Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 14:25, реферат
«Курс на создание Союзного государства – это стратегическое направление российско-белорусского взаимодействия» - сказал Президент Российской Федерации, выступая в Минске на заседании Высшего Государственного Совета Союзного государства. И далее он отметил, что строительство Союзного государства идет далеко не просто.
Введение…………………………………………………………………………3
Предпосылки к объединению России и Белоруссии в союз………………………...4
Этапы формирования Союзного государства России и Белоруссии……………….6
Союзное государство России и Белоруссии. Современное состояние……………11
Основные направления сотрудничества союза России и Белоруссии…………….13
Перспективы Союзного государства России и Белоруссии………………………..16
Единая валюта………………………………………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………………...18
Список используемой литературы…………………………………………………….19
Помимо
этого Президенты подписали
Принятие
указанных документов означало
переход России и Белоруссии
на качественно новый уровень
интеграции в политической, экономической
и социально-гуманитарной
28 апреля 1999 г. в Москве Б.Н. Ельцин и А.Г. Лукашенко подписали 14 решений Высшего Совета Беларуси и России, в том числе:
8 октября 1999 г. одновременно в России и Белоруссии на всенародное обсуждение был вынесен проект Договора о создании Союзного государства. В тот же день публикуется проект Программы действий по реализации данного Договора.
В конце
ноября 1999 г. Договор о создании
Союзного государства
Это был
самый сильный интеграционный
шаг России на постсоветском
пространстве, хотя уже тогда
многие эксперты отмечали его
предвыборный характер, т.к. идея
объединения двух государств
была очень популярна в
С выполнением Программы должен быть завершен процесс создания Союзного государства с единым экономическим пространством, единой денежной единицей, общим бюджетом, единым таможенным пространством и транспортной системой, что можно трактовать как промежуточную форму между федеративным и конфедеративным устройством, но решающую роль для определения будущей формы мог бы играть конкретный план последовательности интеграционных действий, которого в документах не содержалось.
В Программе
не оказалось места ни
IV этап: В течение 2000 и 2001 гг. продолжалась работа по формированию Союзного государства. Состоялось несколько заседаний высших органов Союзного государства. Было принято решение о введении единой денежной валюты с 2008 г.
Одной из
важнейших задач, стоящих
В 2001 году началась разработка основных положений проекта Конституционного Акта Союзного государства России и Белоруссии. Была создана Рабочая группа под руководством заместителя руководителя администрации Президента Республики Беларусь Л.П. Козика. 1 февраля 2002 г. Рабочая группа подготовила проект документа "Принципы Конституционного акта Союзного государства".
На заседании
Высшего Госсовета с участием
Президентов России и
Проект
Конституционного Акта после
его одобрения Высшим
V этап: В 2002 году В.Путин предложил строить Союзное государство на несколько иных основаниях – по образцу ЕС. В апреле 2002 года между странами было подписано соглашение, по которому Россия обязывалась поставлять газ в Белоруссию по внутрироссийским ценам в ближайшие пять лет. Впрочем, считать это шагом, связанным с интеграционными планами, вряд ли можно. Целью Газпрома было получение контроля над Белтрансгазом. Беларусь со своей стороны обещалась создать через год и два месяца газотранспортное совместное предприятие Газпрома и Белтефтегаза с паритетным участием. В связи с чем в ноябре 2002 г в двусторонних отношениях возник первый серьёзный кризис. Весь 2003 год интеграционные планы не сдвинулись с места. В октябре 2003 г. А.Лукашенко заявил, что не видит смысла во вводе единой валюты, как он представляется по российскому сценарию (с единым эмиссионным центром в России). Это означало отмену её ввода, прежде намеченную на 1 января 2005 года.
Зимой 2004
г. между Россией и Беларусью
произошла первая «газовая
Осенью 2005
года был сорван и ещё один
прежде планировавшийся шаг:
В апреле
2006 года руководство Газпрома
инициировало пересмотр
С лета 2006
года этап стагнации
В августе
того же года МИД России
направляет в Белоруссию ноту
о том, что РФ прекращает
поставку газа по
Только
за 2 минуты до наступления Нового
2007 года соглашение между Россией
и Белоруссией о цене на
газ на 2007-2011 гг. было заключено.
Цена была определена в $100 за
тысячу кубометров, тариф на транзит
- $1,45 за перекачку тысячи
Уже через
день начался новый – нефтяной
– этап кризиса отношений
12 января
были достигнуты новые
После газового и нефтяноого кризиса в Белоруссии встал вопрос о поиске путей диверсификации поставок энергоносителей. Было принято решение изучить возможность альтернативных поставок нефти через балтийские порты и нефтепровод Вентспилс-Новополоцк. Ещё с осени 2006 года Белоруссия развивала тему Энергетического союза с Украиной. Лукашенко теперь рассчитывает на поставки нефти из Ирана, Венесуэлы и Азербайджана. 26 января 2007 г. А.Лукашенко признал, что односторонняя ориентация на Россию была ошибкой.
Результатом двух кризисов
стал переход Белоруссии к
концепции многосекторной
Профессор Ф.Н. Клоцвог так оценил результат газового кризиса между Белоруссией и Россией: «Россия идет на окончательное разрушение постсоветского пространства, экономическая интеграция которого имела бы важное стратегическое значение для укрепления геополитического положения России в мире и явилась бы существенным дополнительным фактором роста российской экономики».
3. Союзное государство России и Белоруссии.
Современное состояние
В условиях расширения ЕС, очевидно, возрастает и значение Союзного государства и его западного «рубежа» - Белоруссии в качестве естественного исторического, культурного и геополитического рубежа между Восточной и Западной Европой.
В последние
годы характеризуются
В середине декабря 2007 г. состоялся первый за весь этот год официальный визит президента В.Путина в Беларусь. Результат встречи двух Президентов свёлся лишь к подписанию нескольких экономических договоров. А.Лукашенко так и не удалось ликвидировать решения российского руководства от 31 декабря 2006 года по газу и 7 января 2007 года по нефти, что означает окончательный перевод отношений двух стран в формат рыночных связей. Это практически аннулирует де-факто весь проект создания Союзного государства.
Москву заставляет стремиться удерживать Беларусь только продвижение НАТО на восток и вопрос гарантий транзита в Калининградскую область. Однако после всех конфликтов с Россией в Минске явно задумываются над восстановлением прозападного вектора внешней политики. Белорусские интересы в Евросоюзе активно лоббируют Польша и Литва, а доля ЕС в экспорте Белоруссии уже значительно выше, чем доля РФ, и всё время растёт.
Сейчас
имеется вакуум
Однако, в январе 2008 года Россия объявила о своём намерении отказаться и от радиолокационных станций, расположенных за рубежом, в том числе в Белоруссии. Ещё одна сфера сотрудничества между двумя странами, прежде считавшаяся крайне важной, будет свёрнута.
11 июля 2008 г. в Минске на совместном заседании Коллегий Счетной палаты Российской Федерации и Комитета государственного контроля (КГК) Республики Беларусь, был рассмотрен оперативный отчет о ходе исполнения бюджета Союзного государства за I квартал 2008 года, а также результаты проверки целевого использования средств бюджета Союзного государства на реализацию совместных программ и мероприятий.
Внимание было обращено на низкие темпы освоения бюджетных средств главными распорядителями, а также на то, что одной из наиболее острых проблем при исполнении бюджета Союзного государства является недостаточная эффективность совместных инвестиционных программ. За период 2002 - 2007 гг. из предусмотренных к завершению 25 программ в установленные сроки завершены только 12.
И все
же, по сравнению с 2007 годом,
в 2008 процесс интеграции усилился.
Президентами России и
На данный
момент можно говорить о
4.1 Внешняя и внутренняя политика союза России и Белоруссии
Значение союза России и Белоруссии выходит за пределы обоих государств. Он может рассматриваться не только как ядро нового международного объединения, а, будучи открыт для любой третьей страны, которая разделяет цели и принципы союза, представляет из себя одну из возможных моделей углубления интеграции между всеми странами СНГ, а также за его пределами.