторонней системы. Эту проблему необходимо решать посредством утверждения принципа «открытого регионализма».

Участники региональных соглашений должны придерживаться следующих принципов: во-первых, каждая региональная зона префе­ренциальной торговли должна соответствовать правовым требова­ниям многосторонней системы; во-вторых, постепенное устранение торговых барьеров во взаимной торговле стран-членов региональ­ного объединения должно применяться примерно в том же объеме и в те же сроки в отношениях со странами, не являющимися члена­ми объединения.

Это будет означать, что региональная либерализация де-факто, как и де-юре, будет полностью совместима с принципом режима наибольшего благоприятствования. Подобный подход уже осуще­ствляют члены НАФТА, МЕРКОСУР и прежде всего АТЭС.

В настоящее время мировое сообщество стоит перед альтерна­тивой: либо через 20-25 лет торговый мир будет поделен на две или три межконтинентальные преференциальные зоны, каждая со своими правилами и со свободной торговлей между участниками, но с внешними барьерами по отношению к другим блокам, либо открывается путь к постепенному слиянию («конвергенции») регионализма и многосторонности на основе общих целей и принципов. Механизм конвергенции региональных и многосто­ронних систем требует дальнейшей проработки.

С точки зрения тенденций развития мировой экономики более предпочтительным представляется один глобальный свободный рынок с согласованными правилами и дисциплиной, применяе­мой ко всем странам. В свою очередь, страны должны взять на себя обязательства по выполнению этих правил. Что касается со­хранения приоритета правил и системы разрешения споров в рамках ВТО, то это не является самоцелью, а средством избе­жать хаоса конкуренции и противоречий юрисдикции, когда прави­тельства выбирают те правила, которые им более подходят.

В настоящее время в лице ВТО мир имеет постоянно дейст­вующий форум в области торговой политики, а также более эф­фективные средства для согласования обязательств и претворения в жизнь торговых правил.

С созданием ВТО и заключением всеобъемлющих соглашений о сотрудничестве с МБРР и МВФ, которое ожидается в ближайшее время, произойдет более тесное объединение торговли и финансов в интересах глобального развития, стабильности и процветания в новом столетии.

В мае 1998 г. в Женеве прошла конференция ВТО на министер­ском уровне, посвященная пятидесятилетию существования систе­мы ГАТТ/ВТО, на которой основным лейтмотивом было усиление роли международной торговли в мировой экономике и продолжение процесса либерализации.

Новым вопросом, обсуждавшимся на конференции, стала про­блема торговли информацией на электронных носителях. По дан­ным Секретариата ВТО, к 2000 г. объем торговли через Интернет различного рода услугами (музыкальные фонограммы, фильмы, ко­торые близки к таким аналогам, как компакт-диски, видеофильмы, кассетные записи и др.) достиг 200 млрд. долл. Однако в отличие от вещественных аналогов торговля электронной информацией не об­лагается таможенными пошлинами и не учитывается внешнеторго­вой статистикой, что создает определенные проблемы.

В 1998 г. группа ученых из США и Австралии провела исследование влияния реформ по либерализации мировой торговли, осущест­вляемых в рамках ВТО, на рационализацию глобальной торговли. В частности, среднегодовая экономия в мировом масштабе оце­нивается в 96 млрд. долл., а в период после 2000 г. эта экономия превысит 170 млрд. долл. [4]

В краткосрочной перспективе наибольшие выгоды от либерали­зации мировой торговли получат промышленно развитые страны, поскольку степень либерализации их экономики и торговли значи­тельно выше. В долгосрочной перспективе ощутимые выгоды будут иметь и большинство других стран.

Третья Министерская конференция состоялась 30 ноября — 3 декабря 1999 г. в Сиэтле (США) и была посвящена обсуждению имплементации странами-членами организации соглашений Уруг­вайского раунда, а также формата нового раунда МТП. Планирова­лось начать переговоры прежде всего по «встроенной повестке дня» (сельское хозяйство, услуги), а также подготовить рекомендации по перспективам деятельности ВТО с учетом решений предыдущих кон­ференций, в том числе возможному включению в будущие перего­воры новых сфер — конкуренции, экологии, трудовых стандартов, инвестиций и т. д.

Формально в Сиэтле не удалось достичь поставленных целей, так как не была выработана конкретная повестка раунда и не опреде­лен формат его проведения. Это обусловлено наличием серьезных противоречий по принципиальным проблемам в целом и по новым сферам, в частности между промышленно развитыми государства­ми и развивающимися странами. Также имеются значительные раз­ногласия между ведущими игроками ВТО, включая несовпадение стратегических интересов ЕС и США по проведению нового раунда.

В итоге принято решение продолжить обсуждение указанных проблем в Женеве под эгидой Генсовета ВТО, который должен пред­ставить свои предложения по проведению нового раунда. В рамках соответствующих Комитетов весной началось обсуждение только про­блематики «встроенной повестки» — торговля услугами и вопросы сельского хозяйства. В настоящее время идет рассмотрение предложе­ний стран-членов по дальнейшей эволюции этих Соглашений, а также по формату нового раунда. С учетом сохраняющихся противоречий эта работа может быть частично завершена в 2001 г.

Четвертую Министерскую конференцию намечено провести в Ка­таре в ноябре 2001 г. Работа по подготовке этого мероприятия ведется Генсоветом ВТО.

 

ЭТАПЫ И ХОД ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ВТО.

В середине 1992 г. Российская Федерация получила статус на­блюдателя в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ), который формально унаследовала от бывшего СССР.

Процесс присоединения России к ГАТТ в качестве полноправно­го члена был начат в 1992 г. в соответствии с постановлением Пра­вительства Российской Федерации от 18 мая 1992 г. № 328 «О раз­витии отношений между Российской Федерации и Генеральным соглашением по тарифам и торговле».



Информация о работе Россия и ВТО: проблемы вступления и перспективы участия