Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 23:19, курсовая работа
При переходе к рыночной экономике возникла необходимость в трансформации экономической статистики, приведение ее в соответствие с институтами и механизмами рыночной экономики. Трансформация статистики осуществляется в Республике Беларусь уже в течение нескольких лет в соответствии с принятыми государственными программами. Одна из целей этой трансформации – переход к использованию в статистике международных стандартов, под которыми на практике понимаются рекомендации международных экономических организаций по различным разделам экономической статистики. Переход к этим стандартам, во-первых, позволит применять в статистике показатели, которые предназначены для описания и анализа рыночной экономики, во-вторых, обеспечивает международную сопоставимость данных.
Введение
Раздел 1. Эффективность функционирования рыночной экономики
Макроэкономическая модель РБ 6
Государственное регулирование рыночной экономики 13
Макроэкономические показатели рыночной экономики 24
1.3.1. Потоковые величины 24
1.3.2. Показатели запасов и экономической коньюнктуры 27
1.3.3 ВВП как важнейший показатель для измерения объема
национального производства. Методы расчета 27
1.3.4. Расчет ВНП………………………………………………………...33
1.3.5. Роль макроэкономических показателей 34
Раздел 2. Сравнительный анализ макроэкономических показателей
Беларуси и стран ЕврАзЭС 39
Заключение 51
Список использованных источников 53
макроэкономика курсовые
Содержание
Введение
Раздел 1. Эффективность функционирования рыночной экономики
1.3.1. Потоковые величины
1.3.2. Показатели запасов и экономической коньюнктуры 27
1.3.3 ВВП как важнейший
показатель для измерения
национального
производства. Методы расчета
1.3.4. Расчет ВНП……………………………………………………
1.3.5. Роль макроэкономических
показателей
Раздел 2. Сравнительный анализ макроэкономических показателей
Беларуси и стран ЕврАзЭС 39
Заключение 51
Список использованных источников 53
Введение
При переходе к рыночной экономике возникла необходимость в трансформации экономической статистики, приведение ее в соответствие с институтами и механизмами рыночной экономики. Трансформация статистики осуществляется в Республике Беларусь уже в течение нескольких лет в соответствии с принятыми государственными программами. Одна из целей этой трансформации – переход к использованию в статистике международных стандартов, под которыми на практике понимаются рекомендации международных экономических организаций по различным разделам экономической статистики. Переход к этим стандартам, во-первых, позволит применять в статистике показатели, которые предназначены для описания и анализа рыночной экономики, во-вторых, обеспечивает международную сопоставимость данных.
При переходе к международным стандартам в отечественной статистике предполагается их адаптация к особенностям и организации экономики, которые характерны для стран переходного периода вообще и для той страны, в частности.
В настоящее время центральное место в экономической статистике занимает система национальных счетов, поскольку, во-первых, в ее рамках исчисляются наиболее важные макроэкономические показатели, и, во-вторых, она является важным инструментом гармонизации и интеграции всей экономической статистики, т. е. Согласование концепций, определений и классификаций, используемых в различных разделах экономической статистики, с основополагающими концепциями, определениями и классификациями СНС.
Одним из важных направлений современного экономического анализа на основе данных экономической статистики являются международные сопоставления валового внутреннего продукта (ВВП) и его компонентов на основе паритетов покупательной способности валют. Для проведения этих сопоставлений применяются достаточно сложные методы, вплоть до решения систем линейных уравнений с большим числом неизвестных.
Точные и объективные данные статистики необходимы для составления текущих и перспективных планов развития народного хозяйства и его отраслей , правильной разработки планов работы отдельных предприятий. На основе статистических показателей отчетности предприятий и организаций ведется наблюдение за ходом выполнения народнохозяйственных планов, установленных как для отрасли в целом, так и для отдельных предприятий и организаций. При помощи статистики изучают народное хозяйство в целом и характеризуют развитие и соотношения отраслей народного хозяйства. Для обеспечения эффективности общественного производства, наиболее рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов необходимо находить в конкретных условиях работы предприятий лучшие способы решения разнообразных задач.
Цель курсовой работы:
Курсовая работа состоит из двух разделов: теоретического и практического. В теоретическом разделе рассмотрены следующие вопросы: эффективность функционирования рыночной экономики, государственное регулирование и основные макроэкономические показатели рыночной экономики. В практическом – проведен анализ макроэкономических показателей Республики Беларусь и стран ЕврАзЭС.
С тех пор, как Беларусь вступила на тропу рыночных отношений, многое в жизни претерпело изменения. Изменились деньги, изменились законы, изменились условия производства, да и само производство. Повсюду провозглашается отказ от старых командно-административных методов в пользу свободным рыночным отношениям, честной конкуренции, уничтожению государственной монополии. Создание экономической системы нового типа, преодолевающей недостатки прежней командно- плановой и обеспечивающей рост эффективности хозяйствования – довольно сложный процесс. Сложность обусловлена не только грандиозностью задач по реформированию существующей экономической системы, но и необходимостью одновременного преодоления кризисных явлений в экономике, унаследованных от административно-командной экономики и обострившихся вследствие вступления общества в переходную экономику.
Эти кризисные явления (резкое сокращение промышленного производства, рост безработицы, усиление инфляции и др.) в определенной мере обусловлены деформацией функционирующего механизма. В их основе лежат глубочайшие противоречия, накапливаемые в плановой экономике в течении десятилетий.
Основной особенностью экономики, унаследованной от плановой системы, является ее глубокая несбалансированность, проявляющаяся по крайней мере в двух аспектах. Во-первых, это неравномерность развития отдельных секторов и отраслей экономики, состоящая прежде всего в гипертрофированном развитии отраслей. Во-вторых, это неравномерность технико-технологического оснащения различных производств и отдельных предприятий.
Переживаемый Республикой Беларусь кризис требует принятия комплексных мер, направленных на его преодоление и системное реформирование экономики. Инструментом такого согласования показателей экономической политики может служить макроэкономическая модель.
В странах с развитой рыночной экономикой большинство среднесрочных макроэкономических моделей базируется на регрессионных методах, которые по своей сути предполагают некоторую неизменность динамики технологических факторов, результатов институциональной деятельности и экономического поведения в сравнении с базовым периодом.[7,331] Представляется очевидной проблематичность подобного инструментария для моделирования экономики переходного периода, отличающегося нестабильностью экономических процессов. Более того, применение стохастических моделей в переходной экономике затруднено переводом статистики Беларуси на принятую в международной практике систему национальных счетов и в этой связи наличием слишком узкой информационной базы. Последнее делает объясняющую способность модели весьма ограниченной. Необходимо также иметь в виду, что в переходный период не могут быть использованы положения теории рыночной экономики без внесения в нее корректив. Применительно к модели это касается, прежде всего, выбора факторов, объясняющих поведение экономических показателей.
C 1994 г. в НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь началась разработка собственной среднесрочной макроэкономической модели.[15,46-64] Основная цель первого этапа работы — создание комплексной макромодели, позволяющей осуществить прогноз взаимосвязанных потоков материально-вещественных и денежно-финансовых ресурсов в экономике республики. По аналогии с моделью Всемирного банка в основу модели был положен методологический принцип потока финансовых средств, согласно которому доходы одного сектора служат расходами другого. При этом в модели выделены четыре внутренних сектора экономики - домашние хозяйства, нефинансовые предприятия, сектор государственного управления, банковский сектор, а также внешний сектор.
Конечной целью построения модели является разработка инструмента, который позволил бы в зависимости от проводимой экономической политики и развития экономической конъюнктуры осуществлять прогноз комплекса не противоречащих друг другу счетов основных секторов экономики.
Создание модели, способствующей решению данной задачи, требует, с одной стороны, адекватного воспроизведения взаимосвязей макропоказателей; с другой стороны, — введения в модель группы государственных регуляторов (налоги, бюджетные статьи расходов, ставка процента, индекс реальной денежной массы) и адекватного отражения их влияния на макропоказатели. Первое требование в модели удовлетворяется посредством реализации методологии потока финансовых средств. Что касается второго требования, то его достижение обеспечивается за счет отражения взаимосвязей показателей в методологии СНС, а также за счет отражения прямого влияния регуляторов на поведение экономических субъектов на основе коэффициентов эластичности. [8,340]
Использование в модели
принципа методологии потока финансовых
средств автоматически
Блок производства и издержек в текущих ценах |
Эндогенные переменныеМатериальные затраты Налогооблагаемые базы: выручка от реализации, прибыль, затраты на производство продукции, амортизация основных фондов Рентабельность Капвложения за счет собственных средств предприятия |
Блок доходов и расходов государства |
Эндогенные переменныеДоходы бюджета и внебюджетных фондов Дефицит бюджета Сбережения и валовые накопления сектора государственного управления Социальные выплаты: среднемесячная стипендия одного студента, среднемесячная пенсия одного пенсионера, среднемесячное пособие одного безработного |
Блок доходов и расходов населения |
Эндогенные переменныеДоходы населения Текущие потребительские расходы Сбережения населения Валовое накопление населения Капвложения за счет средств населения Среднемесячная зарплата одного занятого |
Блок национального дохода и продукта |
Эндогенные переменныеВаловой выпуск и валовой внутренний продукт в рыночных ценах Сбережения и валовое накопление сектора нефинансовых предприятий Воспроизводственная структура ВВП в разрезе секторов Финансовая структура ВВП |
Блок платежного баланса |
Эндогенные переменныеПоказатели текущего счета: сальдо торгового баланса, сальдо нефакторных услуг, сальдо дохода, сальдо текущих трансфертов Внешний заем Внешний долг на конец периода |
Блок кредитно-денежного сектора |
Эндогенные переменныеЧистые внутренние активы в разрезе секторов Широкие деньги в разрезе секторов |
Рис. 1 Блок-схема макромодели
Блок производства и издержек. В данном блоке рассчитываются со стороны предложения номинальный и реальный ВВП, валовой выпуск по факторной стоимости на основе экспертно заданных темпов роста производства отраслей и индексов цен на продукцию этих отраслей. Работа блока представлена следующими отраслями: промышленность, сельское хозяйство, прочие отрасли материального производства, нематериальные услуги. В данном блоке рассчитываются все налогооблагаемые базы, необходимые для работы очередного блока: выручка от реализации, оплата труда, материальные затраты, амортизация, прибыль от реализации, балансовая прибыль. В блоке отражается влияние динамики ставки косвенных налогов на динамику объема продаж и, как следствие, на величину выручки от реализации.
Налогово-бюджетный блок. Поступления в бюджет и внебюджетные фонды рассчитываются путем умножения величины налогооблагаемых баз на экзогенно задаваемую ставку фактического изъятия. При выборе условно расчетных баз налогообложения мы исходили из следующих соображений: