Анализ применения современных средвств cals-технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 13:23, курсовая работа

Краткое описание

Т.к. болезнь и история болезни также могут быть рассмотрены с позиции жизненных циклов , возможно применение CALS-технологии для информационной интеграции ЖЦ ИБ.
Цель исследования – изучить основные принципы применения CALS-технологий в медицинских информационных системах.
Объект исследования - CALS-технологии.
Предмет исследования – медицинские информационные системы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы CALS-технологий 6
1.1. Сущность и назначение CALS-технологий 6
1.2. CALS-технологии и медицинские информационные системы 13
2. Проектирование МИС с использованием принципов CALS технологий на примере ГЛПУ Областная клиническая больница №1 г. Тюмени 19
2.1. Моделирование и описание бизнес-процессов ЛПУ 19
2.2. Информационные объекты 20
2.3.Структура БД, проектирование и реализация 23
2.4. Реализация принципов CALS-технологий в МИС 26
Заключение 35
Список литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

курсCALS.doc

— 928.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Теоретические основы CALS-технологий

1.1. Сущность и назначение CALS-технологий

1.2. CALS-технологии и медицинские информационные системы

2. Проектирование МИС с использованием принципов CALS технологий на примере ГЛПУ Областная клиническая больница №1 г. Тюмени

2.1. Моделирование и описание бизнес-процессов ЛПУ

2.2. Информационные объекты

2.3.Структура БД, проектирование и реализация

2.4. Реализация  принципов CALS-технологий в МИС

Заключение

Список литературы


Введение

Первое десятилетие ХХI в. характеризовалось широкой компьютеризацией всех видов деятельности человечества: от традиционных интеллектуальных задач научного характера до автоматизации производственной, торговой, коммерческой, банковской и других видов деятельности, в том числе здравоохранения. В условиях рыночной экономики конкурентную борьбу успешно выдерживают только предприятия, применяющие в своей деятельности современные информационные технологии (ИТ).

Именно ИТ, наряду с прогрессивными технологиями материального производства, позволяют существенно повышать производительность труда и качество продукции и в то же время значительно сокращать сроки постановки на производство новых изделий, отвечающих запросам и ожиданиям потребителей.

Опыт, накопленный в процессе внедрения разнообразных автономных информационных систем, позволил осознать необходимость интеграции различных ИТ в единый комплекс, базирующийся на создании в рамках предприятия или группы предприятий (виртуального предприятия) интегрированной информационной среды (ИИС), поддерживающей все этапы жизненного цикла (ЖЦ) выпускаемой продукции.

Идея ИИС и информационной интеграции этапов ЖЦ стала базовой в подходе, получившем в США название CALS (Continuous Acquisition and Life cycle Support - непрерывная информационная поддержка поставок и жизненного цикла).

Задача применения информационных технологий (ИТ) в медицине и здравоохранении – упростить процедуры планирования ресурсов лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ): обеспечить повышение качества лечения, оптимизировать временные и финансовые затраты, связанные с лечением пациента, обеспечить администрацию информацией, в первую очередь о стоимости лечения и использовании ресурсов ЛПУ. Эта задача остается актуальной не только в России, но и за рубежом, что, например, отмечалось в докладе  Комитета по ИТ при Президенте США [1]. Одним из главных объектов информатизации в медицине выступает «История болезни» (ИБ). ИБ является основным документом, в том числе с юридической точки зрения, в котором отражается весь ход заболевания, процесс, методы и результаты лечения. Правильное и своевременное заполнение данного документа, а также анализ информации, содержащийся в ИБ, с одной стороны – залог качественного медицинского обслуживания, уменьшения количества врачебных ошибок, оптимизации хода лечения заболевания, обеспечения правильности подсчета статистических данных и осуществления взаиморасчетов с пациентом, фондом обязательного медицинского страхования или страховыми компаниями. С  другой стороны – одна из основных проблем, с которой повседневно сталкивается большинство медицинских работников ЛПУ  различного профиля. Естественно, что данную задачу призвано решить создание медицинских информационных систем (МИС) для ведения электронной истории болезни (ЭИБ) [2].

Т.к. болезнь и история болезни также могут быть рассмотрены с позиции жизненных циклов [5], возможно применение CALS-технологии  для информационной интеграции ЖЦ ИБ.

Цель исследования – изучить основные принципы применения CALS-технологий в медицинских информационных системах.

Объект исследования - CALS-технологии.

Предмет исследования – медицинские информационные системы.

В соответствии  целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать понятие CALS-технологии и принципов, которые лежат в основе указанной технологии.

2. Рассмотреть реализацию принципов CALS-технологии в медицинских информационных системах.

3. Изучить опыт проектирования МИС с использованием принципов CALS технологий на примере ГЛПУ Областная клиническая больница №1 г. Тюмени

 

 

 

 

 


1. Теоретические основы CALS-технологий

1.1. Сущность и назначение CALS-технологий

Суть концепции CALS (ИПИ) состоит в применении принципов и технологий информационной поддержки на всех стадиях ЖЦ продукции, основанного на использовании ИИС, обеспечивающей единообразные способы управления процессами и взаимодействия всех участников этого цикла: заказчиков продукции (включая государственные учреждения и ведомства), поставщиков (производителей) продукции, эксплуатационного и ремонтного персонала. Эти принципы и технологии реализуются в соответствии с требованиями международных стандартов, регламентирующих правила управления и взаимодействия преимущественно посредством электронного обмена данными.

ИИС - основа, ядро CALS - представляет собой распределенное хранилище данных, существующее в сетевой компьютерной системе, охватывающей (в идеале) все службы и подразделения предприятия, связанные с процессами ЖЦ изделий. В ИИС действует единая система правил представления, хранения и обмена информацией. В соответствии с этими правилами в ИИС протекают информационные процессы, сопровождающие и поддерживающие ЖЦ изделия на всех его этапах. Здесь реализуется главный принцип CALS: информация, однажды возникшая на каком-либо этапе ЖЦ, сохраняется в ИИС и становится доступной всем участникам этого и других этапов (в соответствии с имеющимися у них правами пользования этой информацией). Это позволяет избежать дублирования, перекодировки и несанкционированных изменений данных, а также ошибок, связанных с этими процедурами, и сократить затраты труда, времени и финансовых ресурсов.

Основное содержание CALS, принципиально отличающее эту концепцию от других, составляют базовые принципы и технологии, которые реализуются (полностью или частично) в течение ЖЦ любого изделия, независимо от его назначения и физического воплощения.

Базовыми принципами CALS являются:

   безбумажный обмен данными с использованием электронной цифровой подписи;

   анализ и реинжиниринг бизнес-процессов;

   параллельный инжиниринг;

   системная организация постпроизводственных процессов ЖЦ изделия - интегрированная логистическая поддержка.

К базовым технологиям можно отнести управление: проектами; конфигурацией изделия; интегрированной информационной средой; качеством; потоками работ; изменениями производственных и организационных структур.

Для реализации CALS-технологий создаются многопрофильные рабочие группы, которые объединяют в своем составе экспертов различных специальностей. Нормативную базу разработок составляют международные и национальные стандарты, регламентирующие различные аспекты CALS-технологий.

В ИИС информация создается, преобразуется, хранится и передается от одного участника ЖЦ к другому при помощи прикладных программных средств, к которым относятся системы CAE/CAD/CAM, PDM, MRP/ERP, SCM и др.      На современном уровне развития промышленной кооперации отсутствие единого комплекса стандартов «электронного описания» различных этапов ЖЦ, обеспечивающих информационное взаимодействие электронных технологий, приводит к значительным дополнительным издержкам в процессах проектирования, подготовки производства, изготовления и эксплуатации продукции.

Ситуация на мировом рынке наукоемкой продукции развивается в сторону полного перехода на безбумажную электронную технологию проектирования, изготовления и сбыта наукоемкой продукции. По прогнозам зарубежных специалистов, после 2005 г. невозможно будет продать на внешнем рынке машинотехническую продукцию без соответствующей международным стандартам безбумажной электронной документации. Таким образом, применение CALS-технологий является чрезвычайно актуальной задачей для повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей.

На эффективность деятельности предприятий, применяющих СALS, непосредственно влияют следующие факторы:

   сокращение затрат и трудоемкости процессов технической подготовки и освоения производства новых изделий;

   сокращение календарных сроков вывода новых конкурентоспособных изделий на рынок;

   сокращение доли брака и затрат, связанных с внесением изменений в конструкцию;

   увеличение объемов продаж изделий, снабженных электронной технической документацией (в частности, эксплуатационной), в соответствии с требованиями международных стандартов;

   сокращение затрат на эксплуатацию, обслуживание и ремонты изделий («затрат на владение»).

Важнейшая проблема, которая решается в области ИТ – это электронное описание изделий в процессах конструирования, технологической подготовки производства и производства продукции. Эта проблема исключительно актуальна для предприятий, поставляющих лицензии по технологии производства наукоемких изделий, в первую очередь, изделий военной техники. Так, например, НИЦ CALS-технологий разработал в 2004 году программный комплекс PDM STEP Suite, который сегодня используется в Уфимском моторостроительном производственном объединении, Таганрогский авиационный научно-технический комплекс (ТАНТК) им. Г.М. Бериева и других предприятиях.

В рамках проблемы CALS исключительно актуальна задача реального перехода предприятий к действительно безбумажным технологиям проектирования, производства и эксплуатации продукции. Для такого перехода необходима соответствующая нормативно-правовая база, определяющая порядок использования электронных документов и электронно-цифровой подписи. Для решения этой проблемы Минпромнауки России организован пилотный проект по разработке нормативно-правовой, научно-методической и программно-технической базы для внедрения электронной документации и электронно-цифровой подписи на промышленном предприятии, который реализуется на Воронежском механическом заводе.

Следующий важнейший блок вопросов применения CALS-технологий - решение задач анализа и реинжиниринга процессов организации и управления производством в соответствии с требованиями МС ИСО серии 9000 версии 2000 г. на системы менеджмента качества. В условиях рыночных отношений проблема создания на предприятии эффективно действующей системы менеджмента качества является вопросом выживания. CALS-технологии позволяют создать на предприятии эффективно действующую компьютерную систему управления качеством продукции, соответствующую международным стандартам ИСО. В настоящее время на ряде промышленных предприятий, в том числе Воронежском механическом заводе, Рязанском СКБ «Спектр», Государственном НИИ авиационных систем, такие системы создаются и апробируются. Результаты апробации позволят в ближайшей перспективе создать и сертифицировать типовую модульную компьютерную систему управления качеством продукции. Тиражирование таких систем даст предприятиям эффективный инструмент обеспечения качества и конкурентоспособности производимой продукции.

Как уже отмечалось, важным направлением является разработка методических и программных решений в области ИЛП наукоемкой продукции. Минпромнауки России организована разработка концепции ИЛП и реализация пилотного проекта по созданию и апробации нормативно-правовой, научно-методической и программно-технической базы для решения задач:

   логистического анализа изделия на стадии его проектирования с целью определения требований к готовности (боеготовности) изделия и допустимых затрат и ресурсов, необходимых для поддержания изделия в нужном состоянии; создания баз данных для отслеживания перечисленных параметров в ходе жизненного цикла изделия;

   создания электронной технической документации, необходимой для процессов закупки, поставки, ввода в действие, эксплуатации, сервисного обслуживания и ремонта изделия;

   создания и ведения «электронных досье» на эксплуатируемые изделия с целью использования данных о ходе эксплуатации совместно с электронной эксплуатационной документацией для определения в каждый момент времени фактического объема работ по обслуживанию и потребности в материальных ресурсах (запасные части, материалы, оборудование);

   создания компьютерных систем информационной поддержки процессов поставки изделий и средств материально-технического обеспечения этих процессов;

   кодификации изделий и предметов снабжения;

   создания и применения компьютерных систем планирования потребностей в средствах материально-технического снабжения, формирования заявок и управления контрактами на поставку таких средств.

Развитие в России CALS-технологий невозможно без создания комплекса соответствующих стандартов. Поэтому Госстандартом России и Минпромнауки России было принято решение о совместном финансировании разработки в 1999-2001 гг. ряда первоочередных стандартов, которые открывают путь к внедрению CALS-технологий в отечественной промышленности. Так, например, в области логистики, в настоящее время разрабатывается стандарт ASD S3000L.

S3000L является развивающейся спецификацией, к работе над которой подключается все больше компаний и организаций из большего числа стран мира.Разработка стандарта ведется под эгидой двух ассоциаций:ASD (AeroSpace and Defence Industries Association of Europe), AIA (Aerospace Industries Association of America).

S3000L разработан для описания всех процессов и требований, управляющих выполнением анализа логистической поддержки (АЛП):

Определяет правила формирования структуры изделия и выбора элементов-кандидатов на АЛП;

   Описывает тип и методологию выполнения определенных видов анализа;

   Определяет основные способы обработки результатов анализа;

   Является интерфейсом между разработчиком и заказчиком;

   Определяет интерфейс между АЛП и соответствующими конструкторскими областями;

   Определяет интерфейс между АЛП и функциональными областями ИЛП.

Информация о работе Анализ применения современных средвств cals-технологий