Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 08:08, курсовая работа
Вот на этом пути развития экономического сотрудничества и следует ставить для России и ее восточных районов определенные задачи, а также учитывать наличие объективных возможностей выполнять эти задачи. Понимание задач и трезвая оценка необходимых действий по активации возможностей – залог реальной кооперации России и ее Дальнего Востока в СВА и АТР в целом. Альтернативой может являться только превращение России в одну из баз снабжения сырьем стран Восточной Азии, а альтернатива Дальнего Востока – торгово-экономическое поглощение объединенным рынком Северо-восточной Азии в качестве своего транспортно-сырьевого сегмента. Какие же задачи стоят перед Россией и Дальним Востоком?
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА БИЗНЕСА И ЭКОНОМИКИ
КАФЕДРА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой
канд. экон. наук, доцент
__________ Шведов В.Г.
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Международные Экономические Отношения»
Экономическое сотрудничество России на примере ДВ и СВА - задачи и конкретные действия.
Студент
гр. МЭ-03-01 ____________________ Вязов Ю.В.
Руководитель
к.э.н. ____________________ Хузиятов Т.Д.
Владивосток 2007
Введение.
Прошло 48 лет с того времени, когда известный академик В.Немчинов изложил свою интеграционную концепцию развития ДВ России, определив тем самым необходимость плотной экономической интеграции российского Дальнего Востока с рынками сопредельных стран Северо-Восточной Азии. Эта концепция проходила красной нитью через декларации всех трех государственных программ развития экономики Дальнего Востока и Забайкалья – 1987, 1996 и 2002 гг.
Но уже с середины 1980-х гг. речь шла не просто об использовании инструментов международной экономической кооперации в СВА для поддержания стимулов развития Дальнего Востока, но об использовании естественных факторов, способствующих интеграции Дальнего Востока с рынками стран этого динамичного субрегиона мира для содействия включению российской экономики в целом в эти процессы. Если в 1986 г. суммарная торговля трех ведущих стран СВА и стран ЮВА (Япония, Китай+Гонконг, Республика Корея, страны АСЕАН+Сингапур) составляла 16% мировой торговли, то к 2010 г. эта доля составит уже более 26%. Но следует учесть еще и то, что Северо-восточная и Юго-восточная Азия для России является в географическом и экономическом смысле ключом к экономически безграничному потенциалу «большого АТЭС», доля которого в мировой торговле к 2010 г. приблизится к 55%.
Конечно, за упомянутые 48 лет прогресс в экономическом движении России и особенно Дальнего Востока в направлении рынков Восточной Азии очевиден и впечатляющ, особенно учитывая «низкий старт». В 2000 г. был принят документ «Концепция участия России в форуме «Азиатско-тихоокеанское сотрудничество» (АТЭС), в котором сформулирована задача «выделить азиатско-тихоокеанское направление в качестве одного из приоритетных в общей композиции российской внешней политики». В течение последних лет многосторонние и двусторонних политические связи России в этом регионе интенсивно развиваются.
Сложнее обстоит дело с экономической
интеграцией Российского
Однако речь идет и должна идти не просто о доле в торговом обороте и даже не о сравнительных успехах в привлечении инвестиций. Основная проблема и наиболее привлекательная перспектива – органичное включение в кооперационные процессы в Северо-восточной и в целом в Восточной Азии, а через них и превращение России в активного и эффективного как для себя, так и для партнеров игрока в тихоокеанском сегменте глобальной экономической игры.
Вот на этом пути развития экономического сотрудничества и следует ставить для России и ее восточных районов определенные задачи, а также учитывать наличие объективных возможностей выполнять эти задачи. Понимание задач и трезвая оценка необходимых действий по активации возможностей – залог реальной кооперации России и ее Дальнего Востока в СВА и АТР в целом. Альтернативой может являться только превращение России в одну из баз снабжения сырьем стран Восточной Азии, а альтернатива Дальнего Востока – торгово-экономическое поглощение объединенным рынком Северо-восточной Азии в качестве своего транспортно-сырьевого сегмента. Какие же задачи стоят перед Россией и Дальним Востоком?
Задача первая. Интеграция.
Очевидным является изменение характера азиатского окружения России. Если в 1980- 1990 гг. в качестве таковых рассматривались Япония и новые индустриальные страны, то в настоящее время безусловными фаворитами азиатской (и в значительной мере мировой) экономики являются Китай и Индия.
Для российского Дальнего Востока важнейшее значение имеет изменение места и роли Китая, который в мировой экономической иерархии выходит на лидирующие позиции, как в производстве, так и в потреблении ресурсов. В современной ситуации для нашего региона Китай – это одновременно и визави в конкурентной борьбе, и барьер при выходах на международные рынки товаров и инвестиций, и потенциально выгодный экономический партнер.
Учет степени
Уже сама по себе новая расстановка сил в Азии является задачей с двумя неизвестными для России и российского Дальнего Востока. Кроме того, необходимо учитывать, что глобальные масштабы реализуемых проектов привлекают глобальных игроков. Наши зарубежные партнеры – определяющие игроки в мировой экономической политике, которые умеют не только защищать свои интересы, но и находить компромиссы между собой. Известно, что на трехстороннем уровне между Японией, Китаем и Кореей ведутся активные обсуждения позиции по российским проектам, известно, что активно идет проработка альтернативных вариантов как транспортной, так и трубопроводной инфраструктуры.
И вообще, Северо-восточная Азия не является однородным экономическим или политическим субрегионом. Это – сложное экономико-политическое образование. Но на сегодняшний день можно сказать, что в СВА произошла дефрагментация на две части. С одной стороны – «Большая тройка» (Япония, Китай, Республика Корея), а с другой стороны – Россия с ее Дальним Востоком, Монголия и КНДР – «размытая периферия».
Именно в рамках «большой тройки» происходит интенсивное расширение торгово-экономических связей в субрегионе СВА. В 2003 г. японо-китайский товарооборот достиг 132 млрд. долл. (в 2001 г. 89,3 млрд. долл.). Взаимная торговля между КНР и Республикой Корея за этот период увеличилась с 35,9 до 63,2 млрд. долл. Объем японо-южнокорейской торговли составил 51,4 млрд. долл. (в 2001 г. – с 42,7 млрд. долл.).
Хотя сравнительно с ЕС или НАФТА роль внутрирегиональной торговли в СВА пока еще не велика и находится на уровне 24-30 % в пределах «большой тройки», она постоянно увеличивается, замыкая экономические взаимодействия рамками этих экономик. В то же время доля России в товарообороте Северо-восточной Азии не превышает 1%.
Большая тройка ведет активные действия, направленные на создание подлинно интеграционной группировки, первоначально в форме зоны свободной торговли. Одновременно идут активные консультации, подтвержденные рядом формальных и неформальных договоренностей об объединении в ближайшем будущем зон свободной торговли СВА и АСЕАН. Очевидно, уже в районе 2010 г. России будет противостоять не аморфный конгломерат стран СВА и АСЕАН, а организованная интеграционная группировка, для которой Россия будет «третьей страной». Это означает, что Россия окажется окончательно на периферии глобализационных процессов и сможет получать ту часть агломерационных и интеграционных эффектов, которую сочтет возможным выделить ей восточноазиатский интегрированный партнер. Реальный интерес России же заключается, конечно, в том, чтобы активно, опираясь на свои ресурсы формировать для себя положительные экономические и политические эффекты.
Это предполагает, что стратегия включения России в СВА и реализация имеющихся возможностей должна базироваться не только на ресурсных, инфраструктурных и институциональных возможностях и намерениях самой России. В значительной степени вхождение России своими восточными районами в формирующийся общий рынок северо-восточной Азии будет зависеть от того, каков будет статус России в этой новой субрегиональной интеграционной группировке. Россия должна стремиться к тому, чтобы быть не «третьей страной» для данной группировки, но полноправным участником этой интеграционной игры. Только в последнем случае, как Россия, так и страны Северо-Восточной Азии получат максимальный выигрыш от экономической интеграции. Следовательно, одной из важнейших задач является поиск и анализ аргументов и оснований, как для России, так и для «большой тройки» Северо-Восточной Азии включить Россию в процесс формирования зоны свободной торговли и последующих этапов экономической интеграции Северо-Восточной Азии.
Задача №2. Ресурсы.
Длительное время вся
«Провинциальным монополистом» для стран СВА Дальний Восток России является лишь в области энергетических ресурсов, прежде всего, нефтегазовых, лесные, земельные и рыбных.
Сегодня Россия, прежде всего Дальний Восток является главным экспортером круглой древесины на рынки Японии и КНР. Поставки можно увеличить, так как условия и спрос позволяют практически удвоить ежегодный объем лесозаготовок на Дальнем Востоке. Но освоение дальневосточных лесных ресурсов проводится истощительными методами, это практически исключает долгосрочную перспективу для лесного комплекса. Это противоречит и мировой экологической тенденции. В перспективе это гарантирует большой объем упущенных выгод не только в области внешней торговли, но и в рамках Киотского и других аналогичных процессов.
Столь же плохо используются и дефицитные
для всей СВА земельные ресурсы.
Урожайность возделываемых
Похожая ситуация и в области рыбных ресурсов. Пользуясь тем, что Дальний Восток имеет наиболее высокие показатели объема рыбных ресурсов, приходящихся на душу населения, мы экспортируем значительную часть добычи рыбопромышленного комплекса в страны СВА, которые являются крупнейшими мировыми импортерами рыбной продукции. Но при этом в запустении находится аквакультура и воспроизводство ресурсов. Ресурсы истощаются и в перспективе потенциальные доходы от экспорта придется перенацелить на воспроизводство сырьевой базы – старая испытанная схема – добудет сырье, вывезем на экспорт, а доходы пустим на добычу нового сырья. Это – и есть «сырьевая ловушка», которая по-современному называется «голландская болезнь».
Подавляющая часть полезных ископаемых, кроме энергетической группы, вообще являются рядовыми и не имеют никаких предпосылок для того, чтобы на их основе сформировать масштабную и рентабельную специализацию. Кроме того, их эксплуатация чрезвычайно дорога в сравнительном измерении, следовательно, особого интереса для развития международной кооперации не представляет.
Парадокс дальневосточной
Этот парадокс постоянно воспроизводится из-за наличия еще не освоенных ресурсов; нацеленности на поставки сырья на рынки с хорошо развитой и экономически эффективной перерабатывающей базой (КНР, Республика Корея); нехватки инвестиционных средств для развития собственной перерабатывающей базы и ненадежного инвестиционного климата в России.
В результате создалась ситуация,
когда ресурсы в регионе и
стране есть, но их рентабельное освоение
и извлечение кооперативных выгод
на международной арене –
Задача №3. Инфраструктура.
К настоящему времени все более оформляется новая версия концепции развития региона. Она заключается в широкомасштабном использовании экспорта энергетических ресурсов и транспортных услуг на основе развития инфраструктуры. Речь идет о создании магистральных коридоров для передачи в АТР и СВА российских энергоресурсов и энергопродукции, а также транзита европейской и азиатской продукции.
Идея заключается
в том, чтобы использовать в качестве
ресурса регионального