Экономическая интеграция стран СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 23:52, курсовая работа

Краткое описание

Содружество Независимых Государств – интеграционное образование, созданное в 1991 г., куда вошли суверенные государства: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина.
Говоря о целесообразности дальнейших усилий по созданию союза, следует отметить, что интеграция отвечает интересам этих стран. В противном случае большинство участников СНГ может быть просто «поглощено» другими группировками, где их интересы не будут учитываться в той же мере, как в СНГ, и они не смогут играть какую-либо значительную роль. Дальнейшее развитие интеграции выгодно и для Белорусии, которой нужны прочные экономические связи и стратегические партнеры. Между странами СНГ существуют давние не только экономические, но и политические и культурные связи, что при определенных условиях может ускорить и упростить интеграцию.
В данной работе рассматриваются теоретические аспекты интеграции, в особенности объективные предпосылки, возможность и необходимость интеграционных процессов. Отдельно разбираются формы интеграции, называемые более точно этапами интеграции, так как они являются последовательными шагами к достижению полной интеграции и даже созданию единого государства. Главенствующая роль в процессе интеграции принадлежит экономическим факторам. Безусловно, преодоление всяческих барьеров на пути сотрудничества стимулирует кооперацию между предприятиями стран, осуществляющих интеграцию. В процессе написания работы было важно изучить сегодняшнее положение дел в СНГ, разобраться с предпосылками и проблемами интеграции Содружества.
Методологической основой работы послужили труды белорусских и российских ученых экономистов в области рыночной экономики, данные статистических ежегодников Республики Беларусь за 2002-2010 годы, периодическая печать.

Содержание

Перечень условных обозначений………………………………………………..3
Введение 4
1.Объективные предпосылки экономической интеграции стран СНГ. 5
2. Формы и механизмы интеграции стран СНГ.
3. Проблемы экономической интеграции и пути их решения.
4. Перспективы постсоветской интеграции.
Выводы
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 220.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Перечень условных обозначений………………………………………………..3

Введение 4

1.Объективные предпосылки экономической интеграции стран СНГ. 5

2. Формы и механизмы интеграции стран СНГ. 

3. Проблемы экономической интеграции и пути их решения. 

4. Перспективы постсоветской интеграции. 

Выводы 

Литература 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечень условных обозначений:

 

БССР -   Белорусская Советская Социалистическая Республика;

ВТО - всемирная торговая организация;

ЕС -  Европейский союз;

МИД -  министерство иностранных  дел;

МЭО - мировые экономические отношения;

НАФТА - Североамериканское соглашение о свободной торговле НАФТА, англ. North American Free Trade Agreement, NAFTA;

НИОКР - Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;

ОДКБ - Организация Договора о коллективной безопасности;

ООН - организация объединённых наций;

РСФСР - Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика;

СМИ - средства массой информации;

СНГ - Содружество Независимых Государств;

СССР -  Союз Советских  Социалистических Республик;

США - Соединенные Штаты Америки;

ФПГ - финансово-промышленные группа.

 

Введение

 

Содружество Независимых  Государств – интеграционное образование, созданное в 1991 г., куда вошли суверенные государства: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина.

Говоря о  целесообразности дальнейших усилий по созданию союза, следует отметить, что  интеграция отвечает интересам этих стран. В противном случае большинство участников СНГ может быть просто «поглощено» другими группировками, где их интересы не будут учитываться в той же мере, как в СНГ, и они не смогут играть какую-либо значительную роль. Дальнейшее развитие интеграции выгодно и для Белорусии, которой нужны прочные экономические связи и стратегические партнеры. Между странами СНГ существуют давние не только экономические, но и политические и культурные связи, что при определенных условиях может ускорить и упростить интеграцию.

В данной работе рассматриваются теоретические аспекты интеграции, в особенности объективные   предпосылки, возможность и необходимость интеграционных процессов. Отдельно  разбираются формы интеграции, называемые более точно этапами интеграции, так как они являются последовательными шагами к достижению полной интеграции и даже созданию единого государства. Главенствующая роль в процессе интеграции принадлежит экономическим факторам.  Безусловно, преодоление всяческих барьеров на пути сотрудничества стимулирует кооперацию между предприятиями стран, осуществляющих интеграцию. В процессе написания работы было важно изучить сегодняшнее положение дел в СНГ, разобраться с предпосылками и проблемами интеграции Содружества.

Методологической  основой работы послужили труды  белорусских и российских ученых экономистов в области рыночной экономики, данные статистических ежегодников Республики Беларусь за 2002-2010 годы, периодическая печать.

 

 

 

Глава 1

Объективные предпосылки экономической интеграции стран СНГ

1.1 Перспективы  интеграции стран СНГ

 

На современном этапе интернационализации хозяйственной жизни, именуемом глобализацией мировой экономики, степень участия любой страны или группы стран в международных интеграционных процессах является тем фактором, который определит её будущую судьбу и заложит фундамент в их завтрашнее место в мире.

Для успешной интеграции в мировое хозяйство Россия, как  и другие страны, входящие в Содружество  Независимых Государств, должна опираться  на экономическое пространство, где  условия для её хозяйственной  деятельности были бы благоприятными. Учитывая, что внутренний рынок Белорусии в современных условиях недостаточен для развития всей гаммы производств, особенно наукоёмких, надо стремиться к объединению с другими странами, как это делают все промышленно развитые страны, даже США, имеющие достаточно ёмкий рынок.

Для Белорусии  естественным является интеграция со странами, входящими в СНГ, – нашими близкими соседями и стратегическими  партнерами, отношения с которыми основываются на длительной общей истории  в рамках одного государства и существовавшего единого экономического комплекса, составные части которого – союзные республики – были связаны между собой. Точно так же и для других членов СНГ сотрудничество с Россией и другими входящими в объединение странами является наиболее предпочтительным.

После распада  СССР в декабре 1991 г. был подписан договор о создании Содружества Независимых Государств, в которое вошли 12 бывших союзных республик: Россия, Белоруссия, Украина, Казахстан, Молдавия, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Грузия, Армения и Азербайджан (не вошли лишь Литва, Латвия и Эстония). Имелось в виду, что СНГ позволит сохранить и углубить экономические связи между бывшими республиками СССР. Процесс становления и развития СНГ происходил весьма динамично, но не беспроблемно.

Негативные  последствия распада единого  народнохозяйственного комплекса  некогда великой державы и  стремление отдельных стран Содружества  к максимизации собственных экономических  выгод в двусторонних отношениях при минимизации обязательств и ответственности в многосторонних в рамках СНГ привели к утрате экономического и социального единства. Безвозвратно потеряв часть экономического потенциала, бывшие республики не смогли адаптироваться к требованиям мирового рынка.

Новые суверенные государства взяли курс на тесное сближение со странами Запада, рассчитывая с их помощью преодолеть кризисные явления в своей экономике, в то же время заметно дистанцируясь от российской экономики. Однако эти надежды не оправдались – на Западе никто не собирается давать бесплатных завтраков бывшим советским республикам. Итоги столь непродуманной политики оказались неутешительными. Скоростное государственное экономическое размежевание принесло национальному хозяйству постсоветских республик серьезные потери.

В среднем по странам СНГ за 1991–2003 гг. ВВП снизился на 30%, объём промышленного производства – на 40, продукция сельского хозяйства – на 28, инвестиции в основной капитал – на 65%. [9,с.96]Практически ни одна страна ещё не достигла дореформенного уровня ключевых экономических показателей. Одним из последствий структурной деформации производства и инвестиций является ускоренное развитие добывающих отраслей, что превращает государства Содружества в ресурсные сегменты мирового рынка, препятствует их интеграции, поскольку для добывающих стран она становится бессмысленной.

Страны СНГ  в совокупности имеют богатейший природный и экономический потенциал, обширный рынок, который даёт им значительные конкурентные преимущества и позволяет  занять достойное место в международном разделении труда. Они располагают 16,3% мировой территории, 5% численности населения, 25% запасов природных ресурсов, 10% промышленного производства, 12% научно-технического потенциала, 10% ресурсообразующих товаров. [10,с.58-65]

Еще недавно  эффективность транспортно-коммуникационных систем в СНГ была в несколько раз выше, чем в США и Китае. Важным преимуществом является географическое положение СНГ, по которому проходит самый короткий сухопутный и морской (через Северный ледовитый океан) путь из Европы в Юго-Восточную Азию. По оценкам Всемирного банка, доход от эксплуатации транспортно-коммуникационных систем Содружества мог бы составить 100 млрд. долл. Другие конкурентные ресурсы стран СНГ – дешевая рабочая сила и энергоресурсы – создают потенциальные условия для подъема экономики. Здесь производится 10% мировой электроэнергии (четвертое место в мире по ее выработке).

Однако снижение уровня жизни населения, затянувшийся спад производства показал суверенным республикам, что удовлетворить  потребности каждого из них за счёт того экономического потенциала, который достался им от советского периода, невозможно. Оказались несостоятельными и надежды на массированную внешнюю помощь, на свободное вхождение в мировой рынок. Общественное мнение и руководство суверенных государств ближнего зарубежья осознали, что выходить из экономического кризиса на основе индивидуальной политики и решать ближайшие, а тем более перспективные, национальные задачи чрезвычайно трудно. Так размежевавшиеся бывшие советские республики подошли к необходимости восстановления и развития на новой основе взаимных экономических связей, необходимости более тесного экономического сотрудничества.

 

1.2 Обьективные  предпосылки экономической интеграции  стран СНГ

Укрепление  и развитие интеграционных процессов во всех областях в рамках СНГ рассматривается Белорусией как базисная цель внешней, в том числе и внешнеэкономической, политики Белорусии. При этом исходя из собственных национальных интересов Белорусия имеет в виду решение следующих задач.

Во-первых, расширение реализации на рынках стран – членов СНГ готовой продукции, особенно машин и оборудования. Интерес Белорусии состоит в сохранении ёмкого географически близкого рынка сбыта для своей продукции. Ослабление позиций на этом рынке означает практическую уступку его другим странам, и не следует рассчитывать на то, что в будущем на этот рынок можно будет вернуться.

Во-вторых, получение  доступа к сырьевым ресурсам стран  – членов СНГ, в которых нуждаются  российские производители, и производителей указанных стран к российским ресурсам на взаимовыгодной основе. На территории стран Содружества сосредоточены месторождения многих цветных и редкоземельных металлов, покрывавшие потребности в них российской экономики на 70–100%. Весьма важное значение имеют также поставки других видов продукции – хлопка, отдельных видов машин и оборудования, продовольственных товаров. Безусловно, в интересах Белорусии сохранить доступ к имеющимся на территории стран – членов СНГ ресурсам и устоять в конкурентной борьбе за них с третьими странами, которая уже имеет ярко выраженный характер.

В-третьих, стимулирование деятельности российского капитала в странах Содружества в формах учреждения совместных предприятий, создания транснациональных проектов, активной деятельности на фондовых рынках.

В-четвертых, обеспечение  надежного функционирования транспортно-коммуникационной инфраструктуры, оставшейся на территории СНГ и необходимой для обслуживания экспортно-импортных операций.

Объективные интересы других стран Содружества состоят  также в экономическом сближении, а, точнее, в восстановлении тесных экономических связей с Россией, ибо даже такие крупные страны, как Украина, Белоруссия, Казахстан, не говоря уже о странах с меньшими численностью населения и экономическим потенциалом, не могут развивать современные отрасли в расчете только на внутренние рынки. Им также необходимо более широкое экономическое пространство, и, конечно, Россия и другие страны – члены СНГ для них наиболее благоприятные партнёры, поскольку с ними сохраняются производственные связи предприятий, общие транспортные системы, единые стандарты и т.д.

В.Н. Харламова называет основными факторами, определяющими заинтересованность стран СНГ в сохранении и укреплении общего экономического пространства, следующие:

1.      В предыдущие десятилетия сложилась глубокая взаимозависимость республик бывшего СССР. Для экономических связей в бывшем СССР была характерна высокая степень интенсивности. В межреспубликанский обмен было вовлечено более 20% валового национального продукта (для сравнения: в Европейском Союзе чуть больше 11%). Согласно данным межотраслевого баланса, составленного по 104 отраслям, Белорусия ввозила продукцию 52 отраслей, а вывозила 54.

2.      Необходимость сохранения присутствия Белорусии на рынках стран ближнего зарубежья диктуется не только обстоятельствами, вытекающими из общего союзного прошлого, но и определяющими будущее российской экономики.

С распадом СССР за пределами Белорусии оказались  месторождения многих цветных и  редких металлов, на 50–100% обеспечивавших соответствующие потребности российской экономики, источники других важнейших сырьевых и энергетических ресурсов, значительная часть предприятий машиностроения, металлургической и химической промышленности, а также большинство пограничных переходов, портов, трубопроводов и других коммуникаций.

Заинтересованность  российских производителей в ёмком, исторически освоенном рынке  сбыта их готовой продукции обусловлена  также её недостаточной конкурентоспособностью на мировом рынке и, кроме того, дефицитом инвестиционных ресурсов.

3.      Активного экономического сотрудничества со странами ближнего зарубежья требуют и интересы многочисленной (около 26 млн. человек) русскоязычной диаспоры.

4.      В настоящее время развиваются динамичные новые субрегиональные интеграционные процессы по границам Белорусии, происходит налаживание альтернативных хозяйственных связей стран СНГ с третьими странами; освоение национальных рынков стран СНГ транснациональными корпорациями (особенно в области разработки полезных ископаемых). При этом зачастую сотрудничество с западными фирмами направлено на снижение зависимости от поставок продукции из Белорусии.

Как следствие  этого, перспективы и результаты экономических преобразований в  Белорусии, её место в мировой  экономике в большой степени определяются тем, насколько успешными будут усилия по сохранению и упрочению позиций на рынках ближнего зарубежья, превращению связей с ними из дополнительного фактора риска в одну из движущих сил выхода из кризисной ситуации. Острота проблемы обусловлена тем, что процессы замещения импорта и переориентации национальных экономик на третьи страны в самое ближайшее время могут приобрести необратимый характер.

5.      Вместе с тем для новых независимых государств – бывших республик СССР ёмкий российский рынок является не только привлекательным, но иногда и безальтернативным для экспорта и импорта многих видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, энергоносителей, сырья и материалов. [13,с.160-161]

Информация о работе Экономическая интеграция стран СНГ