Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:35, реферат
В начальной школе изучают японский язык, обществоведение, арифметику, естествознание, музыку, рисование и ремесла, домашнее творчество, этику, занимаются физической культурой. Есть также такой предмет, как "специальная деятельность", включающий клубную работу, собрания, спортивные мероприятия, экскурсии, церемонии и пр. В младшей средней школе к этим предметом прибавляются иностранный язык, сельское хозяйство или углубленный курс математики.
Успехи и неуспехи
детей, естественно, переживаются всеми
членами семей, но особенно остро
— матерями. Ведь мать-домохозяйка
в Японии, как говорят, — это
очаг семьи. В недалеком прошлом
на нее ложились в основном хозяйственные
заботы. Теперь к ним прибавились
заботы об устройстве детей в престижные
школы, наблюдение за их продвижением
по тернистым тропам учения. «Педагогические»
заботы современной японской женщины
обрели настолько серьезную
Некоторые исследователи считают, что непомерно сильная опека японских детей со стороны «кёику-но мама» ведет к некоторым изменениям в ролевой дифференциации японского общества. Так, старший сын в японской семье в прошлом достаточно быстро обретал власть и авторитет, подобающие человеку, которому после смерти отца предстояло стать главой семьи. В современных же условиях, когда сын не выходит из-под опеки матери почти до окончания университета, положение дел существенно изменилось. Известный японский журналист X. Мацуока по этому поводу пишет: «Создается впечатление, что японские юноши в наши дни остаются под опекой матерей до 30 лет» [111, с. 220]. По мнению журналиста, такая социальная практика японских женщин ведет к воспитанию сначала безынициативных подростков, а затем и просто духовно неполноценных людей.
В целом же японская система общего образования выполняет социальный заказ правящих классов Японии. Она успешно справляется с двумя главными задачами, которые стоят перед ней. Это, во-первых, подготовка молодежи для овладения сложными профессиями современного производства и, во-вторых, воспитание у молодых людей навыков безоговорочного подчинения авторитету. Профессор Токийского университета Т. Хэмми заметил, что японские школы «не заботятся о том, чтобы учащийся умел вести полемику. Для них важно, чтобы он всегда отвечал: „Я вас понял"» [256, с. 75].
Может создаться впечатление, что японские школьники тяготятся школой и делают все возможное, чтобы улизнуть из-под ее влияния. Однако это не так. Есть немало фактов, которые говорят о том, что японские школьники сильнее, чем школьники стран Запада, привязаны к своей школе, они с рвением штурмуют основы наук и с охотой идут в школу после каникул. В школе у них есть верный старший друг «сэнсэй» (учитель), который печется о них, пестует их и постоянно заботится о поднятии их чувства собственного достоинства. А если принять во внимание тот факт, что чувство собственного достоинства имеет в Японии очень высокую цену, то становится понятным, почему японских детей пе особенно страшит перспектива «экзаменационного ада».
Источники:
-
Общее образование в Японии имеет свою весьма четкую структуру: начальная школа с шестилетним обучением, трехлетняя средняя школа первой ступени и трехлетняя средняя школа второй ступени. Таким образом, общее образование в стране представлено тремя школами, через которые, начиная с шестилетнего возраста, проходит теперь большинство японцев. Закончив школу в возрасте 18 лет, японская молодежь устремляется в университеты (четыре года обучения) или в колледжи (двухгодичное обучение). Часть школьников после окончания средней школы первой ступени (в возрасте 15 лет) на пять лет поступает в технические колледжи. Следует также отметить, что большая часть японских детей с трех и до шести лет воспитывается в детских садах.
В структурном плане
система общего образования в
Японии во многом напоминает американскую.
Однако это относится в основном
к формальному построению школы.
По своему содержанию, а особенно по
духу японская школа уникальна. Японцы
настойчиво шли к созданию своей
собственной системы
Считается, что история современной японской школы начинается со второй половины XIX в. Но ее философская основа своими корнями уходит в глубь веков.
Японцы всегда отличались
своей устремленностью к
После реставрации Мэйдзи, когда Япония стала усиленно развивать свою экономику, потребовалось большое количество формально обученных работников. В стране впервые за ее историю была создана единая система образования, включающая начальную, среднюю и высшую школы. В правительственном акте 1872 года указывалось: «Мы надеемся, что наступит такое время, когда неграмотных не будет ни в одном селе, ни в одном доме» [244, с. 147]. Всеобщее обязательное четырехлетнее обучение было провозглашено в Японии еще за три десятилетия до XX века. В 1907 году правительство ввело шестилетнее обязательное обучение. Уже в первые десятилетия XX века шестилетнее образование получали до 99% детей. Только через сорок лет после этого, т. е. в 1974 году, Япония перешла к обязательному девятилетнему обучению.
Немного статистики. Японский учебный год начинается 1 апреля, а заканчивается в марте. Он разделен на три семестра с 40-дневными каникулами в июле и августе и с зимними каникулами в конце декабря. Японские дети посещают школу 240 дней в году, включая занятия по субботам (в США учебный год длится 180 учебных дней). Классы в японских школах по установленной норме могут доходить до 45 человек. В 1970 году 56,7% японцев заканчивали среднюю школу первой и 34,1 % — среднюю школу второй ступени, 8,9% получали высшее образование. Неграмотных в это время насчитывалось 0,3%. В 1982 году 94,2% учащихся поступили в среднюю школу второй ступени и 37,4% — в университеты и колледжи [244, с. 151].
Как видим, цифровые
показатели довольно внушительны. Однако
главное — в другом. Японская
школа культивирует национальный дух
японцев, формирует у своих
В предвоенное время
в японской школе господствовала
система «сусин», которая нацеливала
учителей на воспитание у школьников
целой системы
Японская начальная
школа шаг за шагом переносит
добродетели семейного
В школе воспитывается также и вежливое отношение к товарищам. Наиболее эффективно оно культивируется на тех ступенях школьной жизни, когда учащиеся вступают в подростковый или юношеский возраст.
Японские подростки и юноши обучаются в школе групповому поведению. Именно в школе у них формируются ростки группизма, которые потом перерастают в устойчивые стереотипы поведения. Для этого учащихся вовлекают в групповые беседы, где каждый обязан открываться перед другими и объясняться по поводу допущенных проступков.
Обычно конфликты, возникающие вследствие ребячьих шалостей, улаживаются между самими сверстниками. Учитель берет на себя решение только наиболее сложных вопросов. Нередко в дело включаются и родительские советы класса.
Нужно сказать, что групповое воспитание в японской школе — это альфа и омега работы с учащимися. В школе стараются подчинить групповому общению всю жизнь школьника — и сам процесс обучения, и все его свободное время. Так, учащиеся вовлекаются в разработку различных групповых проектов, в организацию и проведение совместных туристских походов, в клубную деятельность. Все это делается для того, чтобы научить учащихся уважать друг друга и быть преданными своей группе. В связи с этим в школах учащихся не делят (как, например, в США) на способных, малоспособных и неспособных.
Японские педагоги считают, что все школьники могут успешно осваивать предлагаемую в школах программу. И если кто-либо отстает, то ему советуют быть внимательнее в школе и больше времени проводить за книгами дома. Общепризнанно, что учащиеся старших классов в Японии на выполнение домашних заданий тратят не менее пяти часов. Японская школа функционирует под девизом: «Успеха добиваются упорным трудом», «Если ты отстаешь, упорнее работай над собой». В школе господствует принцип — «Работать на пределе своих возможностей». Требования этого принципа реализуются через единое учебно-методическое руководство, принятое впервые в 1958 г. и модернизированное в 1968 и 1978 годах [274, с. 168]. В этом руководстве определяются довольно напряженные цели обучения.
Так, согласно руководству,
второклассник должен «с восхищением
слушать чтение детского рассказа и
сказки; понимать развитие событий
при слушании короткого рассказа;
передавать содержание услышанного
своими словами, вычленяя главную мысль;
уметь выступать перед всем классом;
при пересказе соблюдать
Такие же разработки
целей и задач обучения положены
в основу программ в старших классах
средней школы второй ступени
по изучению работ китайских и
японских классиков, линейной алгебры,
неорганической химии, механики, электроники,
статистики, вычислительной математики
и т. д. Не менее полно описаны
цели и задачи профессионального
обучения. Японские учащиеся получают
в школе вполне сносные политехнические
знания, различного рода практические
навыки. Следует подчеркнуть, что
японские фирмы охотнее всего
нанимают молодежь, хорошо подготовленную
в общеобразовательном
Во всяком случае,
успехи японских школьников в овладении
основами наук отменные. Об этом свидетельствуют
межкультурные обследования. Так, в
1964 году на тестовых испытаниях тринадцатилетних
подростков из 12 стран японские школьники
заняли второе место по математике.
В 1970 году десятилетние японские школьники
заняли первое место по географии, химии
и биологии, а четырнадцатилетние
— первое место по физике и химии
и второе по биологии. Все они
показали весьма высокие знания и
умение в области прикладных аспектов
обучения [271, с. 159]. Приведенные факты
свидетельствуют о достаточно высоком
уровне естественнонаучного