Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 13:06, курсовая работа
Цель данной работы- это изучение внутриорганизационных перемещений работников.
Задачами данной работы, вытекающими из цели, являются:
раскрыть сущность трудовых перемещений работников внутри организации;
рассмотреть виды и формы трудовых перемещений;
проанализировать процесс движения персонала в конкретной организации;
сделать выводы по проделанной работе.
Введение 3
Глава 1. Сущность, виды и формы перемещений персонала внутри организации
1.1. Сущность движения персонала 5
1.2.Виды и формы перемещений персонала внутри организации 7
1.3.Социально-экономическое значение трудовой мобильности 15
Глава 2. Анализ внутриорганизационных перемещений в организациях России
2.1. Сущность внутриорганизационных перемещений в российских организациях 17
2.2. Внутриорганизационные перемещения кадров в российских компаниях 19
Заключение 28
Список используемой литературы 30
«Поскольку компания у нас большая, то карьерный рост возможен для всех стремящихся к этому сотрудников, — рассказывает о практике кадровых повышений в своей компании Ильнора Алиева, заместитель начальника отдела подбора и адаптации персонала департамента по управлению персоналом ГМР «Планета Гостеприимства». — Если происходит освобождение рабочего места (увольнение сотрудника, уход в декрет), то в компании предпочитают брать на освободившееся место «своих».
В «Планете Гостеприимства» действительно немало случаев стремительного карьерного роста. Сама Ильнора Алиева за год работы в компании сумела с позиции рекрутера дорасти до позиции ведущего специалиста, а еще через год стала начальником двух отделов. Еще одна сотрудница компании за полтора года с позиции оператора поднялась до координатора по работе с региональными, а затем и московскими ресторанами[17, c72].
Как рассказывают
в компании «Форема», примеров
карьерного взлета и у них
немало. Так, к примеру, главный бухгалтер
стал финансовым директором, администратор
салона — главным специалистом
по построению и организации
работы салонов и теперь
«Мы также всегда стараемся «растить» свои кадры, — признается Павел Олейников, управляющий компании Soldis Communications. — Человек, проработавший в компании несколько лет, будет, несомненно, лучше разбираться в бизнес-процессе и структуре работы компании, чем специалист со стороны».
Причем, как отмечает Олейников, в этом случае все зависит от потенциала каждого конкретного сотрудника. Одному достаточно полугода, чтобы «раскрыться», вырасти в профессиональном плане и претендовать на повышение. У кого-то на это уходит год, два или более. Некоторые в силу своих способностей «не вырастут» никогда, но такие люди, как правило, не задерживаются на одном месте подолгу, предпочитая кочевать из одной компании в другую в поисках лучшей жизни. Кроме того, как отмечают в Soldis Communications, не всегда можно закрыть освободившуюся позицию внутренним сотрудником. Бывают ситуации, когда невозможно обойтись без привлечения внешних специалистов. Это связанно, в первую очередь, с развитием компании, появлением новых направлений работы. Для этого требуются специалисты, которых не всегда находят внутри компании.
«У нас на руководящие позиции обычно предпочитают взять уже подготовленного специалиста со стороны, — говорит Алексей Чернов, Sales Manager компании LLC FRIGOGLASS EURASIA.
— Ведь чтобы «вырастить» своего сотрудника до приемлемого уровня, обычно требуется не один год, а позицию, к примеру, нужно закрыть уже сегодня». В рекламном агентстве «МегаПро» также признают, что крайне редко возникает ситуация, когда внезапно возникшей вакансии соответствует кто-то из внутренних сотрудников. «Заниматься обучением человека работе в новой должности зачастую некогда и некому, — говорит Анна Розанова, начальник отдела кадров «МегаПро». — Однако при первой же возможности мы переводим на освободившуюся позицию «своих». Наиболее часто это происходит с секретарями ресепшн, когда освобождается место ассистента менеджера в отделе по работе с клиентами». Так, в компании «МегаПро», есть пример необычной ротации, когда сотрудник, начинавший работать в компании курьером, за 4 года вырос до должности управляющего магазином[17,c72].
В публикациях, посвященных ротации в кадровом менеджменте, нередко затрагивается вопрос и о ротации «вниз» (когда сотрудника на время перемещают на более низкую должность). Полезными такие перемещения могут быть для руководителей в целях изучения работы своих подчиненных и более эффективного руководства ими в дальнейшем. Так, немало примеров, особенно в западных компаниях, когда директор на несколько дней выходит «в народ»: обслуживает в своем ресторане посетителей, стоит у прилавка или работает менеджером в отделе рекламаций. Показателен пример компании General Motors, где все сотрудники офиса (в том числе и руководители высшего звена) обязаны пять дней в году работать на конвейере по сборке автомобилей. В компании уверяют, что так они помогают руководителям увидеть проблемы подчиненных, а рядовым служащим — повысить приверженность к компании и стимулировать к более производительному труду.
Движение по прямой. Горизонтальная ротация, в свою очередь, подразумевает переход сотрудника в другой отдел (подразделение, региональный филиал) на ту же самую должность или на должность иной направленности в рамках одного филиала или подразделения. Так, например, менеджер по продажам может перейти на должность маркетолога, а руководителя филиала направляют в другой город на аналогичную позицию.
«Бывают такие случаи, когда сотрудник, пришедший на одну должность, вдруг раскрывается с неожиданной стороны, — говорит Павел Олейников. — Тогда и руководству, да и самому сотруднику становится очевидно, что он с большей продуктивностью для компании и удовольствием для себя мог бы применить себя в другой сфере».
В качестве примера в Soldis Communications приводят руководителя [17,c73] отдела нейминга, успешно работающую в этой сфере более пяти лет, хотя изначально приглашенную в компанию на должность account manager. Опыт горизонтальной ротации широко применяют в таких известных по всему миру компаниях, как Hewlett-Packard, IBM, Citicorp, Morgan. Например, офисные сотрудники McDonalds периодически работают в ресторанах компании, чтобы знать о проблемах официантов, кассиров, поваров и других сотрудников ресторанов сети.
Горизонтальная
ротация особенно популярна в
японских компаниях, где одним
из главных принципов
Ритуалы назначений. Несомненно, ротация кадров — сложный и кропотливый процесс для каждой организации, в котором должны быть последовательно соблюдены все этапы: постановка цели, определение требований к перемещаемым сотрудникам, отбор кандидатов на перемещения, организация процедуры адаптации сотрудника на новом месте, постоянный контроль над работой сотрудника в адаптационный период и многое другое. «В нашей компании перед планируемым перемещением руководитель собирает характеристику на кандидата у его непосредственного руководителя (или руководителей, если сотрудник работал в нескольких отделах), — рассказывает Ильнора Алиева[17, c73].
— Если по его мнению кандидат подходит на должность, то спрашивают согласие самого кандидата. В случае положительного ответа подробно обсуждают все детали нового назначения (функциональные обязанности, оклад и т.д.)». Затем для сотрудника «Планеты Гостеприимства» происходит введение в должность: руководитель публично объявляет коллегам о новом назначении, а также происходит информирование о новом назначении по электронной почте всего персонала компании.
На протяжении
адаптационного периода
«Компания у нас старая, со своими сложившимися традициями, однако прописанных правил новых назначений у нас нет, — комментирует Алла Комракова, менеджер по подбору персонала Издательской группы «АСТ». — Решения о перемещении в компании принимаются руководителем подразделения и подробно обсуждаются с сотрудником. Обсуждается, насколько интересно сотруднику будет новое назначение, выслушиваются его пожелания. Если решение принято, это сообщается коллективу». В компании Soldis Communications также существует ритуал перемещения на новую должность.
Как рассказывает Павел Олейников, сотрудник, получивший новое назначение, предупреждается заранее, чтобы иметь возможность морально подготовиться к новой роли. Затем информируется коллектив. Например, если речь идет о повышении, то коллективу сообщается о назначении и новых должностных обязанностях сотрудника в новой должности.
Информация о новом назначении в компании «МегаПро» доводится до сведения всех заинтересованных лиц либо по корпоративной почте, либо в устной форме. Однако, как признают в компании, чаще всего это происходит неожиданно, так как обычно связано с увольнением работника или уходом сотрудницы в декрет. «О новом назначении сотрудника компании у нас объявляется на собрании, — говорит Наталья Марина из компании «Форема».
— Кроме того, сотруднику предлагается сказать несколько слов о его рабочих планах на будущее. Затем сотрудник письменно сообщает всем службам компании о том, что он будет делать на новой должности. Это происходит для того, чтобы люди знали, с какими вопросами к нему можно обращаться».
Золотой резерв. Нередко для запланированных перемещений в компании создаются специальные кадровые резервы, куда сбирается информация о наиболее перспективных или хорошо себя зарекомендовавших сотрудниках. «У нас в компании существует Кадровый резерв первого и второго эшелона, — говорит Ксения Мартынова, главный специалист Управления по работе персоналом Департамента региональных продаж ОАО «Газпром нефть». — В первый эшелон входят кандидаты, у которых и управленческая компетентность, и личностный потенциал оцениваются как средний/средний, средний/высокий, высокий/высокий.
Во второй эшелон внесены кандидаты с одним из критериев в области «низкий». Соответственно каждый из критериев имеет подразделы (компетенции), по которым складывалась общая картинка. Когда освобождается какая-либо должность, в порядке приоритета всегда берут «резервистов».
Как рассказывает Павел Олейников, чтобы попасть в кадровый резерв Soldis Communications, человек, в первую очередь, должен обладать харизмой. Кроме того, он должен быть профессионалом в своем деле и стремиться к дальнейшему развитию, прилагая к этому максимум усилий. Поэтому он должен обладать 4 основными качествами, которые прописаны в этическом кодексе компании: открытость, радость, партнерство, доверие».
Например, в компании Motorolа существует «группа талантливых сотрудников», куда входит примерно 20% всех работающих в компании. Для каждого из членов группы в Motorolа создают индивидуальный план развития и обсуждают возможности и условия карьерных перемещений. Вопросами внутриорганизационных перемещений в компании занимается специально созданный Глобальный центр ротации.
Как рассказывают в компании «Форема», карьерный рост возможен для каждого работника компании, будь то начальник отдела или простой курьер. Для продвижения по карьерной лестнице в компании необходимы: эффективная работа на занимаемом посту (что четко отслеживается по результатам труда руководителями и отделом персонала), профессиональные знания в данной области, отсутствие замечаний в работе (например, дисциплинарных наказаний), наличие поощрений, положительные отзывы клиентов, наличие лидерских качеств (для определения этих качеств в компании используют специализированные тесты), положительные отзывы руководителя.
«Чтобы претендовать
на повышение в нашей компании и стать
руководителем (менеджером), человек должен
обладать задатками (а еще лучше выраженными
качествами) лидера, — говорит Алексей
Чернов. — Хотя, само понятие Manager уже подразумевает
руководство. Например, в западной компании
добиться должности менеджера нелегко.
Их Sales Manager соответствует скорее нашему
«директору по продажам», чем «менеджеру
по продажам», и является достаточно ответственной
позицией».
Заключение
Итак, движение персонала - это одна из форм социально-экономической мобильности, которая представляет собой процесс смены места приложения труда работниками, изменяющий место работника в системе общественного разделения труда.
Непосредственной причиной трудовых перемещений является несоответствия интересов, требований работника к конкретному месту приложения труда.
Трудовые перемещения- это один из важнейших социальных процессов в сфере труда. Они способствуют обеспечению народного хозяйства рабочей силы, содействия тем самым, повышению эффективности производства, то есть, выполняя экономическую функцию.
Существуют три основных вида перемещения сотрудников внутри организации:
Различные виды трудовой мобильности тесно связаны друг с другом и практически не бывают в чистом виде. Все виды трудовой мобильности различаются по субъекту: перемещается либо индивид, либо группа.
Ряд других авторов выделяет несколько другие виды внутрифирменного перемещения сотрудников в организации:
Формы трудовой мобильности
различны. Внутри предприятия
Информация о работе Анализ внутриорганизационных перемещений в организациях России