Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 20:23, курсовая работа
Целью работы является раскрытие теоретических и методических основ современных методов разработки стратегии организации применительно к ООО «Alexfitness» и выработка практических рекомендаций по совершенствованию стратегии развития организации на рынке строительных товаров и услуг.
Достижение этой цели потребовало постановки и решения следующего комплекса задач:
1) Изучение теоретических основ методов разработки стратегии организации.
2) Анализ стратегии развития компании.
3)Проведение анализа внешней среды предприятия ООО «Alexfitness».
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы разработки стратегии организации……….4
1.1 Методы разработки стратегий……………………………………………..4
1.2 Стратегия развития компании……………………………………………..10
Глава 2. Анализ деятельности ООО «ALEXFITNESS»………………………16
2.1 Краткая характеристика ООО «ALEXFITNESS»………………………….16
2.2 Анализ внешней среды как фактора реализации стратегического управления деятельности ООО «ALEXFITNESS»…………………………………………….19
Заключение………………………………………………………………………29
Список использованных источников…………………………………………..30
Найти и захватить экологическую нишу: цель этой стратегии – добиться монопольного положения на небольшом участке. Если первые стратегии предполагают вступление в конкурентную борьбу, то стратегия экологической ниши обеспечивает надежную защиту от конкуренции. Удачное применение упомянутых ранее стратегий означает создание крупных фирм, которые у всех на виду. Те же предприниматели, которые прибегают к стратегии экологической ниши, преследуют в основном одну цель: заработать наличность.
1.2 Современные
подходы к разработке
Проектирование цельной стратегической ориентации предприятия невозможно без использования эффективного подхода, связывающего все области компетенции предприятия в единое целое, позволяющего вырабатывать стратегические решения и рассчитывать результат. Подходу необходимо простым и понятным всем участникам процесса разработки стратегии, чтобы становиться основой взаимодействия различных этапов разработки стратегии и управления изменениями.
Организация стратегического управления (стратегического менеджмента) будет рассматриваться как процесс, определяющий последовательность действий организации по разработке и реализации стратегии. Он включает постановку целей, выработку стратегии, определение необходимых ресурсов и эффективное взаимодействие с внешней средой, которые позволяют организации решать поставленные задачи.
С давних пор у руководителей-практиков накопилось множество вопросов к процессу разработки и внедрения стратегии организации. Идёт дискуссия о том, какой из противоположных подходов к организации стратегического управления эффективнее: опытно-интуитивный (школы обучения, культуры, предпринимательства, внешней среды, когнитивная школа) или рационально-логический (школы дизайна, планирования и позиционирования). Лидерами сторон этих классических подходов являются Игорь Ансофф и Генри Минцберг[2, стр.47].
Сейчас же на передний план выходит сценарий долгосрочного развития экономики, предполагающий рост её конкурентоспособности как в традиционных, так и в новых наукоёмких областях, стремление к повышению качества человеческого капитала и динамики производительности труда, в опережающем развитии высокотехнологичных производств и превращение инновационных факторов в главный двигатель экономического роста. Решение этих задач нуждается в создании системы чёткого и понятного взаимодействия государства, бизнеса, науки и образования на базе использования эффективных современных подходов к организации стратегического управления[9, стр.197].
Синергетический подход. Данный подход базируется на концепции самоорганизации (синергетики). Научная литература описывает синергетику как спонтанный переход открытой неравновесной системы от простых форм организации к более сложным и упорядоченным формам. По определению, объектом синергетики могут быть лишь те системы, которые удовлетворяют как минимум следующим двум требованиям:
·системы должны быть открытыми, т. е. взаимодействовать с внешней средой, обмениваясь с ней веществами и энергией;
·системы должны быть неравновесными, т. е. быть в состоянии, далеком от термодинамичного развития.
Как раз такими и являются многие из известных нам систем, в том числе и социально-экономические (предприятия). В целом эволюционный процесс развития системы, исходя из концепции синергетики, рассматривается как неограниченная последовательность процессов самоорганизации. Неустойчивость порождает динамический процесс, который приводит к дальнейшей самоорганизации системы. В результате порождаются новые упорядоченные структуры. Для анализа эволюционных процессов развития предприятий в стратегической перспективе при организации стратегического управления следует использовать теорию синергетики.
Важно заметить, что в фазе жизненного цикла предприятия организация стратегического управления с использованием синергетического подхода предусматривает следующее:
·деструктивные факторы внешней среды, влияя на корпоративную производственную систему, не вызывают больших изменений условий хозяйствования, до тех пор пока предприятие не дойдет до точки бифуркации (критической точки), в результате чего появляется некоторое количество направлений (возможностей) дальнейшей эволюции;
·до точки бифуркации направления эволюции корпоративной производственной системы находятся в зависимости от случайных факторов, которые влияют на нее тогда, когда она развивается по детерминистическим законам;
·если в точке бифуркации эволюционный процесс двинется в направлении «кризис», то в этой фазе жизненного цикла корпоративная производственная система утратит способность самостоятельно перейти в фазу жизненного цикла «рост» за счет внутренних ресурсов, без нахождения ресурсов из вне и реорганизации;
·после получения ресурсов извне и реорганизации переход предприятия из фазы «кризис» в фазу «рост» возможен только прыжком, а вход в фазу «кризис» — эволюционно.
Кластерный подход играет очень значимую роль при организации стратегического управления. Взаимосвязь процессов кластеризации, увеличение конкурентоспособности предприятия и ускорение инновационной деятельности — это новый экономический феномен, позволяющий сопротивляться давлению мировой конкуренции и соответствующим образом подчиняться требованиям национального и регионального развития.
О понятии «кластер» в экономической литературе впервые стало известно в 1990 г. благодаря М. Портеру, согласно которому кластер — это «географически сконцентрированные группы взаимодействующих компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также организаций, связанных с их деятельностью (например, университетов, агентств по стандартизации, торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем ведущих совместную работу».
В настоящее время наблюдается увеличение числа стран, которые для повышения конкурентоспособности пользуются кластерной инициативой как базовым элементом организации стратегического управления. Благодаря проведенному анализу более 500 кластерных инициатив, которые были осуществлены за последние 10 лет в 20-ти странах, стало известно, что высокая конкурентоспособность этих стран базируется именно на сильных позициях отдельных кластеров — локомотивах конкурентоспособности. Суть кластерных объединений изменилась и обогатилась в результате развития кластерного подхода. Например, согласно обзору Европейской экономической комиссии ООН главными характеристиками кластеров являются[8,стр.42]:
·географическая концентрация (фирмы, расположенные не так далеко друг от друга, имеют возможность экономить на быстром производственном взаимодействии, обмене социальным капиталом и процессах обучения);
·специализация (кластеры связаны с определённой областью деятельности, к которой все участники имеют отношение);
·множественность экономических агентов (помимо фирм, образующих кластеры, деятельность кластеров охватывает академии, финансовых посредников, общественные организации, институты, способствующие кооперации и т. д.);
·сотрудничество и конкуренция (самые популярные виды взаимодействия между фирмами — членами кластера);
·достижение необходимой «критической массы» в размере кластера (способствует получению эффектов внутренней динамики и развития);
·жизнеспособность кластеров (кластеры создаются на долгосрочной основе);
·инновационная деятельность (фирмы и предприятия в составе кластера обычно принимают участие в процессе технологических продуктовых, рыночных или организационных инноваций).
Инновационный подход к организации стратегического управления для повышения эффективности предприятий базируется на концепции постоянного поиска и внедрения инноваций по всему диапазону стратегических решений — включая технологический, экономический, социальный и прочие аспекты.
Логика инновационного подхода имеет несколько аспектов. Прежде всего, это создание механизма обеспечения реализации известных методов управления повышением эффективности предприятия (включая прогнозирование поведения собственника, воздействие на факторы, которые уменьшают эффективность предприятия, мотивирование топ-менеджмента и др.). Данный подход подразумевает использование инновационной модели организации стратегии повышения эффективности предприятия. Его реализация может быть основана на применении типовой методики разработки стратегии коммерческого плана, адаптированной к особенностям и условиям предприятия.
Инновационная модель к организации стратегического управления состоит из следующих этапов[3, стр.69]:
· определение миссии и целей организации;
· анализ внешней среды организации;
· анализ внутренней среды организации;
· прогнозирование поведения конкурентов, учёт их интересов;
· учёт интересов и настроений общества;
· анализ стратегических альтернатив и выбор стратегической зоны хозяйствования;
· разработка стратегического плана;
· выделение отдельного раздела стратегического плана, а именно, инновационной стратегии предприятия;
· реализация общей стратегии, в том числе инновационной;
· оценка результатов, контроль и обратная связь.
Так как в современных условиях конкурентная борьба стала иметь глобальный характер, то в рассмотренной инновационной модели отмечена необходимость согласования с собственником стратегических решений, необходимость прогнозирования поведения конкурента, учет интересов и настроений общества, а также необходимость выделения отдельной инновационной стратегии предприятия, под которой понимается совокупность стратегических решений, касающихся разработки, приобретения и внедрения инноваций. Инновационная стратегия тесно взаимосвязана с товарно-рыночной и технологической стратегией. Опыт быстро развивающихся компаний показывает, что на настоящий момент выживает тот, кто умеет быстро реагировать на изменения внешней среды и постоянно уделяет внимание инновациями[6, стр.201].
Для установления эффективного контроля возможно применение инновационного метода — метода патисипативной организации, основанного на принятии участия работников в управлении предприятием. Данный метод часто применяется в акционерных обществах, где работники являются одновременно и акционерами. В результате этого одновременно создаётся дополнительная мотивация работников и повышение их заинтересованности в результатах деятельности организации в целом.
Стоимостной подход. Данный подход основывается на предварительной оценка всех материальных и нематериальных активов, которые составляют рыночную стоимость компании. Иначе говоря, основной упор делается на управление стоимостью.
Управление стоимостью предприятия рассматривают с трех позиций: содержательной, организационной и технологической:
· с содержательной — это управление стоимостью, направленное на максимизацию стоимости предприятия в результате воздействия на факторы стоимости;
· с организационной — управление стоимостью складывается из функций управления и этапов процесса управления стоимостью предприятия;
· с технологической — включает разработку информационной базы процесса управления стоимостью с помощью проведения оценки бизнеса предприятия и использования полученной информации в дальнейшем.
Методология процесса управления стоимостью предприятий по экономическому содержанию и последовательности действий на базовых этапах управления стоимостью представлена на рисунке 3.
Процессы, указанные в схеме, тесно связаны друг с другом. Например, текущий доход зависит от безостановочного функционирования технологических установок, необходимого количества оборотных средств и различных факторов, связанных с инвестированным капиталом; реализация инвестиционных проектов зависит как от текущих доходов, так и от амортизационных отчислений (зависящих от стоимости основных фондов). Таким образом, более проверенную и надежную информацию дает изучение факторов стоимости, их взаимосвязи и приоритетности на конкретном временном промежутке.
Рис.3. Содержание концепции управления стоимостью предприятия.
Основные принципы стоимостного подхода к организации стратегического управления:
· главная цель стратегического управления — максимизация стоимости предприятия;
· в наибольшей степени стоимость связана с денежным потоком, который создает предприятие;
· главный критерий эффективности управления — это повышение стоимости.
Сегментационный подход. При организации стратегического управления, чтобы обеспечить независимость предприятия от единственной зоны хозяйствования, а также способность предприятия переправлять ресурсы из одной зоны хозяйствования в другую, менеджмент компании должен иметь стратегическую гибкость во внешней и внутренней среде, применять сегментационный подход в выборе наиболее перспективных стратегических зон хозяйствования[10, стр.43].
Разделение (сегментирование) рынка представляет собой разделение на определенные группы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться определеннее товары и (или) комплексы маркетинга. Широко распространенными критериями, по которым осуществляется сегментация, являются: количественная характеристика сегмента; степень доступности сегмента для компании (каналы распределения, сбыта, условия хранения и т. д.); существенность сегмента: реальность группы потребителей, ее устойчивость; рентабельность; совместимость рынка главных конкурентов с сегментом; эффективность работы на выбранный сегмент рынка (опыт компании, ресурсы); конкурентоспособность выбранного сегмента (сильнее и слабые сторон конкурентов, собственные преимущества и т. д.).