Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 18:25, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть теоретические аспекты международной миграции трудовых ресурсов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть сущность, виды и причины международной миграции трудовых ресурсов;
– дать характеристику направлениям международной миграции;
– изучить государственное регулирование международной миграции трудовых ресурсов.
Введение 3
1 Теоретические аспекты международной миграции трудовых ресурсов 5
1.1 Сущность международной миграции трудовых ресурсов 5
1.2 Виды международной миграции трудовых ресурсов 10
1.3 Причины международной миграции рабочей силы 13
2 Направления международной миграции 16
2.1 Масштабы трудовой миграции и ее направления 16
2.2 Экономический эффект от трудовой миграции 20
2.3 Неэкономические эффекты от миграции 22
3 Государственное регулирование международной миграции трудовых ресурсов 27
3.1 Механизмы контроля миграции 27
3.2 Регулирование миграции 30
3.3 Миграция трудовых ресурсов в России 35
Заключение 40
Список использованных источников 42
3 Государственное регулирование международной миграции трудовых ресурсов
3.1 Механизмы контроля миграции
Система межгосударственного регулирования миграционных процессов включает:
– двусторонние и многосторонние международные соглашения использования труда мигрантов и их социально-экономических прав;
– деятельность международных экономических организаций, таких, как Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация по миграции (MOM) и др.
Ведущая роль в регулировании процессов международной миграции принадлежит Международной организации труда (МОТ), имеющей статус специализированного учреждения ООН. Она была создана в 1919 г. по Версальскому мирному договору в рамках Лиги Наций как Международная комиссия для выработки конвенций и рекомендаций по вопросам трудового законодательства и улучшения условий труда.
Согласно уставу, целями МОТ являются достижение всеобщего и прочного мира «на основе социальной справедливости» и улучшение существующих условий труда, что может быть достигнуто регламентацией рабочего времени (включая установление максимальной продолжительности рабочего дня), охраной труда, безопасностью и распространением всех названных норм на иммигрантов и т.п. Отличительной особенностью участия в МОТ стран-членов является трехсторонний принцип представительства – от правительства, работодателей и профсоюзов.
МОТ осуществляет деятельность по следующим направлениям:
– разработка конвенций и рекомендаций о труде;
– оказание технической помощи развивающимся странам Азии, Африки и Латинской Америки;
– обучение и просвещение по вопросам, входящим в круг деятельности МОТ.
Каждая страна-член МОТ принимает на себя обязательства:
– обеспечивать применение принципа равных возможностей трудящихся-мигрантов и членов их семей с гражданами своей страны, изучать жалобы на несоблюдение этого принципа;
– в случае нарушения законов предпринимателями или другими лицами или организациями, несущими ответственность за их выполнение, должны применяться меры административного, гражданского и уголовного наказания;
– обеспечивать соответствие национальных законов и правил международным нормам по правам мигрантов;
– содействовать скорейшему воссоединению семей, для чего заключать двусторонние и многосторонние соглашения;
– содействовать координации деятельности социальных служб на своей территории с социальными службами других стран и нести ответственность за работу социальных служб;
– проводить консультации по вопросам проблем мигрантов с предпринимателями, социальными службами и другими организациями.
На международном уровне также действует Международная организация по миграции (MOM). Она разрабатывает программы, направленные на упорядочение миграционных потоков, оказание практической помощи в организации миграции. В функции MOM входит:
– способствовать упорядочению и планированию миграции граждан;
– способствовать перемещению квалифицированной рабочей силы и членов их семей, которые могут содействовать развитию принимающей страны;
– организовывать перемещение беженцев и др.
Одним из важных методов наднационального регулирования иммиграции работников является заключение международных дву- и многосторонних соглашений. Их основная цель состоит в том, чтобы ввести количественные ограничения в процесс трудовой миграции.
Двусторонние соглашения принимают вид межправительственных или межведомственных договоров. В обоих случаях в качестве уполномоченных выступают ведомства по труду. Например, в Финляндии – Министерство труда, а в Швейцарии – Федеральное ведомство промышленности, ремесел и труда. Подписанные соглашения реализуются следующим образом: запрос о кандидатах-мигрантах направляется в уполномоченный орган своего государства, который изучает его соответствие условиям соглашения и переправляет его уполномоченному органу принимающей страны.
Многосторонние соглашения получили распространение в Западной Европе. Между ее странами на различных уровнях в последнее время происходят переговоры о проведении единой иммиграционной политики.[17]
3.2 Регулирование миграции
Регулирование миграционных потоков – первоочередная цель государственной миграционной политики. В рамках внешней трудовой эмиграции государство стремится обеспечить признание и соблюдение прав человека и гражданина на свободу перемещения, свободный выбор страны пребывания и места работы, а также возвращения на родину; улучшение ситуации на внутреннем рынке труда за счёт трудоустройства российских граждан за границей; получение достоверной информации о выезде граждан за пределы РФ; обеспечение защиты прав российских граждан на всех стадиях трудовой миграции (пребывание и трудовая деятельность на территории принимающего государства, возвращение в Россию); совершенствование системы внешней трудовой миграции и организации межведомственного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, государственных и негосударственных структур, осуществляющих деятельность в области трудовой эмиграции на федеральном и региональном уровнях [11, с. 31].
Государственное регулирование международного рынка труда осуществляется на основе национального законодательства принимающих стран и стран, экспортирующих рабочую силу, а также на основе межгосударственных и межведомственных соглашений между ними. Регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование иммигрантов к возвращению на родину (реэмиграции). Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Отсев нежелательных иммигрантов осуществляется на основе требований, предъявляемых к квалификации, образованию, возрасту, состоянию здоровья, на основе количественного и географического квотирования, прямых и косвенных запретов на въезд, временных и иных ограничений. Стимулирование реэмиграции осуществляется через оплату материальной компенсации уезжающим иммигрантам, создание рабочих мест, профессиональную подготовку иммигрантов, оказание экономической помощи странам массово эмиграции [5, с. 106].
На современном этапе анализ и прогнозирование развития миграционных процессов осуществляется на новой методологической основе с использованием единой информационно-справочной системы в области миграции, а также систематизацией нормативно-терминологического аппарата [7, с. 109].
В законодательстве находят отражение две тенденции: одна - к открытой экономике и соответственно к свободному перемещению трудовых ресурсов и населения; другая – к протекционизму и ограничениям в области международной миграции.
Регулирование миграционных потоков в России осуществляет Федеральная миграционная служба, созданная Указом Президента РФ.
Цель регулирования миграционных процессов в Российской Федерации – обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития, принципов национальной безопасности Российской Федерации, удовлетворение потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения по территории страны, реализация интеллектуального и трудового потенциала мигрантов, построение демократического общества.
Регулирование миграционных процессов в Российской Федерации основывается на следующих принципах:
– приверженность общепризнанным принципам и нормам международного права в области защиты прав и свобод человека и гражданина;
– защита геополитических интересов Российской Федерации;
– обеспечение национальной безопасности российской Федерации;
– соблюдение и защита прав мигрантов, недопустимость их дискриминации по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям;
– исполнение федеральных законов, иных законодательных актов и международных обязательств Российской Федерации в области миграции и их единообразного применения в субъектах Российской Федерации;
– обеспечение баланса прав и законных интересов местного населения, мигрантов, в том числе лиц, ищущих убежища на территории Российской Федерации;
– сочетание интересов личности и государства;
– дифференцированный подход государства к решению проблем различных категорий мигрантов;
– взаимодействие законодательных (представительных) органов и органов исполнительной власти с общественными объединениями;
– приоритетное оказание государственной помощи наиболее нуждающимся категориям вынужденных мигрантов, стимулирование добровольного переселения и создания условий для самообеспечения мигрантов;
– защита национального рынка труда, протекционизм в отношении граждан Российской Федерации [20, с. 18].
Законодательство РФ в отношении вопросов миграции населения, а также проблем гражданства, изменения правового статуса, пересечения государственной границы иностранными гражданами регулируется целым рядом законов и подзаконных актов. Перечислим основные из них, обязательные для исполнения на всей территории РФ:
– Федеральный закон (ФЗ) от 31.05.2002г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации (РФ)» и ФЗ от 3.01.2006 г. N 5-Ф3 «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона «О гражданстве РФ»».
– ФЗ от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».
– ФЗ от 15.08.1996г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» и ФЗ от 10.01.2003г. №7-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ».
– ФЗ от 18.07.2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ».
– ФЗ от 24.05.1999г. №99-ФЗ «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» [20, с. 22].
Несмотря на многообразие законов, они не способны в целом решить множественные проблемы в области миграции, которые появляются на практике.
Так, по данным статистики, иммиграция в Российскую Федерацию, в том числе из стран со сложной общественно-политической, экономической и санитарно-эпидемиологической обстановкой, носит масштабный характер. Количество въехавших в Россию иностранных граждан постоянно превышает количество выехавших граждан, причем в приграничных районах интенсивно формируются иностранные общины. Сохраняется проблема социально-экономической адаптации мигрантов, не имеющих статуса вынужденных переселенцев или беженцев. Сокращается количество беженцев и лиц, получающих временное или политическое убежище в Российской Федерации, в том числе из-за усиливающейся угрозы проникновения на территорию России террористических организаций. Продолжает сокращаться позитивная, необходимая для развития экономики социально-экономическая миграция населения внутри Российской Федерации. Сокращается прирост постоянного населения России. За счет миграции все меньше восполняется естественная убыль населения. Во многих регионах Российской Федерации уменьшение миграционного прироста населения происходит на фоне значительного сокращения численности населения в результате роста смертности и снижения рождаемости.
Для решения этих проблем необходимо:
1. Обеспечить контроль над иммиграционными процессами в Российской Федерации, сокращение нелегальной иммиграции.
2. Обеспечение условий для интеграции мигрантов в социальную среду.
3. Содействие привлечению иммигрантов в Российскую Федерацию, исходя из необходимости обеспечения экономики страны трудовыми ресурсами.
4. Осуществление вхождения Российской Федерации в международный рынок труда, регулирование экономической миграции квалифицированных кадров.
5. Создание условий для добровольного возвращения вынужденных мигрантов в места их прежнего проживания.
6. Создание условий для сохранения и дальнейшего формирования населения в важных в геополитическом отношении регионах Российской Федерации.
7. Совершенствование правовой базы в области миграции и исполнение соответствующих норм законодательства Российской Федерации.
8. Взаимодействие с соответствующими государственными органами иностранных государств, международными правительственными и неправительственными организациями в интересах решения миграционных проблем [22, с. 53].
К основным методам регулирования миграции относится квотирование. Впервые он вводится в ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ». С этого момента ежегодно устанавливаются: квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности и квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание.
Миграционная квота – это количественное ограничение численности прибывающих в страну мигрантов, устанавливаемое органами власти в виде абсолютной или относительной величины.
Миграционная квота на 2011 год составляет 1 745 584 мест, что значительно меньше квоты 2010 года, составляющей 1 944 356 мест. А квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание составила в 2010 году 160 000 мест [1, с. 52].
ФМС предложило отказаться от миграционных квот. Это конечно вопрос дискуссионный. По их мнению, отмена квотирования поможет привлечь на рынок труда в Россию высококвалифицированных иностранцев, однако нормы и правила для неквалифицированных иностранцев будут изменены и усовершенствованы. Эксперты отмечают, что отмена квот может стать поворотным моментом новой миграционной политики России. Этой концепции предстоит определить будущее рынка труда в стране. Будет ли он построен на дешевой рабочей силе или выстроиться в соответствии с инновационной политикой государства, привлекая как российских, так и иностранных высококвалифицированных специалистов.
Информация о работе Сущность и причины международной миграции трудовых ресурсов