Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 20:39, курсовая работа
Конфликт, как «постоянный фактор человеческой истории» лежит в основе развития мира. История любого общества – это, в том числе, и история конфликтов, сопровождаю¬щихся психологическими стрессами, материальными, культурными, человеческими потерями. Недаром Бертран Рассел писал: «Всемирная история есть сумма всего того, чего можно было бы избежать». В прошлом, как и в настоящем, столкновение интересов неизбежно.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СТОРОНЫ КОНФЛИКТА 4
2. ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ КОНФЛИКТА 8
3. СУБЪЕКТИВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОНФЛИКТА 12
4. МОДЕЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА НА ОСНОВАНИИ СТРУКТУРЫ И ЭТАПОВ ЕГО РАЗВИТИЯ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
ЛИТЕРАТУРА 27
Ограниченность во времени, ускоренное протекание конфликта искажает восприятие.
4. МОДЕЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА НА ОСНОВАНИИ СТРУКТУРЫ И ЭТАПОВ ЕГО РАЗВИТИЯ
Зная структуру конфликта и этапы его развития, необходимо выработать рациональное отношение к конфликту, как к возможности выявления противоречий, существующих относительно объективно и субъективно. В качестве одного из методов, направленных на использование конфликта в позитивных целях, был разработан «конфликт-метод»[9].
В основу «конфликт-метода» положен анализ структуры конфликта а также закономерность этапов развития «естественного» разворачивания и эскалации конфликтной ситуации.
Этапы конфликта отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения до разрешения:
1. Предконфликтная стадия – нарастание социальной напряженности или формирование конфликта, характеризуется осознанием несовместимости интересов и позиций, консолидацией сторон конфликта; выдвижением требований к оппоненту.
2. Инцидент – конфликтный эпизод, завязка конфликта, ситуация взаимодействия, в которой происходит столкновение интересов или целей участников.
Инцидент может быть спровоцированным, но чаще спонтанным.
Инцидент может быть скрытым (проходящим на уровне эмоционального переживания, не проявляемого вовне) или открытым (на грани каких-то действий или представляющим собой серию таких действий).
3. Эскалация конфликта – прогрессирующее во времени развитие конфликта, обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем предыдущие.
Эскалация может быть непрерывной с постоянно возрастающей степенью напряженности отношений и силы ударов, которыми обмениваются конфликтанты; и волнообразной, когда напряженность отношений то усиливается, то спадает, периоды активной конфронтации сменяются затишьями, временными улучшениями отношений.
4. Сбалансированное противодействие.
Отдельные авторы (А.Г. Здравомыслов, С.В. Соколов) выделяют стадию тупика: равновесие, вызванное неэффективностью предпринимаемых шагов и осознанием пирровой победы, паралич действий, поиск новых подходов и смена лидеров, переоценка собственных интересов, затухание противоборства, перемирие, начало переговоров[10].
5. Завершение конфликта: угасание или преобразование конфликта.
Необходимо различать завершение и разрешение конфликта, это разные понятия. Понятие завершения является более общим и означает любую форму его окончания. Разрешение же предполагает более частный случай завершения конфликта разрешение проблемы, ставшей причиной данного взаимодействия.
6. Послеконфликтная стадия.
Послеконфликтная стадия состоит из 2 фаз:
частичная нормализация отношений характеризуется наличием негативных эмоций, не дающих возможности спокойно реагировать на действия противной стороны. Для этой фазы характерны переживания, осмысление своей позиции, коррекция самооценок, уровней притязаний, отношения к партнеру, обострение чувства вины по отношению к нему;
полная нормализация отношений наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия.
«Конфликт-метод» – это путь познания и способ построения рациональной деятельности, а также освоения конфликтной действительности, с целью выявления противоречий и минимизации деструктивных элементов в конфликте, перевода конфликта в социально-позитивное русло.
Вводя понятие «конфликт-метод» в арсенал методов профилактики конфликтов, поясним его возможности. Он позволяет:
выявить основные противоречия между конфликтующими сторонами;
провести диагностику ситуации на микроуровне;
в соответствии с полученным материалом отделить «пустую» породу от «ценной»;
дать необходимые средства и методы работы с этим материалом самим участникам конфликта;
развивать рефлексивное мышление;
минимизировать разрушительные последствия;
вырабатывать стрессоустойчивые качества в конфликте;
способствовать формированию конфликтологической компетенции.
Как явление в жизни человека, конфликты, как это не парадоксально, с одной стороны – являются трудно наблюдаемыми объектами; с другой – многие процессы не наблюдаются непосредственно, а некоторые представлены явно, как фактический материал, который часто невидим и не осознается конфликтующим, хотя и находится на поверхности. Конфликтующий человек рефлектирует любое воздействие, поэтому экспериментирование с конфликтом крайне затруднено и связано:
с трудностями формулировки и указания целей и методов проведения диагностики конфликта;
с трудностями определения действительных последствий воздействия на развитие конфликта и на поведенческие реакции конфликтующих субъектов;
со сложностью определения взаимозависимости отдельных мероприятий, воздействующих на конфликт;
с неэффективностью проведения многих мероприятий с целью влияния на конфликт.
Одной из главных задач в профилактике конфликтов является познание механизмов развития конфликта и взятие под контроль конфликтующих сторон тех процессов, связей и отношений, которые зависят непосредственно от них самих. Только тогда можно ставить вопрос о возможности управления конфликтом на микроуровне. Поэтому необходимы социальные технологии, строго регламентирующие действия конфликтующих сторон, позволяющие контролировать изменение процессов в конфликте в приемлемые сроки и в нужном направлении. Эффективность социальных технологий зависит от того, насколько будут адекватны целям и задачам принимаемые в конфликте управленческие решения. Поскольку конфликтующие стороны в конфликте зачастую стремятся уклониться от регламентации, то их действия должны быть подкреплены проектируемой и принятой системой ответственности.
Необходимо осознать, что система ответственности – это механизм принуждения, система, подкрепляющая и предопределяющая соотношение ценности принятого решения с ущербом от неверных решений и адекватных санкций за безответственные решения. Для того чтобы механизм начал работать в действии, необходимо «создать» для человека такие условия (или среду), в которых была бы возможность принятия этого механизма, выработки определенных личностных качеств, связанных с ответственностью, а также осознания некоторых поведенческих тенденций в ситуации риска, неопределенности и конфликта. А так как высокий риск, ситуация неопределенности и обострения конфликтов являются неотъемлемыми спутниками социальных инноваций, то среда должна быть «создана» (или смоделирована) в соответствии с этими требованиями. Одним из главных требований является то, что от человека требуется предельное напряжение интеллектуальных, эмоционально-психологических и физических сил на грани возможного. Позитивное развитие конфликтной ситуации возможно через развитие конфликтующего человека (или конфликтующих сторон). А так как взрослый человек может развиваться только за пределами уже достигнутого, то для выявления границ достигнутого, «конфликт-метод» является идеальным методом и соответствует такой задаче.
В технологии должно быть предусмотрено использование конфликтогенных факторов, содержащих в себе информацию, приводящую к неудовлетворенности людей и к появлению и обострению противоречий между ними. Провоцирующим моментом является применение конфликтогена. Конфликтогеном может являться любой предмет, вещь, идея, взгляд, выявляющие разность чувств, отношения, оценок конфликтующих субъектов. Конфликтоген может быть основанием конфликта, более того, один конфликтоген может породить несколько оснований конфликта, по которым может развиваться несколько конфликтов. Отсюда многомерность конфликта, протекающего по разным основаниям, что говорит о необходимости тщательного вычленения конфликта из цепи существования различных этапов конфликтной ситуации, выделения всех его атрибутов – основания, конфликтогенов, фазы нагнетания напряжения, фазы перехода одного конфликта в другой, а также различения самого переходного этапа, в котором заложено сотрудничество, конкуренция и конфликт. Если мы рассматриваем конфликт как метод сопутствующих изменений в образовательном процессе, то необходимо очертить круг задач, которые должны быть поставлены при его использовании, применительно не только к конфликту как структуре и процессам, но и относительно самих конфликтующих людей.
1. Человек в конфликте должен конструктивно осознать все основные ценности, которые находятся во взаимодействии в конфликте, а также элементы конфликта как целостного объекта.
2. Он должен узнать необходимые и достаточные условия, закономерности перехода из одного этапа конфликтной ситуации в другой, а также из одной ситуации конфликта в другую.
3. Он должен уметь спрогнозировать будущую конфликтную ситуацию, которая создается конфликтом.
4. Он должен захотеть конструктивно изменить ситуацию и воспользоваться конфликтом как средством для достижения своей цели, с учетом цели другой стороны. Цель и задачи необходимо научиться ставить и формулировать самостоятельно, беря на себя ответственность за собственные действия, эмоции, чувства, самоопределение в конфликте.
5. Ему необходимо найти смысл и место данного конфликта в жизненной стратегии и подготовиться к будущим конфликтам. На решение этих задач и направлен конфликт-метод. Преимущество этого метода заключается в том, что с его помощью причинная связь постигается не извне, а изнутри.
Построение новых взаимоотношений в конфликте, сохранение самого ценного, что делает людей человечными – это основной смысл профилактики конфликтов. Основной морально-этический принцип долженствования концепции профилактики звучит так: конфликтующие стороны должны стремиться к уменьшению разрушительных сил в конфликтах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как внутриличностный, так и межличностный конфликт – это элементы, затрудняющие коммуникации между людьми.
Для анализа конфликта необходимо определить его составные части или элементы структуры конфликта, которые при всем многообразии конфликтных взаимодействий, тем не менее, задают некий скелет, устойчивую форму, присущую любому конфликту. Несмотря на то, что конфликт это всегда процесс, любой конфликт характеризуется определенным инвариантом его элементов, образующих внутреннюю структуру конфликта как целостного явления. К таким элементам относятся:
стороны конфликта,
предмет и объект конфликта,
образы предмета конфликта,
мотивы конфликта,
позиции сторон.
Знание элементов конфликта позволяет применять методы, направленные на уничтожение, локализацию конфликта или перевода его в позитивное русло. Одним из таких методов является «конфликт-метод». Суть метода заключается в том, чтобы вовремя предотвратить возникновение конфликта, перевести людей из состояния вражды интересов в состояние соревнования на основе общеизвестных правил, настроить их на сотрудничество и взаимопонимание. Таким образом, одной из важнейших функцией «конфликт-метода» в ходе разрешения конфликта является создание условий для его перехода в состояние конкурентной борьбы, а не дальнейшей эскалации конфликта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев В.И. Конфликтология. Казань, 1992.
2. Аненков А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М., 1999.
3. Горлик В.А. Конфликт как метод выявления противоречий.// Вопросы психологии. 2003.№3.
4. Гришина Н.В. Давайте договоримся. СПб., 1993.
5. Громова О.Н. Конфликтология. М., 1993.
6. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 1997.
7. Казанцев А.К., Подлесных В.И., Серова Л.С. Практический менеджмент. Учебное пособие. М., 1998.
8. Кармина А.С. Конфликтология. Учебник. СПб., 2001.
9. Коррассм Ч.Л. Искусство ведения переговоров. М., 1997.
[1] Казанцев А.К., Подлесных В.И., Серова Л.С. Практический менеджмент. Учебное пособие. М., 1998. С. 74-75.
[2] Аненков А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М., 1999. С. 21.
[3] Громова О.Н. Конфликтология. М., 1993. С. 241.
[4] Кармина А.С. Конфликтология. Учебник. СПб., 2001. С. 23.
[5] Андреев В.И. Конфликтология. Казань, 1992.
[6] Гришина Н.В. Давайте договоримся. СПб., 1993. С. 340.
[7] Гришина Н.В. Давайте договоримся. СПб., 1993. С. 349.
[8] Коррассм Ч.Л. Искусство ведения переговоров. М., 1997. С. 67.
[9] Горлик В.А. Конфликт как метод выявления противоречий.// Вопросы психологии. 2003.№3.
[10] Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 1997. С. 99.