Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 22:58, курсовая работа
Для того чтобы компания добилась успехов в условиях постоянной жесткой конкуренции требуется разрабатывать новые принципы по организации корпоративной культуры предприятия и приближение ее к эталонному состоянию. Это и будет являться целью данной курсовой работы.
Задачами курсовой работы являются:
изучение теоретического материала, связанного с феноменом корпоративной культуры;
определение видов и типов корпоративных культур
Введение
3
1 Основы теории корпоративных культур
Корпоративная культура: определение, значение и структура
4
Содержание и основные типы корпоративной культуры
8
Факторы, оказывающие влияние на организационную культуру
14
1.4. Виды корпоративных культур
19
Анализ корпоративной культуры ОАО «ВымпелКом»
Характеристика ОАО «ВымпелКом»
26
2.2. Определение типа корпоративной культуры на ОАО «Вымпелком»
28
Выявление недостатков на ОАО «Вымпелком»
30
Совершенствование корпоративной культуры на ОАО «ВымпелКом»
31
Приложение 1
37
Типология Т. Дейла и А. Кеннеди9
Т. Дейл и А.А. Кеннеди выделяют четыре главных типа корпоративной культуры. В качестве анализируемых параметров они выбрали уровень риска и скорость получения обратной связи. На основании сочетания этих параметров были выделены следующие типы организационной культуры.
Типология Р.Акоффа10
Р. Акофф анализировал культуру организаций как отношения власти в группе или организации. Для исследования он выделил два параметра: степень привлечения работников к установлению целей в группе/организации и степень привлечения работников к выбору средств для достижения поставленных целей. На основании сравнения данных параметров было выделено четыре типа организационной культуры с характерными отношениями власти.
1. Корпоративный тип культуры.
Низкая степень привлечения
2. Консультативный тип культуры. Высокая степень привлечения работников к установлению целей, низкая степень привлечения работников к выбору средств для достижения поставленных целей. Отношения «доктор—пациент» (институты социальных и других услуг, лечебные и учебные заведения).
3. «Партизанский» тип культуры. Низкая степень привлечения работников к установлению целей, высокая степень привлечения работников к выбору средств для достижения поставленных целей. Отношения автономии (кооперативы, творческие союзы, клубы).
4. Предпринимательский тип культуры. Высокая степень привлечения работников к установлению целей, высокая степень привлечения работников к выбору средств для достижения поставленных целей. Отношения демократии (группы и организации, управляемые «по целям» или по «результатам», компании со структурой «перевернутой пирамиды»).
Типология Камерона-Куинна.
Типология Камерона-Куинна
(аналог в российской практике - модель, предложенная Т. Базаровым),
основанная на модели конкурирующих ценностей
(CompetingValuesFramework), за последние десять лет
легла в основу исследований организационных
культур в тысячах компаний и организаций.
Произошло это не в последнюю очередь
из-за того, что авторы предложили, кроме
собственно очередной типологии, и открытый
стандартный опросник (OCAI, OrganizationalCultureAssessmen
Четыре доминирующих типа корпоративной культуры вырисовываются на основании "рамочной конструкции конкурирующих ценностей”. Все четыре типа служат фундаментом для OCAI. Инструмент был разработан на основе анализа эмпирических исследований 39 индикаторов, определяющих исчерпывающий набор измерителей организационной эффективности (предложенных Кэмбеллом и его коллегами). В результате этих исследований были выделены два наиболее важных индикатора и сформулированы четыре стержневые ценности, представляющие собой противоположные или конкурирующие допущения. Инструмент предназначен для оценки эффективности корпоративной культуры и определение тех ее аспектов, которые для компании желательно изменить, и рассматривает те аспекты, которые определяют фундамент культуры организации.
1 Клановая культура.
Семейно-клановая культура нацелена на эмоциональную включенность сотрудников в общий результат, коллективизм. Соответственно, все адаптационные мероприятия должны носить характер семейности, передачи традиций, ценностей и норм поведения, знакомства со многими сотрудниками. Преимущественно, в таких компаниях система наставничества на добровольных началах, так как, по сути, принимают нового члена семьи.
Именно эта культура славится «изюминками» в процедурах адаптации. Например, поздравление всем коллективом в первый день утром с тортом и шариками, проведение «дней новичка», где есть и официальная часто для тех, кто проходит адаптацию, и развлекательная составляющая.
2 Адхократическая культура.
Здесь в процедуре адаптации будет акцент на обучении, описании возможностей для сотрудника и ресурсов, которыми он может воспользоваться во время своей работы. Так как сотрудники в такой организации чаще всего достаточно самостоятельны, то для них важен, например, максимально полный справочник новичка и лист прохождения адаптации. Однако на этапе включения в коллектив отделы персонала проводят много мероприятий: в одной из компаний составляется план посещений заседаний разных проектов, во время которых новый сотрудник просто сидит и слушает разные точки зрения, о разных продуктах и направлениях деятельности компании. По окончанию совещания он может задать вопросы всем присутствующим и дать какие-либо комментарии. Кандидат не начинает работу в своем подразделении, пока не поймет главных принципов работы коллектива.
3 Иерархическая культура.
Иерархическая (ее часто еще называют бюрократическая) организационная культура - не идеальная, но очень часто именно она превалирует в больших компаниях. По сути, это только механизм, в котором люди - винтики с четким функционалом. Высокая ли производительность такого персонала? Все зависит от того, как компания построила систему управления персоналом. Здесь правят бал процедуры, стандарты и инструкции под соусом девизов и миссий. Эти компании - образец для многих менеджеров по персоналу, потому что там даже приготовление кофе для посетителей - стандарт. Преимущественно, основной акцент в процедуре адаптации будет на ознакомлении с компанией (книга новичка или вводный тренинг) и обучении сотрудника работе в рамках стандартов компании. Чтобы винтик работал, нужно понимать, в каком направлении ему крутится и с какой скоростью, чтобы машина работала без сбоя.
4 Рыночная культура
Адаптация в рыночной культуре - это игра «бросим в озеро: выплывет или нет». Преимущественно такие компании вообще не имеют процедуры адаптации, или же она ограничивается изучением продукта и знакомством с показателями результативности.
Тут расход времени на то, чтобы обучить человека или же глубоко знакомить с компанией, сотрудниками - считается как прямой убыток. Часто в таких компаниях или же подразделениях процент текучести высок до того времени, пока не формируется основной костяк команды. В таком случае, первые недели работы - это продолжение процедуры отбора.
Знание этих особенностей поможет вам создать процедуру адаптации именно под вашу компанию, без расходов лишних ресурсов и времени. Но она будет вашей индивидуальностью и, возможно, войдет в мировые примеры в строке «самый лучший работодатель, который еще и лучший в своей сфере бизнеса».
2.1 Характеристика ОАО «ВымпелКом»
Для исследования в данной работе было взято сервисное предприятие, предоставляющее телекоммуникационные услуги населению города Екатеринбург.
ОАО «ВымпелКом» один из ведущих российских телекоммуникационных операторов, занимает второе место в стране по выручке и абонентской базе среди компаний мобильной связи. ОАО "ВымпелКом" наряду с МТС и "МегаФоном"составляет так называемую "большую тройку" сотовых операторов. Массовому потребителю компания больше известна своей торговой маркой - "Билайн". "ВымпелКом" владеет лицензиями на предоставление услуг связи в стандартах GSM и 3G (связь третьего поколения). В России сети 3G компании запущены в коммерческую эксплуатацию на территории всех 86 регионов.
ОАО "ВымпелКом" входит в группу компаний VimpelComLtd. ("ВымпелКом Лтд"), которая является одной из крупнейших в мире групп операторов и включает в себя компании, осуществляющие операции в России, Украине, Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Армении, Грузии, Кыргызстане, Вьетнаме, Камбодже, Лаосе, Алжире, Бангладеше, Пакистане, Бурунди, Зимбабве, Намибии, Центральноафриканской Республике, Италии и имеет косвенное участие в акционерном капитале GlobaliveWirelessCanada ("WindMobile").
ОАО «Вымпелком» осуществляет деятельность во всех субъектах России, 6 странах СНГ (Киргизии, Казахстане, Украине, Таджикистане, Узбекистане, Армении), Грузии, Камбодже и во Вьетнаме, предоставляя услуги сотовой (GSM и UMTS) и фиксированной связи, проводного (FTTB) и беспроводного (Wi-Fi) высокоскоростного доступа в Интернет, IP-телевидения, а также корпоративные услуги (Билайн Бизнес).
Лицензии группы компаний «ВымпелКом» охватывают территории с общим населением около 340 млн. человек. По данным J'son&Partners «Вымпелком» является мировым лидером по числу роуминговых партнеров и по числу роуминговых стран.
Руководство компании:
2.2. Определение типа корпоративной культуры на ОАО «Вымпелком»
Было проведено анонимное анкетирование среди работников предприятия ОАО «Вымпелком» в возрасте от 19 до 29 лет (см. Приложение А).
Им было предложено ответить на вопросы анкеты по методике Камерона-Куинна, направленной на выявление одного из четырех типов корпоративной культуры: клановой, адхократической, иерархической и рыночной.
Таблица 1. Общий профиль
На основе полученных результатов удалось выяснить, что сотрудники ОАО «Вымпелком» считают, что в компании нет определенной корпоративной культуры, большее влияние на внутреннюю атмосферу оказывают 2 типа - иерархическая и рыночная, а меньшее – клановая и адхократическая.
Согласно же второму ряду показателей – сотрудники желают видеть больший уклон в сторону адхократической, клановой и рыночной культуры внутри своей организации.
По результатам свободного ряда вопросов по данной методике было выявлено следующее:
Информация о работе Анализ корпоративной культуры ОАО «ВымпелКом»