Анализ внутриорганизационных перемещений в организациях России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 13:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы- это изучение внутриорганизационных перемещений работников.
Задачами данной работы, вытекающими из цели, являются:
раскрыть сущность трудовых перемещений работников внутри организации;
рассмотреть виды и формы трудовых перемещений;
проанализировать процесс движения персонала в конкретной организации;
сделать выводы по проделанной работе.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Сущность, виды и формы перемещений персонала внутри организации
1.1. Сущность движения персонала 5
1.2.Виды и формы перемещений персонала внутри организации 7
1.3.Социально-экономическое значение трудовой мобильности 15
Глава 2. Анализ внутриорганизационных перемещений в организациях России
2.1. Сущность внутриорганизационных перемещений в российских организациях 17
2.2. Внутриорганизационные перемещения кадров в российских компаниях 19

Заключение 28
Список используемой литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая на тему Виды и формы перемещения персонала управления внутри организации.docx

— 59.34 Кб (Скачать файл)

Содержание

Стр.

Введение                                                                                                                  3

 

Глава 1. Сущность, виды и формы перемещений персонала внутри организации

         1.1. Сущность движения персонала                                                          5

         1.2.Виды и формы перемещений  персонала внутри организации     7                      

         1.3.Социально-экономическое значение  трудовой мобильности      15

Глава 2. Анализ внутриорганизационных перемещений в организациях России

          2.1. Сущность внутриорганизационных  перемещений в российских организациях                                                                                                        17

           2.2. Внутриорганизационные перемещения кадров в российских компаниях                                                                                                            19

 

Заключение                                                                                                             28  

Список используемой литературы                                                                       30                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Движение персонала — базисная категория кадрового менеджмента. Персонал компании не бывает статичен. Желают менеджеры этого или нет, но процесс движения персонала (прием на работу — внутренние перемещения — увольнения) является той реальностью, с которой неизбежно приходится считаться.

Ошибки в организации движения персонала внутри компании, как правило, приводят к увольнению сотрудников, которые могли еще принести большую пользу компании.

Движение персонала, как и любую другую реальность, практически невозможно оценить простыми категориями. Любая реальность противоречива, в ней есть свои положительные и отрицательные стороны. Поэтому ее суть заключается не в оценках, а в способности управлять процессами — эффективно использовать позитив и максимально сглаживать негатив.

  Актуальность темы обусловлена неосведомлённостью многих руководителей в тонкостях кадрового регулирования. Незнание основ управленческой деятельности приводит к необратимым и не нужным отрицательным последствиям.

Цель данной работы- это изучение внутриорганизационных перемещений работников.

Задачами данной работы, вытекающими из цели, являются:

  • раскрыть сущность трудовых перемещений работников внутри организации;
  • рассмотреть виды и формы трудовых перемещений;
  • проанализировать процесс движения персонала в конкретной организации;
  • сделать выводы по проделанной работе.

 

В первой главе, которая является теоретической частью работы, предоставлены сведения о таких явлениях и процессах, как движение персонала в организации, его формы и виды.

Во второй главе, где проводится аналитическая работа, указана информация о кадровой миграции персонала внутри  организации на примере российских компаний и предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность, виды и формы перемещений персонала внутри организации

1.1. Сущность движения персонала

Трудовая мобильность (перемещения) - это одна из форм социально-экономической мобильности, которая представляет собой процесс смены места приложения труда работниками, изменяющий место работника в системе общественного разделения труда. А поскольку место в общественной организации труда и характер выполняемого труда - важнейшие признаки социального положения работника, трудовая мобильность является основой социальной мобильности, влияет на изменение социальной структуры общества и подчиняется ее закономерностям. В основе трудовой мобильности лежат законы разделения и перемены труда, воспроизводства рабочей силы, возвышения потребностей, а также такие закономерности группового и общественного сознания, как нормы и ценности, мотивы поведения и потребности. Действие законов и закономерностей проявляется в изменениях в общественном производстве, требованиях к качествам работников, в изменениях социальных условий жизни и, соответственно, структуры потребностей и мотивов поведения работников. Таким образом, непрерывно меняются как характеристики отдельного работника и трудовых ресурсов в целом, так и параметры системы мест применения труда. Это нарушает соответствие между работником и рабочим местом и создает предпосылки трудовых перемещений.

Непосредственной причиной трудовых перемещений является несоответствия интересов, требований работника к конкретному месту приложения труда.

Трудовые перемещения- это один из важнейших социальных процессов в сфере труда. Они способствуют обеспечению народного хозяйства рабочей силы, содействия тем самым, повышению эффективности производства, то есть, выполняя экономическую функцию. Кроме того, в процессе трудовых перемещений, реализуются и социальная функция, так как при этом совершенствуется социальная структура общества, в полнее удовлетворяются потребности работника, связанные со сферой труда, создаются условия для развития личности работника.

Трудовая мобильность рабочей силы характеризуется определенными факторами, которые можно разделить на четыре группы:

    • предусматривающие настоятельность изменений в мобильности рабочей силы (текущее положение, возможности улучшения условий труда, жизни, сделанные вложения);
    • отражающие желательность мобильности в силу целого ряда социально-экономических обстоятельств (положения работника на новом месте, возможность продвижения на новом месте, сохранение вложений);
    • оценивающие легкость мобильности через систему характеристик, которые могут способствовать либо препятствовать ей (объективные и субъективные характеристики, степень изменения, затраты на перемещение);
    • отражающие информированность человека о возможных вариантах мобильности, что крайне важно в условиях становления и развития рыночных отношений (наличие информации о вакантных рабочих местах, стоимость информации, достоверность информации).

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Виды и формы  перемещений персонала внутри организации

Существуют три основных вида перемещения сотрудников внутри организации:

    • повышение в должности и/или по зарплате
    • понижение в должности и/или по зарплате
    • горизонтальное перемещение

Наиболее важным видом перемещения персонала в развивающихся организациях является продвижение перспективных сотрудников на должности руководителей подразделений, образующиеся в процессе расширения бизнеса или (в худшем случае) при увольнении этих руководителей.

В любой организации существуют карьерные лестницы, по которым двигаются успешные сотрудники в процессе работы в организации. Различают горизонтальную лестницу, по которой продвигаются специалисты, достигая высокого уровня профессиональной квалификации, и вертикальную (должностную или административную) лестницу.

В советско-российской традиции горизонтальная карьера не считалась особенно почётной, хотя вознаграждалась (и вознаграждается) почётными званиями вроде "Заслуженный машиностроитель" или "Заслуженный экономист". Однако здравый смысл заставляет признать, что именно такой тип карьеры должен количественно преобладать, поскольку численность руководителей в любой организации составляет не более 10–20% от общей численности сотрудников.

Горизонтальная карьера предполагает совершенствование специалиста в выбранной им профессиональной области и организация, несомненно, заинтересована в подобном развитии сотрудника.

Этот приём в управлении составом персонала применяется достаточно редко[15,с149].

На первом этапе своей работы в компании (который может продолжаться достаточно долго) сотрудник развивается и достигает определённого должностного уровня, на котором его квалификация соответствует требованиям к занимаемой должности. Однако затем, по тем или иным внешним и/или внутренним причинам, связанным с развитием самого бизнеса или его окружающей среды, требования к должности возрастают, часто неожиданно для сотрудника и даже его руководителя. Конечно, организовав обучение сотрудника, можно попытаться устранить зазор между его квалификацией и требованиями к должности. Однако это может оказаться невозможным из-за высокой стоимости обучения или недостаточной способности к переобучению самого сотрудника (в том числе, например, связанной с его возрастом).

В последнем случае типовым кадровым решением является предложение сотруднику уволиться из организации. Однако в компаниях, где корпоративная культура подразумевает бережное отношение к сотрудникам, долго работающим в компании, возможно предложение перехода на более низкую должность, на которой возможно использование накопленных сотрудником опыта, знаний, навыков. Иногда для выдающихся в прошлом сотрудников даже создают специальные должности помощников или советников.

Если сотрудник компании хочет перейти в другое подразделение, то, скорее всего, он уже не очень хочет работать на старом месте. Если препятствовать его перемещению, есть риск, что этот сотрудник вообще покинет компанию.

Процедура перемещения сотрудника внутри фирмы должна опираться на следующие элементы:

  • желание сотрудника
  • согласие руководителя подразделения, куда переходит сотрудник
  • согласие руководителя подразделения, где работает сотрудник

Наиболее важным здесь является, конечно, желание сотрудника. Этот фактор нередко недооценивается руководителями, считающими, что именно они точно знают, где сотрудник будет лучше работать и принесёт больше пользы организации. Однако работать на новом месте без желания не каждый может. Попытка переместить сотрудника без его желания часто заканчивается его уходом из организации.

Тем не менее, одного желания сотрудника, конечно, недостаточно. Необходимо наличие вакансии в принимающем подразделении и согласие руководителя этого подразделения. Это согласие, в свою очередь, обусловлено тем, насколько руководителя принимающего подразделения устраивают квалификация и поведенческие особенности сотрудника.

Наконец, третий компонент – согласие руководителя подразделения, где работает сотрудник – чаще всего, наиболее трудно достижим. Действительно, руководитель, легко отпускающий своего сотрудника, всегда рискует тем, что не получит ему замену. Кроме того, о руководителе может сложиться негативное мнение: ведь от него уходят сотрудники. И всё же, разумный руководитель всегда придёт к выводу, сформулированному в начале этого подраздела, о том, что насильно удержать сотрудника в подразделении невозможно.

Поэтому чаще всего руководитель, отпускающий сотрудника, выдвигает требование обеспечить ему адекватную замену, да ещё и передать дела. Конечно, и такое, более мягкое условие, задерживает процесс перехода. Но это условие иногда приводит к интересным последствиям, когда сотрудник, желающий поменять подразделение, лично берётся за подбор замены самому себе, и преуспевает в этом.

Многообразие направленностей личности работника оказывает влияние на многообразие мотивов продвижения в трудовой сфере. Их можно сгруппировать в такие виды:

    • мотивы обусловленного долга;
    • мотивы самовыражения;
    • мотивы достижения большей свободы, самовыражения;
    • профессиональные мотивы;
    • мотивы честолюбия;
    • материальные мотивы.

Исследования показали, что перемещения в карьере не происходят под влиянием одного какого-то мотива, а являются результатом действия совокупности мотивов. Для общества небезразлична личная карьера работника, так как она не должна противодействовать коллективным целям, а наоборот соответствовать им. Т.е. личная карьера имеет социальную значимость. Однако эффективность продвижения у разных людей различна, как различны их стремления к продвижению. Социолог Н.Ф. Наумова выявила наличие у людей трех основных типов жизненных устремлений:

- ориентировка на работу  как выполнение трудового долга, общественной пользы;

- работа как возможность  добиться материальной независимости, признания и уважения окружающих;

- работа - тяжелая повинность, мешающая самореализации в воспитании  детей, укреплении здоровья, разнообразных  хобби.

Процесс продвижения в трудовой сфере многообразен, проявляется во всех сторонах жизнедеятельности работника, так как его постоянное развитие, продвижение всесторонне. Совокупность притязаний работника к своему рабочему месту не является чем-то застывшим на всем протяжении его карьеры, поэтому и направленность карьеры - горизонтальная или вертикальная - может чередоваться, сменяя друг друга в различных вариантах, сочетаниях[9, с.255].

Информация о работе Анализ внутриорганизационных перемещений в организациях России