Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 17:08, реферат
Еще одним фактором необходимости повышения квалификации является корпоративная культура. Являясь материальным воплощением миссии фирмы, корпоративная культура регламентирует все формы коммуникации компании – как внутренние, так и направленные вовне. осознание необходимости направленного воспитания у персонала чувства принадлежности к единой компании пришло к российским компаниям совсем недавно, в 2000 – 2001 годах. Особенно показательно эти процессы проходили в вертикально интегрированных нефтяных компаниях (ВИНК), которые в силу своей специфики объединили предприятия разного профиля: нефтедобывающие, нефтеперерабатывающие, сбытовые и обслуживающие структуры. В советские годы эти предприятия имели различную ведомственную принадлежность, и многие сотрудники (к примеру, нефтеперерабатывающих заводов) до сих пор не ощущают себя нефтяниками и считают себя нефтехимиками. Кроме того, ВИНКи – явление для России в принципе новое, а их персонал за годы прежней работы привык отождествлять себя с конкретным предприятием «…нефтегаз», но не с компанией в целом.
В компании сложилась следующая ситуация. Наряду с достижениями, такими как оригинальные разработки программ, лидерство в ассортименте, качестве тренинговых программ - в частности, предпринимательского тренинга «Технология Успеха» - появились и замедляющие развитие компании «Арсенал» тенденции.
Так, прослеживалось отсутствие слаженности в работе, недисциплинированность сотрудников, нечеткость в распределении обязанностей, неструктурированность отношений, усталость, как рядовых сотрудников, так и руководителей, эмоциональные, имеющие историю отношения в коллективе, которые иногда не позволяют работать и обсуждать дела конструктивно.
Особенно значимыми чертами ухудшения ситуации стали:
Практика обращения к внешней консалтинговой компании не дала значимых положительных
результатов, процесс консалтинга был
приостановлен.
Конечно, интересным являлся вопрос, -
насколько эффективно для организации,
по сути работающей в сфере консалтинга
(контекст услуг по проведению тренингов,
программ обучения и развития, а также
рекрутмента, - это и есть консалтинг) обращение
к другому внешнему консультанту. Но, поскольку
Школа менеджеров является организацией,
то она подлежит консалтингу так же, как
и любая другая.
Необходимость изменений в компании назрела, и при обсуждении консультанта с генеральным директором перспектив развития одними из главных задач дальнейшей работы признавались:
Эти задачи можно решить с помощью применения модели развития обучающейся организации. Необходимо было обязательно учесть, что шаги по развитию должны быть постепенными, понятными и поддерживаемыми сотрудниками. Такая модель развития помогала обозначить для сотрудников пути изменения, сделать их активными участниками изменений.
Был выбран путь от простого к сложному
- от создания инициативной группы и через
сотрудничество с ними и их поддержку
- изменение корпоративной культуры. Итак,
какие же шаги были предприняты…
ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ
Апрель 2001 - Собрание коллектива "Арсенала"
Проведено собрание с презентацией книги "Пятая Дисциплина", на котором сотрудникам были рассказаны основные идеи книги, а также рекомендовано ее прочтение. В процессе общего обсуждения даны пояснения к основным понятиям Обучающейся организации: групповое обучение, интеллектуальные модели, видение компании и др. В результате встречи часть конструктивно настроенных сотрудников проявило интерес к книге и решило ее прочитать, часть сотрудников восприняло информацию пассивно.
1-3 мая 2000 года
- Сессия стратегического
Проведена групповая выездная сессия,
на которой все сотрудники компании были
разбиты на группы. Каждой группе дано
задание написать:
Второй частью работы был обмен созданными материалами, а также рассмотрение работы каждой группы, находясь в ролях критиков, реалистов, мечтателей. (Методика, известная как «методика творчества Уолта Диснея»).
Итог работы: осознание сотрудниками модели стагнации, торможения, развития, не приверженности, начало формулирования идей видения компании, опыт коллективной групповой работы, развитие дистинкции диалога, а не спора, слушания друг друга. Сотрудники самостоятельно смогли определить часть негативных моментов, мешающих развитию организации. Таким образом, постановка проблемы стала не диагнозом консультанта и не видением генерального директора, а совместно определенным состоянием организации. Менеджеры организации стали готовы к началу совместной работы по развитию команды. Возникло доверие к консультанту.
Май - июль 2001
г. - подготовительная работа в группе
менеджеров
Проведена подготовительная работа перед стратегическим планированием развития организации на год. Перед менеджерами компании были поставлены следующие цели:
Работа происходила на регулярных еженедельных встречах. В начале работы команде менеджеров была представлена модель стратегического развития организации Института Тренинга (г. Санкт-Петербург). Далее каждый руководитель в соответствии с данной моделью представил модель развития своего направления деятельности. Следующие встречи были посвящены обратной связи, обсуждению совместных идей и согласованию планов.
В результате работы создан проект стратегического
плана на год, отношения в команде менеджеров
стали позитивнее, появился больший интерес
к работе, уверенность в достижимости
результатов при совместной работе и в ценности консультирования.
4-6 августа
2000 года
Проведена "Праздничная" сессия,
посвященная 9-летию Арсенала. При организации
мероприятия также были поставлены цели:
Руководители каждого направления представили всем сотрудникам проект стратегии развития отдельных направлений деятельности на год. Совместно с сотрудниками своего направления проведена доработка стратегических представлений менеджеров. Работа велась по методу мозгового штурма, а также по методике творчества Уолта Диснея. В такой совместной работе, но уже всего коллектива определилась окончательная стратегия каждого отдела компании. Результаты работы:
Ноябрь 2000 года - март 2001 года
Повышается стремление коллектива организации
к саморазвитию, компания становится все
более живой. Об этом говорит тот факт,
что команда менеджеров без всяких предложений
со стороны руководства и консультанта
решила продолжать активную совместную
работу по изменению корпоративной культуры
организации. На одном из собраний принято
решение о создании команды, которая названа
"Группой прорыва" - в нее могли входить
не только менеджеры, но и активные сотрудники
организации. В течение пяти месяцев "Группа
прорыва" собиралась не менее одного
раза в неделю в нерабочее время.
Основная цель работы группы - дальнейшие действия по корректировке и укреплению новой корпоративной культуры обучающейся организации. Анализ текущего состояния компании, ее жизнедеятельности, выявление тенденций в происходящем и разработка конкретных действий, которые необходимо предпринять в связи с этим.
В соответствии с этим планом группа поставила
перед собой следующие задачи:
Группа достаточно точно определила как позитивные, так и негативные интеллектуальные модели и тенденции в компании. Создан долгосрочный план работы, реализация которого постоянно контролировалась.
Что было сделано "Группой прорыва":
Период: апрель
2001 - настоящее время
Итак, на протяжении одного года были сделаны
следующие шаги в сторону развития:
В работе по развитию сотрудников компании использован системный подход, то есть, выбрана точка приложения усилий - работа с командой менеджеров и через нее работа со всеми сотрудниками. В дальнейших процедурах работы с персоналом, например таких как…
… производилось закрепление культуры
обучения в корпоративной культуре компании,
среди пришедших новых специалистов.
Главной задачей следующего периода было
продолжение работы в организации по изменению
корпоративной культуры в соответствии с ключевыми задачами
года - ПРОФЕССИОНАЛИЗМ, ФИНАНСОВАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ,
ТЕМП, ОРГАНИЗОВАННОСТЬ.
Такими вспомогательными задачами по поддержанию корпоративной культуры стали:
Сильным моментом работы со всем персоналом, помогающим ему в личном совершенствовании, развитии и ориентированности в сторону обучающейся организации, явился тренинг «Технология Успеха», который в настоящее время рекомендуется для прохождения каждому сотруднику Школы менеджеров «Арсенал».
Благодаря выбору направления своего
развития (в сторону обучающейся организации)
в течение 2 лет в компании были получены
великолепные результаты: