Сущность и причины международной миграции трудовых ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 18:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть теоретические аспекты международной миграции трудовых ресурсов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть сущность, виды и причины международной миграции трудовых ресурсов;
– дать характеристику направлениям международной миграции;
– изучить государственное регулирование международной миграции трудовых ресурсов.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты международной миграции трудовых ресурсов 5
1.1 Сущность международной миграции трудовых ресурсов 5
1.2 Виды международной миграции трудовых ресурсов 10
1.3 Причины международной миграции рабочей силы 13
2 Направления международной миграции 16
2.1 Масштабы трудовой миграции и ее направления 16
2.2 Экономический эффект от трудовой миграции 20
2.3 Неэкономические эффекты от миграции 22
3 Государственное регулирование международной миграции трудовых ресурсов 27
3.1 Механизмы контроля миграции 27
3.2 Регулирование миграции 30
3.3 Миграция трудовых ресурсов в России 35
Заключение 40
Список использованных источников 42

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 306.00 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим направления миграция трудовых ресурсов более детально. Согласно докладу Всемирного Банка отраженному в статистическом справочнике «Миграция и денежные переводы» 2011 года, основными направления иммиграции и эмиграции в 2010 г. являлись (рисунок 2):

По показателю иммиграции населения лидером является США – 43 млн. человек, на втором месте Российская Федерация – 12 млн. человек, и третье место занимает Германия – 11 млн. человек. По показателю же эмиграции населения первое место занимает Мексика – 11,9 млн. человек в 2010 г., вторая страна в списке Индия – 11,4 млн. человек и Россия  – 11,1 млн. человек в 2010 г. [15]

Более 215 млн. человек, т.е. 3% жителей планеты, проживают и работают не в тех странах, в которых они родились. С учетом численности населения миграционные потоки в настоящее время выражены слабее, чем в последние десятилетия XIX столетия.

Первое место по количеству въезжающих в страну мигрантов занимают США, далее следуют Россия, Германия, Саудовская Аравия, Канада. Ведущие места по показателю отношения количества иммигрантов к численности населения занимают Катар (87%), Монако (72%), ОАЭ (70%), Кувейт (69%), Андорра (64%).

Рисунок 2 – Ведущие страны по показателям иммиграции (слева) и эмиграции (справа), млн. человек за 2010 г.

Наиболее интенсивный приток мигрантов в США наблюдался в 2005-2010 гг. Кроме того, отмечались притоки мигрантов в Испанию, Италию, Великобританию – в основном из стран Восточной Европы, а также Латинской Америки и Северной Африки. Кроме того, в последние несколько лет отмечается существенное увеличение потоков мигрантов в 6 стран-членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия, ОАЭ), в основном из стран Южной и Восточной Азии. Однако в условиях мирового финансового кризиса наблюдалось сокращение новых потоков мигрантов во всех регионах.

 

 

Рассмотрим основные коридоры трудовой миграции в 2010 г. (рисунок 3).

 

Рисунок 3 – Основные коридоры трудовой миграции в 2010 г.

Объемы миграции по линии Юг-Юг (из одних развивающихся стран в другие) превышают объемы миграции из стран Юга в страны с высоким уровнем доходов, входящие в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Крупные потоки мигрантов из стран Юга направляются также в страны с высоким уровнем доходов, не входящие в ОЭСР, в частности, в страны Персидского залива. Миграция по линии Юг-Юг значительно превышает объемы миграции из стран Юга в страны с высоким уровнем доходов, входящие в ОЭСР, в странах Африки к югу от Сахары (73%) и в странах Средней Азии (61%).

По имеющимся официальным данным, крупнейшим в мире по объемам миграции является направление Мексика – США: в 2010 г. количество мигрантов на этом направлении составило 11,6 млн. чел. Далее следуют направления миграции в странах бывшего СССР: Россия – Украина и Украина – Россия, затем – Бангладеш – Индия; на этих направлениях многие коренные жители оказались мигрантами, не переезжая в другие страны, – в результате установления новых государственных границ.

Для менее крупных стран характерен более высокий уровень эмиграции квалифицированной рабочей силы. Почти все врачи, получившие образование в Гренаде и Доминике, эмигрировали в другие страны. Очень высокие показатели эмиграции врачей наблюдаются в таких странах, как Кабо-Верде, Фиджи, Либерия, Сан-Томе и Принсипи, Сент-Люсия.

Теперь необходимо выяснить, как международная миграция влияет на  экономику стран. И тех, в которые мигранты въезжают, и тех из которых идёт экспорт рабочей силы.

 

2.2 Экономический эффект от трудовой миграции

 

Международная миграция рабочей силы связана с определенными издержками и в то же время дает известный выигрыш. К числу экономических издержек относятся расходы, связанные с переездом из одной страны в другую, затраты на поиски работы на новом месте жительства и т.д.

Существуют и другие виды издержек: отрыв от родственников и друзей, необходимость изучать новые обычаи и порядки, а часто и Международная миграция рабочей силы чужой язык. Решаясь на эмиграцию, мигрант многим рискует: в новой стране его никто не ждет, ему не просто найти подходящую работу, он может заболеть, стать жертвой мошенников и т.д. Поэтому часть эмигрантов, ничего не добившись, через некоторое время возвращаются на родину.

Однако большая часть из них добивается поставленной цели и в конечном счете выигрывает. Этот выигрыш может выражаться в большей, чем на родине зарплате, в возможности дать детям лучшее образование, перспективах их трудоустройства и т.д. Иногда это может быть не экономическая выгода, а политическая или физическая свобода.

Если считать, что миграция представляет собой инвестиции в человеческий капитал, то превышение выигрыша от миграции над ее издержками можно оценивать точно так же, как и для других видов инвестиций. С точки зрения экономического эффекта не имеет значения, какими причинами вызывается миграция населения: стремлением к большему заработку, региональными конфликтами и войнами, стихийными бедствиями, экономическими проблемами, распадом или объединением государств, личными причинами. Поэтому далее будем исходить из предпосылки существенной разницы в оплате труда как побудительного мотива миграции населения из бедной страны в богатую.

Экономический эффект миграции рабочей силы не ограничивается только воздействием на объем производимого продукта, он распространяется на перераспределительные процессы, оказывая влияние на объем государственных доходов и расходов как в отечестве, так и за рубежом.

Экономические последствия миграции различны для стран,  находящихся в разных позициях на международном рынке труда. Стране –  донору (экспортеру рабочей силы) международная трудовая миграция приносит некоторые преимущества:

1.Сокращаются безработица и расходы по ее социальному обслуживанию.

2. Граждане,  работающие за рубежом, приобретают более высокую квалификацию и переводят часть своего дохода на родину, улучшая платежный баланс страны.

3.Эмигрантами нередко осуществляется личное инвестирование в отечественную экономику (путем покупки средств производства, земли,  недвижимости,  ценных бумаг и т.д. у себя на родине).

4. Государство (страна – экспортер рабочей силы) получает налоги с прибыли фирм-посредников, работающих в данной сфере деятельности.

5. Страны –  экспортеры получают валютные поступления от стран –  импортеров рабочей силы,  идущие на воспроизводство трудовых ресурсов,  в социальную сферу, на образование и т.д. [25, с. 21]

В странах, принимающих рабочую силу:

1. Повышается конкурентоспособность производимых товаров вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой ценой рабочей силы.

2. Иностранные рабочие, обеспечивая дополнительный спрос на товары и услуги, стимулируют рост объемов производства и дополнительную занятость.

3. При импорте квалифицированной рабочей силы имеет место существенная экономия затрат на образование и профессиональную подготовку.

4. Иностранные рабочие часто рассматриваются как своеобразный амортизатор в случае кризисов и сопровождающей из безработицы (они первыми могут быть уволены).

5. Иностранные рабочие не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации социальных программ;

6. Иммигранты улучшают демографическую картину развитых стран,  для которых характерен большой удельный вес населения преклонного возраста.

 

2.3 Неэкономические эффекты от миграции

 

Миграция рабочей силы помимо экономического эффекта сопровождается рядом последствий, находящихся за рамками традиционного экономического анализа. Она может принести выигрыш или вызвать издержки, которые не поддаются обычной рыночной оценке.

Примером получения выигрыша от международного перемещения рабочей силы могут служить перенос знаний из страны в страну, их распространение по всему миру. Термин «знание» здесь используется в расширенном смысле. Это могут быть: талант выдающегося артиста или художника, способности крупного ученого, знания современных технологий, маленькие секреты ремесла парикмахера или кулинара. От такой передачи знания выигрывают все: и сам мигрант, и страны, как эмиграции, так и иммиграции, а также мировое сообщество в целом.

Иммигранты во многих странах заняты на тяжелых, вредных, низкооплачиваемых работах, на которые нет претендентов среди местного населения. В Западной Европе доля иностранцев в таких отраслях очень велика и порой доходит до 70% рабочей силы. Нередко без привлечения иммигрантов невозможно нормальное функционирование некоторых отраслей национальной экономики – строительства, автомобильной промышленности, сферы услуг [14, с. 96].

Приток иностранной рабочей силы позволяет развитым странам проводить перемещение национальной рабочей силы в высокотехнологичные отрасли без ущерба для работы тех секторов, откуда уходят местные работники. Работники-иммигранты в большинстве принимающих стран рассматриваются как определенный амортизатор в периоды ухудшения экономической конъюнктуры – иностранцы теряют работу первыми.

Предприниматели стран, принимающих иностранную рабочую силу, выигрывают от притока иммигрантов еще и потому, что готовность иммигрантов трудиться за сравнительно низкую по стандартам данной страны заработную плату позволяет сдерживать рост оплаты труда местных работников. Во многих развитых странах функционирует двойной рынок труда: на одном идет купля-продажа национальной рабочей силы – квалифицированной и высокооплачиваемой, а на другом – иностранной, которая согласна выполнять тяжелые и непрестижные работы, к тому же по более низким расценкам.

Развитые страны охотно привлекают из-за рубежа высококвалифицированных специалистов технического профиля (программистов, электронщиков, ученых в области естественных наук). При этом страны-реципиенты исходят из того, что высококвалифицированные иностранные специалисты и исследователи могут повысить конкурентоспособность их продукции, способствовать освоению новых производств [4, с. 88].

Однако миграция рабочей силы нередко порождает отрицательные внешние эффекты, принимающие форму издержек, которые трудно, а иногда и невозможно, оценить в деньгах. Например, неравномерная иммиграция может создать излишнюю плотность населения в отдельных городах и регионах страны, а это, в свою очередь, порождает трудности с наличием свободных рабочих мест для коренного населения, приводит к переполнению детских садов и общественных школ, способствует усилению криминогенной обстановки и т.д.

Рост мигрантов фиксируют не только эксперты, но и общественное сознание, в котором преобладает убеждение, что прогрессирующий приток мигрантов не отвечает ни политическим, ни экономическим интересам России. Длительность и масштабность пребывания мигрантов в стране  сформировали целый комплекс стереотипов исключительно негативного содержания: например, китайская миграция ассоциируется с экспансией приграничных районов и хищническим использованием их природных ресурсов. Массовое сознание определяет увеличение численности мигрантов по следующим критериям: «заметно возросло количество иностранцев и мигрантов на рынках», «создаются совместные предприятия», «растет число китайских ресторанов», «расширяется рынок услуг нетрадиционной восточной медицины», «все больше смешанных браков с иностранцами», «все чаще встречаются  на улицах», «в СМИ часто говорят о мигрантах и их проблемах» и т.д. Все это свидетельствует о том, что мигранты все активнее включаются в экономическую жизнь регионов, и это не остается незамеченным, более того, сопровождается тревожностью [13, с. 105].

Главными рисками миграции, являются: 1) утрата контроля государства за миграционными потоками; 2) наличие у субъектов экономической деятельности возможности привлечь иностранную рабочую силу, минуя государство; 3) неразработанность механизмов контроля над  экономическими интересами, способствующими развитию трудовой миграции; 4)  пребывание значительной части мигрантов в сфере теневого или полутеневого рынка и, вследствие этого, выпадение больших социальных групп мигрантов из-под социального контроля; 5) отсутствие механизма регулирования миграционных потоков в русле интересов государства.

Привлекаемая иностранная рабочая сила, приезжающая в Россию преимущественно из стран СНГ и Китая, обладает низким профессионально-квалификационным уровнем, заполняет низкооплачиваемые и непрестижные рабочие места в национальной экономике, формирует интенсивный отток капитала из страны, замедляя темпы инновационного развития экономики. Из-за несовершенства миграционного законодательства и миграционной политики в России преобладает нелегальная трудовая миграция. Нелегальная трудовая миграция в динамично экономически развивающихся регионах России приводит к усилению криминализации экономики и расширению теневого сектора, недополучению национального дохода и налоговых поступлений в государственный бюджет, усилению нагрузки на социальную инфраструктуру, снижению качественных характеристик профессионально-квалификационной структуры предложения рабочей силы на локальных рынках.

Возникновение межэтнических конфликтов между коренным населением России и мигрантами приводит к негативным политическим процессам в регионах страны, усилению экономической нестабильности и социальной напряженности на локальных рынках рабочей силы. Сохранение специфики миграционного прироста в России приводит к негативным экономическим последствиям в форме увеличения затрат на адаптацию и социализацию мигрантов, ненасыщению спроса на высококвалифицированную рабочую силу в полном объеме, низкой степени активизации инновационных процессов в реальном секторе экономики и замедлению темпов развития отраслевой инновационной инфраструктуры в регионах страны. Переход экономики страны к интенсивной модели развития предполагает повышение качества миграционного прироста. Этот переход может быть ускорен привлечением высококвалификационной рабочей силы и мигрантов с финансовым капиталом за счет совершенствования миграционной политики, ужесточения контроля за качеством миграционного потока в России, изменения модели социальной политики и формирования разных моделей развития инновационного потенциала регионов страны [18, с. 71].

Информация о работе Сущность и причины международной миграции трудовых ресурсов