Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 12:53, реферат
Проблема адаптации чрезвычайно актуальна в настоящее время. Это объясняется тем, что решение многих практических задач связано с эффективностью адаптации человека в разных сферах социальной жизни. Успешная профессиональная адаптация служит важным фактором трудовой деятельности. Напротив, неэффективная адаптация приводит к ряду негативных явлений: возникновению у работающего человека отрицательных психических состояний, напряженности отношений внутри коллектива, снижению производительности труда и т.д. Не менее серьезно стоит вопрос в службе судебных приставов. Многие исследователи прямо указывают на связь степени и полноты адаптации с текучестью кадров, особенно молодых специалистов.
Кроме того, результаты опроса показывают, что молодые сотрудники хотели бы иметь достойный пример для подражания, а может быть и профессиональных кумиров (каждый третий респондент отмечает в своих ответах «отсутствие действенного положительного примера»).
Для сокращения текучести кадров и скорейшей адаптации молодых работников Управлением ФССП России по Курской области принимаются определенные меры. На наш взгляд, помимо материального стимулирования государственных гражданских служащих, большую роль оказывает хороший психологический климат в коллективе. Одним из важнейших факторов, формирующих психологический климат для конкретного сотрудника, - личность непосредственного руководителя. Частая смена непосредственных руководителей, создает ощущение нестабильности. Поэтому, считаем, что удержание руководителя – один из главных мотивирующих факторов для сотрудников.
Множество функций и
задач, которые стоят перед
Реализация управленческих функций ежедневно требует от руководителя проведения множества конкретных мероприятий и действий: совещаний, работы с документами, прием посетителей и т.д. Часто эти действия называют эмпирическими единицами деятельности руководителя. Исследования показали, что все эти эмпирические единицы деятельности включают в себя три взаимосвязанные теоретические единицы деятельности, которые соответственно называют: 1) познавательной деятельностью, 2) деятельностью по принятию решений и 3) деятельностью по организации их использования. Эти теоретические единицы деятельности отличаются друг от друга по предмету, целям, мотивам, действиям и результатам.
Реализация руководителем управленческих функций связана со спецификой построения и деятельности Управления. К таким особенностям следует отнести: жесткие формы подчинения и внутреннего распорядка типа воинского; специальные дисциплинарные права руководителя; специфические условия труда сотрудников и их повышенная ответственность за результаты деятельности. К специфике управления можно отнести экстремальность деятельности работников и управления им. Экстремальные ситуации деятельности заставляют принимать руководителем ответственные решения в условиях действия стрессогенных факторов: дефицита времени, недостатка информации, опасности, повышенной ответственности за жизнь и здоровье граждан, сотрудников и др.
Проведенное анкетирование позволило нам составить ранжированный обобщенный ряд качеств, который характеризует важнейшие требования к эффективно работающему руководителю.
Ранг |
Качества |
1 |
2 |
1 |
Компетентность |
2 |
Требовательность и справедливость |
3 |
Умение руководить |
4 |
Умение работать с людьми |
5 |
Принципиальность |
6 |
Порядочность, честность, этичность |
7 |
Знание подчиненных |
8 |
Умение видеть перспективу |
9 |
Самокритичность |
10 |
Обязательность |
Анализ основных требований к личности руководителя позволяет разбить их на несколько составных частей или блоков. Прежде всего следует отметить качества, отражающие, функционально-ролевые требования к руководителю, направленные на успешное исполнение им своих должностных обязанностей (например, компетентность, умение видеть перспективу в работе органа правопорядка, умение руководить и др.). ко второму блоку относятся коммуникативно-деловые качества руководителя (знание подчиненных, умение работать с людьми, психологическая совместимость с коллегами и др.). Третий блок образуют нравственно-этические требования к личности руководителя органа правопорядка (порядочность, обязательность, трудолюбие, честность, добросовестность, этичность в поведении и др.).
Опрошенные также назвали качества, которые по их мнению являются противопоказаниями к занятию руководящей должности: отсутствие управленческой подготовленности и профессиональная некомпетентность; высокомерие; грубость и хамство; эгоизм; беспринципность в работе; нерешительность; подобострастие перед вышестоящими начальниками; незнание подчиненных; злоупотребление властными полномочиями и правами; мелочная требовательность и придирчивость.
Каким же образом молодые сотрудники представляют себе разрешение возникающих проблем?
28% высказали намерение повысить
собственную активность, преодолеть
такой свой недостаток, как лень.
Преобладающей является ориента
Признавая положительное значение самостоятельных усилий на пути профессионального становления, тем не менее, в процессе опроса были предприняты попытки выявления причин столь сдержанного отношения молодых сотрудников к внешней поддержке.
Ответы показали, что ведущей причиной протеста против помощи коллег (38%) является у молодых сотрудников желание сохранить собственный жизненный стиль, возможность самоопределения, разнообразие индивидуальных приверженностей. Молодые сотрудники болезненно относятся к возможности утраты своей индивидуальности. Лишь 3% готовы были бы воспользоваться всесторонней поддержкой, и еще 7% согласны на помощь в профессиональных проблемах, надеясь при этом со всеми иными разобраться самостоятельно. Таким образом, несмотря на сетование весомой доли респондентов на отсутствие положительного примера и желание у большинства из них в интересах своего профессионального становления воспринимать чужой опыт, большинство из них вряд ли положительно воспримут менторские интонации, пусть даже и в специальных вопросах. Такая категоричность, с одной стороны, и естественная для неопытных людей потребность в поддержке, с другой, подсказывают им вполне оправданный выход: принимать помощь от посторонних лиц, но преимущественно лишь от признанных ими авторитетов в различных областях. Это желание позволяет сохранить независимость своих позиций и без особого риска для самоуважения принять наставления и поддержку.
Проблема, следовательно, не только в том, что молодые сотрудники настроены критически и не верят, что старшие коллеги выше их по уровню развития, за исключением «специальных аспектов, приходящих с опытом», а потому могут их чему-то учить. Но также и в том, что молодые люди дорожат направлением собственного развития и не готовы к вмешательству тех, кого они считают равными себе.
Изучая процесс адаптации молодых специалистов можно сделать вывод, что важным фактором, влияющим на адаптацию личности, являются ее индивидуальные особенности, которые либо помогают вписаться в сегодняшние условия государственной службы, либо ведут к дезадаптации и профессиональной непригодности.
При этом на уровне общества адаптация сотрудников происходит под влиянием характерных для переходного периода особенностей, среди которых авторы выделяют такие:
Адаптация на уровне коллектива, самоопределение на основе индивидуальных особенностей предполагает установление прочного контакта с коллективом, врастание в него путем усвоения и принятия норм поведения, характерных для коллектива. Адаптация к коллективу является важной предпосылкой успешной профессиональной адаптации молодого специалиста. В этой связи перед руководителями стоит важная задача — управление и оказание действенной помощи в профессиональной адаптации молодого сотрудника.
Среди ряда причин, затрудняющих, успешную адаптацию молодых сотрудников на уровне коллектива, особенно важны, на наш взгляд, следующие:
а) трудности вхождения
в должность и овладения
• недостаток профессиональных знаний и опыта;
• плохо оборудовано рабочее место;
• отсутствие знаний о специфике деятельности ФССП России;
• плохая материальная обеспеченность работы;
• отсутствие методических рекомендаций;
• отсутствие четкого представления о содержании своей работы;
• отсутствие специального образования;
• ненормированный рабочий день как переживаемая трудность;
• сложность в привыкании к работе в военизированной организации;
б) трудности взаимоотношений с руководством -
• недоверие, настороженность со стороны руководителей;
• неприемлемое давление со стороны руководства;
• постоянная борьба за
отстаивание своей точки
• различия в понимании явлений в коллективе сотрудников;
в) трудности во взаимоотношениях с сослуживцами -
• зависть, неискренность, отсутствие взаимовыручки;
• настороженность;
• давление со стороны некоторых сотрудников и необходимость отстаивать свое мнение;
• сложности общения;
• низкая зарплата по должности.
Внимательный анализ
трудностей в период адаптации показывает,
что они преимущественно
1. В настоящее время ФССП сами являются объектом реформирования. Процесс реформирования протекает в условиях значительного падения авторитета государственной власти и законов, криминализации общественных отношений, значительного роста преступности и т.п., что, в свою очередь, оказывает дезориентирующее и деморализующее воздействие на сотрудников.
2. Ослабление роли
воспитательной деятельности
3. Уменьшение доли
высокопрофессиональных
На личностном уровне адаптации молодых сотрудников происходит продолжение формирования личности, совершенствование профессионально важных качеств, способностей, черт характера. Неадаптированность на этом уровне, как показывает практика, зачастую приводит к смене профессии.
В 2007 году, нами проведено анкетирование, для исследования процессов адаптации молодых работников, у которых истек испытательный срок, на основе анализа комфортно-дискомфортного состояния в связи с профессиональной деятельностью и с учетом их oтношения к своей службе и профессии, видения перспектив служебного роста и удовлетворения потребностей, факторов, осложняющих служебную деятельность.
В результате анализа материалов исследования было установлено, что для молодых сотрудников на этапе адаптации и становления их как профессионалов существенное значение имеет удовлетворенность своей профессией и адекватное представление о ней. Так, на вопрос: «Нравится ли Вам ваша профессия?» — 51,6% опрашиваемых ответили, что очень нравится; 32 - скорее нравится, чем не нравится; 6,5— к профессии отношусь безразлично; 3,2 — профессия скорее не нравится; 6,5% — затруднились с ответом.
При этом представления о профессии за период работы изменились в худшую сторону у 16,1% респондентов, не изменились у 77,4, изменились в лучшую сторону у 6,5%. Доля молодых сотрудников, желающих перейти на другую работу, не связанную с нынешней деятельностью, составила 9,7%; не желают менять профессию 45,2%; не знают, желали бы они или нет — 45,2%.
В современных условиях важным фактором, обеспечивающим закрепление и стабилизацию кадрового состава, является то, насколько профессиональная деятельность позволяет удовлетворить жизненные потребности сотрудников. Во время исследования работникам было предложено оценить в какой степени их профессиональная деятельность дает возможность удовлетворить ряд потребностей (полная удовлетворенность оценивается в 100,0%).
Анализ результатов
показал, что 83,9% респондентов считают,
что их работа нужная и важная, их
удовлетворяет общение с