Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 23:19, курсовая работа
При переходе к рыночной экономике возникла необходимость в трансформации экономической статистики, приведение ее в соответствие с институтами и механизмами рыночной экономики. Трансформация статистики осуществляется в Республике Беларусь уже в течение нескольких лет в соответствии с принятыми государственными программами. Одна из целей этой трансформации – переход к использованию в статистике международных стандартов, под которыми на практике понимаются рекомендации международных экономических организаций по различным разделам экономической статистики. Переход к этим стандартам, во-первых, позволит применять в статистике показатели, которые предназначены для описания и анализа рыночной экономики, во-вторых, обеспечивает международную сопоставимость данных.
Введение
Раздел 1. Эффективность функционирования рыночной экономики
Макроэкономическая модель РБ 6
Государственное регулирование рыночной экономики 13
Макроэкономические показатели рыночной экономики 24
1.3.1. Потоковые величины 24
1.3.2. Показатели запасов и экономической коньюнктуры 27
1.3.3 ВВП как важнейший показатель для измерения объема
национального производства. Методы расчета 27
1.3.4. Расчет ВНП………………………………………………………...33
1.3.5. Роль макроэкономических показателей 34
Раздел 2. Сравнительный анализ макроэкономических показателей
Беларуси и стран ЕврАзЭС 39
Заключение 51
Список использованных источников 53
На основе ВВП рассчитываются показатели национальных счетов, широко используемые в экономической теории и статистике. Система национальных сетов связывает воедино важнейшие экономические показатели – объем выпуска товаров и услуг, совокупные доходы и расходы общества. СНС представляет собой современную систему сбора и обработки информации и применяется практически во всех странах для макроэкономического анализа рыночной экономики. Она позволяет в наглядной форме представить ВВП (ВНП) на всех стадиях его движения, т.е. производства, распределения, перераспределения и конечного использования. Ее показатели отражают структуру рыночной экономики, институты и механизмы функционирования. Использование СНС необходимо для проведения эффективной макроэкономической политики государства, экономического прогнозирования, для международных сопоставлений национального дохода. На рис.2 приведена краткая схема Системы национальных счетов.
Национальное счетоводство - комплексная система понятий, которые объясняют создание, распределение, перераспределение и использование валового национального продукта и национального дохода в рамках экономической системы с определенной структурой и закономерностями функционирования.
Рис.2. Показатели СНС
Модель национального счетоводства ООН можно рассматривать как некоторую теоретическую концепцию, которая включает в себя: а) описание продукта и дохода нации, а также их движение с точки зрения равенства инвестиций и сбережений; б) модель межотраслевого баланса В.Леонтьева "затраты- выпуск"; в) анализ движения (потоков) финансовых средств, отражающего встречное движение материальных благ и услуг. Практической реализацией данной концепции является система национальных счетов, т.е. конкретная статистическая система, базирующаяся на комплексе специальных балансов, в которых выражены равновесные состояния совокупности операций обмена между участниками экономических отношений. [18,197
Система национальных счетов - статистическая система, представляющая собой формализацию теоретической концепции национального счетоводства и состоящая из логически последовательной и интегрированной совокупности счетов, таблиц и балансовых ведомостей, которые отражают производство, распределение и использование валового национального продукта и национального дохода страны.[14,85] Система национальных счетов является замкнутой системой, где все счета страны могут быть сведены в единую матрицу, отражающую все потоки (товаров, услуг, денег, финансовых документов) в национальном хозяйстве. Основными структурными элементами системы национальных счетов являются: экономические функции- производство, потребление, накопление, посредничество в перераспределении доходов; экономические операции - индивидуальные акты, которые совершают хозяйственные единицы в процессе выполнения экономических функций (операции с материальными благами и услугами, операции по распределению, финансовые операции и пр.); экономические агенты - субъекты экономических операций, принимающие хозяйственные решения (чистые отрасли, институциональные секторы); объекты экономических операций - товары, услуги, деньги, финансовые документы. В системе национальных счетов используется система двойной записи по методу бухгалтерского учета. Метод построения системы национальных счетов заключается в отражении всех экономических процессов как совокупности двусторонних операций, совершаемых контрагентами. Национальное хозяйство представляется в виде замкнутой модели; экономическая деятельность субъектов расписывается по счетам как потоки доходов и расходов.
Налоги косвенные - налоги на товары и услуги, взимаемые путем установления надбавки к цене или тарифу. В отличие от налогов прямых налоги косвенные не связаны непосредственно с доходом или имуществом налогоплательщика, т.е. физического или юридического лица, на которое законом возложена обязанность выплачивать налог. Таким лицом обычно является производитель или продавец товаров и услуг. Здесь налоговое бремя через механизм цен может перекладываться на другое лицо, каковым обычно выступает покупатель товаров и услуг. Существуют три основные разновидности косвенных налогов: акцизы, фискальные монопольные налоги и таможенные пошлины. В свою очередь акцизы подразделяются на индивидуальные, или выборочные, которые взимаются с отдельных видов товаров и услуг, и универсальные. К последним относятся налог с оборота и налог на добавленную стоимость. Фискальные монопольные налоги древний, но отмирающий вид косвенных налогов. Они характеризуются тем, что налоговая ставка не устанавливается, просто государство монополизирует производство отдельных продуктов, таких, как винно-водочные изделия, соль, спички и т.п.
Валовой внутренний продукт (ВВП) - один из обобщающих статистических показателей развития национального хозяйства; основной показатель в системе национальных счетов. ВВП представляет собой совокупную рыночную стоимость всего объема конечного производства товаров и услуг как в материальном, так и в нематериальном производстве за определенный статистический период (обычно за год). Под конечным производством понимаются товары и услуги, покупаемые для конечного использования, а не для перепродажи или дальнейшей переработки. Продажа промежуточной продукции не учитывается при подсчете ВВП. Это означает, что ВВП можно определить, подсчитывая и суммируя добавленные стоимости, созданные всеми фирмами в экономике. Добавленная стоимость -это рыночная цена объема продукции, произведенной фирмой, за вычетом стоимости потребленных сырья, полуфабрикатов, материалов, приобретенных у поставщиков. Это производственный метод подсчета ВВП. Кроме того, существуют метод расчета ВВП по расходам и метод расчета ВВП по доходам. Первый означает, что объем ВВП равен сумме денежных расходов всех секторов в экономике (домашних хозяйств, частного бизнеса и государства), необходимых для того, чтобы выкупить на рынке весь объем производства. При этом методе суммируются расходы домашних хозяйств на личное потребление, инвестиционные расходы частных предприятий, государственные расходы на покупку товаров и услуг и сальдо экспортно-импортных операций с товарами и услугами. Метод расчета ВВП по доходам предполагает суммирование всех доходов физических и юридических лиц, полученных ими от производства всего объема продукции за данный статистический период. К доходам относятся: заработная плата с отчислениями на социальное страхование, рентные платежи, проценты, прибыль (которая может распадаться на дивиденды и нераспределенную прибыль корпораций), а также амортизация и налоги косвенные. Теоретически все три метода подсчета ВВП должны дать одинаковый результат. Однако на практике существуют расхождения при определении ВВП различными способами. Так, например, многие граждане и предприятия умышленно занижают величину своих доходов, укрывая часть из них от налогообложения. Это приводит к тому, что объем ВВП, исчисленного по доходам может оказаться ниже, чем ВВП, рассчитанный по расходам.
Чистый внутренний продукт (ЧВП) - один из обобщающих статистических показателей развития национального хозяйства, использующийся в системе национальных счетов. ЧВП представляет собой разницу между валовым внутренним продуктом и величиной амортизационных отчислений (см. Амортизация). Таким образом, ЧВП можно рассматривать как суммарные доходы, полученные в течение статистического периода (обычно года) только на территории данного государства как в отраслях материального, так и в отраслях нематериального производства.
Для того, чтобы определить состояние национальной экономики, необходимо получить представление и проанализировать систему показателей, характеризующих макроуровень экономики. Более того, необходимо рассмотреть эти показатели в динамике, определив основную тенденцию экономики в текущем периоде.
По данным статистики, прогнозные показатели за январь-сентябрь 2005 года достигнуты лишь по инвестициям в основной капитал, розничному товарообороту и вводу в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования, т.е. по параметрам, связанным с потреблением. Что же касается показателей, характеризующих производство продукта, то они далеки от желаемых. Приводим полученные фактические результаты в сравнении с прогнозными цифрами (табл.2.1).
Таблица 2.1.
Показатели в сравнении с предыдущим годом.
|
2005г. в % к 2004г. (в сопоставимых ценах) | ||||
по прогнозу на год |
ПО прогнозу на январь—сентябрь |
Фиакчес-ки январь— сентябрь |
необходимо достигнуть до конца года для выхода на основ-ной прогноз | ||
осноной |
"Повы-шенный | ||||
Валовой внутренний продукт |
104-105 |
106,5 |
106,1 |
104,4 |
102,8-106,8 |
Продукция промышленности |
105-106 |
107 |
106,2 |
103,7 |
108.9-112.9 |
Продукция сельского хозяйства |
103-104 |
105 |
105,5 |
103,2 |
102,4-106,4 |
Инвестиции в основной капитал |
106-107 |
108 |
107,0 |
107,0 |
103,0-107,0 |
Производство потребительских товаров |
104,5-105,5 |
106 |
105,5 |
103,6 |
107,2-111,2 |
в том числе: |
|
- |
|
|
|
продовольственных |
105-106 |
|
|
102,0 |
114,0-118,0 |
непродовольственных |
104,5-105,5 |
|
|
103,7 |
106,9-110,9 |
Объем внешней торговли — всего |
106,8 |
|
|
104,9 |
110,6 |
в том числе. |
|
|
|
|
|
Экспорт |
106,5 |
|
|
104,6 |
110,3 |
Импорт |
107,1 |
|
|
105,2 |
110,9 |
Реальные денежные доходы населения |
105-106 |
|
|
112,0 |
91,0-94,0 |
|
2005г. в % к 2004г. (в сопоставимых ценах) | ||||
по прогнозу на год |
ПО прогнозу на январь—сентябрь |
Фиакчес-ки январь— сентябрь |
необходимо достигнуть до конца года для выхода на основ-ной прогноз | ||
Основной |
"Повы-шенный | ||||
Розничный товарооборот
|
105-106 |
105,3 |
113,4 |
79,8-83,8 | |
Платные услуги населению |
105-106 |
106,5 |
106,2 |
105,2 |
104,4-108,4 |
материалоемкость валового выпуска (рост "+", снижение "-") |
(-1,4)-(-1,7) |
|
|
-0,4 |
(-4,4)-(-5,6) |
Энергоемкость валового внутреннего продукта (рост +', снижение "-") |
(-4,2)-(-5,2) |
|
|
-5.4 |
(-1,8)-(-4,8) |
Ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования, тыс.кв.м. |
2500-3000 |
|
1750-2100 |
2171 |
329-829 |
Из приведенных данных видно, что из 16 важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2005г.,, запланированные уровни в 2004-2005 достигнуты лишь по 8, а планка "повышенного" прогноза не взята ни по одному показателю
Рост ВВП за январь — сентябрь составил 104,4% при основном прогнозе 104—105% и "повышенном" — 106,5%. Именно исходя из последнего рассчитывался рост реальных доходов населения и заработной платы, доходов госбюджета. На диаграмме 1 можно посмотреть изменение ВВП РБ:
Диаграмме 1.
Изменение ВВП РБ
По денежным доходам населения намеченный уровень существенно превышен (112% против 105—106% по прогнозу), а по источникам, т.е росту ВВП, наблюдается значительное отставание.
Во всех странах ЕврАзЭС, кроме Киргизии, в 2002 году наблюдался рост основных макроэкономических показателей, однако его темпы по сравнению с предыдущим несколько замедлились.
В Казахстане в 2005 году рост ВВП составил - 9,5 %, России - 4,2 %, Таджикистане - 9,1 %. В Киргизии объем ВВП снизился на 0,5%, что вызвано спадом производства в металлургической промышленности в связи с перебоями в деятельности недавно построенного золоторудного комбината.
Следовательно, достаточных источников для роста доходов населения и наполнения госбюджета ожидать не следует, как не надо и обольщаться превышением прогнозных показателей по реальным денежным доходам населения. Оно означает лишь усиление разбалансированности экономики, которое тяжелым бременем ложится на субъекты хозяйствования. Это четко прослеживается на состоянии отраслей реального сектора.
Сократили по сравнению с соответствующим периодом 2001 г. производство продукции 31,2% общего числа предприятий, в т.ч. в целом отрасли химической и нефтехимической, а также легкой промышленности. Теоретически при наличии ресурсов объемы производства увеличить не трудно. Гораздо сложнее выгодно реализовать произведенную продукцию, чего как раз и не хватает многим предприятиям.
Несмотря на административные меры в виде целевых заданий, доведенных до предприятий по снижению запасов готовой продукции, объемы нереализованных товаров практически не снижаются. На 1 октября т.г. на складах предприятий находилось товаров на 1049 млрд руб., что составляет 70,4% среднемесячного объема производства, в т ч. на предприятиях легкой промышленности — 122 млрд. руб. (126,9% к среднемесячному объему), в машиностроении и металлообработке—482,1 млрд, (125,1%).
Характерно, что в сентябре при росте объемов производства по сравнению с августом на 101,1 % запасы готовой продукции выросли на 101,6%, в т.ч. по химической и нефтехимической промышленности — на 116,5%, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной — 103,7, пищевой—на 102,7%.
Рост промышленной продукции в 2005 году по сравнению с 2004 годом в Беларуси составил 4,3 %, Казахстане - 9,8 %, России - 3,7 %, Таджикистане - 8,2 %. В Киргизии снижение выпуска промышленной продукции достигло 13,1 %.
По сравнению с началом года запасы готовой продукции в РБ увеличились на 140,3%, что является следствием, выполнения заданий государственных органов по росту объемов производства, с другой — осложнением ситуации на рынках и снижением конкурентоспособности белорусских товаров.
В сельском хозяйстве, где еще в августе ситуация с выполнением прогноза по росту объемов производства казалась вполне благополучной, все резко изменилось В сентябре объем сельхозпродукции снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4,7% В целом за 9 месяцев положительная динамика еще сохраняется (рост 103,2%). Однако рассчитывать на улучшение положения сложно. Во-первых, если была выше прошлогоднего, то по "второму хлебу" (картофелю) она по состоянию на 7 октября оказалась ниже на 5,7%, сахарной свеклы — на 26,2%, кормов заготовлено на 3% меньше. Снизилось и поголовье крупного рогатого скота (на 1,1 %), в т ч коров (на 1%). Поэтому ресурсы, в т.ч. финансовые, для роста объемов производства сельскохозяйственной продукции весьма и весьма ограничены.
Добыча нефти (включая газовый конденсат) в Казахстане и России выросла в указанный период на 18 % и 9 %, составив соответственно 47,2 и 379 млн тонн. Производство нефти в других странах ЕврАзЭС было на уровне около 2 млн тонн.
В 2005 году добыча угля выросла в Киргизии на 5 %, Таджикистане - на 47 %, а в Казахстане и России, напротив, снизилась на 7 % и 6 %, составив соответственно 73,2 и 253 млн тонн.
Рост стоимостного объема импорта энергоносителей прежде всего связан со значительным повышением средней цены на нефть, поставляемую из Российской Федерации. В отдельные месяцы прошлого года (сентябрь, октябрь, ноябрь) средняя цена нефти превышала 200USD за тонну, а в целом по году она составила 181USDпротив 133USD в 2003г.,что при увеличении на 20,3% поставок нефти в натуральном выражении обеспечило прирост импорта на 1,3 млрд.USD.
Производство электроэнергии в Беларуси, Казахстане и Таджикистане выросло по сравнению с 2004 годом на 6 %, в России и Киргизии, напротив, снизилось на 0,2 % и 13 % соответственно.
Существенно (на 268,1 млн. USD) возросли затраты на закупку в РФ природного газа, что в первую очередь обусловлено ростом на 29% его средней цены, а также увеличением на 8,4% поставок газа в натуральном выражении .
Добыча природного газа в Казахстане и России выросла в 2005 году соответственно на 13 % и 2 %. Добыча газа в других странах Сообщества составляет порядка 0,3 млрд кубометров.